Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание 8. Изучение негативных личностных проявлений



Проведение исследования.В течение 3 дней проводят «фотографическую» запись всех негативных проявлений в поведении, речи, эмоциональной сфере у детей лет.

Обработка данных.Анализ протоколов проводят по схеме:

1. Форма негативного проявления: каприз, упрямство, зависть, ложь, проступок и т.д.

2. Содержание негативного проявления: какие речевые, эмоциональные, поведенческие реакции наблюдались.

3. Динамика: как протекает. Насколько длительно, устойчиво.

4. Причина, вызвавшая негативную реакцию: неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения, страх перед взрослыми, боязнь наказания, неправильная организация жизни детей, недоверие, насмешки, окрики взрослого, соматическое заболевание, переутомление, негативное поведение сверстника и т.д.

5. Реакции сверстников на негативное поведение товарища: равнодушное отношение, любопытство, активное вмешательство, обращение к взрослому за помощью жалобой и т.д.

6. Реакции воспитателя на негативное поведение ребёнка: равнодушное отношение, силовое вмешательство, окрик, наказание, использование игрового приема и т.д.

Делают вывод о причинах и особенностях негативных,
личностных проявлений ребенка.

 

Диагностика нравственно-трудового воспитания дошкольников

Авторская разработка В.Д.Пурина (2005) на основе «Вопросов для беседы с детьми по выявлению у них трудовых умений, навыков и знаний», представленных впервые Л.В.Куцаковой [].

Инструкция: диагностика проводится в виде беседы (качественная оценка).

Ребёнку задаётся 10 вопросов, на которые он может либо отвечать в устной форме, либо показать свои возможные действия. Вопросы представляют следующие основные моменты в трудовом воспитании: ознакомление с трудом взрослых, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Однако итогом беседы должна стать и количественная оценка. Результаты заносятся исследователем в отдельную таблицу. Каждый адекватный (по общепринятым нормам) ответ оценивается в 2 балла. Частично правильный ответ – 1 балл. Неадекватный (неправильный) ответ или отсутствие ответа вообще – 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов – 20.

Для младшей группы:

(в скобках приводятся варианты адекватных ответов)

1.Кто моет пол, убирает пыль? (Варианты ответа: няня, уборщица)

2. Кто убирает снег около садика? (Ответ: дворник)

3. Кто готовит в садике еду? (Ответ: повар)

4. Кто сшил красивую одежду для кукол? (Ответ: портной)

5. Что нужно сказать, когда тебе помогают? (Ответ: спасибо)

6. Что нужно сказать, когда ты хочешь, чтобы кто-нибудь тебе помог? (Ответ: пожалуйста)

7. Для чего нужно поливать растение? (Варианты ответа: чтобы оно не засохло, чтобы оно было зелёным, чтобы оно жило)

8. Покажи, как ты умеешь разложить и собрать посуду во время обеда.

9. Как ты помогаешь дома родителям?

10. Покажи, как нужно правильно умываться / застёгивать пуговицы / надевать обувь / причёсываться.

Для средней группы ДОУ:

1. Как трудится твоя мама (папа, папа, бабушка, дедушка, старший брат, старшая сестра)?

2. Расскажи, как ты помогаешь маме дома.

3. Как ты любишь трудиться – один или вместе с товарищами? Почему?

4. Для чего тебе нужно дежурить?

5. Что мешает человеку хорошо трудиться? (Варианты ответов: лень, болезнь, неумение)

6. Помогаешь ли товарищу застегнуть пальто, завязать шарф или шапку, зашнурить обувь? Зачем?

7. Покажи, как надо протирать стол, стулья, полки.

8. Что такое «профессия»?

9. Почему нужно ухаживать за растениями и животными?

10. Покажи, где у вас хранятся тряпочки, тазы, вёдра.

Для старшей группы ДОУ:

1. Какие профессии ты знаешь?

2. Для чего все люди трудятся?

3. Для чего чистят зубы, полощут рот? Расскажи, как это надо правильно делать.

4. Почему надо быстро и правильно одеваться?

5. Как надо себя правильно вести за столом во время приёма пищи?

6. Какой труд тебе больше всего нравится? Почему?

7. Кто у вас в группе самый трудолюбивый? Почему ты так думаешь?

8. Кем ты будешь работать, когда вырастешь? Почему?

9. Как ты лично ухаживаешь за растениями и животными: у вас в садике? Дома?

10. Кто у вас в группе подклеивает книжки, чинит игрушки?

 

Оценка результатов производится в зависимости от итоговой суммы:

- 0-7 баллов: низкий уровень (у ребёнка имеются серьёзные проблемы в области трудового воспитания, но «махать на него рукой» нельзя: для его нормального, полноценного развития нужна серьёзная и кропотливая работа в этой сфере как со стороны детского сада, так и со стороны семьи - родителей и родственников);

- 8-14 баллов: средний уровень (у ребёнка сформированы в основном ценностные и коммуникативные ценности в области трудового воспитания, однако существует ряд проблем, которые нужно и можно разрешать);

- 15-20 баллов: высокий уровень (важнейшие понятия, навыки и умения в области трудового воспитания у ребёнка имеются, но это – только первые успехи, которые необходимо не только поощрять, но и развивать далее).

Важно помнить, что дальнейшее (после проведения данной диагностики) трудовое развитие ребёнка может идти по двум путям: позитивному (в сторону приближения к более высокому уровню, т.е. к идеалу) и негативному (в сторону приближения к более низкому уровню).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.