Здавалка
Главная | Обратная связь

Дитяче рух після піонерії

III. ИДЕОЛОГИЯ

3.1. В центре идеологического и психологического воздействия — вождь. Портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина были обязательным атрибутом, присутствующим не только во всех казенных учреждениях, в школах, детских садах, но даже и в таких местах как сапожные мастерские, бани и пр.

Портрет сам по себе — иконистический знак человека. Но в идеологической обработке населения, начиная от раннего детства, портрет вождя превращается в символ генеральной идеи — «коммунистическое завтра», счастливое будущее для человечества.

Октябрятские значки в виде октябрятской звездочки включали в себя портрет маленького Володи Ульянова (Ленина), комсомольские значки — портрет взрослого В.И. Ленина в профиль.

Портреты, фотографии, книги о Ленине — неизбежно становились предметами развивающей среды школы, домов пионеров, пионерских лагерей и других учреждений, ответственных за коммунистическое воспитание молодого поколения.

Портрет вождя был призван влиять на эмоциональную сферу советского человека, начиная с раннего возраста.

В соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду в СССР уже двухлетних детей привлекали к участию в украшении портрета В.И. Ленина в групповой комнате, ставилась задача учить детей узнавать В.И. Ленина на портретах, воспитывать чувство уважения к вождю26. В последующие годы (от трех до семи лет) в задачи воспитания в раздел «ознакомление с окружающим» постоянно включаются задачи «воспитывать чувство уважения к вождю», продолжать учить узнавать В.И. Ленина на портретах и др. Для детей от четырех до пяти лет в задачи воспитания включается: «Воспитывать любовь к родным местам, к Родине». «Дать представление о том, что В.И. Ленин был большим другом детей и взрослых, заботился о них, что советские люди чтут память о В.И. Ленине. Дать детям доступные их пониманию представления о всенародных общественно-политических праздниках, о Советской Армии… воспитывать любовь к родным местам…».

Для детей от пяти до шести лет в задачи воспитания включается: «Расширять представления детей о родной стране, о всенародных общественно-политических праздниках. Углублять знания о В.И. Ленине, воспитывать уважение к нему…»; «Продолжить воспитывать чувство уважения и любви к В.И. Ленину, основателю Советского государства… Дети должны знать фамилию, имя, отчество родителей…». Ознакомление с окружающим определяет расширение знаний о жизни и деятельности В.И. Ленина, о празднике Великой Октябрьской социалистической революции, о том что советские люди работают так, как завещал В.И. Ленин»27.

Для детей от шести до семи лет ставятся следующие задачи воспитания: «На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине, уважение к В.И. Ленину — основателю нашего государства…». «Продолжать воспитывать чувство уважения к В.И. Ленину и его соратникам, закреплять представления об их жизни и деятельности». «Дать детям элементарные представления о работе В.И. Ленина и его товарищей, соратников (Н.К. Крупская, Ф.Э. Дзержинский) по созданию первого в мире государства рабочих и крестьян»28.

Таким образом, начиная с портрета вождя и воспитания через него любви и уважения к В.И. Ленину и его делу, с первых лет жизни детям прививалось отношение к общегосударственному делу — построению коммунистического завтра и формировалась личность советского человека.

3.2. С самого начала построения организации пионером называли члена коммунистической организации детей и подростков Советского Союза. Это название воплощает представление о первооткрывателе — идущем вперед, прокладывающем новые пути человеку.

Слово «пионер» символизировало стремление юных ленинцев активно участвовать в общественной жизни страны, помогать партии и комсомолу в решении задач коммунистического строительства, готовиться стать достойной сменой старших поколений — комсомольцев и коммунистов.

3.3. Девиз пионера — один из важнейших символов и идеологий пионерской организации. Он выражал самую главную идею пионерского движения. На призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»29 пионер отвечал: «Всегда готов!»30

Со словами девиза к пионерам обращались коммунисты, комсомольцы, вожатые во время вручения им пионерского галстука, на сборах дружин и отрядов, слетах и праздниках пионеров, а также по окончании пионерского приветствия, обращенного к делегатам партийных и комсомольских съездов, конференций. Отвечая на девиз, пионеры отдавали салют.

3.4. Торжественное обещание пионера Советского Союза — клятва юного ленинца, которая звучала во время ритуала вручения ему красного пионерского галстука. У Красного знамени перед коммунистами и комсомольцами, вожатыми и учителями, перед лицом своих товарищей по пионерской организации каждый вступающий в ряды организации давал Торжественное обещание: «Я, ФИО, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации перед лицом своих товарищей, торжественно обещаю и клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия Советского Союза, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза»31. Выполнять Торжественное обещание — значит следовать в пионерской жизни, школьных делах, поступках и поведении всем нравственным нормам советского общества.

Законы пионеров Советского Союза раскрывали подросткам содержание основных идейно-нравственных норм поведения и деятельности члена коммунистической организации детей и подростков страны:
• пионер предан Родине, партии, коммунизму;
• пионер готовится стать комсомольцем;
• пионер держит равнение на героев борьбы и труда;
• пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины;
• пионер настойчив в учении, труде и спорте;
• пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду;
• пионер — товарищ и вожак октябрят;
• пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран32.

Содержание законов пионеров отвечало целям и задачам пионерской организации. Они ставили пионера в позицию помощника партии и комсомола в борьбе за коммунизм, требуя от него активного участия в жизни своей организации, в коллективных делах своего отряда и дружины.

Вожатые были призваны не только разъяснять содержание законов пионеров Советского Союза, их связь с Моральным кодексом советского человека, но и организовывать систематическую и разнообразную деятельность дружин и отрядов в соответствии с целями и задачами пионерской организации.

Моральный кодекс строителя коммунизма33 был принят на XXII съезде КПСС (1961). Приведем текст этого кодекса:
«Партия считает, что Моральный кодекс строителя коммунизма включает такие нравственные принципы:
• преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
• добросовестный труд нa благо отечества: кто не работает, тот не ест;
• забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
• высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
• коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех и все за одного;
• гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат;
• честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
• взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
• непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
• дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
• непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
• братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами».

Пионерская организация была построена на основе опыта других детских и подростковых организаций XX в. Ее функционирование определялось опытом эмпирической работы с массами и психологией подросткового возраста.

Опыт Скаутинга, Гитлерюгенда и Пионерской организации сегодня должен быть тщательно проанализирован и обсужден для теоретического обоснования детских и подростковых организаций, так необходимых для социализации и воспитания личности подростков.

 

Пласт

Вместо «привет» эти парни и девушки говорят «С.К.О.Б.», здороваются левой рукой и носят разноцветные галстуки. Это пластуны — украинские скауты. Они патриоты, у них есть свой кодекс чести и правила жизни. «Новая» узнала, как из обычных ребят делают настоящих разведчиков.

Скаутинг (с английского переводится как «движение разведчиков») появился еще в начале XX в. Его основатель — Роберт Баден-Пауэлл — был генералом британской армии он решил передать молодежи свое умение всюду проникать и выходить сухим из воды. Позже он написал книгу «Скаутинг для мальчиков», которая имела ошеломительный успех. По сей день юные разведчики всего мира считают ее своей «библией». В виде занимательной игры бойскауты и герлскауты знакомились с жизнью, учились бороться с трудностями и взаимодействовать с природой.

Многие ошибочно считают, что пионеры появились гораздо раньше скаутов. Но это не так, ведь первые кружки бойскаутов сформировались еще в 1907 г. в Англии. Пионерские отряды — лишь 15 лет спустя. Более того, пионерия была откровенной «калькой» скаутского движения. А вся ее символика скопирована со скаутской. Даже девиз «Будь готов! — Всегда готов!» позаимствован. Пионеры «одолжили» у разведчиков и игровую форму воспитательной работы с детьми, и разделение на отряды, и институт вожатых, и даже сборы у костра. Советская власть наполнила пионерию «глубоким» идеологическим смыслом. В то время философия скаутов — держаться подальше от религиозной, военной или политической пропаганды.

Украинские скауты называют себя пластунами. Во времена казачества так называли воинов черноморского войска. Они были лучшими стрелками, ходоками, людьми выносливыми, способными целые дни проводить в засаде, под дождем или в снегу. Пласт — самая большая скаутская организация в Украине. Она основана 12 апреля 1912 г., когда во Львове принесли первую пластовую присягу на верность Богу и Украине. «Отцами» движения стали Петр Франко (сын Каменяра), Иван Чмола, и Александр Тисовский.

Никаких гвоздей

Пласт — это как большая молодежная игра. Путь юного украинского разведчика начинается с 6 лет. Хотя прийти сюда можно в любом возрасте. Здесь ребята осваивают все прелести самостоятельной жизни, от быта до карьерного роста.

Звание пластуна присваивают в 18 лет — после принятия присяги. Киевлянин Андрей Ференций, один из самых активных пластунов, дал клятву пластуна совсем недавно. «Новой» он рассказал, что это значит для него.

— Это как родной дом. Здесь я нашел друзей и возлюбленную. В Пласте каждый может быть самим собой. Летом наступает любимая пора — время лагерей. Как говаривал родоначальник скаутов Баден-Пауэлл, год скаута делится на две части: 2 недели лагерей и 50 недель — подготовки к ним.

На протяжении года украинские скауты встречаются раз в неделю. Эти встречи называют сходынамы. Там-то юных разведчиков и учат выживать в любых условиях. В частности, вязать из веревок узлы. «Но зачем?» — спросите вы. Разбивая лагерь, скауты должны смастерить деревянные ворота, кухню и столы. Все это они обязаны сделать, не применяя гвоздей и не срезая в лесу зеленые деревья (используют только сухие). Скауты берегут природу.

— Мало кто из моих сверстников смог бы самостоятельно соорудить деревянную кухню, используя лишь веревку, — с гордостью говорит Андрей, — или, к примеру, разжечь костер без спичек. С одной стороны, это несложно, но и не так-то просто.

Перед тем как ехать в лагерь, пластуны изучают местность. Желательно, чтобы поблизости были водоем и какое-нибудь село. Тогда не придется везти многие продукты с собой — овощи, хлеб, молоко, все свежее можно будет приобрести у местных жителей. С собой берут лишь те продукты, которые не портятся: консервы, крупы, макароны и обязательно варенье, сгущенное молоко, печенье и конфеты.

Категорически запрещено брать в поход мобильный телефон и МР-3-плеер. В случае крайней необходимости каждый скаут может воспользоваться телефоном руководителя лагеря.

Костер без спичек

Пластунский лагерь — как маленькое государство со своими порядками. На его территории всегда есть ворота, кухня, флагшток и туалет, который пластуны называют «лятрына».

Пластунам некогда скучать. Они проводят всевозможные игры и преодолевают полосы препятствий с траншеями из грязи. Как настоящие разведчики, они выполняют разные задания: на скорость разжигают костер определенной высоты и кипятят на нем воду, оказывают первую медпомощь и отвечают на вопросы на засыпку по любой теме.

Вечер у пластунов — любимое время. Юные разведчики собираются вокруг костра, играют на гитаре, поют песни и оживленно беседуют. Интересно, что по традиции костер разжигают без спичек.

— Каждая встреча чему-то посвящена, — рассказывает молодой пластун, — тему готовят заранее. К примеру, как-то у нас был вечер, посвященный Олимпийским играм. Мы устроили целое телешоу. Двое ведущих вели репортаж с места события и подводили к выступлению команд — каждый кружок подготовил небольшое 5-минутное выступление. Было очень весело!

Иногда в лагере выпадают праздники. Например, если у одного из ребят день рождения, его поздравляют с утра всем отрядом и делают ему подарок. У пластунов есть забавный обычай — дарить имениннику «пластунский шоколад». Его готовят по специальному рецепту: в миске смешивают разное печенье, сгущенное молоко, орешки, изюм и курагу. По консистенции это похоже на кашу. Такой вот тебе шоколад!

Различают по галстукам

Пластуны — настоящие патриоты, они бережно хранят все украинское. Их главные обязанности — быть верным Богу и Украине, помогать другим и жить по пластовому закону. Есть у юных разведчиков и свой кодекс чести — пластовой закон. Он состоит из 14 пунктов: держать слово, доводить дело до конца, быть справедливым, придерживаться правил честной игры, беречь природу и здоровье...

Пласт делится на четыре возрастных подразделения, которые называются уладами. Первый — для самых маленьких от 6 до 11 лет (новаки). Во втором уладе — подростки 11-18 лет (юнаки). В третьем — люди 18-30 лет (старшие), в четвертом — сеньоры. Различают все эти группы по галстукам, повязанным на шее: новаки носят желтые, юнаки — малиновые, старшие — зеленые и сеньоры — коричневые.

Символ всех скаутов — цветок лилии. При этом в каждой стране его немного видоизменяют в соответствии с национальными мотивами. И неудивительно, что в Украине лилия вплетена в трезубец.

Піонери

«Травневі союзи», «Артілі трудівниць», літні майданчики і товариства були попередниками піонерів. Ці об'єднання виникли в Москві на початку минулого століття. Але всі вони не здобули такої популярності як рух скаутів. Скаути в Росії з'явилися в 1909 році. Це були дружини юних розвідників. 50 000 скаутів налічувалося в 143 містах Російської Імперії. І хоч згодом піонери перейняли чимало традицій скаутів, після 1917 року скаутський рух зазнало критики, і вже в 1926 році було розгромлено з ініціативи радянської влади. Але треба пам'ятати, що зовнішність піонерів не був би таким, якби не досвід в Росії скаутського руху.

Друга Всеросійська конференція РКСМ, що пройшла в 1922 році, схвалила досвід розвитку дитячого руху в Москві, було прийнято рішення про поширення його по всій країні. Саме так і з'явилася піонерська організація, яка до 1924 року носила ім'я Спартака. А вже в 1924 році відбулося перейменування в легендарну і звичну для вуха сучасника Всесоюзну піонерську організацію імені В.І. Леніна. Ще через п'ять років в Москві пройшов перший всесоюзний піонерський зліт. Але тільки в 1934 році піонерія закріпилася в школі, до цього дня піонерські загони розташовувалися або за місцем проживання, або на підприємствах. З приходом піонерії в школу почався новий виток її розвитку. Наскільки сильно було ідеологічне початок піонерського руху і його популярність серед дітей, можна судити хоча б по тому, як багато зробили піонери в роки Великої Вітчизняної війни. П'ять мільйонів рублів, зароблені піонерами Москви, були передані ними на будівництво танкової колони «Московський піонер», яка в 1942 році була передана Червоній Армії. Відомий досвід роботи юних тимурівців, які проявили величезну мужність і самовідданість у воєнні роки.

Імена піонерів-героїв Марата Казьові, Зіни Портнова, Валі Котика, Лені Голікова назавжди увійшли в історію і донині є прикладами патріотизму і сміливості для нинішніх підлітків.

І хоч у повоєнні роки піонерія стала все більше залежати від ідеології правлячої партії і в цьому плані втрачала якусь автентичність, це не завадило їй стати найбільш значимою організацією країни для дітей, найавторитетнішою і яскравою своїми справами і традиціями. Хлопці не тільки отримували найважливіший досвід соціалізації, але й вчилися разом трудитися, відпочивати, спілкуватися. Піонерія приваблювала хлопців і своїми романтичними ідеалами, вона показувала дитині його значимість і визначала його мети, виховувала громадянську позицію. За це і любили її хлопці, і досі по піонерським багаттям, речівки та дружинним справах ностальгую дорослі люди, які свого часу носили червоний галстук на грудях.

Дитяче рух після піонерії

І хоч ще в 80-і почався процес деполітизації піонерії, у союзних республіках почали утворюватися свої дитячі організації, лише в 1991 році стався справжній розвал піонерії. Стали виникати десятки нових дитячих організацій, але вони не були настільки масовими як радянська піонерія.

У 90-ті отримало нове життя скаутський рух («Національна організація скаутського руху Росії», «Організація Російських Юних Розвідників», «Російський Союз Скаутів»). Близько десяти тисяч скаутів сьогодні налічується в Росії.

У грудні 2006 Урядом Російської Федерації була прийнята стратегія молодіжної політики РФ.

В России о пионерском детстве пишут не так, как в Германии пишут о детстве гитлерюгендском. В пионерской организации предпочитают видеть советский вариант скаутского движения. Думаю, что это все-таки натяжка. Появлению пионерского движения предшествовала основательная зачистка, полное уничтожение всех старых детских организаций. Решение о роспуске скаутских организаций было принято в 1919 году, то есть за два года до создания пионерской организации. А распускать было кого. К началу революции русское скаутское движение охватывало около 50 тысяч детей.

Формально пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. От традиционного скаутского движения она отличалась жесткой централизацией и тем, что главной ее задачей стало воспитание граждан, целиком преданных советской идеологии.

Созданием «нового человека» большевики озаботились уже в 1919 году. Принятая VIII съездом РКП партийная программа требовала, чтобы школа была превращена «из орудия классового господства буржуазии в орудие... коммунистического перерождения общества». Школа должна была не столько учить, сколько воспитывать.

В 1920-е годы увидели свет сотни статей и брошюр, объясняющих учителям, как преподавать арифметику или химию под марксистским соусом. Учителям предлагалось видеть в своем предмете прежде всего материал, иллюстрирующий идеологические схемы. Через все преподавание проводилась мысль, что «материалистическое и диалектическое объяснение мира самое простое и удобное, наиболее практическое» и что «победа материалистического мировоззрения невыгодна эксплуатирующим классам».

Однако превратить школу в то место, откуда будут выходить материалисты и атеисты, не удавалось очень долго. Крестьянский быт, выстроенный в соответствии с церковным календарем, успешно противостоял школьной пропаганде. Против устоявшегося уклада и авторитета родителей школьный учитель оказался бессилен.

Вскоре поклонники идеи воспитывать будущих коммунистов силами школьных учителей заговорили о том, что крестьянской традиции следует противопоставить новый советский быт. Идея нового советского календаря, дни которого посвящены не православным святым, а различным революционным деятелям, в 1920-е годы очень активно обсуждалась. Для борьбы с Православной Церковью атеисты были готовы культивировать дохристианские по происхождению народные обычаи. Высказывались, например, предложения возродить празднование дня Ивана Купалы. Однако создать действующую систему советских, языческих или еще каких-нибудь праздников коммунистическим агитаторам так и не удалось.

Против старших


Неудачи советизации быта пытались компенсировать созданием особого детского мира, противостоящего миру взрослых. А поскольку для традиционной крестьянской культуры конфликт поколений был малоактуальным, понадобилась особая детская организация, которая бы помогала детям противостоять той системе ценностей, которые исповедовали родители. Для этого-то и нужны были пионеры.

Комсомол и пионерия позиционировали себя как союзы молодых, союзы тех, кому принадлежит будущее. Это будущее — с развевающимися красными галстуками, кострами, песнями — можно было противопоставить прошлому — с колокольным звоном, церковными песнопениями и крестными ходами. Объединив в себе черты поддерживаемой режимом организации и неформального молодежного движения, пионерская организация приобретала среди детей самую настоящую популярность.

Ситуация, когда государство науськивало неформалов-подростков на родителей, совершенно уникальна. При этом официальная пропаганда провоцировала детей поступать вопреки воле родителей. Ребенка, пошедшего против старших, воспевала литература. Наиболее талантливым из текстов такого рода является известное стихотворение Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» (1932), посвященное умирающей от скарлатины девочке, не согласившейся надеть крестик. Думаю, что песни, которые в своем гитлерюгендском детстве самозабвенно распевала героиня Кристы Вольф, были столь же талантливы.

В результате деятельности педагогов и пионерских вожаков для молодежи ходить в храм стало, как сказали бы сейчас, «не круто». Травля со стороны сверстников была куда более действенным средством антирелигиозной пропаганды, чем государственные репрессии. Педагоги всячески провоцировали детей высмеивать своих верующих соседей и спорить с ними. Детям церковных старост и просто церковных людей приходилось терпеть постоянные насмешки.

Позже, когда советская идеология победила, как казалось, полностью и окончательно, детская литература перестала противопоставлять детей родителям. Послушание старшим вновь вошло в число детских добродетелей. Новые поколения детей, читая включенное в школьную программу стихотворение Багрицкого, искренне недоумевали: почему девочка не хочет пойти навстречу матери и почему такой пустяк, как отказ надеть крестик, является героизмом?

«Для какой полезной цели можно использовать храм?»


Настоящим питомником по разведению «нового человека» могли стать детские дома. События революции и Гражданской войны привели к тому, что огромное количество детей было оторвано от семей и воспитывалось государством. В 1924 году журнал «На путях к новой школе» напечатал отчет об антирелигиозных беседах, которые проводил в одном из детских домов двадцатилетний учитель Петр Алампиев. Он предлагал строить беседы по схеме платоновских диалогов. Учитель задавал детям наводящие вопросы (что такое религия? что такое Бог? возможна ли религия, если нет языка? были ли попы у древних людей?) и, разбирая ответы, постепенно подводил их к нужным выводам. И лишь после того, как дети усваивали в качестве истины в последней инстанции предлагаемые атеистическим мировоззрением схемы, учителя начинали читать с ними Ветхий Завет.

Когда ребенок читает Ветхий Завет под руководством умного учителя-атеиста, у него создается впечатление, что атеизм — это его сознательный выбор, сделанный после знакомства с первоисточниками. После такого чтения Священного Писания учитель провел для школьников экскурсию по храмам. Вот как об этом мероприятии рассказывал сам организатор: «Подойдя к собору, мы осмотрели его извне и малость побеседовали о его высоте, стоимости и т. д. ...Перед самым входом даю детям задачу: в церкви осмотреться и прикинуть, для какой более полезной цели можно было бы использовать храм...»

Когда эти дети выросли, они, конечно же, вспоминали умного молодого учителя, который так наглядно вскрыл им поповский обман. Я не сомневаюсь в том, что в гитлерюгенде были не менее яркие учителя. Но немцы, в отличие от нас, научились отличать человеческий восторг перед горячими и искренними проповедниками нацизма от содержания этой проповеди. А нам еще предстоит этому учиться. И юбилей пионерской организации мог бы стать хорошим поводом для того, чтобы об этом задуматься.

Гітлерюргент

Гитлерюгенд (нем. Hitler-Jugend, старая орфография Hitlerjugend, сокращение HJ) — юношеская военизированная нацистская организация, которую возглавлял Рейхсюгендфюрер.
Организация «Гитлерюгенд» была основана 3—4 июля 1926 в Веймаре как национал-социалистическое молодёжное движениеВ последние годы Веймарской республики гитлерюгенд внёс свой вклад в эскалацию насилия на улицах немецких городов. Организованные группы гитлерюгенда нападали на кинотеатры, где шли показы антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории многих регионов Германии. Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодежь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке (социал-демократ) запретил школьникам вступать в гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны. Однако подобными мерами с гитлерюгендом невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодёжную организацию. Подвергнутые наказанию активисты коричневого движения выдавали себя за «жертв», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку гитлерюгенда, как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле, например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали — у каждого под фартуком здоровенный нож», — вспоминал один из очевидцев. Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, приклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов гитлерюгенда (здесь следует отметить, что гибли юноши и из прокоммунистических молодёжных объединений).
Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодёжи» в районе Моабит, быстро стало известно — Герберт Норкус. В своё время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись.

Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодёжи». Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению: "Никто не отнимет у нас надежду на то, что наступит день мести. И тогда те, кто болтает о гуманности и любви к ближнему, но убили нашего товарища без суда, узнают силу новой Германии. Тогда они будут молить о пощаде. Слишком поздно. Новая Германия требует искупления".

 

Во время съездов НСДАП проводился День Гитлерюгенда. Во время этого дня проходили партийные митинги на Франкенштадионе, который расположен на территории съездов НСДАП.

Руководство гитлерюгенда старалось любыми способами привлечь молодежь. Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодежные слеты, международные встречи с членами молодежных фашистских объединений Италии и других стран. Совместная жизнь делала гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи. Проводились регулярные паломничества в Браунау-на-Инне, на родину Гитлера. Любой юноша мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование, журналистика, музыка, спорт и т. д.
Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки гитлерюгенда, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были. Участие в гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребёнке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора». Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приема в младшую возрастную группу — юнгфольк. Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.

В гитлерюгенде важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к евреям, по истории — биография Гитлера, история НСДАП, политическое страноведение, причем, наибольшее внимание уделялось странам фашизма.

Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития ставились соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха. Проводились соревнования по лёгкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту.

 

1 декабря 1936 года, по принятии «Закона о гитлерюгенде» (Gesetz über die Hitler-Jugend), а затем в 25 марта 1939 года — по принятии «Молодёжного служебного долга» (Jugenddienstpflicht) прежде формально добровольное участие в движении стало обязательным. С вступлением в должность руководителя организации Бальдура фон Шираха гитлерюгенд стала частью НСДАП.

 

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединенный к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодежи:

Эта молодежь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь.
Гитлерюгенд. 1938

 

Скаути (?)

В июне 1907года английский лорд и генерал Второй англо – бурской войны Роберт Баден – Пауэлл собрал на маленьком островке Браунси группу мальчишек – подростков. Они разделились на патрули по пять человек в каждом и придумали себе названия: «Буйволы», «Волки», «Вороны» и т.д. Выглядели ребята живописно: зеленые блузы, шорты, широкополые шляпы и шейные платки разного цвета. Баден - Пауэлл, не будучи педагогом, выбрал правильный метод воспитания - через игру и дело. Юные разведчики (именно так переводится слово «скаут») жили в палатках вдали от цивилизации, учились самостоятельно выживать в сложных условиях: разжигать костры, кашеварить, оказывать медицинскую помощь, ориентироваться на местности. Именно практические действия на открытом воздухе легли в основу скаутского метода. Первый опыт такого воспитания умел успех, и уже в 1908 году вышла книга Баден – Пауэлла «Скаутинг для мальчиков». Во многих городах Европы нашлись последователи увлекательного почина, стали печататься книги и выходить журналы для руководителей. Постепенно сформировались свои законы, правила, традиции. Каждый участник добровольно брал на себя обязательство выполнять свой долг перед Богом, Родиной, перед собой и другими людьми. Эти три долга стали основными принципами скаутского движения. Его также отличали независимость и непричастность к политике.

В 1909 году скаутское движение стало известно в России, и уже скоро в парке Павловска полковник лейб- гвардии Его Величества полка Олег Иванович Пантюхов зажег первый скаутский костер. Скаутским движением заинтересовался сам Николай II . Пригласив на обед О. Пантюхова, подробно расспросив его о скаутах, царь понял, как необходима и своевременна для России идея скаутизма. Действительно, после русско – японской войны страна переживала кризис; разочарование, тоска и безверие тяготили умы не только взрослых, но и подрастающего поколения. А увлекательная скаутская деятельность в ненавязчивой форме учила самостоятельности и выносливости, честности и благородству, воспитывала любовь к Родине и готовность умереть за нее.

Скаутские отряды стали возникать по всей стране. Руководителями их были настоящие подвижники, известные люди. В. А. Попов, главный редактор журнала «Вокруг света», стал руководителем первого скаутского отряда в Москве; писатель В. Янчевецкий (псевдоним В. Ян) на свои средства издавал литературу для руководителей скаутского движения. Покровителем русских скаутов стал святой Георгий (Победоносец). Именно в день его памяти, 6 мая, проводились большие праздники посвящения в скауты.

А потом в России произошел переворот, к власти пришли большевики, и участь скаутов была решена. Главным борцом против скаутов, ряды которых насчитывали к тому времени уже 53 тысячи человек, стала Н. К. Крупская. Не политизированное движение, имеющее к тому же иностранные корни, никак не соответствовало новой идеологии. На советской территории наблюдались попытки спасти скаутские организации: так, например, было создано движение «юк – скаутов» (юных коммунистов - скаутов). Но все было тщетно: на скаутов, которые к тому же стали соперниками комсомольцев, начались гонения. Движение было объявлено реакционным, буржуазным. Дошло до того, что пионеры и комсомольцы стали писать на скаутов доносы в ОГПУ. Организаторов, руководителей движения арестовывали, отправляли в лагеря. Но вплоть до 1927 года скауты подпольно вели свою деятельность и поддерживали отношения с О. Пантюховым, который в это время уже не жил в России.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.