Здавалка
Главная | Обратная связь

Борьба российских корпоративных структур за мировой доход



Каким образом Россия выстраивает свою внешнюю стратегию? Учитывает ли она в качестве ориентиров централь­ный вектор мирового развития — геоэкономический? Каким образом используется стратегическая пауза в условиях геоэко­номического передела мира?

Отвечая на эти вопросы, следует констатировать следующее.

Россия «застряла» на старых геополитических подходах. Геополитический «невроз», привязка национальных интересов не к экономическим, а только к административным границам страны, игнорирование вышеотмеченных мировых реалий при­вели к тому, что российская внешняя политика практически вычеркнула из своего поля зрения экономическую составляю­щую мировой политики, отдав ее на откуп устаревшей торгово-посреднической доктрине. И это не преминуло сказаться: боясь транснационализации своей экономики (в основном по идео­логическим соображениям), подменив последовательную фундаментальную проработку перехода России на новую геоэконо­мическую доктрину своего развития геополитическими игра­ми, Россия все далее и далее отбрасывается на обочину мирового развития.

Торговая модель внешнеэкономических связей законсерви­ровала систему ВЭС на мизерных результатах (так, удельный вес России в мировой торговле в настоящее время находится на уровне 2%), при этом доля машин и оборудования в общем объеме российского экспорта составляет еще более крохотную цифру (около 5,5%). Такой структурно перекошенный товаро­оборот, где львиную долю в российском экспорте занимают сырьевые позиции (в основном энергоносители), приводит ко все более опасному структурному перекосу, к структурной де­формации российской экономики, придавая ей сугубо колони­альный характер: с одной стороны, гипертрофированно разви­вая металлоемкое и энергоемкое машиностроение и консерви­руя это направление на долгие годы, а с другой — оставляя на сырьевом энергетическом пайке российское машиностроение, в том числе ВПК, создавая топливный дефицит для армии. В своей энергетической и сырьевой внешнеэкономической стратегии Россия допускает серьезный стратегический просчет: она выбрасывает «вовне» по экспортно-импортным (торговым) операциям свои ресурсы, не будучи признанным участником мировых воспроизводственных циклов, тем самым подпитывая бесперебойную работу мировых воспроизводственных циклов и закрепляя за собой статус огромного «хозяйственного двора» американских, западноевропейских и японских транснационализированных воспроизводственных комплексов.

Для реализации геоэкономической стратегии нам необходим переход от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей. Дело в том, что геоэкономическая парадигма требует своего институционального оформления, своих специфических организационно-функцио-нальных и ко­ординирующих структур. У нас нет носителей геоэкономичес­ких государственных интересов в лице мощных российских транснациональных корпораций и финансовых российских групп, которым государство могло бы делегировать реализацию национальных геоэкономических устремлений. Нам необходи­мо научиться оперировать не только товарной массой на миро­вом рынке, но и хозяйственными структурами, вписывая их в различные воспроизводственные циклы с целью участия в фор­мировании и распределении мирового дохода. Актуальность та­кой постановки вопроса мы уже отметили ранее. Мы же попали в плен торговой модели. Огромная пирамида уп­равления в области внешнеэкономических связей держится на торгово-посреднических организациях, в том числе и в госу­дарственном секторе управления этой сферой. Данная тенден­ция продолжает усугубляться. Более того, идет выхолащивание внешнеэкономического (производственно-инвестиционного) характера общения с внешней сферой.

Пройденный путь не принес ничего нового, возвратил нас, по сути, к 50-м гг. О воспроизводственной модели внешнеэконо­мических связей — основе мировой экономической системы — нет и речи. Да и дипломатический корпус «не взвалил» себе на плечи реализацию этой задачи. Мировая тенденция экономизации внешней политики не затронула Россию и это при том, что необходимость «разработки и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала ее ре­ализации, перехода на геоэкономическую (производственно-инвес­тиционную) модель внешнеэкономической связи» в ясной и четкой форме сформулирована в ряде директивных документов.

Российские ФПГ проявляют удивительную инфантильность в борьбе за свой статус носителя стратегических национальных интересов. Имея уже в течение длительного времени такую мощ­ную поддержку со стороны президентских структур (см. выше­указанное Послание), они не приложили никаких усилий по ее реализации. В опубликованной программе Правительства под­черкнуто место финансово-промышленных групп в формирова­нии оптимальной структуры российской экономики, способной включиться в мировую хозяйственную систему. Послание по на­циональной безопасности Президента РФ и провозглашенная стратегия Правительства должны придать новый импульс разви­тию финансово-промышленных групп, активизации концепту­альных проработок как в области структуры стратегических ФПГ, так и арсенала их оперирования в мировой геоэкономи­ческой системе. Наука способна ответить на многие возникаю­щие в связи с этим вопросы, но здесь нужна четкая координа­ция и целый ряд нестандартных шагов. Представляется, что в роли координатора могла бы выступить российская ассоциация ФПГ. Первоочередная задача в этом направлении — разработка организационно-управленческой системы ВЭС России в новых геоэкономических условиях с выработкой базовых критериев при формировании стратегических ФПГ.

Положение можно поправить реализацией давно назревших реформ управления, которые позволили бы, с одной стороны, разгрузить отягощенный управленческой сферой госбюджет, а с другой — создать новейшие геоэкономические структуры, в том числе Государственный геоэкономический комитет, принять федеральную целевую программу «Геоэкономика», сформиро­вать федеральный научно-исследовательский центр по данной проблеме, приступить к разработке геоэкономического атласа мира (в том числе и его компьютерной версии) и т. п. Назрела острая необходимость в разработке и принятии нового норматив­ного документа — модельного рамочного закона «О государ­ственной политике в области геоэкономики и геофинансов».

Удивительное дело, мы все время говорим о внешнеэконо­мических связях и, тем не менее, искусственно подменяем их внешней торговлей, закрепив эту подмену в Законе от 13 ок­тября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторго­вой деятельности». Тем самым способствуем сворачиванию внешнеэкономической деятельности и возвращению ее на внешнеторговые рельсы, открываем путь к безудержной струк­турной деформации национальной экономики, потере страте­гических ориентиров национального развития, подменяем дол­говременную геоэкономическую стратегию конъюнктурными геополитическими инициативами.

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.