Здавалка
Главная | Обратная связь

Воспринимающий тест



Цель: выявить способность адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента.

Инструкция: прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши.

Стимульный материал (см. Альбом-Приложение).

Критериальные блоки уровней развития чувства ритмического восприятия:

1 блок заданий

1.1. Попатенко Т. «Вальс» = 1 балл (№7);

1.2. Арсеев И. «Наша игра» = 2 балла (№8);

1.3. Шуберт Ф. «Серенада» = 3 балла (№9);

2 блок заданий

2.1. Филиппенко А. «Чудо, чудеса» = 1 балл (№10);

2.2. Дементьев В. «Ква-ква» = 2 балла (№11);

2.3. Шопен Ф «Мазурка №4» = 3 балла (№12);

3 блок заданий

3.1. Русская народная песня «Ворон» (или 3.1.1. «Я на горку

шла») = 1 балл (№13 или 14);

3.2. Укр.танец «Приглашение» (или Мендельсон Ф. Концерт

ми минор для скрипки ) = 2 балла (№15 или 16);

3.3. Пономарева И. «Песенка про Карлсона» = 3 балла (№17).

Схема (алгоритм) предъявления теста:

Блок заданий Код ритмического воспроизведения фрагмента Успешное/неуспешное определение ритма Присваи-ваемый балл
  1-й блок   1.3. +/ - 3 / 0
1.2. + / - 2 / 0
1.1. + / - 1 / 0
  2-й блок 2.3. + / - 3 / 0
2.2. + / - 2 / 0
2.1. + / - 1 / 0
  3-й блок 3.3. + / - 3 / 0
3.2. + / - 2 / 0
3.1. + / - 1 / 0

Критерии оценки:

· высокий уровень – способность правильно определить ритм примера 2-й или 3-й степени сложности. Сумма – от 7 до 9 баллов (Например: 3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);

· средний уровень – способность адекватно определить ритм примеров 2-го или 1-го уровня сложности. Сумма – от 4 до 6 баллов (например: 2+2+2; или 2+2+1; или 2+1+1);

· низкий уровень – способность адекватного восприятия лишь самых простых музыкально-ритмических фрагментов. Сумма – от 1 до 3 баллов (например: 1+1+1; или 1+1+0; или 1+0+0).

*ПРИМЕЧАНИЕ: после успешного определения ребенком воспринимаемого им ритмического фрагмента необходимо перейти к следующему по сложности блоку заданий (минуя оставшиеся задания данного блока).

 

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Автор: Анисимов В.П.

Тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимульным материалом служит аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов (полное музыкальное предложение) по характеру соответствующих центральной части и четырем векторам диагностического ключа-матрицы эмоций. Таким образом, одна серия предъявления теста включает в себя пять разнохарактерных музыкальных фрагментов. Для составления такого стимульного материала могут служить музыкальные циклы для детей Д.Кабалевского, А.Хачатуряна, С.Прокофьева, К.Хачатуряна, С.Майкапара, А.Гречанинова, С.Боневича, А.Тушинка и др. (например, см. Таблицу 1). Всего предъявляется четыре серии фрагментов:

1-ая серия составляется в соответствии со средним уровнем сложности в определении эмоционально-смысловой рефлексии;

2-ая серия соответствует слабому уровню эмоциональной отзывчивости и составляется из фрагментов, отражающих «переферийные» характеристики диагностического ключа-матрицы и, поэтому, легко определяемых эмоциональных реакций в ответ на однозначное и ярко выраженное музыкальное воздействие (эта серия предъявляется только в том случае, если реципиент не сумел справиться с предыдущей, – 1-ой);

3-я серия соответствует хорошему уровню и состоит из фрагментов, требующих чутких реакций на тонкие нюансы переживаний, соответствующих характеристикам, близким к центральной части диагностического ключа-матрицы;

4-ая серия – высокий уровень эмоциональной отзывчивости – строится на основе требований 3-ей серии, где музыкальные фрагменты осложнены тональными модуляциями (или отклонениями), фактурными, регистровыми, темпо-ритмическими и другими контраст-сопоставлениями музыкального языка.

Таблица 1. Примерный список музыкальных произведений, соответствующий векторам диагностического ключа-матрицы

1) В.Котельников “Колыбельная”; 2) А.Хачатурян “Андантино”; 3) С.Прокофьев “Сказочка”; 4) Р.Шуман “Хорал”; 5) Р.Шуман “Шахерезада” 6) Г.Свиридов “Колыбельная песенка”; 7) К.Тушинок “Я играю блюз”; 8) А.Гречанинов “Марш”; 9) К.Тушинок “Великан”; 10) К.Тушинок “Силачи” 11) К.Тушинок “Менуэт слонов” 1) Г.Свиридов “Дождик”; 2) К.Тушинок “Цветной дождь”; 3) С.Прокофьев “Пятнашки”; 4) Г.Свиридов “Попрыгунья”; 5) Г.Свиридов “Парень с гармошкой”; 6) Р.Шуман “Солдатский марш”; 7) С.Прокофьев “Марш”; 8) Р.Шуман “Охотничья песенка”; 9) К.Тушинок “Фанфары”
1) Г.Свиридов “Грустная песня”; 2) А.Гречанинов “Недовольство”; 3) Ю.Штуко “Ночное шествие”; 4) С.Прокофьев “Раскаяние”; 5) А.Хачатурян “Лядо серьезно заболел”; 6) Р.Шуман “Первая утрата”; 7) С.Прокофьев “Траурное шествие”; 8) С.Майкапар “Похоронный марш” 1)С.Майкапар “Тревожная минута”; 2) К.Тушинок “Сердитый медвежонок”; 3) Г.Свиридов “Упрямец”; 4) А.Хачатурян “Сегодня запрещено гулять”; 5) А.Хачатурян “Две смешные тетеньки поссорились”; 6) Г.Свиридов “Колдун”

 

Инструкция: «Давай сыграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, – какое настроение она у тебя вызывает, какие образы тебе хотелось бы выразить во время ее звучания? «

1-й (вербальный) вариант задания: Подбери слова, подходящие для твоего переживания, чувства.

*ПРИМЕЧАНИЕ: при затруднениях ребенка в самостоятельном определении ему предлагается выбрать из заранее подобранных слов-подсказок одно - наиболее подходящее.

2-й (невербально-художественный) вариант: Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста.

*ПРИМЕЧАНИЕ: Если ребенок испытывает затруднения в рисовании, ему предлагается помощь – выбрать и раскрасить из уже готовых «раскрасок-гномиков» того из них, который наиболее подходит для выражения своего настроения. Наклеив выбранное «лицо» гномика на лист бумаги (формата А-3), его можно дорисовать. В этом случае у диагноста появляется дополнительная возможность психологической интерпретации рисунка.

3-й (невербально-двигательный) вариант: Двигайся под музыку так, каким (какой) бы тебе хотелось представить себя во время ее звучания.

*ПРИМЕЧАНИЕ: Данный вариант предъявления методики предусмотрен для тех случаев, когда ребенок предпочитает движение (телесно-танцевальное самовыражение) другим видам деятельности.

 

Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряется как в вербальной, так и невербальной форме. Вначале ребенку предлагается самый сложный вариант осмысления содержания музыки – вербальный, а затем – невербальный, - на основе графических схем мимических выражений – (см.Приложение 5) и двигательных реакций на стимульное предъявление музыкальных фрагментов.

В начале, в качестве пробного варианта тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например, из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

1) «Утреннее размышление» - спокойно, умиротворенно;

2) «Сладкая греза» (или «Мама») - нежно, ласково, мягко…;

3) «Баба-Яга» - тревожно, сердито, враждебно…;

4) «Болезнь куклы» – жалобно, огорченно, скорбно…;

5) «Игра в лошадки» - проворно, игриво, задорно…;

Процедура вербальной рефлексии строится следующим образом. Самостоятельные конгруэнтно вербальные конструкты в определении ребенком своих переживаний (эмоций, настроений) оцениваются диагностом как продуктивные, т.е. творческие. В индивидуальной диагностической карте в этом случае фиксируется - 2 балла. Если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов – одно соответствующее выражение, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента. Затем называются пять терминов из разных секторов словаря эмоций, один из которых соответствует характеру музыки, все остальные отражают альтернативные, противоположные состояния. В этом случае правильно указанное определение оценивается в 1 балл. Например (в соответствии с пробным вариантом предъявления фрагментов):

1-й - задорно, тревожно, тоскливо, спокойно*, решительно;

2-й - гордо, весело, нежно, тяжело, сердито;

3-й – озорно, сердито, вяло, мягко, шутливо;

4-й - жалобно, решительно, празднично, гневно;

5-й - тяжело, устало, ласково, игриво, умиротворенно.

Критерии оценки вербальной рефлексии:

1) если ребенок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синономичные характеристики-мыслеобразы, то такой ответ следует оценить как продуктивный и зафиксировать 2 балла (см. Таблицу 2):

2) правильное понятийное определение ребенком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью диагноста оценивается как адекватно-репродуктивный уровень и в индивидуальной карте фиксируется 1 балл;

3) неправильное определение оценивается в 0 баллов.

 

* Подчеркнутое слово соответствует характеру музыки.

Таблица 2. Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлексии музыки

Фамилия и имя ребенка Возраст Дата
  Неадекватная рефлексия Адекватная рефлексия Продуктивная рефлексия
1-й фрагмент 0 баллов 1 балл 2 балла
2-й фрагмент 0 баллов 1 балл 2 балла
3-й фрагмент 0 баллов 1 балл 2 балла
4-й фрагмент 0 баллов 1 балл 2 балла
5-й фрагмент 0 баллов 1 балл 2 балла
Итого:  

Общий вывод о степени развития вербальной рефлексии (понятийно-абстрактного – высшего уровня осознания эмоциональных состояний) строится на основе 10-бальной шкалы, где сумма от 4 до 7 баллов соответствует нормативному уровню развития эмоциональной отзывчивости на музыку (см. Таблицу 2).

В случае, если вербальный - понятийно-абстрактный - уровень рефлексии эмоциональных состояний является для ребенка чрезмерно затруднительным (а в современной практике дошкольного и младшего школьного музыкального воспитания такое явление весьма распространено в силу разных социально-педагогических и психологических причин), то ребенку предъявляется при повторном прослушивании невербальный, наглядно-образный вариант – графический аналог словаря эмоций.

Реципиенту предлагается выбрать из набора графического аналога диагностического ключа эмоций такого «гномика», выражение «лица» которого соответствует настроению от прослушиваемой музыки. Выбранный вариант физиогномического выражения ребенок переносит на лист бумаги (стандартного формата А-3), дорисовывает и раскрашивает его по своему усмотрению.

Примечание: Цветные карандаши желательно приготовить в соответствии с цветом стимульных карточек теста МЦВ Макса Люшера: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный. Интерпретация детского рисунка может производится в соответствии с требованиями обработки проективных тестов “Нарисуй человека”, “Несуществующее животное” и др.

Критерии оценки невербально-графической рефлексии:

· адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;

· неадекватное – 0 баллов;

· продуктивным считается адекватный выбор с оригинально-детализированным дорисовыванием – 2 балла.

Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребенком дает дополнительную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений. Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей – вербальной (см. Таблицу 2).

Адекватность танце-двигательной, сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух- или трехдольной сложности музыкального воздействия: маршеобразного, подвижно-танцевального (например, польки) или вальсообразного фрагментов.

Критерии оценки танце-двигательной (или невербально-двигательной) рефлексии:

1) марш (или музыка, близкая по метро-темпо-ритмическим характеристикам) репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции (шаг) оценивается в 1 балл;

2) полька предполагает ускоренный по темпу шаг или бег (галоп), поскоки, сложность репродуктивного воспроизведения которого оценивается в 2 балла;

3) вальс (или менуэт) – самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения, сложность репродуктивного воспроизведения которого оценивается в 3 балла.

Кроме того, творческие психомоторные проявления (оригинально-детализированная пластика исполнения каждого из фрагментов) оцениваются дополнительным баллом (см. Таблицу 3):

Таблица 3. Дифференцированные оценки танце-двигательной

рефлексии музыки

Музыкальный фрагмент Неумение двигаться адекватно размеру и характеру музыки Адекватная психомоторная реакция на музыку (в соответствии с критериями) Творческие проявления вариантов двигательной реакции на музыку
Марш 0 баллов 1 балл 2 балла
Полька 0 баллов 2 балла 3 балла
Вальс 0 баллов 3 балла 4 балла

Таким образом, полученные результаты танце-двигательной, психомоторной отзывчивости на музыку возможно распределить по следующим уровням:

· низкий уровень – от 0 до 2 баллов;

· средний уровень – от 3 до 6 баллов;

· высокий уровень – от 7 до 9 баллов.

Типология групп испытуемых в соответствии с уровнем развития эмоциональной отзывчивости по всем трем показателям рефлексии музыкальных фрагментов определяется по следующим показателям итоговой сводной таблицы (см.Таблицу 4):

Таблица 4. Типология групп испытуемых в соответствии с уровнем развития эмоциональной отзывчивости на музыку (в баллах)

Форма эмоциональной отзывчивости -ЭО (рефлексии)   Вербальная рефлексия     Невербально-графическая рефлексия     Невербально-двигательная рефлексия   Итоговые показатели  
Уровень развития ЭО
низкий 0-3 0-3 0-2 0-8
средний 4-7 4-7 3-6 9-20
высокий 8-10 8-10 7-9 21-29

 

Общая обработка данных проводится по следующим критериям:

· Низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) от проекции своих состояний, эмоционально-образного опыта или неспособностью ребенка в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме своих впечатлений, мыслеобразов, настроений. К этому же уровню будем относить и неконгруэнтные формы самовыражения ребенка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта.

· Средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтнорепродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и (или) вербальной характеристикой ребенком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения).

· Высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребенка в изобразительной, двигательной и словесной форме будет проявляться в следующих особенностях формы самовыражения:

1) оригинальность (необычность, новизна) отображаемого мыслеобраза, идеи;

2) детализация (разработанность) своей идеи или образа;

3) беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных стимульному воздействию мыслеобразов;

4) гибкость, т.е.,различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один стимульный музыкальный материал.

 

Диагностика нравственного воспитания дошкольника

Автор: Г.А.Урунтаева

Задание 1. Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах

Подготовка исследования.Подготовить вопросы для беседы. Например:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования.Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3—7 лет задают вопросы.

Обработка данных.Подсчитывают, какие качества мо­гут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяс­нения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

· на обобщенное представление о качестве («Жадные...которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);

· на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает... Но я, конечно, быстрее... Никто его не догонит, даже Славик»);

· на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

· на самого себя («Меня можно назвать добрым, я никого не обижаю»);

· на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам всё ест». «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

· на конкретное действие («Жадный тот, кто не даёт попить»);

· на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный... он плохой...»);

· на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает всё только справедливое»).

Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:

- объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);

- название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Поэтому он и смелый», «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», «Скромный, он все разбивает, все рук летит»);

- неправильная нравственная оценка качества («Скромный — это плохой»).

Данные соотносят с таблицей 1, выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту.

Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.