Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
| Время проведения в режиме дня
| Особенности методики проведения
| Ответственный
|
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
|
Стретчинг
| Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
| Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
| Руководитель физического воспитания
|
Ритмопластика
| Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
| Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
| Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель
|
Динамические паузы
| Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
| Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
| Воспитатели
|
Подвижные и спортивные игры
| Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
| Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
| Воспитатели, руководитель физического воспитания
|
Релаксация
| В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
| Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
| Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог
|
Технологии эстетической направленности
| Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп
| Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
| Все педагоги ДОУ
|
Гимнастика пальчиковая
| С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
| Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
| Воспитатели, логопед
|
Гимнастика для глаз
| Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
| Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
| Все педагоги
|
Гимнастика дыхательная
| В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
| Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
| Все педагоги
|
Гимнастика бодрящая
| Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
| Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
| Воспитатели
|
Гимнастика корригирующая
| В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
| Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
| Воспитатели, руководитель физического воспитания
|
Гимнастика ортопедическая
| В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
| Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
| Воспитатели, руководитель физического воспитания
|
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
|
Физкультурное занятие
| 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
| Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
| Воспитатели, руководитель физического воспитания
|
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
| В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
| Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
| Воспитатели, психолог
|
Коммуникатив-ные игры
| 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
| Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой
| Воспитатели, психолог
|
Занятия из серии «Здоровье»
| 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста
| Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
| Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог
|
Самомассаж
| В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
| Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
| Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
|
Точечный самомассаж
| Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
| Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал
| Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
|
Биологическая обратная связь (БОС)
| От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста
| Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников
| Педагог-валеолог, специально обученный педагог
|
3. Коррекционные технологии
|
Арттерапия
| Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
| Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
| Воспитатели, психолог
|
Технологии музыкального воздействия
| В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
| Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
| Все педагоги
|
Сказкотерапия
| 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
| Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
| Воспитатели, психолог
|
Технологии воздействия цветом
| Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
| Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
| Воспитатели, психолог
|
Технологии коррекции поведения
| Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
| Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
| Воспитатели, психолог
|
Психогимнастика
| 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
| Занятия проводятся по специальным методикам
| Воспитатели, психолог
|
Фонетическая ритмика
логоритмика
| 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.
| Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
| Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.