Графика в программе SPSSСтр 1 из 7Следующая ⇒
Как правило, диаграмма зависит от конкретной статистической процедуры, следовательно, рассматривать все тонкости построения диаграмм имеет смысл лишь в контексте обработки данных. Поэтому вся специфическая информация относительно конкретных диаграмм излагается по мере необходимости в главах книги, посвященных статистическому анализу. А здесь собраны лишь общие сведения, касающиеся диаграмм вообще, и по большей части эти сведения связаны с редактированием уже созданных диаграмм. Установленный по умолчанию шрифт для диаграмм SPSS, как правило, некорректно отображает русскоязычные наименования переменных и их меток. Для решения проблемы в меню Edit (Редактирование) выберите команду Options (Параметры), в открывшемся диалоговом окне перейдите на вкладку Charts (Диаграммы) и в списке Font (Шрифт) выберите тот шрифт, который допускает отображение кириллицы. Обычно это шрифты с окончанием Суг, например Arial Cyr, Times New Roman Cyr и др. Графика в программе SPSS п. лее перечислены далеко не все, по наиболее часто используемые виды графиков. Стол6иковые диаграммы (bar graphs), или гистограммы для дискретных переменных. Эти графики применяются для отображения распределения частот встречаемости значений переменной, имеющей небольшое количество градаций. Например, с помощью столбиковой диаграммы удобно представить распределение учащихся но трем классам или по их ориентации па поступление в вузы четырех типов, и т. д. Столбиковые диаграммы делятся на простые, кластерные и стековые. ь- Гистограммы (histograms) внешне напоминают столбиковые диаграммы, однако, как правило, иллюстрируют распределение объектов по диапазонам значений непрерывной переменной (имеющей большое число возможных значений). С помощью гистограммы было бы удобно представить распределение учащихся но диапазонам значений успеваемости (отметки) или диапазонам тестовых значений. ? Лилейные графики (line graphs) применяются для иллюстрации различных за ? Круговые диаграммы (pie charts), как и столбиковые, зачастую применяются ? Парето-диаграммы (pareto charts) сочетают свойства столбиковых диа ? Коробчатые диаграммы (box plots) основаны па ироцеитилях и являются ? Диаграммы рассеивания (scatter plots) часто используются для отображения ? Диаграммы столбцов ошибок (error bar charts) включают столбцы, отобра SPSS предоставляет дополнительную очень удобную возможность построения графиков в диалоговом режиме. В меню Graphs (Графики) имеется подменю Interactive (Интерактивные), в котором представлен широкий спектр команд, позволяющих строить диаграммы в интерактивном режиме: добавлять переменные, изменять категории данных и т. п. Другими словами, работая исключительно с графиками, вы можете добиться такого же результата, как если бы применили статистические процедуры. Иногда такая возможность может оказаться полезной для пользователя, однако до этого необходимо освоить стандартные приемы работы с SPSS как в отношении статистики, так и в отношении графики. Поэтому описание процедур интерактивного построения диаграмм выходит за рамки Глава 5.Диаграмм темы этой книги. Предполагается, что пользователь, набравший некоторый опыт работы с программой SPSS, сможет в дальнейшем с легкостью экспериментировать с интерактивными графиками. Пример диаграммы На рис. 5.1 приведена диаграмма, которую мы постарались создать так, чтобы па ее примере проиллюстрировать максимально возможное число понятий, необходимых при работе с графическим средствами SPSS. Конечно, нам не удалось охватить одним примером все нужные термины, однако если в процессе работы вам понадобятся пояснения, касающиеся того или иного понятия, большую часть ответов на ваши вопросы вы сможете найти здесь. Обратите внимание, что вводимая терминология не является универсальной; напротив, она носит скорее локальный характер и предназначена для использования в рамках данной программы. Например, понятие ось значений носит для нас вполне определенный смысл, который может не совпадать со смыслом, вкладываемым в это понятие в других статистических или графических программах. Внутренняя рамка Заголовок щСЬаШ • SPSS Chart Editor
Estimated MarginaljMeans of 6тМЕТКА2 45,
Заголовок оси — значений 44- 5? 43^ Ось значений (у) -^е-—
£? 4 2. (О 0> Та Е 'Я Ш Ось категорий (х) — Г -- Сплошная линия У Пунктирная линия - Легенда (условные обозначения) ▼ муж»-~~>- Метки легенды
Сноска Метки оси категорий Маркеры Рис. 5.1. Пример диаграммы Диалоговые окна команд построения графиков Диалоговые окна команд построения графиков Большинство статистических процедур, описанных в последующих главах книги, имеют встроенные средства построения графиков. Тем не менее программа SPSS предоставляет возможность разделения задач построения графиков и задач статистического анализа. Вы можете с равным успехом отредактировать готовый график, полученный в результате применения статистической процедуры, или новый график, созданный при помощи меню Graphs (Графики). В этой главе пет пошаговых процедур, однако рекомендации, которые вы здесь найдете, позволят вам эффективно работать с диаграммами. Мы опишем два основных тина диалоговых окон, которые используются графическими процедурами SPSS. Диалоговое окно первого типа можно увидеть после выбора одной из команд построения диаграмм. На рис. 5.2 представлено диалоговое окно, появляющееся на экране при выборе команды Ваг (Столбец) в меню Graphs (Графики). Рис. 5.2. Типичное диалоговое окно, появляющееся после выбора команды построения графика Как правило, с помощью элементов интерфейса верхней части окна вы можете выбрать тип диаграммы — в данном случае доступен один из типов Simple (Простой), Clustered (Кластерный) и Stacked (Стековый), а в нижней части указать, какие данные вы намерены использовать. Типы диаграмм будут меняться в зависимости от вида диалогового окна; для того чтобы указать нужный тин, щелкните иа кнопке с миниатюрой диаграммы слева от ее названия. Варианты используемых данных для большинства типов диаграмм одни и те же. ► Переключатель Summaries for groups of cases (Сводка по группам объектов) означает, что задействуется одна переменная, а столбцы диаграммы отразят число объектов каждой градации этой переменной. Например, для переменной класс диаграмма будет состоять из трех столбцов, соответствующих трем классам учащихся; для переменной пол — из двух столбцов, отображающих число 8В____________________________________ Глава 5. Диаграммы учащихся женского и мужского иола; для переменной вуз — из четырех столбцов, представляющих количество учащихся в каждой из четырех групп предпочтительных вузов. ? Переключатель Summaries of separate variables (Сводка по отдельным перемен ? Переключатель Values of individual cases (Значения для каждого объекта) предна На рис. 5.3 показана характерная часть «вторичных» диалоговых окон большинства команд построения диаграмм, появляющихся при щелчке на кнопке Define (Определить). Как вы видите, это группа из пяти переключателей. Чаще других используются переключатели N of cases (Количество объектов) и % of cases (% объектов) — каждый столбец или сегмент графика представляет число (процент) объектов в каждой из категорий. Несколько реже используются переключатели Cum. n of cases (Накопленное количество объектов) и Cum. % of cases (Накопленный % объектов) — первый столбец представляет число объектов в первой категории, второй — число объектов в первой и второй категориях, третий — в первой, второй и третьей категориях и т. д. £wn n of cases С Сищ< X of cases Olhet summary fonctbn Рис. 5.З. Переключатели выбора варианта представления данных для диаграммы На рис. 5.4 показаны две диаграммы, построенные для переменной хобби: диаграмма слева строилась при установленном переключателе N of cases (Количество объектов), а диаграмма справа — при установленном переключателе Cum. n of cases (Накопленное количество объектов). Переключатели % of cases (% объектов) и Cum. % of cases (Накопленный % объектов) аналогичны описанным выше с той лишь разницей, что но вертикальной оси диаграммы откладывается не количество объектов в категории, а их процент от общего числа объектов. Редактирование графиков и Диаграмм
Рис. 5.4. Диаграммы, построенные с использованием количества объектов (слева) и накопленного количества объектов (справа) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|