Непрямая экспресс-диагностика УПР дошкольника
1. Ощущения
| 2. Восприятие
| 3. Запоминание
|
|
|
1. С ошибками называет и различает основные цвета спектра
| 1. При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием
| 1. Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме
|
|
|
В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра
| 2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними
| Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме
|
|
|
3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их
| 3. Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное
| 3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы
|
|
|
4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки
| 4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы
| 4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании
|
|
|
5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности
| 5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому
| 5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание
|
|
|
4. Мышление
| 5. Воображение
| 6. Внимание
|
|
|
1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи
| 1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции
| 1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес
|
|
|
2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия
| 2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство
| 2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточенности
|
|
|
3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата
| 3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них
| 3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения
|
|
|
4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана
| 4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть
| 4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения
|
|
|
5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи
| 5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях
| 5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей
|
|
|
7. Игра
| 8. Общение
| 9. Речь
|
1. Выполняет с игрушками ролевые действия
| 1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи
| 1. Обозначает словами окружающие предметы и явления
|
2. Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей
| 2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания
| 2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации
|
3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями.
| 3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям
| 3. Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты
|
4. Принимаемая роль, отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними
| 4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым
| 4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий
|
5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их нарушения
| 5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми
| 5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию
|
10. Эмоции
| 11. Самостоятельность
| 12. Саморегуляция
|
1. Проявляет неустойчивую локальную реакцию на ситуацию, непосредственно его не касающуюся
| 1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого
| 1. Действует под влиянием ситуативных эмоций
|
2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов
| 2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях
| 2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания .
|
3. Обнаруживает сопереживание реальным людям
| 3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности
| 3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие
|
4. Проявляет симпатию/антипатию к сверстникам и взрослым
| 4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях
| 4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия
|
5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся
| 5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях
| 5. В ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого
|
Таблица 2
ПЕРЕВОД ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ОЦЕНОК УПР ДОШКОЛЬНИКОВ
В СТАНДАРТНЫЕ (СТЕНЫ)
Группы
| СТЕНЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МЛ
| 18-31
| 32-34
| 35-40
| 41-54
| 55-69
| 70-77
| 78-94
| 95-99
|
|
СР
| 43-51
| 52-56
| 57-61
| 62-68
| 69-77
| 78-87
| 88-95
| 96-99
|
|
СТ
| 45-61
| 62-65
| 66-71
| 72-75
| 76-82
| 83-89
| 90-94
| 95-58
| 99-100
|
Интерпретация полученных результатов производится следующим образом:
· 9-7 баллов — высокий уровень развития;
· 6-4 балла — средний уровень психического развития;
· 3 и меньше — низкий уровень психического развития.
В качестве основных достоинств данной методики следует отметить ее возможности, позволяющие сравнивать между собой УПР детей разных возрастных групп: оценка 7, к примеру, будет указывать на одну и ту же точку 9-балльной шкалы и сходным образом характеризовать младшего, среднего и старшего дошкольника, а также устанавливать дифференцированный диагноз с учетом оценок, полученных по каждой измерительной шкале..
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе
(методика А. И. БАРКАНА) [33]
Инструкция: детям предлагается выполнить рисунок на тему «Я в детском саду» или «Я в школе» (в зависимости от возраста).
Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности, характером сюжета рисунка, наличием декоративных элементов, дополнительных элементов и др.
На основании анализа результатов выделяются 3 группы детей:
1) с отсутствием признаков дезадаптации – 1-я группа;
2) с наличием нескольких признаков дезадаптации – 2-я группа;
3) с явно выраженной школьной дезадаптацией – 3-я группа.
Общие отличия рисунков детей 1-й и 3-й группы:
· цветовые (у детей 1-й группы преобладают яркие цвета, 3-й группы – черный и серый);
· сюжетные (у детей 1-й группы изображен учебный процесс, 3-й группы – перемена или уход домой);
· в изображении людей (у детей 1-й группы присутствуют несколько человек, чаще с воспитателем или учителем, 3-й группы – люди отсутствуют или наличиствует один ребенок, реже один воспитатель или учитель);
· в изображении воспитателя или учителя (у детей 1-й группы фигура воспитателя или учителя изображена адекватно, 3-й группы – в доминантной либо агрессивной позиции).
Таким образом, на основании данной методики можно сделать предварительные выводы о тревожном (дезадаптированном) или не тревожном, адекватном (адаптированном) уровне готовности ребёнка к обучению в ДОУ или школе.
Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение
(методика Р. Сирса) [25]
Данная методика представляет собой, по существу, образец техники факторного анализа и рассчитана как на дошкольников, так и на младших школьников. Впервые была представлена Робертом Ричардсоном Спирсом(1927), английским психологом, профессором Лондонского и Честерфильдского университетов (1863-1945).
Инструкция: совместно с воспитателем или учителем на группу или класс заполняется лист наблюдений по следующему образцу:
Фамилия, имя ребенка
| Укажите номер признака
|
Иванова Маша
| 3,6,7
|
Петров Саша
|
|
……………….
|
|
1. Часто напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти. Сосет палец.
3. Легко пугается.
4. Сверхчувствителен.
5. Плаксив.
6. Часто агрессивен.
7. Обидчив.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет, бледнеет.
10. Имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной
ситуации.
11. Суетлив, много лишних жестов.
12. Потеют руки.
13. При непосредственном общении с трудом включается в работу.
14. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.
Обработка результатов:
· 1-4 признака – слабая тревожность;
· 5-6 признаков – выраженная тревожность;
· 7 признаков и более – высокая тревожность.
Итак, на основании результатов диагностики (хотя бы 2.1. и 2.2)и наблюдений за детьми детей каждого класса или группы детского сада можно условно разделить на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья:
- дети 1-й группы, отнесенные к креативному уровню, не требуют психологической поддержки;
- дети 2-й группы должны быть включены в групповые занятия профилактически-развивающей направленности;
- с детьми 3-й группы необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.