Здавалка
Главная | Обратная связь

Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога



Методика предназначена для детей 4-7 лет. Проводится индивидуально.

Подготовка исследования.Заключается в проведении с ребенком беседы, где рассматриваются различные ситуации из жизни группы детского сада.

Ситуации могут быть примерно следующего содержания.

- 1-я ситуация — «Скоро праздник. В группе будет концерт. Дети украшают зал и готовят номера. Как ты думаешь, воспитатель даст тебе роль ведущего? А кому из детей он предложит эту роль?»

- 2-я ситуация — «Представь себе: воспитатель входит в груп­пу и держит в руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, отдал бы он ее тебе или кому-нибудь другому? Кому?»

- 3-я ситуация — «Начинается занятие, а дети оставили на ковре разбросанные игрушки. Воспитатель рассердился на де­тей, он недоволен ими. Как ты думаешь, на тебя бы за это воспитатель рассердился? А на кого из детей группы мог бы рас­сердиться?»

Обработка данных.Ответы ребенка заносят в таблицу (см. табл. 1) и выясняют, адекватно ли ребенок оценивает отношение педагога к себе и сверстникам, умеет ли соотнести это отношение с особенностями своего поведения.

Таблица 1

Фа­ми- лия, имя, воз- раст ре- бен- кА I серия II серия III серия
Ответ  
утвердительный отрицательный неопределенный утвердительный отрицательный неопределенный утвердительный отрицательный неопределенный
                   

 

В зависимости от ответа ребенок может быть отнесен к од­ной из трех групп по характеру эмоциональной направленнос­ти на воспитателя.

/ группа. Эмоционально восприимчивые дети. Их харак­теризует ярко выраженная положительная эмоциональная на­правленность на воспитателя, уверенность в любви педагога. Они адекватно оценивают его отношение к себе, очень чувствительны к изменениям в его поведении. Тон воспитателя, жест, поза слу­жат источником возникновения эмоциональных переживаний.

II группа. Эмоционально невосприимчивые дети. Для них характерна отрицательная установка на педагогические воздей­ствия, неадекватность откликов и на положительные воздей­ствия воспитателя. Эти дошкольники часто нарушают дисцип­лину и порядок, не соблюдают установленные нормы. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, дети отвечают на него негативизмом или равнодушием. Удовольствия от об­щения с воспитателем они не испытывают и не ожидают.

III группа. Дети с безразличным отношением к воспита­телю и его требованиям. Они не проявляют активности и ини­циативы в общении с воспитателем, играют пассивную роль в жизни группы. По их внешним проявлениям трудно опреде­лить характер переживаний. Когда воспитатель их хвалит, они не выражают радости, так же как при осуждении - огорчения или смущения. Это свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения своих эмоций.

Методика «Цветик-восьмицветик»

Разработка Г.Ш.Габдреевой и А.О.Прохорова

Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.

Подготовка. Изготовить разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевину цветка – белого цвета. Исследование проводится на белом фоне.

Проведение. Исследование проводится с детьми 2,5-8 лет в форме игры-беседы.

Инструкция. «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т. д.». Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т. д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Полученные данные заносятся в таблицу:

Цвет лепестка Адресат Комментарии ребёнка Вывод
         

Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.

 

Цвет Характеристика
Жёлтый   «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета: эмоциональная зависимость
Красный   «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности
Голубой   «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы
Зеленый   «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты
Фиолетовый   Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. «Пустое место»
Коричневый   Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребенка
Серый   Не эмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен
Черный   Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом

 

 

Проективный тест «Рисунок семьи»

Одним из наиболее популярных методов диагностики се­мейных отношений является проективный тест «Рисунок семьи». К достоинствам этого метода можно отнести следу­ющее: простоту использования, возможность увидеть суще­ствующие внутрисемейные границы и наличие коалиций, а также эмоциональный фон, характерный для данной семей­ной системы с точки зрения каждого члена семьи.

Порядок выполнения теста следующий: испытуемому пред­лагается нарисовать свою семью карандашом на бумаге без клеточек. В случае, если испытуемый задает вопросы отно­сительно рисования, консультант отвечает неопределенно («Рисуй, как хочешь»), но поддерживая стремление клиента рисовать («Неважно, как ты нарисуешь — главное, чтобы ты что-то нарисовал»). Испытуемый не должен пользоваться ла­стиком. По окончании рисования все нарисованные персона­жи должны быть обозначены подписями (кто есть кто). Пе­ред началом рисования дается следующая инструкция: «Нарисуй свою семью».

Данный тест имеет много способов интерпретации. Одна из лучших интерпретаций «рисунка семьи» предложена отече­ственным психологом В.К. Лосевой(тест входит в состав комплексной диагностики семейных отношений: 1) проективный тест «Скульптура семьи» - В.Сатир; 2) метод генограммы – М.Боуэн, 1978; 3) метод «Семейное пространство»; 4) проективный тест «Рисунок семьи» - В.К.Лосева, 1995). Предложенные ею пра­вила интерпретации следующие.

Использование пространства листа. Пространство ли­ ста есть аналог пространства семейного мира с точки зрения автора рисунка. Место автора в пространстве листа символи­зирует его место в пространстве собственной семьи.

Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то, скорее всего, у автора существует полное отсутствие эмоционального контакта с этим персонажем, данного человека как бы нет в его мире. Это может означать также наличие бессознательных негатив­ных чувств по отношению к отсутствующему, которые воспринимаются автором как запретные (например ревность, агрессия).

3. Отсутствие на рисунке автора. Если сам автор на рисунке отсутствует, это может означать трудность самовыра­жения относительно близких людей, наличие у автора пред­ставления, что его в семье не понимают. Это может означать также, что автору трудно найти свое место в семейном пространстве. Однако это может также выражать следующую позицию автора — «места здесь мне нет, но меня это и не волнует».

4. Размер изображенных персонажей. Размер персонажа олицетворяет его субъективную значимость для автора. Наибольший размер на рисунке имеет тот из персонажей, отношения с которым более значимы.

5. Наличие вымышленных персонажей. Вымышленные персонажи являются символами неудовлетворенных потребностей. Например, наличие на рисунке Деда Мороза, домашних животных может означать потребность автора в поддерж­ке, защите, тепле. В этом случае следует расспросить автора о характере вымышленного персонажа и его функциях.

6. Расположение персонажей на пространстве листа. Чем выше расположен персонаж, тем наибольшей властью в семье он обладает в глазах автора, даже если изображение его маленькое по размеру.

7. Расстояние между персонажами. Расстояние, на котором находятся персонажи друг относительно друга, отражает психологическую дистанцию, существующую между ними. Персонажи, которые соприкасаются, находятся в тесном психологическом контакте.

8. Характеристика контура. Персонаж или предмет, вызывающий большую тревогу, рисуется с большим нажимом, сильно заштрихован, контур несколько раз обведен. Персонаж может быть нарисован тонкой дрожащей линией, что так­ же говорит о тревоге, которую он вызывает у автора (автор не решается его изобразить).

9. Искажения в изображении фигур. Искажения по правой стороне (если встать на место персонажа) могут означать проблемы во взаимоотношениях с миром социальных норм (работа, учеба, карьера; для ребенка — с людьми, которые персонифицируют нормы). Искажения по левой стороне — проблемы в сфере эмоциональных, интимных, близких отношений.

10. Изображение неодушевленных предметов. Изображе­ние большого количества предметов, относящихся к какой-то сфере жизни (например мягкой мебели), означает особую значимость этой сферы для автора. Изображение большого количества закрытых шкафов в рисунке ребенка может свидетельствовать о существовании в семье тайны, к которой он, по его мнению, не допущен.

11. Изображение большого количества мелких деталей может означать фиксацию на правилах порядка, а также склонность семьи к долгому удерживанию эмоций. Предметы, которые рисуются между персонажами, например автомобиль между отцом и матерью, воспринимаются автором в качестве помехи в отношениях либо в качестве единствен­но возможного способа контакта.

12. Символика частей тела. Символика частей тела учитывается, главным образом, при интерпретации рисунков детей. Отдельным частям тела приписываются следующие значения.

· Голова — очень важная часть тела для ребенка, самой большой голове приписывается самый большой ум.

· Глаза. Глаза, с точки зрения ребенка, даны человеку для слез, выражения печали и просьбы в эмоциональной поддержке. Большие расширенные глаза означают тревогу, сигнал о помощи. Глаза щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, персонаж с такими глазами не умеет просить помощи.

· Уши. Уши — это орган восприятия критики. Большие уши отражают, что персонаж больше, чем все остальные, должен слушать окружающих или слушает. Маленькие уши или их отсутствие на рисунке говорят о том, что персонаж игно­рирует критику, не учитывает мнение окружающих или автору хотелось бы, чтобы так было.

· Рот. Рот предназначен для выражения вербальной агрессии, это «орган нападения». Большой, заштрихованный рот означает угрозу для автора рисунка, связанную со стра­хом осуждения, страх словесного воздействия. Отсутствие рта, точка вместо рта означает, что персонаж, с точки зрения автора, не может влиять словесно на других людей.

· Шея. Шея символизирует соединение рационального и эмоционального компонентов личности. Наличие шеи озна­чает способность управлять своими чувствами. Тонкая и длин­ная шея — конфликт между чувствами и разумом, который решается за счет отстранения от эмоционального мира, «я ста­раюсь не замечать своих эмоций». Короткая и толстая шея символизирует отсутствие подобных противоречий.

· Руки. Функция рук состоит в том, чтобы прицепиться к матери, установить с ней контакт. Для взрослых персонажей рисунка руки олицетворяют способ взаимодействия с миром. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем более длинными и большими нарисованы его руки.

· Ноги. Ноги обозначают опору персонажа в реальности, насколько он «крепко стоит на ногах». Если провести линию, соединяющую ноги крайних персонажей, то самостоятельная опора в реальности будет только у тех, кто стоит на линии.

 

Тест на развитие графического навыка

Данная методика разработана Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадриковой

Инструкция. Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предвари­тельно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два боль­ших — два маленьких — два больших — два маленьких, и предла­гают продолжить этот «узор» до конца строчки.

 

 

Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каж­дому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

Оценка результатов

 

    Баллы
Характер линий Ровная, прямая, нажим ровный    
Неровная, дрожащая, двойная, Искривлённая  
Размер элементов Соответствует эталону  
Не соответствует эталону  
Форма элементов соответствует эталону
Не соответствует эталону
Наклон Соответствует эталону
Не соответствует эталону
Отклонение от строчки Незначительное (не более 30)
Значительное
Последовательность элементов Правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов    
Неверно воспроизведена последовательность элементов    

Результат 6-5 балловговорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4-3 балла— у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать уп­ражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2-0 баллов— графический навык развит очень сла­бо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Низкий уровень развития графического навыка является при­чиной целого ряда трудностей в обучении письму:

1) низкий темп письма;

2) быстрая утомляемость при письме;

3) неровная, «дрожащая» линия;

4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

5) слишком сильный нажим;

6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;

7) несоблюдение размера графических элементов;

8) несоблюдение наклона письма;

9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

10) нежелание выполнять письменные упражнения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.