Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание 7. Изучение самооценки и морального поведения



Подготовка исследования.Подобрать для мальчиков мелкую игрушку (лодки, самолеты, грузовики и т.п.), девочек — предметы кукольного гардероба (платья, блузки, юбки и т.п.) в том же количестве. Нарисовать лесенку из 11 ступенек, 2 куклы.

Проведение исследования.Эксперимент проводится в 3 этапа индивидуально с детьми 6-7 лет.

I этап. Определяют уровень соблюдения нормы справедливости на основании 3 диагностических серий.

Первая серия. Ребенку предлагают распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 набора игрушек (всего 21 шт.).

Вторая серия. Ребенок должен выбрать для рассылки двуm воображаемым партнерам 1 из 2 уложенных в коробки наборов. В одном из них игрушки заранее поделены на 3 равные части, а в другом предназначенная испытуемому часть значительно больше, чем 2 другие (15, 3 и игрушки).

Третья серия. Ребенку нужно выбрать 1 из 3 наборов игрушек. В одном из них игрушки заранее поделены поровну, в другом одна часть несколько большая, чем две другие (9, 6 и 6 игрушек), в третьем — значительно больше других (15, 3 и 3 игрушки).

// этап. После рассылки игрушек партнерам ребенка просят оценить себя. Для определения самооценки ему предлагают поставить себя на 1 из 11 ступенек нарисованной на листе бумаги лесенки. На 5 нижних ступеньках располагаются «плохие» дети (чем ниже, тем хуже); на 1-ой ступеньке — «средние» дети (не плохие, не хорошие); на 5 верхних ступеньках — «хорошие» дети (чем выше, тем лучше). Чтобы выяснить, способен ли ребенок представить себе, что его самооценка может снизиться, спрашивают, может ли он оказаться на более низкой ступеньке и в каком случае.

IIIэтап. Ребенку показывают вариант деления, противоположный тому, что он использовал на I этапе эксперимента: например, если в первой серии I этапа он поделил игрушки поровну, то в первой серии III этапа ему предлагают взять себе больше игрушек. И так в каждой серии испытуе­мого просят вообразить, что он действует в соответствии с этими противоположными вариантами, и оценить свое «новое» поведение.

IV этап. Ребенка просят оценить двух сверстников, один из которых делил эти же игрушки поровну, а другой оставлял большую часть себе. Поделенные игрушки лежат на столе, сверстников изображают куклы.

Обработка данных.Подсчитывают количество детей:

а) придерживающихся во всех 3 сериях равномерного
Деления (соблюдающих норму);

б) предпочитающих те варианты, когда им доставалocь больше игрушек, чем партнерам (нарушающих норму);

в) тех, у кого наблюдаются оба варианта распределения — и поровну и не поровну (неустойчивых).

Выявляют особенности самооценок детей при нарушении или соблюдении ими моральной нормы:

а) адекватная самооценка (ей соответствуют более лёгкие значения из 11 «ступенек лестницы» при реальном или воображаемом соблюдении нормы; она свидетельствует о большей или меньшей критичности к собственному нарушению норм морали);

б) недифференцированная самооценка (ей соответствуют одинаковые значения как при соблюдении, так нарушении нормы; она говорит о том, что данная сфера не имеет для дошкольника значения, и о том, что для себя он считает равно допустимым любой выбор);

в) искаженная самооценка (ей соответствуют высокие значения при нарушении нормы; может выступать как результат включения особых, не осознаваемых детьми механизмов защиты).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.