Здавалка
Главная | Обратная связь

Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции



Государственная идеология как социально-политический феномен

Понятие государства как политического сообщества

Государство как институт власти возникает тогда, когда в человеческом

Сообществе появляется частная собственность, которую необходимо охранять. Само сообщество начинает делиться на классы в зависимости от владения ими частной собственности. Таким образом, государство - это особый аппарат, который охраняет общественный порядок. Этот аппарат состоит из особых отрядов вооруженных людей - армии, полиции, имеющих в своем распоряжении соответствующие учреждения. Необходимые для содержания госаппарата средства поступают в виде налогов, для сбора их существует армия чиновников.

История знает различные типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Формы управления бывают различными; республика (президентская и парламентская), конституционная монархия. Существуют и диктаторские режимы. Форма правления зависит от зрелости самого общества в том или ином государстве, развитости его демократической системы и экономики. Государство, как правило, формировалось на определенной территории, где проживали определенные народы. Человеческое сообщество жило племенем, а затем появляется народность, и на этапе формирования капиталистических отношений образуется нация.

Нации (народы) как государственно-организованные сообщества людей выступают одним из субъектов политических отношений. Каждый народ вырабатывает определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей исторического развития. Указанную совокупность воззрений называют национальной идеологией.

Доминирующее в сознании определенной общности людей представление, согласно которому они рассматривают себя в качестве нации и в силу чего считают себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей.

Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания народа, отражающее главный итог познания общностью самое себя и условий своего бытия; она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях.

Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая в то время не обладала своей государственностью, а занимала территорию, входившую в состав Российской империи на правах ее окраины, северо-западного края. Белорусскому народу, ощущавшему на себе тяжесть национального и социального угнетения, еще предстояло осознать себя национальной целостностью, встать вровень с другими народами на путь обретения национальной независимости и самостоятельной государственности. Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа, впервые прозвучавшей в начале XX века в стихотворении Я. Купалы «А хто там iдзе?». Поэт отвечает: «Белорусы». Именно в этом объединяющем слове заключалась тогда главная идея национального самоопределения и государственного становления белорусского народа.

Сформулированная Я. Купалой идея национальной самобытности белорусского народа, необходимости человечески достойного национального и гражданского самосознания («людзьмi звацца») нашла дальнейшее развитие и конкретизацию в деятельности газеты «Наша нiва».

В процессе развития, обогащения и конкретизации белорусской национальной идеи акцент стал смещаться от социокультурной ориентированности национального самосознания на ориентированность национально-государственную. Наиболее ярко эта идея проявилась в творчестве М. Богдановича.

Таким образом, национальная идея не изобретается, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей определенного народа, предполагающих его целостность и узнаваемость другими.

Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции

Теперь рассмотрим, что собой представляет государственная идеология. Государство, будучи формой самоорганизации в единое целое определенного сообщества людей, т.е. формой бытия нации (народа), с момента своего конституирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. С наибольшей полнотой данное положение находит свое проявление в жизнедеятельности общества демократического типа. На это обратил внимание Э. Дюркгейм, который интерпретировал государство как форму проявления самосознания народа: «Для демократического общества народ и государство - это только две стороны одной и той же сущности. Государство - это народ, входящий в сознание более полное, ясное». Поэтому государственная идеология может быть только национальной идеологией. И напротив, совокупность идей, которая противоречит коренным интересам данной нации, не может выступать в качестве ее национальной, а значит, и государственной идеологии.

Политически, т.е. государственно, организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединять народ или народы во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития. «Государство, - писал испанский философ Ортега-и-Гассет, - каким бы оно ни было - первобытным, античным, средневековым или современным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете, заключается в организации нового типа общественной жизни. Государство и программа жизни, программа человеческой деятельности и поведения, - понятия неразделимые». (Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001г. с. 162). Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свои черты как таковое. Разрушение государственной идеологии означает разрушение и самого государства. Подтверждение - опыт Советского Союза. В период перестройки Советский Союз лишился своей идеологической основы и перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибели СССР, указывал бывший президент США Б. Клинтон: «...Расшатав идеологические основы, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке».

Хорошо сформулированная государственная идеология, таким образом, есть непременное условие эффективности как внутренней, так и внешней политики государства, обеспечения его стабильности и прочности. Она мобилизует граждан на достижение общественно значимых целей - в этом ее основное предназначение.

Государственная идеология выполняет следующие функции:

1) теоретическая - она позволяет создать определенную теоретическую модель социального мира, места и роли человека в нем;

оценочная - дает возможность выявить и обосновать ценность тех или иных социальных явлений, из которых складывается социальная действительность, а также соотнести эту действительность с потребностями, желаниями, предпочтениями и стремлениями большинства людей;

целеполагания - формулирует цели, способные увлечь людей на активную деятельность. При этом призывы и требования идеологии выступают не в абстрактной, а в конкретной форме. Выявляемые цели вбирают в себя исторический опыт многих поколений, несут в себе особенности образа жизни и менталитета данного народа;

создание позитивного образа желаемого будущего дает возможность сформулировать такой образ общественного устройства, который бы удовлетворял потребности, интересы, стремления многих людей, желательно, их большинства;

образовательно-воспитательная - ее задача сформировать у людей определенные политические, нравственные, эстетические и иные убеждения и ценностные ориентации;

мобилизующая функция позволяет задавать людям ту или иную направленность мыслей, чувств, мобилизовывать их волю, интеллект, действия для достижения определенных целей;







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.