Здавалка
Главная | Обратная связь

Условия возникновения и становления опыта.



МОУ « Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1»

Ковровский район, Владимирская область.

Обобщение опыта по теме:

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий.

Автор: учитель начальных классов Лаврентьева С.Е.

Наименование опыта.

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий.

Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия.

Что такое здоровье?

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято ВОЗ в 1948 г.: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

■ индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Демченкова Г.З., Полонский Н.Л.);

■ здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

■ индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство возможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (Адо А.Д.);

■ здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (Казначеев В.П.).

Особо следует отметить, что сохранение и укрепление здоровья младших школьников рассматривается автором не как самоцель, а как одно из средств достижения более высокой цели, а именно: формирование у учащихся стойкой внутренней мотивации на здоровье.

Условия возникновения и становления опыта.

Важной предпосылкой возникновения данного опыта катастрофическое ухудшение здоровья детского населения.

Специалисты считают, что в начальной школе здоровы лишь 11-12% детей. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4-5 раз.

 

Конечно, многое в последние годы можно отнести за счет тяжелого социального и экономического положения страны в целом. Надо также учитывать и рост числа больных дошкольников. Но было бы некорректно не замечать, что и сама школа вносит свой вклад в процесс ухудшения здоровья детей, являясь своего рода патогенным фактором.

Неутешительные данные по нашей школе:

если в 1996-97г.г. здоровы были 54% обучающихся, то в 2007-2008г.г. только 42%.

В этой ситуации все чаще приходится задумываться, может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года показатели состояния здоровья детей? Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь.

Наша школа идет в ногу со временем. Одним из инновационных направлений работы школы является: «Здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе адаптивного типа». Для усиления эффективности здоровьесберегающей педагогики в школе работает врач-педиатр Генералова Н.В., психолог Тихоненко О. А., психоневролог Поликарпова М.П., социальный педагог Маресина Г.И. Создана творческая группа учителей, которая разработала программу здоровья.

Но на этом фоне, здоровье детей ухудшается.

Таким образом, возникает противоречие:

■ между необходимостью сохранения и укрепления здоровья младших школьников и недостаточным внедрением здоровьесберегающих технологий.

Это главное противоречие складывается из следующих противоречий.

Противоречия:

1. Между структурой, приемами, подходами к уроку и
функциональным состоянием организма младшего школьника.

2. Между некомфортными условиями обучения и адаптивными возможностями организма младшего школьника.

3. Между временным режимом общеобразовательной школы и физиологическими потребностями организма младшего школьника.

4. Между нервно-эмоциональными перегрузками и критическим возрастным периодом младшего школьника.

5. Между необходимостью работать в режиме ближнего зрения и физиологическими возможностями зрительного анализатора.

Именно на разрешении этих противоречий построена данная концепция.

Цель автора заключается в том, чтобы разработать и апробировать
систему здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию у младших школьников культуры здоровья.

 

 

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

1) Изучить теоретическую базу по рассматриваемой проблеме.

2) Изучить и проанализировать имеющийся педагогический опыт.

3) Разработать и апробировать систему методов и приемов здоровьесберегающей направленности.

4) Разработать мониторинг результативности по данной проблеме.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.