Психодиагностика развития детей дошкольного возраста.
Методика интервью с ребенком
Автор: А.И.Захаров. Цель: выявление детско-родительских отношений как фактора развития личности ребёнка. Форма проведения: опрос. Ребёнку последовательно задаётся 7 вопросов, на которые он даёт устные ответы. После этого психолог может записать ответы письменно, либо во время интервью – на магнитофон (можно этот материал, при необходимости дать послушать воспитателям или родителям) ВОПРОСЫ: 1. С кем ты живешь дома? Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребёнок называет наименее значимое для него лицо. 2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты, в ней изображал: маму, папу или себя? Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола. 3. Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в 1-ю очередь (папу, маму?). Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней. 4. Если с тобой случилась беда, тебя оба дел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.) Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми. 5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)? 6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому? Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения (в ответах на 5-6 вопросы). Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей. 7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама) работать? Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей. Оценка эмоционального развития ребенка Автор: чешский психолог и педагог Й.Шванцара В авторской редакции методика носит название «Профиль чувственных проявлений». Цель диагностики: выявление признаков психического напряжения и склонности детей дошкольного возраста к невротическим проявлениям. Порядок работы. За ребёнком в течение нескольких дней ведётся наблюдение. Результаты наблюдений фиксируются в дневнике, а затем могут быть представлены в виде оценочной шкалы, т.е. по 17-и оценочным позициям:
К оценке каждой позиции можно добавить дополнение (т.е. какой-то необходимый комментарий) «Особые обстоятельства проявления». Это могут быть: проявление в отношении кого-либо (мамы, воспитателя, товарищей и пр.), в следствие аффективного, болезненного или посттравматического состояния (стресса, в случае переезда семьи на новую квартиру, в случае предпраздничного настроения) и т.п. Шкала оценки интенсивности проявления того или иного фактора в баллах следующая: - 0 – «нет»; - 1 – «немного»; - 2 – «средне»; - 3 – «очень много»; - 4 – «крайне много». Хотя общий результат можно интерпретировать качественно, но – при желании – его можно проранжировать. Например, в следующем виде: - 0-17 – чувственные проявления значительно ниже нормы; - 18-30 – ниже нормы; - 31-40 – норма; - 41-51 – выше нормы; - 52-68 – чувственные проявления значительно выше нормы.
Оценка уровня интеллектуального развития (Методика "Чем залатать коврик?") Цель данной методики, основанной на прогрессивных матрицах Дж.Равена , - определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, способен практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике (в отечественной интерпретации С.М.Морозова, 1980) применяются картинки теста Равена из серии А (всего же в матрицах Равена используется стимульный материал из 60 матриц, в чёрно-белом варианте, по 5 сериям – A, B, C, D, F) [6]. Оценка результатов · 10 баллов - ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.; · 8-9 баллов - ребенок решил правильно все задачи за время от 21 до 30 сек.; · 6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.; · 4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.; · 2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.; · 0-1 балл - ребенок не справился с заданием за время даже свыше 60 сек. Стимульный материал
Выводы об уровне развития Ø 10 баллов – очень высокий уровень; Ø 8-9 баллов – высокий уровень; Ø 4-7 баллов – средний уровень; Ø 2-3 балла – низкий уровень; Ø 0-1 балл – очень низкий уровень развития. Оценка уровня самооценки дошкольника (Методика «Лесенка») Данная методика была впервые предложена О.В.Хухлаевой в 1988 году. Цель методики: определение типа самооценки дошкольника (с составлением последующих рекомендаций, необходимых для родителей и воспитателей). Ход выполнения методики. Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание (см. рис.). Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом .деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)». Используется стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «сильный — слабый», «смелый — трусливый», «самый старательный — самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д. Стимульный материал
Оценка результатов
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум. Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
Психодиагностка отношения ребенка к сверстникам Авторы: Н.В.Нижегородцева и В.Д.Шадриков Предназначается для опроса родителей или воспитателей. Инструкция: Опрашиваемому (родителю или воспитателю) предлагается 10 утверждений, касающихся отношения конкретного ребёнка к сверстникам по ДОУ. Если отмеченная особенность поведения свойственна ребёнку, соответствующее утверждение оценивается в 1 балл, если нет – 0 баллов. Чем ниже итоговая сумма, тем меньше проблем у взрослых в отношении общения ребёнка со сверстниками. Утверждения: 1. Старается устраниться от активного участия в игре. 2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям. 3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями. 4. Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят. 5. Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания быть первым в игре. 6. У него нет друзей ни в детском саду, ни во дворе. 7. Избегает общения с другими детьми. 8. В игре всегда стремится получить значимую роль. А если не получает её, то отказывается играть. 9. Не проявляет интереса к коллективным играм, играет один. 10. Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: - 7-17 баллов – у ребёнка серьёзные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям; эти трудности обязательно проявятся в отношениях с одноклассниками в школе; - 4-6 баллов – трудности обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками чаще всего из-за недостаточного опыта и/или неуверенности в себе; - 1-3 балла – трудности в общении ситуативны и/или обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива. Диагностика математических способностей дошкольников (Ильченко С.В.)
1. Критерии оценки уровня сформированности количественных представлений у дошкольника 1.1. Вторая младшая группа (четвёртый год жизни) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|