Здавалка
Главная | Обратная связь

Политико-институционные теории деятельности государства



Делают акцент на коллективных и индивидуальных усилиях политических субъектов. В рамках этой теории важными являются процессы волеизъявлени, принятия решений, выбора, институциональные рамки стратегических действий разнообразных субъектов в политике и экономике. Наибольший вклад в развитие данного направления внес известный европейский политолог Ф.В. Шарпф[43]. На обширном фактическом материале он доказал, что успех или неудача экономической политики зависят помимо ряда ограничений от наличия и использования инструментария координации, финансовой политики государства, политики банков, инвестиционной политики частного сектора. Политолог сделал вывод о необходимости синтеза всех этих теорий. Но в этой концепции есть недостатки, связанные с игнорированием проблемы организованных интересов, распределения власти, политико-культурных условий.

Однако есть еще один, не менее важный аспект проблемы государства. Большинство теоретиков сходится в том, что государство – это единственный непосредственный носитель интересов и института «общего блага». От качества деятельности государства во многом зависит и качество жизни общества. Мировой банк вывел формулу: государство не должно быть ни максимальным, ни минимальным. Оно должно быть эффективным.


 

 
 

 


 

Рис. .Основные теории государства и государственной деятельности

 

В настоящее время большую популярность приобрела формула «функционального государства». Ее «ядро» состоит в утверждении о том, что тенденции развития общества во многом зависят от способности политического руководства и граждан к решению стоящих проблем.

Критерием эффективности деятельности государства является благополучие народа, укрепление устоев государственности. Эффективно действующее государство базируется на положительном решении важнейших задач страны и его граждан.

Во-первых, необходимо «развести» общество, государство, с одной стороны, и рынок, с другой, не допуская их слияния и переноса рыночных критериев на принципы государственной жизни и общественные ценности. Кризисное состояние западного общества во многом объясняется тем, что в нем не проведена четкая линия разграничения между рыночной и нерыночной сферами, допускается «вторжение» рыночных отношений в духовную область.

Во-вторых, важно разграничить два понятия: «активная роль государства, его структур в возведении гражданского общества» и «огосударствление общественной жизни». Эти понятия намеренно отождествляются неолибералами, противостоящими возрастанию значения государственного начала в управлении процессами общественных изменений в Беларуси.

В-третьих, настоятельно заявляет о себе потребность в переосмыслении принципов взаимоотношений между высшими органами государственной власти. Принцип разделения властей следует сочетать с принципом субсидиарности, то есть их взаимное дополнение, сотрудничество и передача конкретных полномочий той ветви государственной власти, которая способна наилучшим образом реализовывать полученные полномочия в конкретно-историческом отрезке времени.

Принцип субсидиарности (с 1 ноября 1993 г.) действует в Европейском Союзе (ЕС) после вступления в силу Маагстрихского договора. Этот принцип означает, что Союзу передаются компетенции, которые будут реализованы на его уровне эффективнее, чем на уровне отдельно взятого государства-члена. При этом действия Союза не должны выходить за рамки полученных полномочий. В соответствии с принципом субсидиарности принимаемые решения (парламентов, правительств, других органов власти) максимально учитывают интересы граждан. Конечно, данный опыт нельзя использовать в Беларуси механически. Однако основополагающая идея субсидиарности заслуживает серьезного изучения[44].

В контексте рассмотрения теорий государства и государственной деятельности придается важное значение функциям государства.

Функции государства – это основные направления (виды) деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач на определенных исторических этапах развития общества. Функции государства выражают сущность и социальное значение государственного управления обществом. Осуществление функций предполагает определенные виды деятельности государства и его институтов (рис.).

 

 

Рис. Классификация функций государства. Основные функции государства

Действия государства разворачиваются по внутреннему и внешнему направлению, они не обособлены, а находятся в тесной взаимосвязи. К организационным формам осуществления функций государства относят организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую деятельность.

Организационно-регламентирующая деятельность – направление работы организационно-технического характера по обеспечению повседневной деятельности органов государства (подготовка документов; организация различных мероприятий, как-то: выборов, референдумов и т.д.; подбор и расстановка кадров).

Организационно-хозяйственная деятельность – направление работы хозяйственного характера по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (снабжение, сбыт, учет, статистика, экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность и др.).

Организационно-идеологическая деятельность – направление работы по идеологическому обеспечению функций государства (разъяснение издаваемых нормативных актов, формирование общественного мнения, разъяснение сущности политики государства и т.д.).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.