Здавалка
Главная | Обратная связь

Влияние глобализации на организационные структуры



Глобализация повлияла на направленность эволюции обще­ственного разделения труда: международное, межнациональное разделение труда вышло за собственные рамки — сформирова­лось межанклавное, межкорпорационное разделение труда, возникли новые его стыки — экономические границы, не со­впадающие с национальными.

Существующую ситуацию отражает процесс зарождения и развития новых организационно-управленческих структур.

Дело в том, что глобализация производственно-инвестици­онного сотрудничества как результат интернационализации производства и капитала модифицирует товарное производ­ство, оно начинает осуществляться на базе перешагнувших на­циональные рамки технологических цепей, обмен готовой (фи­нишной) продукции идет на новых стыках разделения труда товарами, выступающими в новейших формах; субъекты обще­ния в соответствии с товаром и интернационализированным производством выступают в транснациональной форме. Такой поворот исторических событий для многих стран (прежде всего для союзных республик бывшего СССР, стран, входящих в СЭВ) самый благоприятный, так как присутствуют все необ­ходимые атрибуты: в недрах плановой экономики досконально была отработана система хозяйственных связей, продолжают действовать многие снабженческо-сбытовые, денежно-кредитные и расчетно-платежные каналы между предприятиями и организациями этих стран, в том числе и межреспубликанские. Создается благоприятная почва для внедрения транснациональ­ного элемента, а технополисы, формирующиеся финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, консорциумы, союзы этих стран имеют все основания заявить о себе как о субъектах мирового хозяйственного общения.

Определены механизмы реализации этого процесса: инвента­ризация, выявление передовых хозяйственных ячеек, во мно­жестве рассеянных и вкрапленных в национальные производ­ственные сферы; их международная аттестация (получение сер­тификата); создание специализированных международных кооперационных организаций (бирж) и котировка производ­ственных ячеек с целью встраивания в интернационализиро­ванные воспроизводственные процессы (ядра). Все эти действия позволят реально, без существенных затрат оживить производ­ство, создать фонды собственных валютных средств на пред­приятиях и использовать их под гарантии иностранных инвес­тиций для расширения производства. Действенное встраивание в интернационализированные цепи открывает перспективу уча­стия в перераспределении конечной прибыли (доступ к миро­вому доходу).

Производственно-инвестиционная модель сотрудничества на мирохозяйственной арене способствует процессу расчленения производственно-техноло-гических цепей, выходу отдельных зве­ньев за национальные рамки. Но ведь за каждым таким звеном стоит определенная организационно-функциональная структу­ра, будь-то научно-исследовательское звено, проектно-конструкторское, инвестиционное, производственное, внешнетор­говое, сервисного обслуживания и т. д. В результате структуры выстраиваются в различные взаимосвязанные цепи. В целом система мирохозяйственных связей формируется из от­дельных хозяйственных ячеек, в совокупности составляющих специфическую кристаллическую решетку, узлы которой — единичные хозяйственные структуры (организационно-функ­циональная модель мирохозяйственной сферы).

Компоновка организационных структур различного назна­чения в особые ассоциативные группировки дает нам различ­ные хозяйственные структуры, функционирующие в мирохо­зяйственной системе: совместные предприятия, концерны, консорциумы, ТНК, международные комбинаты, ПКА и др. Но если внимательно присмотреться к подобным организаци­онно-функциональным структурам, то несложно заметить в их построении повторяемость отдельных ячеек — единичных орга­низационно-функциональных модулей. Эти модули независимо от их комбинации по своей структуре, как правило, остаются оди­наковыми из-за наличия трех обязательных компонентов: еди­ничной хозяйственной ячейки; производственной связи с дру­гими субъектами; связи с экономической средой функциони­рования. Исходя из товарной формы (единичного товара, товар-группы, товар-объекта, товар-программы), соответствую­щей ей производственно-технологической цепи, кредитно-фи­нансовых и других условий, на базе единичных организацион­но-экономических «кирпичиков» (модулей) можно компоновать различные организационные структуры — субъекты мирохозяй­ственного общения, причем возможны такие структуры, кото­рые не укладываются в традиционные рамки.

Возможно построение так называемых диагональных груп­пировок как симбиоза блоков военного, интеллектуального, финансового, промышленного и другого характера на трансна­циональной основе. Например, создание военных финансово-промышленных групп (ВФПГ), где «военный» элемент присутствует в чистом виде, воинские подразделения (военные базы и др.) могут входить непосредственно в организационные струк­туры (например, в энергетические транснациональные корпо­рации и др.), что обеспечивает защиту национальных стратеги­ческих интересов, делегированных субъектам мирохозяйствен­ного общения.

Следует подчеркнуть и такой момент: внутренние компо­ненты единичного модуля при его выстраивании в определен­ную структуру не остаются неизменными — влияние рынка среды придает им новое качество, например информационное, кредитно-финансовое, правовое и т. д. Меняются и хозяйствен­ные узлы — в сумме они создают новую структуру, присущую хозяйственному субъекту. Все эти изменения имеют свои зако­номерности, и их учитывают по мере формирования сложных структур.

Единичный организационно-структурный модуль участвует в формировании межанклавного (межфирменного) стыка и ярусности (этажности) товарного обращения — это принципиаль­но важное положение для понимания природы развития стра­тегической ситуации в мирохозяйственной сфере.

Таким образом, открываются новые возможности для стра­тегического оперирования на мирохозяйственной арене: орга­низационно-функциональное прогнозирование. При этом выделяет­ся специфический показатель динамических преобразований мирохозяйственной системы, для определения которого ис­пользуется количественная оценка компоненты — производ­ственная взаимосвязь. Здесь речь идет о физическом объеме вза­имных поставок (результатом этого является снабженческо-сбытовой импульс), о построении первого международного организационно-управленческого классификатора на базе единичного структурного модуля и др.

2. Взаимосвязь товарной формы и организационных структур,

Пути развития

Формирование организационно-экономических структур осуществляется в тесном взаимодействии с соответствующими товарными формами, и обеспечение максимального эффекта от выхода во внешнюю сферу зависит от оптимального сочета­ния этих двух компонентов: гибкое приспособление организа­ционных структур к изменяющемуся характеру товара позволя­ет обеспечить долговременный эффект от внешнеэкономичес­кой деятельности.

Возможности современного мирового рынка, которые мож­но выявить и реализовать через удовлетворение изощренно-дифференцированного производственного и потребительского спроса, наложили свой отпечаток на поведение товара. Товар­ная масса удивительно подвижна, принимает различные фор­мы, при этом просматривается эволюция от простейших форм — единичных товаров до их сложнейших комбинаций, сра­щивания с рынком экономической среды и появления в этой связи высших товарных форм - товар-программ, направленных на преобразование инфраструктуры, на решение общенацио­нальных энергетических, продовольственных и других проблем. Однако за многообразием товарных форм следует многообразие организационных структур.

Для национальных участников внешнеэкономической дея­тельности систематизация товарных форм, раскрытие источни­ков их формирования и своевременное их перерастание в следу­ющие, высшие градации имеют особое значение. Оперирование конкретными товарными формами обусловливает и строго опре­деленные организационно-экономические и управленческие формы, присущие только данной разновидности товара. Раскры­ваются возможности формирования организационных структур. Набор организационно-функцио-нальных и управленческих звеньев в рамках организационной структуры должен быть опти­мальным и достаточным не только для производства и продви­жения товаров на рынок, но и для сохранения определенного сектора мирового рынка (за счет достраивания финансовых це­почек, расширения послепродажных мероприятий и т. д.).

Степень развитости этих звеньев зависит от характера това­ра, его формы. Колебания в ту или иную сторону от оптималь­ного создают предпосылки для постепенного вытеснения фирм с рынка.

Современный рынок к соотношению цены и стоимости доба­вил соотношения формы товара и организационной структуры, и этот момент представляет в ходе стратегического маневрирова­ния особый интерес:

- для участников внешнеэкономических связей выход на ми­ровую хозяйственную арену должен сопровождаться не толь­ко конкурентоспособностью товара в общепринятом смысле (качественная характеристика товара, цены и др.), но и организационной «экипировкой» продавца, адекватной то­вару, который появляется на рынке;

- нарушение связи между товарной фирмой и оргструктурой приводит к неоправданному «засорению» сложившихся организационных структур производством нехарактерных для них товаров (это особо следует учесть при конверсии военного производства, когда высокоразвитым организаци­онным структурам в военно-промышленном комплексе на­вязывается производство несвойственных им товаров);

- субъекты международного общения, оперирующие с таким товаром, как товар-программа (отчасти и товар-объект), представляют собой симбиоз коммерческих организаций и го­сударственных институтов. Идет интенсивный процесс со­здания подобных организационных структур с тем, чтобы охватить все аспекты, связанные с куплей-продажей такого рода товара;

- организационно-функциональная проблема затрагивает и методологический аспект. При изучении конъюнктуры мирово­го рынка анализ организационно-функциональной структу­ры субъектов общения занимает одно из центральных мест, служит важнейшим конъюнктурообразующим фактором, так как этот показатель обладает удивительной подвижнос­тью. Организационные структуры отражают характер товара, его форму; в свою очередь, внутри товарных форм движение качественных характеристик может изображаться парамет­рическими методами (при выявлении определенной степе­ни корреляционной связи) ценообразования. Иными слова­ми, уровень цен зависит от организационных структур, и хотя связь эта косвенная, не учитывать ее нельзя.

Исходя из той новой роли, которую играет характер органи­зационных структур не только в изучении конъюнктуры миро­вого рынка (методологический аспект), но и в вопросах выжи­вания фирм на мировом рынке, было бы рационально увязать набор оптимальных оргструктур с той или иной разновиднос­тью товара, т. е. на повестке дня — создание классификатора организационных структур, соразмерного каталогу товарной но­менклатуры.

Формирование подобного классификатора отражает главен­ствующую тенденцию: оперирование в геоэкономическом про­странстве требует принципиально нового подхода к организа­ционно-функциональному построению субъектов мирохозяй­ственного общения. Традиционные структуры уходят с исторической сцены (ТНК, международные монополии, кон­церны). Центральные позиции в геоэкономическом простран­стве занимают временные образования (всевозможные типы кон­сорциумов), которые могут формироваться в сжатое время, ког­да возникает потребность для реализации тех или иных проектов. «Строительным» материалом для таких структур явля­ются организационно-экономические модули, которые «стран­ствуют» в геоэкономическом пространстве, переходят из одно­го альянса в другой, из одной воспроизводственной интерна­ционализированной цепи в другую (блуждающие ядра) в погоне за мировым доходом. Сами эти модули (ячейки) прини­мают различные формы и размеры. Во многих случаях ТНК, международные монополии, концерны выступают в качестве подобных ячеек, из которых образуются гигантские структу­ры — ПКА — для реализации структуроформирующих сделок (товар-программ, товар-объектов и т.д.).

Взаимосвязь между товарными формами и присущими им организационными структурами во многом определяет поведе­ние последних соразмерно поведению товарных форм. Речь идет о «цикле жизни» организационных структур, функционирующих на мирохозяйственной арене, который во многом зависит от «цикла жизни» товара. Тем не менее для организационных структур характерны свои, присущие только им закономернос­ти, отличные от «жизненного цикла» товара: оргструктуры бо­лее консервативны, обладают огромной инерцией, нередко тормозят развитие новейших форм товара — и все-таки рынок «убивает» их через эволюцию товарных форм. Однако и государ­ство обязано вносить своевременные коррекции в этот про­цесс, например, объявлять о банкротстве устаревших структур, что, безусловно, оздоровит экономику.

В едином мире организационные структуры, сформировав­шиеся в рыночной и планово-распределительной сферах, в частности американские и российские, имеют немало общих принципиальных признаков, так как научно-технический прогресс предопределил им единый путь развития. Технологи­ческие идеи сгруппировали разрозненные машины и оборудо­вание (единичные товары) в комплектные технологические линии — товар-группы. В соответствии с этим возникли струк­туры, специализирующиеся на производстве и реализации та­кого рода товара. Индустриальные методы строительства про­мышленных зданий и сооружений, развитие инженерных сетей и коммуникаций, их соединение с технологическими линиями создали новую товарную форму — товар-объект. Таким обра­зом, появились новые организационные структуры, способные увязать эти компоненты. Достижения в смежных отраслях зна­ний позволили объединить различные объекты в единые функ­циональные цепи — товар-программы, в результате чего появи­лись соответствующие структуры на межотраслевой основе, свободно оперирующие такими товарными формами.

Но если на начальных этапах в процессе создания организа­ционных структур выявилось их единство в принципах форми­рования, то затем вскрылись различия. На Западе в 40-х гг. дей­ственным средством конкурентной борьбы были уже не цены, а новые товары, технологии, источники снабжения, формы организации, ибо без этого подрывались основы, да и само существование фирм.

Многие западные корпорации уже к середине 60-х гг. про­шедшего XX в. получили транснациональный статус. Установил­ся стратегический уровень товарного обращения, где ТНК опе­рировали новыми товарными формами, наводняя рынки ши­роким ассортиментом машин и оборудования, реализуя крупные предприятия и сооружения. Развитие воспроизвод­ственных процессов на втором, стратегическом уровне мирово­го рынка привело к формированию новейших корпоративных структур — международных ПКА. Структуры преобразовались в компактные, максимально эластичные и сконцентрированные на решение строго определенного круга задач конкретной фир­мы, например: оргструктуры «Komatsu» (Япония), «Katerpiller» (США), «Bechtel Group Incorporated» (США) и др.

Иной путь становления прошли российские структуры. На­учно-технические разработки (основа российских структур) не подчинялись законам конкуренции. Происходил некоммерческий обмен по принципам, принятым на II сессии СЭВ в Софии (1949 г.), — свободного и бесплатного обмена результатами ис­следований между странами — членами СЭВ. В стратегическом отношении такой подход не имел будущего не только потому, что затраты на исследования поглощали большую часть нацио­нального дохода, — бесплатная передача технических новинок была обременительна. В итоге технические разработки превра­тились в тормозящий фактор, что и сказалось на оргструктурах. Они разрастались хаотично и становились источником консерва­ции определенных товарных форм. В такой ситуации неконку­рентоспособность многих изделий отражает скорее не техни­ческую сторону деятельности организационных структур, а организационно-управленческую.

В то же время российские структуры сегодня находятся в более выгодном положении, нежели американские, благодаря включенной в процесс их построения планомерности. В острой конкурентной борьбе американцы внедряли элементы плано­мерности в оргструктуры. Это относилось к внутрифирменным поставкам, трансферным ценам для внутрифирменных расче­тов, к программированию деятельности корпораций.

Для российских оргструктур эти моменты были естествен­ны, отработаны многолетней практикой. Иными словами, эле­менты конкуренции и планомерности в двух моделях построе­ния оргструктур как бы зеркально опрокинуты, конкуренция с зачатками планомерности в США и планомерность при прак­тическом отсутствии конкуренции в России.

Какие возможности имеются у западных ТНК для скорей­шей интеграции с российскими ТНК?

Во-первых, доставшиеся в наследство уникальные производ­ственные структуры в рыночных условиях трансформируются по лучшим образцам транснациональных фирм. Наиболее круп­ные ТНК военно-промышленного и энергетического комплек­сов обретают законченный транснациональный статус, адек­ватный по механизму действия мирохозяйственной сфере.

Во-вторых, значительное число ТНК, с которыми выгодно сотрудничать западным партнерам, формируется на базе уже принадлежащих к государствам — членам СНГ производствен­ных и снабженческих звеньев отраслевых структур. Задача со­стоит в том, чтобы объединить эти звенья в ТНК, консорциу­мы, международные промышленные объединения (союзы, аль­янсы) и т. п., нацеленные на реализацию крупных проектов (товар-программ).

В-третьих, идет процесс формирования международных консорциумов с участием российских структур (аналогично крупнейшим ассоциациям по освоению регионов).

На начальном этапе огромным полем приложения сил для таких зарождающихся консорциумов послужит заключение крупномасштабных структуроформирующих сделок по освоению месторождений полезных ископаемых (нефти, газа, леса, не­металлических минералов, редкоземельных элементов и т. п.), созданию новой инфраструктуры целых регионов, развитию технополисов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.