Здавалка
Главная | Обратная связь

Ведущая педагогическая идея.



Определить ведущую идею педагогической деятельности позволил
анализ противоречий, сложившихся в современной школе.

Главная цель образования - подготовить выпускника к жизни так, чтобы он
представлял собой функционально грамотную, ценностноориентированную личность, способную к самоактуализации. Перед педагогом встает проблема научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем

перейдя в среднюю школу и далее, учащиеся могли их самостоятельно применять.

Обучение должно строиться на основе следующих принципов:

1) Принцип комфортности.

Создание в классе спокойной, доброжелательной атмосферы, вера в силы ребенка, осознание им процесса учения, понимание учителем и родителями значимости знаний о здоровье, организация двигательного режима учащихся, недопустимости перегрузок.

2) Принцип деятельности.

Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.

3) Принцип творчества.

Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности. Умение создать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.

Технология опыта.

Достижение сформулированных задач обеспечивается, на наш взгляд, внедрением комплексного подхода к оздоровлению в начальной школе. /Автором предлагается следующие основные направления организации оздоровительной работы.

1. Здоровъесберегающий подход к уроку.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.

Что значит здоровьеразвивающий подход к уроку? В чем его суть?

Автор исходит из методологических предпосылок, изложенных в книге «Культура современного урока» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Щурковой Н.Е.:

1) Современный урок в школе есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя.

2) Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

 

3) Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Эти три положения определяют здоровьесберегающие требования к
уроку.

Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий детям и учителю здоровья. А для этого дети не менее 20% времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности.

Это достигается путем использования:

1) Упражнений, несущих в себе здоровьесберегающую направленность:

а) Глаз, как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения у ребенка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность - наличие так называемой дальнозоркой рефлексии. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза - рассматривание удаленных объектов. Дети большую часть времени работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях. В лучшем случае оно составляет 25-30 см, в худшем 6-10 см, такие зрительные нагрузки для многих детей становятся непосильными. Возникает близорукость. Выход из создавшейся ситуации: расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока.

Автор проводит специальные упражнения, которые помимо тренировки зрения способствуют развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Показывая в течение нескольких секунд 7-9 мелких предметов, автор убирает их и просит воспроизвести увиденное.

Следующий опыт расширения зрительно-двигательной активности - проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняем каждые 10-15 минут напряженного зрительного труда на близких расстояниях.

Автор использует элементы методики врача-офтальмолога В.Ф.Базарного. По рекомендации В.Ф. Базарного схемы-тренажеры для глаз должны размещаться на потолке. Но автор ограничился расположением их на обычном листе ватмана над доской. Это разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами (см. приложение).

Во время выполнения упражнений можно использовать музыкальное сопровождение.

Детям нравятся разнообразные игры для снятия напряжения мышц глаз.

С поступлением в школу двигательная активность снижается наполовину. Учащиеся вынуждены не только ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать однообразную статическую позу - сидя за партой. Возникает неразрешимое противоречие: овладение основами наук в соответствии с программой требует от учащегося повышенной умственной активности, мобилизации интеллектуальных усилий, напряжения внимания, памяти и т.д., но в то же время даже кратковременное пребывание без движений в статическом положении ведет, согласно наблюдениям гигиенистов, к нарушениям подвижности основных нервных процессов, снижению умственной и мышечной работоспособности.

Поэтому после длительного сохранения статической позы, у нас в классе проводятся физические минутки, для снятия с мышц туловища утомления, для улучшения мозгового кровообращения, для мобилизации внимания (см. приложение).

г) Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания,
развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры
больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все
упражнения проводятся в хорошо проветриваемом помещении. При
выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то,
что ребенок, в силу анатомических особенностей, почти не может
увеличить объем каждого отдельного вдоха, поэтому усиление
газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания (см.
приложение).

д) В начале каждого урока использую упражнения, направленные
на активизацию всех систем организма(см. приложение).

2) Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание учителя, говорение. Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей. Позу «стоя» можно использовать при работе в парах и группах.

а) Известно, что одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению. Здоровьесберегающий урок учит детей общаться.

Автор начинает каждый урок с приветствия в парах, в группах, в кругу или в какой-либо другой форме. Такое приветствие выполняет функцию положительного эмоционального настроя на данный урок. Кроме того оно может органично переходить в тему урока.

Например,

Русский язык.

Тема урока: «Имя существительное. Склонение имен существительных».

Его можно начать, предложив детям стоя, с низким поклоном, с какими-нибудь движениями рук поздороваться со всеми, и со всем, что они видят вокруг себя: с одноклассниками, с партой, с доской, с деревьями за окном, с учебниками, с цветами и т.д. Затем учитель спрашивает:

- Как можно назвать одним или двумя словами все то, с чем вы здоровались? (Принимая и одобряя все ответы, учитель останавливается на тех, в которых прозвучало слово «предмет»).

- На какие вопросы отвечали все эти предметы?

- Кто из вас догадался, к какой части речи относятся эти слова?

- Сегодняшняя тема нашего урока: «Имя существительное.
Склонение имен существительных».

Действие на уроке, требующее от детей активного межличностного общения, - это ситуации прощания и взаимоодобрения, которые организуются так же, как и приветствие. Воспитание у детей привычки благодарить окружающих их детей (а также предметы и явления окружающего их мира) за каждую малость (за солнце за окном, за улыбку, за ласковый взгляд, за помощь и т.д.), является эффективным приемом профилактики у них потребительского отношения к жизни, которым страдают сегодня многие современные люди.

Общению детей на уроке способствует коллективная работа ( в парах, в четверках, в восьмерках, в малых группах и всем классом) в технологии согласования (или, по другому, в технологии развивающейся кооперации), когда учащиеся договариваются о том, каким образом можно создать коллективный продукт, объединив результаты индивидуальной деятельности. В результате происходит взаимообмен знаниями, опытом, самостоятельное творение различных способов деятельности. Здесь особенно важны два правила, устанавливающие такие нормы поведения, общения и взаимоотношений, следуя которым учащиеся постепенно учатся принимать мнение других, отличные от их собственных, и выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой даже противоположных позициях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.