№
| Критерии здоровьесбережения
| На что обратить внимание
|
1.
| Обстановка и гигиенические условия в классе.
| Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
|
2.
| Количество видов учебной деятельности.
| Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.
|
3.
| Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.
| Ориентировочная норма – 7-10 минут.
|
4.
| Количество видов преподавания.
| Словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.
|
5.
| Чередование видов преподавания.
| Не позже, чем через 5-10 минут.
|
6.
| Наличие и место методов, способствующих активизации.
| Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные метода (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
|
7.
| Место и длительность применения ТСО.
| В соответствии с СанПиН. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения!
|
8.
| Поза учащегося, чередование позы.
| Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска.
|
9.
| Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.
| Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
|
10.
| Напоминание на уроке о ЗОЖ
| Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
|
11.
| Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся.
| Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
|
12.
| Психологический климат на уроке.
| Взаимоотношения на уроке: - Учитель-ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей); - Ученик – ученик (сотрудничество- соперничество, дружелюбие – враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие).
|
13.
| Эмоциональные разрядки на уроке.
| Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
|
14.
| Плотность урока.
| Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!).
|
15.
| Момент наступления утомления и снижения учебной активности.
| Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. При правильно организованном уроке не ранее, чем: 1 класс – на 25-30 минуте; начальная школа – 35-40 минута; средняя и старшая школа – 40 минута; ККО – 30 минута.
|
16.
| Темп окончания урока.
| Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя!
|