Основные этапы, авторы
| Характеристики происхождения, сущности,
Содержания и функций идеологии
|
Древняя Греция Платон, Эпикур и другие
| Первые упоминания учения об идеях. Употреблялось слово ideologia («особое мнение», «частная беседа»). На базе греческих слов idea и logos в XVI–XVII в.в. появилось слово «идеология»
|
Новое время
ХVI-ХVIII в.в.
Френсис Бэкон
(англ. философ, ХVI – нач. ХVII в.)
Антуан Дестют де Траси
(франц. просветитель,
ХVIII в.)
| Создал целое учение об «идолах» или «призраках» разума – искаженных образцах действительности, превратно воспроизводящих ее черты. Из учения Ф. Бэкона закономерно вытекает важное заключение: идеологии могут быть как истинными, так ложными. В интересах общества иметь поменьше ложных идей и побольше истинных.
Впервые представил идеологию как «строгую науку, такую же точную, как естественные науки» (доклад «Проект идеологии», 1796 г.). Он определял идеологию как науку об идеях, их происхождении, законах развития и применимости. Идеи Дестют де Траси об отношении между физиологией и моралью, зависимости человеческого мышления, чувствования и воления от физического существования человека стали основой школы «идеологов»
|
ХIХ в.
| В целом, в течение всего ХIХ в. понятие «идеология» использовалось как обозначение для «учения об идеях», их возникновении, развитии и различных видах
|
К. Маркс
и Ф. Энгельс
| Трактовка идеологии К. Маркса характеризуется двумя аспектами: 1) классовым подходом (классовым интересом); 2) социальной обусловленностью идей, в которых выражены экономические мотивации данного класса. В этом контексте была подвергнута ожесточенной критике идеология буржуазии, извращенно трактующая и оценивающая реальную социально-экономическую и политическую действительность. Поэтому собственную идейную систему К. Маркс отказался называть идеологией. Для него это была свободная от идеологических искажений наука
|
XX в.
|
В.И. Ленин
| Понятие «идеология» применительно к рабочему движению приобретает значение научности и объективности, поскольку интересы пролетариата совпадают с интересами прогрессивного развития общества. Соответственно идеология рассматривается как система представлений, выражающих коренные интересы прогрессивного класса
|
Немарксистские трактовки понятия «идеология»
|
А. Зайдель
| На основе психоанализа разработал первую немарксистскую концепцию идеологии. Отбросив связь идеологии с производительными силами и производственными отношениями, А. Зайдель приписывает ей не историческую, а психологическую гармонизацию. «Жизнь спасает человека еще раз тем, что она дает ему ложное сознание», т. е. идеология имеет для человека «жизненную необходимость»
|
К. Мангейм
| Рассматривал два типа идеологий (партикулярные и тотальные) и четыре идеально-типичные формы утопического сознания. Партикулярные идеологии – это совокупность представлений индивидов или отдельных человеческих сообществ об их реальном либо отвечающем их устремлениям общественном положении. Тотальные идеологии формируются (и далее поддерживаются) под воздействием уже сложившихся социально-исторических и культурных условий
|
Х. Плесснер
| Настаивал на естественности феномена идеологии человека
|
Неомарксистский подход к понятию идеологии
|
Э. Фромм
(Германия)
| Расширил социально-психологическое понятие «идеология», включив его в собственный категориальный аппарат, трактуя идеологию преимущественно как «закрытую систему идей и ценностей суждений, которая абсолютизирует частичные истины посредством упрощения, поставляет тотальные объяснения мира и обосновывает их в качестве оправдания действий»
|
Послевоенная эпоха (1945–1970 гг.)
|
Х. Тилеке,
Ж. Бехле
| Понятие идеологии стало нередко суммарным обозначением сходного с мировоззрением образования, имеющего подвижные границы с соседними понятиями, касающимися вида, значения и функций высказываемых идей. Довольно часто авторы ограничивались лишь дифференциацией различных идеологических подходов, не предлагая нового определения идеологии. Понятие идеологии ими понималось как позитивно (естественное отражение действительности в сознании людей), так и негативно: критиковалось и отвергалось
|
Позитивистский и неопозитивистский подходы
|
Т. Гайгер
| Т. Гайгер вывел формулу: «идеологическими являются те высказывания, которые облачают ценностные суждения, суждения об отношениях чувств (необъективное) в форму объективных высказываний, поэтому они являются не ложными, но и не «легитимными»
|
Х. Альберт,
К. Поппер
| Х. Альберт (представитель критического рационализма) и К. Поппер заявили о трудностях, связанных с различением оценочных высказываний и высказываний о фактах. Под идеологией следует понимать противостоящую рациональной и критической мысли догматизацию и онтологизацию
|
Теории тоталитаризма
|
Г. Саломон
| Критика идеологии и стремления изъять ее из общественной жизни. Идеология, по мнению сторонников тоталитаризма и, в частности, Г. Саломона, является систематизированной формой самых различных предрассудков с тенденцией к максимализму на основе абстрактных принципов
|
Американская социологическая и политическая наука послевоенного времени
|
Т. Парсонс
(положительное
отношение
к идеологии)
| По его мнению, идеология представляет собой систему убеждений (верований), проводимых членами общества, которые ориентированы на ценностную интеграцию общества. Идеология по своей природе призвана координировать социальную ситуацию, развитие и цели общества
|
Д. Белл, Р. Арон
(отрицательное
отношение
к идеологии)
| Заявили о «конце идеологии». Они выдвинули теорию деидеологизации, согласно которой уровень информированности общества растет и потребность в идеологии отпадает. Д. Белл разработал концепцию деидеологизации (получил Пулитцеровскую премию США). Р. Арон назвал одну из глав своей книги «Конец идеологии»
|
Реидеологизация (возрождение идеологии)
|
Тезис деидеологизации стал предметом жестокого спора и вскоре был опровергнут всем ходом общественного развития. Было логичным сочтено научным сообществом провозгласить о «конце идеологии»
|
О. Лемберг
(Германия)
| «Идеология разгружает и стабилизирует человеческое поведение», дает ему «гибкость и широту вариаций и является для индивида медиумом и инструментом социализации»
|
Ж. Эллюль
(Франция)
| «Только с помощью идеологии можно охватить нечто важное в действительности, разнообразие ее информации»
|
Т. Новотны
(Австрия)
| «В последние годы слишком преждевременно заговорили о конце идеологии… Эти предсказания оказались ошибочными. Нельзя желать оформить общество, проводить политику без представления о том, в каком направлении мы хотим это сделать. Необходима картина достойного, идеального общества. Идеология является необходимой составной частью политики для будущего»
|
Функциональный подход (конец XX в.)
|
Н. Луман
| По-новому определил понятие идеологии, ее значение и функции в обществе в рамках своей знаменитой теории самоорганизующихся и самоуправляющихся систем. Идеология способствует более быстрому и адекватному решению проблем, обеспечивая их понимание, и эту же функцию призвана выполнять наука. Это значит, что наука и идеология не только не противоречат, но и дополняют друг друга: идеология – путем поиска адекватных ценностных систем, наука – путем поиска истины. Это две стороны одной и той же медали – социальных действий индивида, общества, государства
|
| | |
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.