Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРИНАДЦАТЬ ЗАКОНОВ ФОРТУНЫ



1. Закон максимума- неприятность случается в момент, когда может принести максимум вреда.
2.Закон кучи- неприятность случается в тот момент когда и без нее проблем хватает.
3. Закон минимума- даже самая маленькая ошибка может привести к крупным неприятностям.
4. Закон первого раза- новичкам везет.
5. Закон второго раза- дуракам везет вдвойне.
6. Закон третьего раза-повезло дважды, рискуй еще - Бог троицу любит.
7. Закон четвертого раза- все хорошее когда-нибудь кончается.
8. Закон сохранения- неприятности не проходят бесследно, а просто переходят из одного состояния в другое.
9. Закон несохранения- что легко дается, то легко и теряется.
10. Закон последовательности- неприятности лучше переживать по мере их поступления.
11.Закон перемены места- при перемене мест слагаемых неприятностей их сумма может сильно измениться.
12. Закон малых величин- чаще везет в мелочах.
13. Закон хвоста - у удачи хвост короткий, а у беды длинный.

И еще - это уже не закон, а просто мысль вслух - если все неудачи - закономерность, почему тогда удача - случайность?
Все это конечно же шутка. Но, поверьте, изучая многочисленные случаи везения и невезения, самые разные невероятные происшествия, мы не раз убеждались, что правила последователей Мэрфи и "Тринадцати законов Фортуны", которые мы вывели сами, находят реальные подтверждения своей истинности.
Возьмем, к примеру, пункт второй из нашего списка - "Закон кучи". Поговорив со множеством людей, чья жизнь или деятельность находится в тесной зависимости от случая и удачи, мы убедились, что этот закон им хорошо известен. У него есть еще одно негласное название - "закон парности".
Вот лишь несколько примеров.
Среди опытных игроков в преферанс бытует твердая уверенность, что "мизер ходит парой", то есть сама по себе редкая в игре ситуация, единожды проявившись, как правило, повторяется через минимальный промежуток времени.
О "законе парности" вам может рассказать любой опытный врач или работник милиции. Когда "скорая помощь" выезжает по случаю инфаркта или инсульта, врач и диспетчер уже знают, что вскоре обязательно последует аналогичный вызов.
Если оперативная группа милиции выезжает по сигналу о каком-то даже не совсем необычном преступлении, они уже готовятся к тому, что даже в случае задержания преступника очень скоро подобное преступление повторится. Причем, как правило, не единожды. Двумя случаями "закон парности" редко ограничивается. Поэтому, его называют иногда "правилом кучи" (еще не зная этого, мы угадали в своих "Тринадцати законах Фортуны" нужную формулировку!) и даже "ПБК - правилом большой кучи".
Дело в том, что загадочные событийные "кучи" можно обнаружить не только на "личностном" (в жизни одного человека), но и на более глобальном уровне.
Вот такой пример.
Шестой век до Рождества Христова. Китай, Поднебесная империя. Мир бамбука, риса, чая, тонкой поэзии и тяжкого труда. Религии практически нет - есть местные культы, традиции, суеверия. И вот в Цюйфу появляется странная личность - ученый Кун Цзы, позднее известный под именем Конфуций. Он создал учение, которое спустя два с половиной тысячелетия имеет миллионы приверженцев.
В это же время на севере Индии в городе Капилавасту некий Сиддартха Гаутама (сын раджи из рода Шакьев) бросает свою благополучную жизнь во дворце и вступает на путь познания. Достигнув просветления, он несет людям свое учение. Сегодня он известен во всем мире под именем Будда ("пробудившийся", "просветленный").
В это же время далеко от Китая и Индии - в царстве Вавилонском (Месопотамия) библейские пророки Иезекииль и Даниил становятся участниками контакта с "неведомыми сущностями", получают от них таинственную и многозначительную информацию, после чего делают поразительные прогнозы о близком и далеком будущем.. Книги Иезекииля и Даниила вошли в качестве важнейших разделов в Ветхий Завет.
В это же время в Элладе (точнее, в Великой Греции, включающей в себя помимо собственно Греции еще и часть Малой Азии и Южную Италию) внезапно расцветает разветвленная сеть философских школ и направлений. Миру являются имена первых основоположников фундаментальных наук, таких как Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, Гераклит, Ксенофан, Пифагор.
Уже само по себе появление на нашей планете практически одновременно (в одном веке, то есть примерно в пределах одной человеческой жизни) такой "большой кучи" ярчайших в истории человечества очагов философской мысли - явление экстраординарное. Но если продолжить поиск, то не преминут обнаружиться и дальнейшие странности. Давайте отметим на карте "эпицентры" возникновения этих философско-религиозных образований.
Вот эти точки: Южная Италия, Греция, Малая Азия, Вавилон, Капилавасту (Непал), Цюйфу (Китай). Если мы соединим их между собой, получится плавная (без углов и резких изгибов) кривая - любезное сердцу любого экспериментатора обещание некоей закономерности.
Можно вспомнить еще и о том, что многие революционные научные открытия делались сразу несколькими учеными независимо друг от друга. Восклицание "Эврика!" по одному и тому же поводу нередко звучало одновременно в разных странах и на разных континентах. Словно бы откуда-то поступала информация, и одна и та же мысль в одно и то же мгновение приходила в голову сразу многим людям. Но воспринимали ее и реализовывали лишь те, кто был готов к этому.
А вот еще одна странность, известная специалистам в области кристаллографии. Существуют вещества и их компоненты, которые практически не поддаются кристаллизации. Но замечено, что стоит в одной из лабораторий вырастить кристалл такого "непослушного" вещества, как тут же начинают поступать сообщения из других стран с рапортами об аналогичной победе. Было даже выдвинуто предположение, что крохотные фрагменты новой кристаллической решетки переносятся из лаборатории в лабораторию на волосах или одежде людей, выступая в роли "затравок" для выращивания таких же кристаллов на новом месте. Однако проверка показала, что успешная полоса экспериментов начинается и в совершенно закрытых институтах, в которые "никогда не ступала нога" постороннего человека.
Английский физиолог Руперт Шелдрейк даже выдвинул гипотезу о существовании некоего "морфогенетического поля", которое образуется с появлением первого кристалла и, распространяясь во все стороны, инициирует рост других подобных же образований. Но его гипотеза не была всерьез воспринята официальной наукой.
Так что же на самом деле стоит за этими невероятными случайностями, необъяснимыми на первый взгляд совпадениями и странными закономерностями, просматривающимися в природных явлениях, судьбах отдельных людей и целых государств? Существуют ли эти закономерности на самом деле или это только своеобразная иллюзия - творение причудливой игры случая? Где проходит грань между случайными и предопределенными событиями? Можно ли предугадать неприятности, а следовательно, и избежать их? Можно ли реально сделать человека более удачливым? Эти и многие другие вопросы мы задавали себе в процессе работы над проектом "Колесо Фортуны". И в большинстве случаев нашли вполне разумные, как нам кажется, и конкретные ответы. Впрочем, вы сами сможете составить свое мнение о нашей работе, если внимательно прочитаете эту книгу до конца.

1.2. НЕ ХОЧЕШЬ УМИРАТЬ? НЕ УМИРАЙ!


Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце
Постой - не зови.
Не везет мне в смерти,
Повезет в любви!
Булат Окуджава

Подавляющее большинство людей считают, что основная задача госпожи Удачи заключается в том, чтобы приносить нам богатство и славу. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство и слава - не главные признаки удачливости. Забегая немного вперед, скажем, что главной и первоочередной заботой Фортуны является сохранение здоровья и жизни человека. Так что не слишком богатого, но очень старого человека вполне можно назвать счастливчиком хотя бы по тому признаку, что он дожил до своих лет.
Продолжительность жизни действительно служит надежным показателем удачливости. Для нас, занимавшихся проектом "Колесо Фортуны", это стало своеобразной аксиомой, не нуждающейся в доказательствах. Более того, мы пришли к выводу, что даже просто хорошее здоровье можно считать признаком благосклонности Фортуны. Ведь известно, например, что восприимчивость к вирусам у человека существенно меняется в разное время суток. Так что если вам повезет и опасный микроб попадет в ваш организм в период низкой восприимчивости, вы можете вообще не заболеть. Ну а если не повезет, то вероятностная линия судьбы начнет отклоняться в негативную сторону - простое заболевание способно привести к возникновению хронической болезни или дать импульс к развитию другой, а та, в свою очередь, увеличивает шансы фатального исхода. Мы уже не говорим о том, что и комфортность жизни у болеющего человека резко снижается.
Таким образом, даже разовая неудача может сильно повлиять на судьбу. А такие опасности, как травмы, нервные стрессы и тому подобное, подстерегают нас буквально на каждом шагу! Так что если человек дожил до преклонных лет, то других доказательств его постоянного везения просто не требуется.
Впрочем, анализируя судьбы долгожителей, мы отказались от того, чтобы на их примере попытаться отыскать факторы, обеспечивающие благосклонность Фортуны. Жизнь таких людей, как правило, протекает "без излишеств" любого толка, что, собственно, и является главной причиной ее продолжительности. И в этой стабильности трудно обнаружить, когда и где к судьбе приложила свою "руку" богиня Удачи. Зато ее присутствие отчетливо просматривается в экстремальных ситуациях, лежащих на грани жизни и смерти.
Нам удалось найти немало примеров, которые даже самого упрямого скептика должны подвести к мысли, что без невероятного везения или столь же невероятного невезения тут не обошлось. Разве не странно, что иногда человек погибает буквально от укола булавки, а порой его просто ничто, как говорится, не берет. Врачи о таких пациентах говорят: "Счастливчик! Он просто не знал, что должен был умереть, потому и остался в живых"

Глядя на человека, запечатленного на этой фотографии (а тем более на рентгеновский снимок его черепа), трудно поверить, что он остался жив.

 

 

Удивительный случай произошел недавно в Южной Африке. В госпиталь поступил молодой человек, которому в череп во время драки по самую рукоятку вогнали длинный нож. Доктора лишь разводили руками - они не понимали, почему их пациент при таком ранении еще жив. Он даже не потерял сознания и только шипел и ругался, когда его укладывали на операционный стол.

Череп "сверхживучего" Гейджа и лом, пробивший ему голову, до сих пор бережно хранятся в Анатомическом музее Уоррена.

 

 

Вскоре "сверхживучего" больного перевели из реанимации в общую палату.
Для такого ранения он чувствовал себя неплохо, только жаловался, что врачи не смогли спасти поврежденный глаз.
В архиве "Феномена" хранится немало таких поражающих воображение примеров. Один из них известен специалистам как "американский случай травмирования ломом".
День 13 сентября 1848 года стал несчастливым для Файниза Гейджа, мастера железнодорожного участка Рутланд - Берлингтон. Там проводились взрывные работы для прокладки дороги. Закладывая взрывчатку, Файниз утрамбовывал в шурф порох железным прутом диаметром 1,5 дюйма. Прут, наткнувшись на камень, высек искру. Раздался взрыв. Лом вылетел из шурфа и пробил мастеру голову, пройдя ее насквозь от челюсти до макушки.
Товарищи доставили окровавленного, но не потерявшего сознания Гейджа в отель - единственное место, где могли оказать медицинскую помощь. Преодолев путь в полторы мили и прибыв туда, Гейдж сам прошел в приемную врача, поднявшись по длинной лестнице. При извлечении прута из головы, хирург вынужден был удалить часть мозга. Никто не Надеялся на благополучный исход. Но судьба была милостива к пострадавшему. Он прожил еще много лет вопреки всем медицинским прогнозам.

Тот самый злополучный лом.

 

В книге Александра Лаврина "Энциклопедия смерти" можно найти немало описаний случаев, когда люди упрямо не желали расставаться с жизнью в ситуациях, априори считающихся абсолютно безнадежными. Речь идет о смертных казнях.
Так, 22 апреля 1983 года 33-летний преступник Дон Луи Эванс, получив на электрическом стуле разряд в 1900 вольт, все же остался жив. От удара тока лопнули ремни, которыми Эванса пристегнули к стулу, а в помещении распространился запах горелого мяса. Но врачи констатировали, что сердце преступника еще бьется. Через четыре минуты подали второй разряд. И вновь произошло невероятное. Эванс упрямо не желал умирать. Его адвокаты, присутствовавшие при казни, попросили приостановить исполнение приговора, чтобы позвонить губернатору штата с просьбой о помиловании, поскольку казнь превратилась в жестокую пытку. Но помилования не последовало. И только третий разряд оборвал эту упрямую жизнь.
Четыре раза подавали разряды на электрический стул приговоренному Хорасу Данкенсу (14 июля 1989 года). А негласным "чемпионом" по выживанию на электрическом стуле стал некий Уильям Вэндивер, казненный 16 октября 1985 года. Чтобы убить его, пришлось пять раз включать рубильник.
Конечно, все эти случаи можно списать на огромные резервные возможности человеческого организма. Но если верить врачам, у разных людей они мало чем отличаются. Почему же одни выдерживали сильнейший электроразряд (и не один), а другие (при тех же условиях) мгновенно погибали? Что это, если не признак невероятного везения?
Такая постановка вопроса - не цинизм авторов. Мы понимаем, что затянувшаяся казнь отнюдь не "праздник жизни". С общечеловеческих позиций после первой же такой "осечки", показавшей, что существует достаточно большая вероятность превращения казни в инквизиторскую пытку, в Америке должны были запретить "электрический стул". Используя же в данной ситуации термин "везение", мы трактуем его как "сохранение жизни в ситуации, когда, шансы выжить ничтожно малы". Но вернемся к поставленному вопросу: почему в критической ситуации при всех равных условиях одни люди погибают, а другие остаются в живых?
В одном из своих сообщений информационное агентство ИТАР-ТАСС рассказало о трех жителях Мавритании, которые в самом сердце пустыни Сахара умудрились погибнуть от холода.
Можно сказать, что им крупно не повезло - их убил редчайший каприз природы. Температура внезапно опустилась до минус пяти градусов по Цельсию. Жертвами этой природной аномалии стали двое шахтеров, погибших по дороге на работу, и погонщик верблюдов.
Зная пределы выносливости человеческого организма, можно сказать, что этим людям не повезло вдвойне. Во-первых, они оказались "под ударом" редчайшего для тех мест резкого похолодания. А во-вторых, у них почему-то не сработали "предохранители", включающие скрытые резервы организма. Ведь, как показывает медицинская практика, человек, находясь при температуре минус пять градусов довольно долгое время (даже без защитной одежды), способен выжить.

На глазах у публики дал вморозить себя в ледяную глыбу известный американский фокусник Дэвид Блэйн. Он продержался в ледяном заточении более двух суток. Американские газеты писали, что "фокус" не удался - Блэйн сильно обморозил себе ноги. Сам факт, что он вообще выжил в таких условиях, никого почему-то не удивил.

 

Совсем другое дело - история, приключившаяся в городе Лилестрем (Норвегия) с пятилетним малышом Вегардом Слете-муненом. Уточним, что по медицинским канонам десять минут, проведенные в ледяной воде, неизбежно ведут к смерти. Малыш провалился под лед реки и пробыл в воде 40 минут. Когда безжизненное тело ребенка вынесли на берег и стали делать искусственное дыхание и массаж сердца, мальчик начал подавать признаки жизни. В больнице через двое суток он полностью пришел в себя и спросил: "А где мои очки?.."
Энтузиасты из международной ассоциации "Марафонское зимнее плавание" уже неоднократно доказывали на своем примере, что проведенная медиками фатальная грань "десять минут в ледяной воде - смерть" достаточно условна. В 1992 году они провели заплыв на озере Иссык-Куль. Почти трое суток спортсмены находились в ледяной воде, преодолев 185 километров. Когда у одного из пловцов после заплыва измерили температуру тела, она не превышала тридцати двух градусов, что, с точки зрения медиков, соответствует летальному исходу. Но спортсмен улыбался, шутил, а вскоре и вовсе отогрелся до нормального состояния.
Но это вовсе не означает, что специалисты, определявшие опасные пределы пребывания в ледяной воде, взяли цифры, как говорится, "с потолка". Нет, "фатальные параметры" досконально выверены временем и медицинской практикой. Так каким же образом (за счет чего) некоторые люди умудряются безнаказанно выходить за эти "медицинские рамки"? Врачи не знают однозначного ответа на этот вопрос. Дежурное объяснение - так называемые "скрытые резервы организма". Между тем некоторые люди выживали при таких критических условиях, когда любые "скрытые резервы" (ведь не могут же они быть безграничными) не смогли бы им помочь.
Характерен в этом отношении случай с неким Гранаткиным, жителем города Гродно, кладовщиком районной продуктовой базы. Зимним вечером он возвращался домой и - себе на беду - увидел своего сотрудника, который ехал на мотоцикле с ворованным товаром в коляске.
Водитель мотоцикла притормозил и, подойдя к нежелательному свидетелю, оглушил его, а затем вывез бездыханное тело за город, где бросил его в снежную яму. Прошло 22 дня...
Лесорубы случайно наткнулись на труп Гранаткина. Тело отвезли в морг. Вскрытие отложили на время, необходимое для оттаивания тела, поместив "покойника" в теплую комнату.
Уже уходя с дежурства, патологоанатом случайно обратил внимание, что глаза покойника выглядят как-то странно. Да и ногти, когда на них нажали, слегка порозовели... При этом пульс и дыхание отсутствовали.
Кто поверит, что человек с тяжелой травмой, находясь без сознания, пролежав на морозе без воды и еды 22 дня, может остаться в живых? Однако невероятное случилось: полежав в теплой комнате, кладовщик ожил!..
А вот еще один (не менее удивительный с медицинской точки зрения) пример: 6 августа 2000 года невероятно живучий "авиа заяц" был снят с шасси "Боинга-747" в международном аэропорту Лос-Анджелеса. Газеты, написавшие об этом происшествии, разделились в оценке прошедшего события. Одни утверждали, что произошло чудо. Другие напоминали о поистине безграничных ресурсах человеческого организма.
"Путешественник на шасси" спрятался очень хорошо, и его, вероятно, не обнаружили бы, если бы не стоны, которые услышали техники, обслуживавшие прибывший самолет.
Безбилетника, чья одежда была разорвана ветром в клочья, немедленно доставили в медицинский центр Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, где ему поставили диагноз "критическое переохлаждение".
"Случай очень любопытный", - дали осторожное заключение американские врачи, которые осмотрели "авиа зайца", прибывшего в Лос-Анджелес с островов Французской Полинезии.
Зато представитель больницы, куда определили нелегального путешественника, доктор Дэвид Лэнгнесс, честно сказал в своем интервью журналистам: "Это просто невероятно, что он выжил".
Посудите сами: человек на колесе самолета летел над Тихим океаном семь с половиной часов на высоте 11 тысяч метров, да еще при температуре порядка минус 40 градусов по Цельсию. Нельзя сказать, что до сих пор не было желающих путешествовать таким образом. Но итог путешествия всегда был трагическим: из укрытия извлекали промороженный труп.
Каким образом 20-летний житель солнечного острова Таити, никогда не знавший низких температур, умудрился выжить, так и осталось для медиков загадкой. Когда они осматривали "зайца", температура его тела составляла всего 26 градусов. И это при том, подчеркивают медики, что и более "высокая" температура считается смертельной. Однако в этом .случае интенсивная терапия дала положительные результаты, и вскоре состояние путешественника уже оценивалось как хорошее.
Что еще считается смертельным для человека? Пуля в сердце?
Григорий Ольховский получил во время Великой Отечественной войны сквозное пулевое ранение сердца, но остался жить вопреки прогнозам врачей...
Рядовой Василий Брюханов тоже был смертельно ранен, однако не только выжил, но еще и проносил в сердце застрявшую пулю 50 лет...
Предвидим возражения некоторых читателей и их аргументы. "Была война, а в условиях постоянного стресса, как заметили фронтовые врачи, солдаты проявляли настоящие чудеса выносливости", - скажут они. Действительно, усталые, продрогшие, голодные, хронически недосыпающие, люди не просто умудрялись противостоять различного рода недугам, но и избавлялись от застарелых хронических болезней, доставшихся им от мирного времени. Что ж, тогда обратимся к другому случаю, не имеющему отношения к войне.
В словацком городе Нитра на уроке физкультуры в местном нефтехимическом техникуме один из студентов, неудачно метнув спортивное копье, попал в своего однокурсника. Острие пронзило сердце. 17-летний парень вытащил копье из груди и самостоятельно дошел до учебной части, откуда куратор его курса вызвал "скорую помощь". В больнице успешно провели сложную операцию, после которой на груди юноши остался 10-сантиметровый шрам.
Что еще считается смертельным для человека? Отсутствие воздуха?
Засыпанный землей Славко Вуколович из Титовграда неделю не имел возможности дышать. Решив очистить колодец на своем дачном участке, он спустился в него по веревочной лестнице. И тут произошел обвал.
Лишь через шесть дней сосед, заметив у колодезного сруба ведро и одежду, забеспокоился и поднял тревогу. Когда завал раскопали, Вуколович был жив, хотя находился в глубоком обмороке. Буквально через сутки он вновь встал на ноги...
Чем же эти люди, выжившие в невероятных условиях отличаются от остальных? Своими сверхвозможностями? Но медики, проводившие многочисленные исследования в этой области, утверждают, что физические возможности организма у всех людей примерно одинаковы. Тогда в чем же секрет?
Попробуем найти подсказку в других происшествиях, когда люди и вовсе не имели ни единого шанса выжить.
Вот несколько примеров из архива "Феномена".
В американском городе Питтсбурге с седьмого этажа многоярусного гаража вывалился автомобиль некоего Лайна Джонсона (см. фото). Надо полагать, что Фортуна в тот момент была где-то поблизости и бросила на водителя свой благосклонный взгляд. Он чудесным образом остался жив, хотя и сломал левую руку.
Надо сказать, что последние годы были богаты на подобные чудеса. В Москве на девятом этаже гаража Пятого московского автокомбината некто Глеб Мулин решил поучить азам вождения свою супругу Людмилу. Дама нажала не на ту педаль, и машина на полном газу, пробив стену, рухнула вниз. Новенький "Святогор" смяло в лепешку. Но супруги, похоже, родились под счастливой звездой. Они отделались несколькими переломами и сотрясением мозга.
27-летний болгарин Янко Пелтеков из села Стикыл невольно поработал на рекламу безопасности автомобилей московской сборки. Он и его "Москвич" повергли в изумление дорожную полицию, уцелев после головоломного "прыжка" на дно 50-метровой пропасти.

Приземление после полета с 7 этажа.

 

 

Удар о землю изуродовал видавший виды автомобиль, но сам Янко отделался относительно легкими ушибами и царапинами. Впрочем, бывали случаи и похлеще.
В Книгу рекордов Гиннесса вписано имя Весны Вулович. 26 января 1972 года над территорией Чехословакии на высоте более десяти тысяч метров взорвался югославский авиалайнер "DC-9".

А вот еще несколько фактов.
Нам удалось установить фамилии одиннадцати наших соотечественников, которые в период Великой Отечественной войны совершили приземление без парашютов и остались живы. Один из них Иван Чиссов. В январе 1942 года под Вязьмой двенадцать "мессершмиттов" подбили советский бомбардировщик. Экипаж - Николай Жуган и Иван Чиссов - вынуждены были покинуть самолет. В попытке уйти от пуль они совершили затяжной прыжок.
Когда пришло время раскрывать парашют, Чиссов потерял сознание. Пришел в себя от удара о землю, упав с высоты 7600 метров. Видимо, то, что падение закончилось на склоне заснеженного оврага, и спасло его. Фортуна, что называется, "подстелила ему соломку". Летчик остался жив и даже вернулся в авиацию.
В том же январе того же года нечто подобное произошло и на Южном Урале у станции Сырт. Самолет специального назначения перевозил группу ученых, занимавшихся созданием зажигательных авиабомб. Началась пурга, машина потеряла управление и начала падать. До катастрофы оставались считанные секунды. Тогда кандидат технических наук Георгий Никитович Худяков и инженер Назаров открыли дверь и покинули погибающий самолет. Они упали с высоты Останкинской телебашни (около 500 метров), получили множественные травмы, но остались живы.
Везение и невезение невероятным образом переплелись в судьбе россиянки Ларисы Савицкой.
В 1984 году 23-летняя Савицкая попала в страшную авиакатастрофу. Самолет "АН-24", в котором она летела, столкнулся в воздухе с военным бомбардировщиком "Ту-16".
Невероятная удача Ларисы Владимировны состояла в том, что она оказалась единственной оставшейся в живых из всех пассажиров. И это после падения на землю с высоты более пяти тысяч метров (разумеется, без парашюта)!
Савицкая попала в Книгу рекордов Гиннесса, но зарегистрирована она там отнюдь не как любимица Фортуны, а как "человек, получивший самую маленькую компенсацию, несоизмеримую с моральным и физическим ущербом".
В этой катастрофе погиб муж Савицкой. Сама она получила сотрясение мозга, два компрессионных перелома позвоночника, переломы ребер и кисти запястья, а также многочисленные ушибы. Однако печальным рекордом, достойным быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса, стала щедрость Госстраха, выплатившего пострадавшей 75 рублей.
Этот печальный случай заставляет задуматься не только о человеческой судьбе и об отношении государства к своему народу, но и об относительности жизненных ценностей и понятий. А учитывая тематику нашей книги, еще и об относительности таких понятий, как "удача" и "неудача".

 

Снимок Ларисы Савицкой, сделанный уже после ее фантастического падения с высоты 5400 метров.

В ПАУТИНЕ СУДЬБЫ


Судьба отказывает даже в ушах, которые могли бы выслушать наши жалобы.
Катулл

 

Давно замечено, что есть люди, у которых все и всегда получается лучше, чем у других. Дело даже не в их особой природной одаренности. Просто им "патологически" везет. У нас в России о таких говорят: "В рубашке родился". У англичан на этот счет существует своя пословица: "Родиться с серебряной ложкой во рту".
Правда, есть у русского народа еще одна пословица: "Остаться без последней рубашки". Не о той ли "рубашке" идет речь? И не ту ли "серебряную ложку" имеют в виду, когда говорят, что "ложка в горле застряла"? Не будучи большими специалистами в области народного фольклора, мы все же видим в этих изустных формулировках некую символику.
То, что за крупной удачей может последовать череда не менее крупных неприятностей, известно всем. В полной мере это ощутил на себе и Бойд Нейл, которого сегодня называют "самым толстым человеком в Австралии". Нейл весит 335 килограммов, ему 41 год и он, разумеется, безработный. Жизнь "самого толстого человека" уныла и однообразна - он сидит на специально укрепленной скамье перед телевизором и практически все время ест. А ведь все в его жизни могло сложиться иначе, сумей он правильно распорядиться подарком судьбы.
Когда-то этот житель небольшого городка Билоэле работал шахтером и подрабатывал в местной закусочной. Но в 1983 году он выиграл в лотерею 80 тысяч долларов и был счастлив, поскольку не сомневался, что эти деньги перевернут всю его жизнь. Они действительно перевернули ее, но совсем не так, как ожидал счастливчик.
На полученный выигрыш Нейл открыл собственное дело, приобретя магазин видеопроката. Желая быть в курсе всего, что происходит в мире киноразвлечений, он дни напролет проводил у телеэкрана и постоянно что-то ел. И чем больше он съедал, тем больше разыгрывался аппетит.
Нейл стал "клиентом №1" в ближайшей закусочной, сметавшим с прилавка попкорн, чипсы, конфеты, мороженое. Будучи не в силах контролировать себя, он постоянно заказывал все больше и больше еды, и вскоре ежедневный его заказ состоял и трех-четырех больших пицц и шести-семи чизбургеров.
В результате за один только год вес Нейла при росте 156 сантиметров увеличился с 80 до 180 килограммов. Ситуация стал еще серьезней, когда в 1986 году фирма Нейла обанкротилась. ( горя его аппетит только возрос. Вместе с аппетитом рос и вес Вскоре Нейл "стал настолько большим", что лишь 14 бутылок) пива могли утолить его жажду. После них он мог поглотить еще приблизительно 30 банок кока-колы.
"Иногда я легко съедал на завтрак два окорока, пять или шесть чизбургеров, три пиццы, два жареных цыпленка, бифштекс", утверждает толстяк. Ко всему этому, по собственному признанию, он добавлял сладости. Вскоре вес обжоры увеличился до 230 килограммов, и Нейл, которому стало тяжело передвигаться, перестал выходить на улицу. В то время за ним присматривал; только мать Данна. Стараясь вылечиться от недуга, Нейл дважды ложился в больницу, где соблюдал строгую диету. Там он немного терял в весе, но вновь полнел, стоило ему покинуть пределы медучреждения.

Продавец мороженого из Турции Ресеп Корсикой весит 300 килограммов. Врачи утверждают, что его чрезмерная полнота - следствие пережитого стресса. Но сам Ресеп уверен, что это не следствие, а еще одна дополнительная капля в море бед, которые на него однажды обрушились. А ведь до того времени, говорят, ему всегда везло...

Похоже, что временами судьба дает свои подарки как бы в долг. Да еще под большие проценты. И чем ценнее подарок, тем дороже приходится за него платить.
После того как 34-летний австралиец Бретт Макдоналд принял участие в телеигре "Кто хочет стать миллионером?", российским близнецом которой является популярное телешоу "О, счастливчик", его судьба круто переменилась. До этого у него не было ни работы, ни машины, ни собственного жилья. Игра была его единственным шансом, поэтому Макдоналд готовился к ней самым серьезным образом, штудируя всевозможные справочники и энциклопедии. И капризная судьба улыбнулась ему.
Выиграв в канун наступления третьего тысячелетия 130 тысяч американских долларов, Бретт поделился своими планами с журналистами: "Я посоветуюсь с умными людьми и постараюсь сделать так, чтобы деньги работали на меня". Но сначала он намеревался совершить путешествие на машине по Соединенным Штатам.
Получив деньги, он сразу купил черную "хонду-прелюд" (Макдоналд всегда любил автомобили и быструю езду), а вскоре переехал и в собственный дом. Последние месяцы Бретт прямо-таки парил в облаках. "Он жил так, словно завтра не наступит", - утверждала его сестра.
Но, выехав в субботу на автомобильную прогулку, счастливчик Макдоналд, отец восьмерых детей, погиб в результате лобового столкновения с другой машиной.
Этот пример подтверждает народную мудрость: жизнь человека подобна тельняшке (зебре) - за белой полосой непременно следует черная. И чем белее белая, тем чернее черная.
Впрочем, есть люди, которым "всегда везет".
К таким относит себя жительница провинциального польского городка Калиша пани Барбаре Роля. Достоверно подсчитано, что она уже 127 раз чудом избежала смерти.
Все началось в детстве, когда трехлетняя девочка на глазах у родителей выпала из окна пятого этажа. Но уже через минуту пожилой пан передал рыдающим родителям целую и невредимую Барбару. Изумленные врачи в Варшавской клинике травматологии не обнаружили у малышки даже ссадин. Ее спасли пустые картонные коробки, которые незадолго до происшествия свалил под окном хозяином магазина, расположенного на первом этаже.
В десять лет на Барбару налетел велосипедист, весивший около центнера. В итоге столкновения он сломал два ребра и руку. Барбара же, совершенно целехонькая, подняла портфель и пошла дальше в школу.
Когда Барбаре было 12 лет, с девочкой опять произошло чудо. Она уже практически была под машиной, когда в последнее мгновение у автомобиля отвалилось колесо, и он, несколько раз перевернувшись, был выброшен на газон. Водителя с тяжелыми травмами отвезли в больницу.
Везучая пани Барбара побывала в четырех авиационных катастрофах, семи автомобильных авариях, под ней 12 раз проламывался пол и ступеньки лестницы. Один раз обломился балкон, куда она вышла покурить во время студенческой вечеринки.
Еще в ее списке происшествий есть взрывы газа, бандитские нападения, тонущие прогулочные катера, падение многотонной люстры в Варшавском оперном театре, крушение двух поездов.
В подтверждение тому, что она была непосредственной участницей всех этих рискованных приключений, пани Роля бережно хранит газетные вырезки и письменные (нотариально заверенные) показания многочисленных свидетелей.
Самое же любопытное состоит в том, что при столь богатой на события жизни Барбара ни разу не получила ни одной серьезной травмы. Исключение составляет лишь вторая в ее жизни авиакатастрофа - в ней пани Роля лишилась одного зуба. Не велика потеря, если учесть, что тогда из ста человек уцелели только трое. Да и те долго пролежали в больнице из-за множественных травм.
Похожих примеров можно привести немало. Так что факт существования "везунчиков" трудно отрицать. Но в чем их секрет? Чем они отличаются от обычных людей? Почему не срабатывает эффект "тельняшки"? А может быть, он работает, но только ширина полосок предельно мала? Невезение (падение с балкона, наезд велосипедиста, автомобиля, авиационные катастрофы, падающая люстра и т. д. и т. п.) так стремительно сменяется везением, что пани Барбара всегда успевает "выйти сухой из воды"? При таком ритме чередования полос "счастливой пани" и умереть-то не удастся - не успеет!
Это, конечно, весьма вольное и шутливое допущение. Но обращаться к современной науке за разгадкой такого феномена и вовсе бесполезно. Она все списывает на случайность.
Впрочем, как говорят философы, научные методы - лишь часть известных человечеству способов познавать свойства и закономерности мира. Другие способы воплощены в искусстве, в религии. Попробуем поискать ответ в этих областях.
Возьмем хотя бы древнюю мифологию, где вместо математических формул и физических законов фигурируют боги с определенными чертами характера, "курирующие" то или иное природное явление. В ней феномены "везения - невезения" не были отданы на откуп случаю - за них отвечали вполне определенные "силы". Чуть позже мы постараемся конкретизировать их, используя представления современного естествознания, а пока просто упомянем в надежде на то, что читатель не увидит в таком переходе к мифологии попытку объяснить исследуемое явление с мистической точки зрения. Можем заверить читателей, что таких намерений у нас нет. Напротив, от завлекательных историй об иронии судьбы мы вскоре перейдем к холодным математическим формулам. А пока приглашаем вас пройти вместе с нами путь, насыщенный той информацией, знание которой ведет к пониманию "формулы Удачи".
Итак:
ФОРТУНА - капризная богиня счастья и несчастья в Древнем Риме. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей верхом на шаре (или колесе) с рогом изобилия в руках. Шар (колесо) подчеркивали ее изменчивый характер. Повязка на глазах говорила о том, что Фортуна не видит тех, кого осыпает милостями из рога изобилия. "Случай слеп! - считали древние римляне. - Никто не ведает, как повернется колесо Фортуны. Даже сама богиня".
Как можно предположить, Фортуна родилась в результате синтеза двух более древних богинь - Тюхе и Немесиды. Такой вывод напрашивается при анализе божественных "функций" и атрибутики, сопутствующей этим мифологическим персонажам. Существует только одно (зато кардинальное!) отличие - Тюхе и Немесида были капризны, непредсказуемы, но никак не слепы.
ТЮХЕ (иногда Тихе) - в переводе с древнегреческого это имя означает удачу. Дочь Зевса, которой он предоставил право решать судьбы смертных, одних осыпала подарками из рога изобилия, других лишала даже того немногого, что у них было. Согласно скупым сведениям (почему-то в дошедших до нас мифах Тюхе упоминается крайне редко, несмотря на высокородство и свою значимость в человеческих судьбах), богиня отличалась крайней безответственностью в своих поступках, любила жонглировать шаром (символическое значение этого действия - игра человеческой судьбой и судьбой мира). Но если все-таки случалось так, что Тюхе начинала выказывать кому-либо свое расположение, то щедрость ее могла быть беспредельной. При этом богиня не носила повязки - она отчетливо видела своих любимчиков.
НЕМЕСИДА - уравновешивая щедрость Тюхе, эта богиня отвечала за справедливое распределение благ среди людей. Дочь Никты (ночи), Немесида почиталась так же, как богиня мести, обрушивавшая свой гнев на тех, кто преступил закон. Она появлялась на сцене, когда кто-то начинал хвастаться несметностью своих богатств, не принося при этом регулярной жертвы богам и не стараясь облегчить участь бедных. Немесида жестоко наказывала зазнавшегося Любимчика Тюхе.
Такое разделение божественных обязанностей наводит нас на кое-какие ассоциации. Почему-то сразу вспоминаются "тельняшки невезения" и еще пани Барбара, чья жизнь похожа на шарик от пинг-понга, который забавляющиеся Тюхе и Немесида перекидывают друг другу.
Впрочем, вернемся к богиням, отвечавшим (по мнению древних) за судьбу человека.
Итак, Фортуна родилась в результате своеобразного сплава Тюхе и Немесиды - богинь из более ранних мифов. А в еще более древние времена функции Фортуны люди распределяли сразу между тремя богинями.
МОЙРЫ- богини судьбы. Буквально слово "мойра" переводится как "доля". Воспринимались они как невидимая сила, не имеющая отчетливого антропоморфного облика. Наиболее распространен миф о трех сестрах мойрах. Их имена полностью соответствуют нашему представлению о силах, влияющих на процессы "везения - невезения": Лахесис (дающая жребий), Клото (прядущая нить судьбы) и Атропос (неотвратимая).
Три сестры разделялись по сферам влияния. Лахесис назначала жребий человеку еще до его рождения, Клото пряла нить его судьбы с узелками-событиями, Атропос неотвратимо приближала будущее. По мнению древних греков, можно было выпросить более счастливый жребий для своего ребенка, принося жертву Лахесис, изменить последовательность событий, умилостивив Клото, или оттянуть приближение несчастья, вознося молитву Атропос.
Платон считал, что эти три мойры - дочери богини Ананке ("необходимости"), вращающей мировое веретено.
Можно, конечно, посмеяться над таким мировоззрением. Но лучше присмотритесь внимательнее к всемогущим мойрам. Разве не просматривается сквозь их тройственный облик некий физико-философский конгломерат, характерный для современной науки? Это и изначальный детерминизм, предопределяющий исход событий (Лахесис), и силы, способные изменить этот исход (Клото), и фактор времени, создающий причинно-следственную связь между узелками-событиями (Атропос). И так ли уж наивны представления древних, которые полагали, что, зная характеры (читай "характеристики") трех сестер мойр, можно умилостивить их, повлиять через них на свою судьбу?
В славянской мифологии, кстати, ответственность за счастье, благополучие и удачливость человека тоже поделили между собой три божественных персонажа:
МОКОШЬ (МАКОШЬ) - мать счастливого жребия, богиня урожая, подательница благ. Она, подобно античным мойрам, представлялась в виде женщины, прядущей нити. Образ "пряхи" связывался с метафорическим понятием "прядение судьбы". Занимая весьма высокий "пост", она вместе с сестрами Долей и Недолей определяла судьбу не только людей, но и богов. Мокошь также считалась богиней гаданий, рукоделия, покровительницей источников и святых колодцев. Изображалась, как правило, в виде женской фигуры с высоко поднятыми руками, в которых держала коней или птиц. Обязательный атрибут, сопутствующий Мокоши, - рог изобилия.
ДОЛЯ - богиня удачи, сестра Мокоши и Недоли. Помогала Мокоши ткать счастливую судьбу. Представлялась нашим предкам в облике девушки с золотыми кудрями и веселой улыбкой. Характер озорной, но не капризный. Поначалу заводила дружбу с каждым, но потом быстро покидала тех, кто оказывался ей не по нраву. А не любила она, как утверждает славянская мифология, в основном ленивых да нерадивых.
НЕДОЛЯ - сестра Мокоши и Доли, определяла для людей и богов меру несчастий, вплетая узелки бед и неприятностей в нить судьбы.
Ни в одном из литературных и исторических источников, которые мы изучили, нет ни словечка о "повязках на глазах" или о "плохом зрении" Мокоши и ее сестер. Древние славяне были уверены, что Доля и Недоля вполне осознанно воздают каждому живущему в меру своей симпатии (или антипатии), определяясь по его делам, образу жизни и характеру.
Удивительная схожесть образов античных мойр и славянских "прях судьбы" невольно наводит на мысль о тесном контакте, который привел к взаимопроникновению древних культур. Но историки предпочитают говорить о самостоятельности (самобытности) как славянских, так и греческих мифов. В качестве убедительного доказательства приводится образ Мирового древа, которое фигурирует в культурах древних американцев, африканцев, австралийцев, азиатов, славян.
Один и тот же образ, появившийся у народов, разделенных морями и океанами, живущих не просто в разных странах, а на разных континентах говорит не о культурных контактах (ведь для некоторых древних племен они были совершенно исключены), а о некоем законе, благодаря которому формирование мировоззрения у разных культур развивалось примерно в одном направлении.
И если это так, то схожесть богов, отвечающих за судьбу и удачу в разных странах, приобретает особую значимость. Ведь когда разные люди одними и теми же словами описывают одно и то же явление, значит, их видение достаточно близко к истине.
Конечно, мифологическое мышление наших предков кажется сегодня несколько старомодным. Но старомодное - это не всегда синоним отсталого и неверного. И тут можно процитировать известного французского ученого Клода Леви-Стросса. В своей работе "Структура мифов" он писал: "Логика мифического мышления кажется нам столь же взыскательной, как и логика, на которой основывается позитивное мышление, и, в сущности, мало от нее отличается. Возможно, мы откроем однажды, что одна и та же логика заключается и в мифическом, и в научном мышлении и что человек всегда мыслил одинаково хорошо".
По мнению Леви-Стросса, главная цель мифов состоит в том, чтобы создать логическую модель для преодоления какого-либо противоречия. Для этого вводится "посредник", соединяющий два явления, которые сознание человека неспособно пока объединить иным способом. Например, не имея возможности объяснить природу возникновения грома и молний, наши предки ввели богов-громовержцев, появление которых сразу сделало картину мира более стройной, логичной и в чем-то даже прогнозируемой.
Когда же речь идет о процессах везения - невезения, противоречие состоит в том, что при всей внешней случайности удач и неудач человек постоянно сталкивался с необъяснимыми закономерностями, присущими таким событиям. Не сомневаясь в наличии этих закономерностей, но не умея объяснить их, мудрые наши предшественники решили эту задачку с помощью мифических персонажей, отвечающих за причудливые изгибы человеческих судеб.
Но если наука уже смогла вытеснить богов-громовержцев (объяснив истинную природу молний, заменив гневливого Зевса атмосферным электричеством, предложив законы и формулы, четко описывающие физику процесса), то с пониманием явлений удачи - неудачи человечество недалеко ушло от наших предков. Можно сказать, что в этой области мы оказались даже в худшем положении, чем древние греки или древние славяне. Потому что современное мировоззрение, свалив все на волю ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА СЛУЧАЯ (чем он, собственно, лучше того же Зевса или Перуна, от которых мы отказались?), так и не смогло устранить противоречия между внешней случайностью и ощущаемой закономерностью событий везения - невезения.


Глава II

НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ


И предал я сердце мое тому,
чтобы исследовать и испытать мудростью
все, что делается под небом: это тяжелое
занятие дал Бог сынам человеческим,
чтобы они упражнялись в нем.
Екклезчаст: I, 13.


Говоря о госпоже Удаче, о многообразии методов, Которым" люди во все времена пытались привлечь ее благосклонность, мы не можем не вспомнить и о магических искусствах. Они, собственно, и родились в попытках человечества научиться подчинять себе мир, полный непредсказуемых опасностей.
Об этом, в частности, говорил в своей работе "Магия, наука, религия" знаменитый британский социальный антрополог Бронислав Малиновский. Той же точки зрения придерживался известный английский этнограф Джеймс Джордж Фрэзер (1854 - 1941; и другие не менее маститые исследователи.
Родившаяся у первобытного костра магия жива и по сей день. Хотя по всем прогнозам еще XIX века этого никак не должно было быть.
Изучая древние корни магических ритуалов, их трансформацию по мере взросления человечества, Фрэзер в развитии мировоззрения людей предвидел следующую последовательность: "магия - религия - наука". Эта мысль (высказанная в конце XIX века) нашла тогда горячих поклонников. Сегодня (в наступившем третьем тысячелетии) она уже не кажется столь очевидной, хотя логика такой последовательности не вызывает сомнений. Тем не менее явного перехода от магии к религии и далее (по крайней мере пока) не наблюдается. Более того, все составляющие знаменитой "тройной цепочки Фрэзера" сегодня прекрасно уживаются не только рядом, но даже в одном и том же человеке.
Мы смогли убедиться в этом в ходе нашего исследования, направив группу добровольцев из объединения "Феномен" на улицы Москвы для проведения статистического опроса населения.
Задача состояла в том, чтобы получить ответ на три вопроса.
Первый: роль случайных событий в жизни человека.
Второй: отношение людей к понятию "везение - невезение", как к случайному или закономерному фактору.
Третий: рецепты "везения".
Наши опасения, что люди, привыкшие за последние годы к приставаниям на улице разномастных рекламщиков, уличных торговцев и профессиональных попрошаек, не захотят с нами говорить, оказались напрасными. То ли тщательно продуманный текст обращения, начинавшийся со слов: "Я москвич, я ничего не собираюсь выпрашивать или "впаривать" (слово-символ, заменяющее целую серию понятий, связанных с надувательством торговцами, и очень понятное современному человеку). Я собираю материал для диссертации, и если у вас есть несколько свободных минут, окажите мне любезность ответить на пару вопросов", то ли щедрость в общении, присущая нашему народу, сыграли свою роль, но из 178 опрошенных отказали нам в общении только трое.
Двенадцать человек сказали, что никогда не задумывались над этим вопросом, и тринадцать так и не сумели понять, что от них хотят.
Отталкиваясь от числа 150 опрошенных, мы и проанализировали ответы. Результат оказался весьма любопытным.
144 человека теми или иными словами признали, что "случай" в жизни человека может быть судьбоносен. И только 6 человек сообщили, что ничего случайного в жизни не бывает и что этот разговор для них не имеет смысла.
Вопрос "что управляет случаем?" разделил оставшихся участников опроса следующим образом: 93 человека оказались мистиками; 39 человек имели представление о вероятностных законах от институтского уровня до самого примитивного; 4 человека пытались развить собственные теории из смеси первых двух представлений; 8 человек сказали, что этот вопрос далеко не прост и что им, без сомнения, должна заниматься наука.
Мы прогнозировали, что материалисты будут явно превосходить числом людей с мистическими взглядами на жизнь. Ведь, в конце концов, на дворе не средневековье, а современная Россия - страна практически всеобщей грамотности. Но, на удивление, оказалось, что вера в возможность "управления" Фортуной присуща подавляющему большинству людей вне зависимости от возраста, пола и социального положения.
Особенно же поразила нас активность и изобретательность народа в изыскании способов привлечения удачи. "Рецепты" были самые различные.
108 человек (87 из них считают себя верующими) признались, что в той или иной степени пользуются или пользовались амулетами и талисманами, поражая нас при этом потрясающей фантазией и оригинальностью мышления.
Трое (демонстрирующие агрессивный материализм) на вопрос о талисманах "на счастье", предварительно обрушили гнев на "доверчивых и примитивных" собратьев, верящих, что "какой-то паршивый камешек" может приносить удачу, а затем, не подозревая, что своим дальнейшим признанием относят себя к той же группе, сообщили, что при них всегда есть некий предмет, который они чтят и в отсутствие которого ощущают внутренний дискомфорт. В двух из трех случаев это были фотографии близких людей, а в одном - пуля, извлеченная после войны хирургом из тела опрашиваемого.
29 человек сказали, что полагаются только на Бога.
7 человек ответили, что привлечь удачу невозможно.
Итог выглядел следующим образом;
75 процентов опрошенных в том или ином варианте постоянно или в отдельных случаях (экзамен, операция и т. п.) пользуются талисманами и амулетами;
20 процентов опрошенных доверили свою судьбу исключительно Господу Богу;
5 процентов пришлось на людей, считающих, что божественные силы и магия разного рода не в состоянии. Помочь нам в этой жизни.
Всего лишь пять процентов! И то у нас нет полной уверенности, что они говорили искренне. Вот и получается, что, вопреки всей очевидности, "тройной цепочки" чистого перехода от магии к религии, а потом к науке, в человеческом сознании так и не произошло.
И хотя полученный результат строго статистическим назвать нельзя (из-за малого числа опрашиваемых), тем не менее тенденция просматривается достаточно четко.
Попытаемся объяснить, почему не сработала формула Джеймса Джорджа Фрэзера.
Согласно его же утверждениям, магия служила древним людям психологической защитой от опасностей окружающего мира. Тогда получается, что сегодня мы скрылись уже за "тройной броней": к надежде на поддержку всякого рода талисманов и амулетов (магия) прибавились еще вера в Божий промысел (религия) и уважение к могуществу науки. И мало кто находит в себе силы отказаться хоть от одного "слоя" этой защиты.
Кто из вас, наши читатели, может с чистым сердцем сказать, что никогда не обращался за помощью к Высшим силам? Что не "складывал пальцы", не, сплевывал трижды через плечо, не ставил в церкви свечи, не носил с собой амулеты, был абсолютно безразличен к пророчествам (от Нострадамуса до рыночного мага)?
Многие люди советской закалки искренне считают себя атеистами. Но некоторые психологи настаивают на том, что "природа ни в чем не терпит пустоты" и история страны "развитого атеизма" прекрасное тому доказательство. У большинства советских атеистов была своя эрзац-религия, где место Бога занял "великий вождь всех народов товарищ Сталин".
С этими утверждениями, конечно, можно и поспорить. Но вспомните, может быть, вы тоже относились к советской атрибутике и партбилету как к святыне?
По сути, каждый этап развития человечества - это история фетишизации определенных для этого времени предметов, людей, понятий и сил, от которых зависит комфортность нашего бытия. И как бы ни протестовал наш здравый смысл, как бы ни возмущалось наше "высокое образование", как бы ни было сильно наше стремление отделить себя от наших "необразованных" предков, увы, приходится констатировать, что в своем отношении к вопросам счастья и жизненной удачи мы мало чем от них отличаемся.
С той или иной окраской, на том или ином уровне мы все по-прежнему фетишисты. Но, возможно, не стоит так уж этого стыдиться? Ведь, в конце концов, живое дерево неотделимо от своих корней.
Впрочем, чтобы понять самих себя, свое отношение к этому вопросу, надо иметь о фетишизме и прочих "магических корнях" хотя бы некоторое представление.
Поэтому эту главу мы посвятим обзору (хотя и достаточно краткому) тех приемов, которые в разные времена использовали разные народы для привлечения удачи.


II.1. ФЕТИШИЗМ


И в небе, и в земле сокрыто больше,
Чем снится вашей мудрости, Горацио.
В. Шекспир


Двое малышей играют в примитивную детскую игру. Бросают игральную кость и в зависимости от выпавшего на ней значения передвигают цветные фишки. Младший проигрывает. После третьей подряд победы старшего он начинает плакать. Подошедшая на горестные всхлипы ребенка мать утешает его: "Это же просто игра! Сейчас выигрывает Сережа, а в следующий раз выиграешь ты". Но Алеша безутешен: "Нет, мама, я не выиграю, мне не везет, мне всегда не везет, я невезу-у-учий!" Всхлипы переходят в рыдания: "Мне всегда не везет в садике, я потерял на прогулке варежку, и Алина потеряла, она нашла, а я не наше-е-ел".
На следующий день в детской конфликт. В качестве третейского судьи призывают маму. Истцом выступает младший. Он требует обменяться фишками: "Он все время зеленой играет, поэтому выигрывает. Она счастливая, а другие несчастливые. Пусть он поменяется со мной, тогда будет честно!" Не вдаваясь в подоплеку детской философии, мать решает спор в пользу младшего.
Через некоторое время ей снова приходится вмешаться. Теперь уже в роли рефери. Младший выиграл, а старший пытается отобрать свою "счастливую" фишку. Вопрос решается опять в пользу младшего. На этот раз по принципу: "Старший должен уступить". Сережа подчиняется, но из вредности играть дальше отказывается. Зеленая фишка перекочевывает в карман Алеши, где он теперь намерен хранить ее от посягательств брата.
История эта получает продолжение уже через несколько дней. Захлебываясь от возбуждения и пылая щеками, вернувшийся из садика Алеша сообщает: "Я нашел свою варежку - ее дети в снегу закопали!" А вечером на ушко маме: "Я счастливую фишку
попросил мне помочь - и она помогла. Она волшебная. Ты только никому не говори - это тайна!"
С тех пор судьба зеленого кусочка пластмассы стала складываться на зависть всем фишкам Москвы и Московской области. Алеша выпросил у мамы нарядную коробочку от сережек, постелил в нее цветную бумажку и назвал все это "домиком для Везунчика". Он шепотом здоровался с фишкой утром и прощался на ночь, он брал ее в ладошку, крепко сжимал и с зажмуренными глазами просил о чем-нибудь.
Родители заволновались. Высокообразованные папа и мама, не без учета всех правил воспитания детей проведя определенную работу с Алешей, отобрали у него "Везунчика".
А через несколько месяцев под его подушкой нашли невесть откуда добытый кусочек малахита.
Эта незамысловатая история, по сути - история начального этапа в становлении верований человечества, которое с колыбели, не будучи в силах обеспечить себе удачу - главную составляющую комфортного состояния, искало помощи в окружающем его мире.
Так появились первые фетиши. Их мир включал в себя все те же составляющие, что и мир, созданный пятилетним Алешей вокруг своей "волшебной" фишки: необходимость в помощи; обретение друга-помощника; вера в удачу; трактовка положительных событий через призму этой веры; трепетное отношение к тому, кто (или что) помогает; интимность отношений; тайна, создаваемая вокруг этих отношений; приход к устойчивому состоянию дискомфорта при утере поддерживающей силы и обращение к новой.
Есть в этой истории (как и в истории народов) и нарушающая внутренний комфорт воля сильных мира сего, и, как следствие, еще большая тайна вокруг фетиша.
Народы - "детство человечества", которые теперь принято называть "дикими", строили свои отношения с окружающим миром точно по такому же принципу. Он не менялся и по прошествии тысячелетий, приобретая лишь новые окраски и звучания.
Что же такое фетиши с точки зрения теперь уже просвещенного человечества?
В науке в качестве обобщающего термина это понятие впервые ввел в 1760 году де Бросс в книге "Du culte des dilax fetiches ou Parallete de 1'ancienne Religion de 1'Egypte aves la religion de Nigritie".
Под фетишем он понимал "все, что человек выбирает объектом поклонения, например: дерево, гору, море, кусок дерева, львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.". В этом определении поклонение неодушевленным объектам представлено как поклонение им самим, а не присущим им разумным началам.
В дальнейшем первая формулировка де Бросса была расширена другими учеными до понимания анимистического воззрения на объекты материального мира (анимизм - представление о существовании духа, души у каждого человека, животного, растения, а в первобытных религиях - у каждой вещи).
Генезис фетишизма весьма не прост. На первом этапе фетиш воспринимался как самостоятельная, в нем кроющаяся, а не внешняя, вселившаяся в него сила. В дальнейшем же он стал вместилищем духа-божества, пришедшего в него извне.
В каждом камешке, в каждом кусочке дерева первобытный человек видел живое. Достаточным основанием для обращения за советом к кусочку коры дуба он считал, например, тот факт, что дубу много лет, и он видел и знает больше спрашивающего.
Основанием для фетишизации тех или иных объектов вполне могли служить и необычная форма или окраска или не соответствующее привычному местонахождение. Ну а если уж присутствие какого-либо предмета сопровождалось неким экстраординарным обстоятельством - удачей или, наоборот, неудачей, то он безоговорочно становился фетишем.
Признав неординарность объекта, его способность быть полезным, человек прикладывал все силы, чтобы вызвать его доброе расположение к себе.
Итак, задача привлечения удачи с помощью фетиша в древние времена решалась следующим образом: надо умело его выбрать, окружить заботой, не раздражать - и нет такого чуда, которого он не мог бы совершить.
Но одним-единственным фетишем наши пращуры не ограничивались. Практиковалось "разделение обязанностей". Природа этого явления не имеет четкого толкования. То ли люди "берегли" своего "друга" от перегрузок; то ли ими владело стремление "расширить круг друзей"; то ли человеческая натура не позволяла им пройти мимо предмета, вызвавшего их интерес; или иные причины побуждали их порой собирать вокруг себя все увеличивающееся количество предметов фетишизации.
Исследователь Рёмер, изучая африканский фетишизм, описал дом, в котором было собрано более 20 тысяч самых различных предметов. Наряду с перьями попугая, человеческими волосами, камнями различных форм и цветов, кусочками дерева, самородками металлов и многим другим в описании присутствовали достаточно экзотические вещи, такие, например, как обмотанные шерстью деревянные колья, обрывки одежды, завязанные затейливыми узлами, и даже горшок, заполненный красной глиной с воткнутым в нее петушиным пером, - все, что когда-то поразило воображение хозяина этого дома и его родственников. Среди всего этого изобилия присутствовал маленький стул, маленький матрас и бутылка со спиртным напитком, чтобы фетиши могли отдохнуть и глотнуть веселящую жидкость.
В этот своеобразный дом-музей приходил его хозяин, чтобы посидеть в кругу "друзей" и выпросить у них разные милости. И хотя по своей чудодейственной силе "покровители" иерархически различались, но общим для них было благосклонное, по мнению хозяина, отношение к нему.
Со временем культ фетишей приобрел высшую форму. Сила объекта приписывалась не ему самому, а духам божеств, вселившихся в него или даровавших ему эту силу. Это, прежде всего: боги неба, дождя, гор, рек и т. п. Поэтому предметы фетишизации добывались в "местах пребывания" этих божеств или "призывались" в предложенные для их "жилища" предметы.
В результате вселения местных духов (связанных с местностью и условиями жизни определенной группы людей) появились культы божеств - покровителей отдельных общественных единиц. По сути - это те же идолы, от которых фетиши отличаются лишь отсутствием конкретных форм изображения.
Фетиши - не всегда носители духа божеств, иногда в них "вселяются" души умерших людей и животных. Как правило, для этого души выбирают свои собственные останки или. их фрагменты. Это прослеживается в поклонении мумиям у египтян; в обычае первобытных народов постоянно иметь при себе кости своих предков; в жертвоприношениях этим останкам; в обычае хранить череп врага, чтобы обладать его душой; в обрядах, связанных со святыми мощами.
Придание определенного облика объектам поклонения сформировало идолопоклонство, которое переросло в политеизм (многобожие). А развитие политеизма, в свою очередь, привело к новому витку фетишизма с поклонением, например, оружию, орудиям труда, инструментам.
Есть фетиши, своим происхождением обязанные той своеобразной логике, которая легла в основу симпатической магии (магии симпатии).
Чтобы в дальнейшем не было путаницы в достаточно обширном наборе понятий, которыми будут пользоваться авторы в этой главе, считаем необходимым дать разъяснения к некоторым их них.
Предлагаем общепринятые трактовки из "Словаря русского языка" С. И. Ожегова.
"Талисман. В суеверных представлениях предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу".
"Амулет. Предмет, носимый на теле и считаемый магическим средством против болезни, несчастья".
"Символ.То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи".
"Чары. Волшебство, колдовство".
Уточнения требуют и сами понятия "магия" и "оккультизм". Прежде всего, нам не хотелось бы, чтобы эти слова воспринимались читателями в том искаженном понимании, которое бытует в народе: колдовство, сатанизм, человеческие жертвоприношения. Действительно, так называемая "черная магия" несет в себе часть этих элементов. Но не следует проецировать их на магическое мировоззрение в целом.
Магия (в понимании наших предков) была прежде всего наукой, изучающей астральные силы и способы управления ими. К ней же относили и так называемую Герметическую медицину, высшую ступень которой составляла Священная терапевтика.
С магией в наше время зачастую тесно связывают и такие понятия, как "магнетизм", "медиумизм", "гипноз&







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.