Здавалка
Главная | Обратная связь

Одним из атрибутивных признаков государства является идеология.



Тема 9. Государственная идеология как социально-политический феномен

Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокуп­ность граждан одного государства. Нация-государство, или национальное госу­дарство, как субъект политики. Национальная идея – выражение этнокуль­турной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией
и своего стремления к самоорганизации (самосохранению) в качестве нации-государства. Национальная идеология – выражение самосознания нации, ее ин­тересов, чаяний и устремлений.

Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идео­логия – целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязан­ных идей, ценностей и представлений, в которых образующая государство общ­ность (народ) осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти. «Государственная идеология» как видовое понятие (обозначение признака, общего для всего множества государств); «идеология данного государства» как единичное понятие (обозначение того же признака
в его индивидуальной конкретности, характерной для определенного государства). Совпадение предметного значения понятий «национальная идеология», «государ­ственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология госу­дарства» и их взаимозаменимость в соответствующих контекстах. Определение понятия «идеология белорусского государства». Другие синонимичные ему термины.

Роль идеологии государства как основы духовного единства народа, внутрен­ней целостности и консолидации общества, программы социальной жизнеде­ятельности нации, средства политической мобилизации граждан. Познаватель­ная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная функции государст­венной идеологии.

Понятие элементов государственной идеологии; ее культурно-историче­ская (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная состав­ляющие. Уровни государственной идеологии: теоретико-концептуальный; про­граммно-политический; обыденно-актуализированный. Механизм функциони­рования государственной идеологии как совокупность лиц, институтов, орга­низаций и учреждений, обеспечивающих формирование, систематизацию, норма­тивно-правовое закрепление и распространение государственной идеологии.

Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государствен­ная идеология. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе. Обеспечение соответствия содержания частных идеологий законодательству государства.

Государственная идеология как социально-политический феномен

Термин «государство» имеет несколько значений: первое – совпадает с понятием «страна»; второе – сложный институт (определенная организация общественной деятельности и социальных отношений) политической системы общества.

С позиций второго подхода, государство – это совокупность институтов, регулирующих политические отношения в обществе, облеченных легитимной властью и призванных обеспечивать реализацию интересов граждан.

Особенности государства как политического института:

- наличие специальной группы людей, которая от имени народа осуществляет верховную власть в стране, делегируемую ей большинством, и организует управление общими делами;

- право от имени общества вырабатывать и проводить внутреннюю и внешнюю политику, участвовать в международных делах;

- монопольное право на принуждение в интересах господствующего меньшинства или всего общества;

- монополия на издание законов, имеющих всеобщий характер в его границах, и взимание налогов для общественных наук.

Как живой, постоянно развивающийся организм, государство на каждом этапе своего развития обладает специфическими признаками и свойствами, одни из которых исчезают, другие трансформируются, приобретают новое содержание, соответствующее уровню развития общественных отношений.

В современной научной литературе имеются два подхода к определению нации. Во-первых, нация мыслится как естественное сообщество людей, основанное на общности происхождения, этнических, исторических, культурных особенностей. В таком понимании нация не является политическим образованием, не имеет цели, хотя и имеет призвание, которое исторически случайно и по сути является стихийно проявляющимися возможностями самораскрытия. Во-вторых, нацией называется исторически сложившееся культурное и политическое общество, высшая форма цивилизованного единства людей. Нация в данном смысле обладает организацией, структурами власти, целью, гражданским согласием.

Понятие национального государства соотносится со вторым из указанных смыслов понятия нации. Государство не сводится к нации как к естественному сообществу, основанному на принципе национальности. Следует иметь в виду, что исторически не нация первична по отношению к государству, а государство по отношению к нации.

Одним из атрибутивных признаков государства является идеология.

По своему статусу, политическому влиянию и сфере распространения выделяют общественные и государственные (общенациональные) идеологии. Общественные идеологии формируются и действуют в сфере гражданского общества, служат идейной основой гражданских партий, общественно-политических движений и объединений. Государственные (общенациональные) идеологии отличаются государственным масштабом действия, выражают общенациональные интересы и ценности, включая совокупность идей о становлении и происхождении народа, формировании его самосознания, особенностях и роли политической системы, развитии национальной экономики. Ни одно государство не может осуществлять свою деятельность без соответствующей идеологии. Это не противоречит ст.4. Конституции Республики Беларусь: «Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан», а указывает на то, что в демократическом обществе существует многообразие мнений и идеологий, и что государственная идеология должна быть максимально рациональной и реально отражать интересы нации, выступая ее «духовной программой».

Таким образом, общенациональная идеология представляет собой совокупность взглядов и представлений об основах социально-политического устройства конкретного общества и в частности белорусского, его исторических истоках и приоритетах развития, систему норм, идеалов и ценностей социального действия различных субъектов общественных процессов, обеспечивающих сохранение традиций, а также динамику преобразований и построение оптимальной модели государственного устройства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.