Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание 2. Изучение осознания детьми нравственных норм



Подготовка исследования.Придумать 3-5 незаконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовить 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей; стихотворение Е. Благининой «Подарок»; новую яркую игрушку. Составить и выучить наизусть вопросы для беседы.

Таблица 1. Примерное содержание представлений о нравственно-волевых качествах

 

Возраст детей
3-4 года 4 -5 лет 5- 6 лет 6- 7 лет
Складываются элементарные представления о там, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости на основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о добротe, взаимопомощи, дружбе, правдивости Развиваются представления о справедливости. доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах «правдивый - тот, кто не берет чужих вещей») Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность

Проведение исследования.Проводятся все серии индивидуально с интервалом в 2-3 дня или по выбору; участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Ребенку говорят: «Я буду тебе рассказы­вать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу.
Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестраpa Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Вторая серия. Ребенку дают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Третья серия включает 2 подсерии.

Подсерия 1 — ребенку читают стихотворение Е.Благиной «Подарок», а потом задают вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдавать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?»

Подсерия 2 — участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоцио­нальные реакции детей.

Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознаниянравственных норм:

1. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

2. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3. Ребенок оценивает поведение детей как положитель­ное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

4. Ребенок не может оценить поступки детей. В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.

Задание 3. Изучение мотивов поведения в ситуации выбора [5]

Подготовка исследования.Для первой серии подобрать несколько игрушек, интересных для старшего дошкольника. Продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).

Для второй серии приготовить мел, нарисовать на бу­маге 2 круга диаметром не менее 50 см, расстояние между кругами 20 см, над первым кругом изображен 1 человек, над вторым — 3.

Подготовка исследования.Первая серия. Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемого ставят в сложную ситуацию, он должен сделать выбор: заняться мало­привлекательным делом или поиграть интересными иг­рушками.

Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в 2 группы (группы формируют с учетом желаний детей). Проводится игра-соревнование на точность попадания мяча в цель. Детям предлагают: «Давайте поиграем в мяч. У вac две команды. Каждый член команды может бросить мяч пять раз. Если он бросит мяч в левый круг, то очки вдут в его пользу, если в правый -в пользу команды, если мяч не попадает в цель, то можно по желанию вычи­тать очки или из личных, или из командных». Перед каж­дым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч.

Обработка данных.Подсчитывают, сколько детей в пер­вой и второй сериях проявляли личную мотивацию, сколь­ко общественную. Результаты оформляют в таблицу. Оп­ределяют, насколько эти виды мотивации устойчивы.

Отмечают, в какой степени общественная мотивация зави­сит от характера экспериментальной ситуации. При этом учи­тывают, что в первой серии ребенок делает выбор индивиду­ально, а во второй — в присутствии сверстников.

 

Задание 4. Изучение действенности общественного и личного мотива [26]

Подготовка исследования.Приготовить скорлупу грецкого ореха, цветную бумагу.

Проведение исследования.Эксперимент, состоящий 2 серий, проводится с группой детей 5—7 лет.

Первая серия. Экспериментатор учит детей делать дочки с парусом из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде. После: проводит повторное занятие с тем же материалом: «Дав те сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать дочки, а мастерить их не умеют. Но, если хотите, могу сделать лодочки и оставить их себе». В конце занятия кто решил подарить игрушку, индивидуально задаёт вопрос: «Почему ты хочешь подарить лодочку малышу?»

Вторая серия. Экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит: «Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое удовольствие. А можете оставить себе». Если ребенок пытается пойти на компромисс («можно я две сделаю»), нужно сказать, что больше нет материала и он должен сам решить, кому достанется игрушка.

Обработка данных.По сериям подсчитывают количеств детей, решивших подарить игрушку малышам (действуя по общественному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Результаты оформляют таблицу (табл. 2). Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у старших дошкольников разных ситуациях.

Таблица 2. Сравнительная частота мотивов

  Возраст детей Общественный мотив Личный мотив
Серия Всего Серия Всего
I II   I II  
5— 6 лет            
6— 7 лет            

 

Задание 5. Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье

Подготовка исследования.Предложить родителям дома в общении с ребенком (3-7 лет) создать специальные ситуации.

Проведение исследования.В повседневном общении дома родители создают специальные ситуации и фиксируют поведение ребенка:

1 ситуация - один из членов семьи говорит, что очень устал и хочет отдохнуть. Он ложится отдыхать в той комнате, где играет ребенок;

2 ситуация - кто-нибудь из взрослых приносит апельсин (шоколадку или другой привлекательный для ребенка предмет), отдает его ребенку в присутствии других членов семьи и говорит: «Апельсин только один, всем не хватит»;

3 ситуация - ребенок играет, один из членов семьи просит его помочь сделать уборку.

Обработка данных.Проводится по следующей схеме к заданию:

Возраст детей Задание
1 ситуация 2 ситуация 3 ситуация
3-4 года      
4-5 лет      
5-6 лет      
6-7 лет      

 

Делают вывод о сформированности сочувствия его влиянии на поведение ребенка.

Задание б. Изучение проявлений помощи другому человеку [15]

Подготовка исследования. Приготовить для каждого испытуемого по чистому листу бумаги и по два листа с незавершенными рисунками, карандаши.
Проведение исследования.Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и состоит из 2 серий.

Первая серия. Реальный выбор. Ребенку предлагают закрасить картинку, сделав выбор:

I ситуация - самостоятельно закрасить картинку;

II ситуация - помочь ребенку, у которого не получается рисунок;

III ситуация - закрасить неоконченный рисунок ребёнка, у которого все хорошо получается.

Дети, нуждающиеся в помощи, и тот, кто справляется рисунком, в комнате отсутствуют. Взрослый объясняет, то они «вышли за карандашами». Если испытуемый решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.
Вторая серия. Вербальный выбор. Испытуемого ставят в условия выбора (см. первую серию) с помощью рассказа, в котором фигурируют 2 ребёнка. У одного их них работа (постройка из снега) идёт успешно, у другого – нет. Ребёнок делает выбор из 3-з ситуаций.

Обработка данных. Результаты оформляют в таблицу (см. табл. 3).

Таблица 3

 

Возраст детей I серия II серия Всего детей
Ситуация
I II III I II III
5— 6 лет 6—7 лет 7 лет              

Поскольку оказание помощи другому человеку в данной ситуации не ущемляет никаких интересов ребёнка, её можно трактовать, как показатель наличия сочувствия.

Делают выводы о том, оказывает ли ребёнок помощь под влиянием сочувствия или просто предпочитает совместную деятельность индивидуальной.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.