Здавалка
Главная | Обратная связь

Непрямая экспресс-диагностика УПР дошкольника



 

1. Ощущения 2. Восприятие 3. Запоминание    
1. С ошибками назы­вает и различает основные цвета спектра 1. При восприятии но­вого пытается допол­нить данные зрения осязанием 1. Запоминает учеб­ный материал, дан­ный в наглядной форме    
В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра   2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме        
3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их 3. Строит достаточно полный образ воспри­ятия, но не различает в нем основное и вто­ростепенное 3. Запоминает мате­риал, выделяя в нем выступающие на пер­вый план элементы    
4. Различает и назы­вает цвета спектра и их оттенки 4. Выделяет в воспри­нимаемых предметах основные и второсте­пенные элементы 4. Запоминает учеб­ный материал, ориентируясь в его содержании    
5. Правильно описы­вает цветовое окруже­ние, использует свои знания в изобрази­тельной деятельности 5. Строит означенный и дифференцирован­ный образ мира, сооб­щает о результатах взрослому 5. Запоминает учеб­ный материал, пони­мая его содержание  
4. Мышление 5. Воображение 6. Внимание    
1. Получает новые сведения практиче­ским способом, без участия речи 1. Играет с предме­тами, подчиняясь их назначению, воспроиз­водит их функции 1. На незначительное время может сосре­доточиться на пред­метах, вызывающих интерес    
2. Практически решая познавательную зада­чу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия 2. В ходе игры заме­щает реальные пред­меты воображаемыми, ориентируясь на их сходство 2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточенности    
3. Выполняет позна­вательные действия с опорой на речь — средство достижения результата 3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них 3. После многократ­ного повторения ука­заний выполняет учебные действия, требующие сосредо­точения    
4. Выполняет дей­ствия на основе пред­варительно сформули­рованного плана 4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть 4. По указанию взро­слого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения    
5. Решает познава­тельные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи 5. В уме создает но­вые образы и вопло­щает их в играх, рисунках, конструкциях 5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, мо­жет отвлекаться от посторонних раздражителей  
7. Игра 8. Общение 9. Речь
1. Выполняет с иг­рушками ролевые дей­ствия 1. Побуждает взро­слого и сверстников к действиям, просит о помощи 1. Обозначает слова­ми окружающие предметы и явления
2. Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей 2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания 2. Владеет элемен­тарной связной ре­чью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации
3. Берет на себя опре­деленную роль, отли­чающуюся разнообраз­ными игровыми дей­ствиями. 3. Подражает автори­тетному взрослому, его словам и действи­ям 3. Речь выходит за пределы непосред­ственной ситуации, описывает отсутству­ющие объекты
4. Принимаемая роль, отражает не только действия взрослых, но и отношения между ними 4. Стремится к со­переживанию и вза­имопониманию с авто­ритетным взрослым 4. Речь становится средством планиро­вания и выполнения игровых и практи­ческих действий
5. Является организа­тором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициато­ром наказания за их нарушения 5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми 5. Владеет разверну­той речью, передаю­щей и отвлеченную от данной ситуации информацию
10. Эмоции 11. Самостоятель­ность 12. Саморегуляция
1. Проявляет неустой­чивую локальную ре­акцию на ситуацию, непосредственно его не касающуюся 1. Владеет гигиени­ческими навыками, одевается без помощи взрослого 1. Действует под влиянием ситуатив­ных эмоций
2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов 2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях 2. В присутствии ав­торитетного взросло­го сдерживает свои непосредственные желания .
3. Обнаруживает со­переживание реаль­ным людям 3. После разъяснения взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности 3. Действует, подра­жая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие
4. Проявляет симпа­тию/антипатию к сверстникам и взрослым 4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях 4. Может сдерживать свои непосредствен­ные желания, им­пульсивные действия
5. Эмоционально оце­нивает ситуации, непосредственно его не касающиеся 5. Пользуется дове­рием взрослого, про­являет самостоятель­ность в разнообразных ситуациях 5. В ситуации выбо­ра отдает предпочте­ние тем действиям, которые соответ­ствуют требованиям взрослого

Таблица 2

ПЕРЕВОД ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ОЦЕНОК УПР ДОШКОЛЬНИКОВ

В СТАНДАРТНЫЕ (СТЕНЫ)

Груп­пы СТЕНЫ
   
МЛ 18-31 32-34 35-40 41-54 55-69 70-77 78-94 95-99
СР 43-51 52-56 57-61 62-68 69-77 78-87 88-95 96-99
СТ 45-61 62-65 66-71 72-75 76-82 83-89 90-94 95-58 99-100

Интерпретация полученных результатов производится следующим образом:

· 9-7 баллов — высокий уровень развития;

· 6-4 балла — средний уровень психического развития;

· 3 и меньше — низкий уровень психического развития.

В качестве основных достоинств данной методики следу­ет отметить ее возможности, позволяющие сравнивать между собой УПР детей разных возрастных групп: оценка 7, к приме­ру, будет указывать на одну и ту же точку 9-балльной шкалы и сходным образом характеризовать младшего, среднего и стар­шего дошкольника, а также устанавливать дифференцирован­ный диагноз с учетом оценок, полученных по каждой измерительной шкале..

 

Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе

(методика А. И. БАРКАНА) [33]

Инструкция: детям предлагается выполнить рисунок на тему «Я в детском саду» или «Я в школе» (в зависимости от возраста).

Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности, характером сюжета рисунка, наличием декоративных элементов, дополнительных элементов и др.

На основании анализа результатов выделяются 3 группы детей:

1) с отсутствием признаков дезадаптации – 1-я группа;

2) с наличием нескольких признаков дезадаптации – 2-я группа;

3) с явно выраженной школьной дезадаптацией – 3-я группа.

Общие отличия рисунков детей 1-й и 3-й группы:

· цветовые (у детей 1-й группы преобладают яркие цвета, 3-й группы – черный и серый);

· сюжетные (у детей 1-й группы изображен учебный процесс, 3-й группы – перемена или уход домой);

· в изображении людей (у детей 1-й группы присутствуют несколько человек, чаще с воспитателем или учителем, 3-й группы – люди отсутствуют или наличиствует один ребенок, реже один воспитатель или учитель);

· в изображении воспитателя или учителя (у детей 1-й группы фигура воспитателя или учителя изображена адекватно, 3-й группы – в доминантной либо агрессивной позиции).

Таким образом, на основании данной методики можно сделать предварительные выводы о тревожном (дезадаптированном) или не тревожном, адекватном (адаптированном) уровне готовности ребёнка к обучению в ДОУ или школе.

 

Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение

(методика Р. Сирса) [25]

Данная методика представляет собой, по существу, образец техники факторного анализа и рассчитана как на дошкольников, так и на младших школьников. Впервые была представлена Робертом Ричардсоном Спирсом(1927), английским психологом, профессором Лондонского и Честерфильдского университетов (1863-1945).

Инструкция: совместно с воспитателем или учителем на группу или класс заполняется лист наблюдений по следующему образцу:

 

Фамилия, имя ребенка Укажите номер признака
Иванова Маша 3,6,7
Петров Саша
……………….  

1. Часто напряжен, скован.

2. Часто грызет ногти. Сосет палец.

3. Легко пугается.

4. Сверхчувствителен.

5. Плаксив.

6. Часто агрессивен.

7. Обидчив.

8. Нетерпелив, не может ждать.

9. Легко краснеет, бледнеет.

10. Имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной

ситуации.

11. Суетлив, много лишних жестов.

12. Потеют руки.

13. При непосредственном общении с трудом включается в работу.

14. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.

Обработка результатов:

· 1-4 признака – слабая тревожность;

· 5-6 признаков – выраженная тревожность;

· 7 признаков и более – высокая тревожность.

Итак, на основании результатов диагностики (хотя бы 2.1. и 2.2)и наблюдений за детьми детей каждого класса или группы детского сада можно условно разделить на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья:

- дети 1-й группы, отнесенные к креативному уровню, не требуют психологической поддержки;

- дети 2-й группы должны быть включены в групповые занятия профилактически-развивающей направленности;

- с детьми 3-й группы необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.