Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ШКОЛЫ

Здоровьесберегающие технологии в работе заместителей директора школы

Здоровьесберегающие технологии в экономическом жизнеобеспечении школы №1317
О.Ю Егорова, заместитель директора по экономическим вопросам
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Для выполнения распоряжения Мэра Москвы от 26.08.2003 и письмом Департамента образования об организации контроля за обеспечением безопасности в школе введена система контроля доступа. Организованы два поста охраны (внешний и внутренний). На внешнем посту охраны осуществляется контроль доступа учеников и посетителей по предъявлению пропуска или договоренности с администрацией по телефону. Внутренний пост охраны оборудован системой контроля доступа типа «ТРИПОД», где все (ученики, посетители и сотрудники) регистрируются в журнале. Тем самым достигается высокая посещаемость. Посетители сопровождаются охранником до места посещения.
При своевременном получении со склада материально технического обеспечения возможно в достаточной степени обеспечить школу нужными материалами и санитарно - гигиеническими средствами, а также средствами электробезопасности и пожаротушения.
Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами и уборка ковровых покрытий пылесосом. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла и исправность установок для сушки рук. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем должна находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. Также проводится наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах (поддержание температурного режима в вентиляционных системах, проветривание помещений и рекреаций).
При разработке критериев оценки эстетического состояния школы мы исходили из тог, что состояние физического, психического здоровья человека определяется восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композицию. Поэтому при эстетическом оформлении школы следует учитывать особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира, отталкиваясь не от устоявшихся позиций ребенка в вопросах вкуса, которые, зачастую, у многих бывают далеки от высокого, а ориентируясь на высокие каноны эстетики окружающего пространства. Для хорошего восприятия окружающей детей обстановки проведен ремонт рекреаций и изменен цвет стен. Стены окрашены в яркие, сочные, радующие глаз тона, для того, чтобы во время перемены детей радовало многообразие красок. В рекреациях вывешены картины маслом, приобщая детей к вечному искусству живописи. Поставленные в рекреациях диваны, искусственные цветы и деревья создают атмосферу уюта и комфорта, ковровые покрытия приглушают шум и позволяют детям отвлечься ненадолго от учебного процесса, обеспечивая кратковременный отдых. Отрицательные эмоции, напряжение, возникающее в учебном процессе и снижающие умственную и физическую работоспособность, будут снижаться при общении ребенка с миром природы. Конечным практическим результатом работы в этом направлении следует считать красивую школу в общей оценке и учащихся и специалистов.
Учитывая вышеизложенное, проблемы здоровья, образования, воспитания, защиты труда и отдыха детей в ХХI веке являются главными и неотложными как для России в целом, так и для ее регионов.


Здоровьесберегающие технологии с учетом
материально-технической базы школы №1317
А.В. Анненков, заместитель директора по административно-хозяйственным вопросам
Все классы школы оборудованы ионизаторами воздуха – люстрами «Чижевского» в форме глобуса или зонта. Соблюдается питьевой режим, для чего в классах и в столовой имеются куллеры для питьевой воды. Благоприятный температурный режим обеспечивает собственная воздушная отопительная система.
В школе имеются три спортивных зала: большой спортивный зал, имеющий 100% оснащенность различными снарядами, малый спортивный зал с ковром «Татами» для секций по дзюдо и самбо, тренажерный зал, оснащенный современными тренажерами, такими, как велоэргометры, «гребля», тренажерами для пресса «Body Gym», тренажеры для сгибателей-разгибателей, штанги с обрезиненными кольцами, теннисные столы, наборами гантель и т.д.
На территории школы имеются две спортивные площадки, баскетбольная и волейбольная.
В школе работает ряд медицинских кабинетов, таких как стоматология, оснащенная современной стоматологической установкой и оборудованием для стерилизации инструментов, кабинет физиотерапии, оснащенный такими аппаратами как аппарат УВЧ, облучатель ОУФНУ, ингалятор «Вулкан» и т.д., кабинет лечебного массажа с соответствующей мебелью. Централизованная бухгалтерия №7, обслуживающая средне-образовательные учреждения округа, своевременно выделяет средства на приобретение медикаментов для нашей школы.
Школа имеет два микроавтобуса, которые постоянно вывозят учащихся на различные мероприятия, такие как посещение бассейна, соревнования по различным видам спорта, экскурсии и т.д.
Все учебные классы школы оснащены самым современным оборудованием: более 110 компьютеров, мультимедийные проекторы, видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальные центры, цифровые фото- и видеокамеры, караоке, акустические системы, синтезаторы, сканеры, принтеры. Имеется школьная телестудия с доступом к обучающим телеканалам посредством спутникового телевидения. Все компьютеры в школе имеют высокоскоростной доступ во всемирную сеть Internet посредством оптоволоконного соединения.
Актовый зал школы оборудован современными световыми эффектами, мощной акустической системой, мультипроекторным оборудованием, что позволяет проводить всевозможные мероприятия, такие как дискотека, театральные представления, конференции, кино-показ и т.д.
Помещения столовой оборудованы всем необходимым для обеспечения здорового режима питания.
Уборка территории школы производится современными техническими приспособлениями такими как, газонокосилка, машина для уборки снега и т.д.


Здоровьесберегающие технологии в учебной работе школы
Т.В. Ивченкова, заместитель директора по УВР
Здоровье детей столичного региона отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст.51 Федерального закона «Об образовании» и ст.8 и 9 Закона города Москвы «О развитии образования в городе Москве». Решение этой проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных усилий и координации деятельности всего социального комплекса города.
Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Школа № 1317 относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью – «школа, содействующая сохранению здоровья детей» - «Школа здоровья».
Деятельность школы направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.
В школе организована работа по следующим направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорно-двигательного аппарата и др.;
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- организация и проведение двух прогулок в начальной школе;
- проведение «дней здоровья»;
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- спортивные мероприятия.
С 2002 года школа является городской экспериментальной площадкой по теме «Школьное информационное пространство», где отрабатывается модель современной школы путем создания новой образовательной среды.
Деятельность педагогов при таком подходе к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья.
Коллектив школы работает в экспериментальном режиме и занимается разработкой модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
- создание комфортных условий обучения (моделирование в образовательном учреждении зоны экологической комфортности);
- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Создан режим работы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный.
Созданы комфортные условия для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы.
Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на уроках
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Учителями школы были разработаны интегрированные курсы, что позволило снизить учебную нагрузку учащихся.
Разработаны коммуникативные связи между образованием и оздоровлением учащихся.
Возникла необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества.
Школа работает в режиме полного дня (с 8.00 до 18.00)по 5-ти дневной неделе, с 6-м развивающим днем, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса в образовательный. Продолжительность урока – 40 мин.
В связи с этим решена достаточно сложная задача по интеграции оздоровительного процесса в учебный план в расписании занятий школы. В учебный план включены уроки здоровья с учетом возрастных особенностей детей, в режим работы школы в обязательном порядке введены утренняя физзарядка и физкультминуты на уроках.
В настоящее время сформирован вариант расписания, которое состоит из блоков:
- расписание занятий по школьному компоненту, с учетом работы психологической службы
- расписание занятий блока дополнительного образования (секций, объединений по интересам)
-расписание индивидуальных консультаций учителей-предметников.
Расписания составлены в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором.
Увеличен объем двигательной активности. Во всех классах внедрен «Оздоровительный час». Учащиеся посещают в это время индивидуальные процедуры в оздоровительном центре (физиотерапию, профилактические процедуры ЛФК). Дети, не занятые в индивидуальных медицинских процедурах, посещают групповые занятия психологов, занятия ритмикой, выходят на прогулки.
Кроме того, на уроках проводятся обязательные физкультурные паузы.
В средней и старшей школе в рамках школьного компонента введен предмет «Здоровый образ жизни», «Школа Айболита» в начальной школе.
В рамках базового компонента на уроках ОБЖ в старшей школе введена тема «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», на которую отводится 18 часов в 10 классе и 9 часов в 11 классе.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня.
Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.
Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.
Во второй половине дня, после обеда для всех детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции и кружки («Спортивные игры», «Восточные единоборства», «Общая спортивная подготовка», «Занятия в зале ЛФК»), участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
Создана целостная система образовательного процесса в режиме полного дня.
Целям охраны здоровья обучающихся будет отвечать применение в школах педагогических технологий, построенных с учетом не только учебно-познавательных, но и функциональных возможностей, зависящих от состояния здоровья детей.


Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе школы
Е.В. Мячина, заместитель директора по ВР
Одним из основных направлений в воспитательной работе нашей школы является внедрение здоровьесберегающих технологий. Воспитательный и образовательный процесс в школе строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Степень оснащенности школы новейшим оборудованием, в том числе и медицинским, наличие в школе целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого ученика.
Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ города, округа, школы.
Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.
Поэтому педагоги и администрация школы сочли необходимым подходить к данной проблеме комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной работе начата разработка комплексного подхода и воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.
Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии» спланирована, имеет цели и задачи.
В настоящее время воспитательная работа школы опирается на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду средней школы.
Наша школа в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий опирается на следующие подходы к воспитанию учащихся:
1. аксиологический – «Воспитание у ученика личной системы ценностей». ( В.А.Караковский )
2. личностно-ориентированный - создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности,
3. гуманистический – поддержка и защита ребенка( социальная, правовая, педагогическая, медико-психологическая ),
4. системный – вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана программа развития школы.
Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.
Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.
Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы, классными воспитателями, социальным педагогом и психологами в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.
Школа при постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям опирается на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.
Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.
В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся ежедневно. Каждый класс посещает не менее 2 экскурсий в месяц.
Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении уроков и воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе.
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями организуются соответствующие мероприятия, например, экскурсионные поездки в заповедники, прогулки по нашему микрорайону, прогулки по Москве и Московской области.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.
Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.
Классными воспитателями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.
Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.
Все учащиеся признают, что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим сверстникам из других школ бросить эту вредную привычку.
Поэтому работу в этом направлении следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся. Но воспитание любых качеств личности требует большого терпения…


Здоровьесберегающие технологии в блоке дополнительного образования «Школы полного дня»
Е.Н. Фомичева, заместитель директора по школе полного дня
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места.
Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни. Задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.
Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Пророческие слова В. А. Сухомлинского о вступлении мира в век Человека отражают состояние современного общества, ориентирующего педагогов на создание условий для полноценного развития ребенка в вариативной системе образования, учитывающих его готовность к обучению, состояние здоровья и индивидуально-психологические особенности. Общественное сознание поднялось до понимания того, что именно Человек становится мерой всех вещей, целью всякой деятельности.
Одним из направлений развития нашей школы являются здоровьесберегающие технологии, фундаментальной основой которых является системное проектирование деятельности по сохранению здоровья с гарантированным достижением цели, состоящей, как минимум из трех задач:
Ш Единства состояния здоровья и успешности обучения.
Ш Соответствия возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований.
Ш Ценностного отношения к здоровью.
Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Создание условий для здорового развития детей предусматривает:
ь соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима (учет времени трудоспособности, утомляемости, физкультурные минутки, учебная нагрузка);
ь гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, питания; санитарно-противоэпидемический режим);
ь формирование здорового образа жизни;
ь внедрение медицинских, физиотерапевтических, психолого-педагогических методов коррекции;
ь разработка оздоровительных программ.
Наиболее полно объединяет учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества общеобразовательное учреждение, работающее в режиме полного дня. Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов. Организация работы общеобразовательного учреждения в режиме полного дня способствует объединению усилий общества и семьи для реализации более качественного духовного и физического развития школьников.
Режим работы общеобразовательного учреждения составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02, строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.
Сбалансированное регулирование отдельных элементов режима, дозировка времени на каждый из них, их разумная расстановка и смена в рамках суток, недели и года улучшает возможности образовательного процесса, делают педагогическое воздействие более устойчивым.
Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся.
Существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся вносит дополнительное образование, которое реализуется во второй половине дня.
Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи всестороннего и гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительно-коррекционной программы. А это значит, что речь идет о формировании личности не только интеллектуально развитой, духовно богатой, социально активной, но и конечно же, здоровой.
Современная система дополнительного образования находится в поиске новых моделей обучения, направленных на разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка. Цель дополнительного образования – содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, содействие в понимании человеком самого себя.
Культуру здоровья человека можно рассматривать как критерий личностного роста, условие и фактор его полноценной жизнедеятельности, коммуникабельности, показатель творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности школы, работающей над проблемой здоровья учащихся, занимает достойное место в содержании общего и дополнительного образования.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего и дополнительного образования обусловлена рядом объективных причин:
· фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
· в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
· школьный период в развитии наиболее синзетивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно – организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.
В дополнительном образовании – творчеством и самовыражением учащихся через интересующие их направления. Наша школа предоставляет широкий выбор направлений видов деятельности:
§ Военно-патриотическое.
§ Краеведческое.
§ Естественно-научное.
§ Культурологическое.
§ Математическое.
§ Информационные технологии.
§ Спортивно-оздоровительное.
§ Художественно-прикладное.
§ Музыкально-исполнительское.
§ Развивающее проектирование.
В различных формах дополнительного образования заняты все учащиеся, многие посещают несколько объединений.
Работа объединений строится в соответствии с разработанными образовательными программами. Их реализация идет через организацию занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, музейная педагогика, игровые технологии). Обязательно вовлечение каждого ребенка в деятельность, забота о его здоровье.
Для учащихся 2 – 4 классов работает кружок «Школа Айболита», а для учащихся 5 – 11 классов – кружок «Здоровый образ жизни». В основе этих курсов лежит формирование у учащихся мотивации на сохранение здоровья.
На занятиях в театральной студии, в кружках «Игра на музыкальных инструментах», «Мир искусства и живописи», «Бальные танцы», «ЛЕГО-конструирование» и др. дети ориентированы на положительную оценку их деятельности, на самоутверждение и самовыражение. Также на занятиях в кружках, секциях, студиях большое внимание уделяется постановке осанки ребенка, отработке координации движений, развитию мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления.
На занятиях в кружках «Спортивные игры» и «Восточные единоборства» успешно решается задача охраны и укрепления здоровья школьников, особенно нервной системы и опорно-двигательного аппарата, полноценного физического развития, формирования положительных качеств и нравственно-волевых черт личности. Ребята занимаются футболом, баскетболом, пионерболом, настольным теннисом, играют в подвижные игры, посещают спортивный клуб борьбы «самбо» и «дзюдо», тренажерный зал, зал ЛФК.
Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психологами проводятся индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении. Коррекция проблем некоторых учащихся решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях в блоке дополнительного образования в группе общения.
Таким образом, дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Занятия в спортивных группах, в творческих клубах, в кружках по интересам служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.
Здоровьесберегающие технологии в экспериментальной работе
Т.В. Саввина, заместитель директора по экспериментальной работе
В школе работают экспериментальные площадки: «Развивающая среда в начальной школе», «Школьное информационное пространство» и «Организация сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса в ходе ученического проектирования».
В ходе работы экспериментальных площадок «Развивающая среда в начальной школе» и «Школьное информационное пространство» учащиеся работают с оборудованием «Спектра» и конструкторами «ЛЕГО». Дидактические пособия «Спектра» помогают развивать тактильные центры посредством работы с пособием «Бусы», благотворно влияют на зрение, так как они крупные и красочные. Работа с пособиями «Природные сообщества» и другими, используемыми на уроках окружающего мира, позволяют детям чаще двигаться на уроке, а учителю позволяют построить урок так, чтобы он был динамичным и интересным, что в свою очередь благотворно сказывается на здоровье детей.
Работа с конструкторами «Лего» позволяет детям сменить обстановку, так как занятия проходят в специальном кабинете «Леготеке». Парты в кабинете расположены не традиционным способом, что позволяет детям психологически расслабиться. Учащиеся работают малыми группами, по 5-6 человек, что тоже позволяет им сменить привычную учебную обстановку. На уроках, проводимых в «Леготеке» чаще всего звучит музыка, что тоже помогает снятию напряжения.
Кирпичики и блоки конструктора «Лего» положительно влияют на зрение, так как они окрашены в яркие сочные цвета, что в свою очередь помогает вести работу над дифференциацией цветов. У учащихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшилась память, появились положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь стала выстроена более логически.
Если качество знаний до работы с Лего-конструкторами составляло 66%, то после начала работы с данным оборудованием оно постепенно возросло до 83%.
Учитель 3 «А» класса Тупталова Н.М. со своими учениками посещают Леготеку на уроках труда и окружающего мира. Учащиеся разрабатывают, выполняют и защищают творческие проекты. Класс делится на две группы. В каждой группе происходит своя творческая работа. Темы заданий могут быть как разными для каждой группы, так и одинаковыми для всех.
Учитель 1 «А» класса Бусловская С.В. используют оборудование ЛЕГО на уроках труда. Дети сами записываются в группы, определяют тему, над которой будут работать, выполняют и защищают свои проекты. В классе существует комиссия из учеников, которая определяет темы проектов, проводит их оценку и награждение лучших. Работа в группе составляет 20-25 минут, а остальное время занимают оргвопросы.
Для работы с ЛЕГО конструкторами была выбрана проектная форма деятельности, как наиболее отвечающая задаче формирования личности, умеющей принимать творческие решения и достигающей оптимального результата. Общая тема проектной деятельности начальной школы «Неизвестная фауна». В ходе работы над этой темой были проведены экскурсии в близлежащую парковую зону, что позволило детям дополнительно активно провести время на свежем воздухе. Каждый учитель выбирает темы проектов, для своего класса исходя из общей темы.
Обучающая среда ЛЕГО-Лого позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же.
В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала.
В ходе работы экспериментальной площадки «Организация сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса в ходе ученического проектирования» учащиеся занимаются в неформальной обстановке, что положительно влияет на психологический климат в рабочей группе. В течение учебного года учащиеся посетили два выездных семинара, где работа велась методом полного погружения в проблему. В связи с выбранным методом работы, семинары проводились на базе детского санаторно-оздоровительного комплекса «Московия». Большая часть занятий проводилась на свежем воздухе. Достаточно большое количество времени уделялось как физическому, так и психологическому здоровью. В рамках работы семинара были проведены такие мероприятия, как, например, «День радости», когда каждый участник семинара (взрослый или ребенок) должен был найти что-то положительное в прожитом дне и вечером на рефлексивном анализе дня поделиться своей радостью с окружающими. В «День профилактики гриппа и ангины» большое внимание уделялось дыхательным упражнениям. Этот метод проведения различных «дней» взят на вооружение учителями нашей школы. С развитием школьного радиоузла планируется проводить такие мероприятия на уровне всей школы, а не отдельных классов, как это существует в данный момент.
Надо отметить, что сохранение здоровья, тема наиболее благодарная и благодатная в создавшейся обстановке повышенной учебной нагрузки, отмечаемой во многих школах города. В создавшихся социально-экономических условиях, родители не всегда могут проследить за правильным питанием детей, количеством времени, проведенным на свежем воздухе и другими аспектами жизнедеятельности ребенка, важными для его роста и развития. И в этом случае школа и педагогический коллектив должны взять на себя заботу о подрастающем поколении, чтобы вырастить здоровых и сильных членов общества.

Здоровьесберегающая среда и здоровьесберегающие технологии в научно-методической работе
С.В. Савочкина, заместитель директора по научно-методической работе
Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.
Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.
Гигиенические показатели, характеризующие урок
1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2) Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
5) Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
6) Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.
9) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
10) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
11) Психологический климат на уроке.
12) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
13) Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;
15) Темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).


Здоровьесберегающие технологии в социальной работе
Н.М. Тупталова, заместитель директора по социальной защите
В соответствии с городской программой «Здоровье детей» принятой Постановлением Правительства Москвы в 2001 году и реализуемой Комитетом здравоохранения Москвы и Московским комитетом образования работа по социальной защите одной из целей ставит перед собой сохранение здоровья учащихся в полном объеме, всестороннее укрепление его и профилактику возможных нарушений. Для этого необходимо выполнение следующих задач, поставленных Программой:
- совершенствование системы медико-санитарного обеспечения детей и подростков;
- создание профилактических технологий и целостной системы критериев оценки качества деятельности учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;
- разработать и внедрить современные формы физического воспитания;
- разработать методы пищевой и медикаментозной коррекции недостаточности питания детей и подростков;
- создать условия для формирования социально эффективного жизненного поведения детей и подростков, обеспечить адекватную социальную адаптацию;
На выполнение этих задач за 2003-2005 предполагается затратить 1 914 486 рублей из городского бюджета.
Выполнения данных задач, в той мере, как это возможно в школьных условиях, и составляет социальную работу в школе.
Начинается социальная работа с момента зачисления ребенка в школу. В процессе его обучения в школе выясняется не только состояние здоровья и степень обученности, но и состав семьи, её проблемы, проводится психологическое обследование и мониторинг личности учащихся.
Для сохранения здоровья учащихся большое значение имеет организация питания. Особенно это относится к школам, работающим как «Школы полного дня».
В Москве проводится бесплатное питание учащихся в образовательных учреждениях. Питание организовывается с учетом всех диетологических требований и физиологических потребностей детей и подростков. Эти требования полностью реализуются в нашей школе – так как школа работает в системе «Школ здоровья», то в рационе питания наших учащихся неукоснительно соблюдается дифференцированный подход к энергетической ценности и содержанию белков, жиров, углеводов в зависимости от возраста (7 – 10 и 11 – 17лет).
Так как модель «Школы полного дня» предполагает нахождение детей в школе до 18.00 то двухразовое питание не выполняет своих задач по обеспечению полноценного питания детей. Благодаря внимательному отношению Департамента образования г. Москвы и Западного Окружного управления образования, в нашей школе весь контингент учащихся обеспечивается бесплатным четырехразовым питанием. В режим питания включены полдники и ужины. За тем, чтобы выполнялись все условия обеспечения физиологических потребностей детей, следят медицинские работники школы. Проводится ежедневный анализ меню с точки зрения его сбалансированности и калорийности.
Необходимым элементом здоровьесбережения является организация питьевого режима. Для решения этой проблемы в школе установлен куллер с горячей и холодной минеральной водой. Учащиеся имеют к нему свободный доступ в течение всего времени работы столовой, т.е. с 9.00 – 18.00 часов.
Строго выполняются все необходимые условия санитарного контроля. Тщательно выполняются все предписания по срокам и условиям хранения и реализации пищевых продуктов. Изучение и анализ медицинских документов учащихся позволили сделать вывод о том, что правильно организованное питание позволило снизить количество обращений к медицинским работникам по поводу болей желудочного происхождения. Одновременно с этим было отмечено снижение простудных заболеваний, что можно отнести за счет дополнительной витаминизации питания и системой работы по здоровьесберегающим технологиям всеми учителями школы. Для того чтобы каждый из детей смог удовлетворить свои потребности в дополнительном питании в школе работает буфет. В основной ассортимент, которого обязательно входят соки, минеральная вода без газа, салаты. Через буфет организовано также питание преподавательского состава.

Задачи профилактики заболеваемости и систематического укрепления здоровья активно решается в период организации летнего отдыха детей в условиях школьного санаторно-оздоровительного лагеря. В первые же дни работы лагеря была проведена диспансеризация всех детей. Каждый получил индивидуальные назначения, которые затем осуществлялись медицинскими работниками лагеря. В течение всего первого летнего месяца со всеми детьми проводились оздоровительные процедуры, лечебная гимнастика, посещение бассейна, витаминизация фиточаем. Дети постоянно совершали прогулки в зону Тропаревского лесопарка и активно отдыхали на спортивных площадках школы. С теми, кому нужны были специальные процедуры, работали медицинская сестра и врач. При помощи аппаратов физиотерапии проводилось назначенное лечение.


Здоровьесберегающая среда в начальной школе
С.В. Бусловская, заместитель директора по УВР начальной школы
На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 1-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Работая по программе «Школа здоровья» перед педагогическим коллективом стоят определённые цели и задачи.
Основной целью является укрепление, профилактика здоровья учащихся.
Задачи:
- воспитание и пропаганда культуры здоровья;
- совершенствование форм и методов в работе по сохранению, дальнейшему укреплению здоровья учащихся;
- формирование у учащихся качеств, потребностей, способствующих развитию здоровья.
Для начальной школы в здании выделен отдельный блок, и за каждым классом закреплено определённое помещение. Классные кабинеты оснащены техническими средствами обучения, люстрой
Чижевского. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 8 час. 30 мин.
Расписание уроков составлено с учётом нормативных требований.
В школе функционируют следующие кабинеты:
- медицинский;
- стоматологический;
- кабинет физио-терапии;
- массажный;
- кабинет психологической разгрузки.
Для педагогического состава школы также предоставлена возможность поддерживать и укреплять своё здоровье в спортивном и тренажёрном залах.
Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях - вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов, проводимые школьным медицинским персоналом.
Тематика бесед по классам(1-4)
1. Соблюдение личной гигиены.
2. Профилактика простудных заболеваний.
3. Режим школьника.
4. Витамины - наши друзья.
5. Правильное питание младшего школьника.
6. Уроки доктора Айболита.
7. Знаешь ли ты? (Лекарственные травы)
С 2003/2004 учебного года школа работает по модели «Школа полного дня». Индивидуально составленный для каждого школьника режим дня включает в себя профилактические мероприятия, связанные с организацией свободного времени школьников, развитием индивидуальных способностей, развитием самостоятельности, умением переключать свою деятельность.
Для учащихся организована работа кружков:
-дзюдо;
-подвижные игры;
-футбол;
-бальные танцы;
-театральная студия;
-фольклор;
-вокальная студия;
-психологическая разгрузка.
Занятия в кружках повышает интеллектуальный уровень, развивает индивидуальные способности, укрепляет физическое состояние учащихся.
Большой вклад в постановку состояния здоровья учащихся играет четырёхразовое питание.
В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:
- классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».
- физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз;
- подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», « Топотушки», «Автомобили», « День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает».
-спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлая эстафета».
-общешкольные спортивные соревнования (дзюдо);
-Дни здоровья;
- занятия в бассейне;
-выпуски газет, телевизионных школьных новостей;
-беседы врача (Уроки здоровья)
В школе оформлены стенды:
«Если хочешь быть здоров»,
«Быстрее, выше, сильнее»,
«Спорт в школе».
В каждом классе собран материал «Твоё здоровье».


Здоровьесберегающая среда на уроках английского языка
Н.М. Недашковская, заместитель директора иностранным языкам
Здоровье ребенка является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества. В системе факторов, влияющих на здоровье школьников качество образовательной среды играет немаловажную роль в развитии организма ребенка. Все факторы можно разделить на три категории: неизбежные, корректируемые и устранимые. Все внутришкольные факторы являются корректируемыми и устранимыми, поэтому в организации образовательного процесса по английскому языку на них направляются наибольшие усилия педагогов.
Прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:
1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, физкультминутки, учебная нагрузка).
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
3. Формируется здоровый образ жизни.
Что касается первого условия, то на первых уроках английского языка учителя избегают проведения разных видов тестирования, больше используют игровые моменты во время проведения урока. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Второе требование предполагает оценку и создание условий и технологий обучения. Следует отметить, что воздушно-тепловой и световой режим во всех кабинетах полностью соблюдается. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения. Учителя используют разные методики введения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал.
Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:
- «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;
- «Климат и его влияние на здоровье человека»;
- «Спорт и здоровый образ жизни»;
- «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;
- «Экстремальные виды спорта»;
- «Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»;
- «Профилактика болезней»;
- «Природная среда как фактор здоровья населения»;
- «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;
- «Проблемы выживания в современном мире»;
- «Проблемы молодежи»;
- «Здоровье и культура общения»;
- «Труд, здоровье, долголетие»;
- «Генетические проблемы здоровья»;
- «Технический прогресс и человеческие способности».
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому особенно важной во время урока является смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. На уроках учителей, работающих в начальных классах в полной мере используются все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению.
Запоминание нового материала в сочетании с двигательной активностью происходит гораздо быстрее. Поэтому введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения как верхних, так и нижних конечностей. Количество лексических единиц увеличивается от урока к уроку, следовательно, увеличивается возможность для двигательной активности. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть они не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
Широко используются на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.
Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, 23 февраля, 8 Марта, окончания учебного года.
Особую роль играет разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке, дети занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.
С 1 первого класса дети учатся разговаривать о погоде, о том, нравится или нет им погода за окном, далее они начинают говорить, как погода влияет на их самочувствие, настроение. Одновременно проходит активизация в речи таких фраз как “How are you?”, “I am fine, thank you”, “Who’s absent?”, “Why is he/she absent?”, “Because he/she is sick”. При изучении темы повелительного наклонения дети изучают такие фразы, как “Wash your hands!”, “Wash the fruit!”, что способствует воспитанию элементарной санитарно-гигиенической культуры у детей. Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.
Здоровьесберегающие технологии в средней и старшей школе.
Учащиеся средней и старшей школы уже более серьезно и основательно изучают темы, способствующие здоровьесбережению, знакомясь с проблемами взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни. Глубоко и всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей, учебной компетенции.
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя английского языка средней школы №1317 стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся и педагогов в системе образования.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.