Здавалка
Главная | Обратная связь

Древнерусское государство (Киевская Русь)



В IX в. в Восточной Европе образовалось огромное и исторически важное для всех восточных славян территориально-политическое объединение – Древнерусское государство, описанное персами, арабами, византийцами, воспетое и прославленное в народных сказаниях и летописных источниках. Геополитическим центром этого государства было Среднее Поднепровье. Его границы на юге простирались до Причерноморских степей, а на севере доходили до Балтики. Киевская Русь – это историческая юность и молодость трех восточнославянских народов – украинского, белорусского и русского[64]. Исторические истоки этого государства восходят к концу VIII – началу IX вв. Как феодальная монархия оно просуществовало до второй четверти XII в. История Древней Руси охватывает период примерно с 800 г до 1132 г., когда по свидетельству летописца «раздралася вся Русская земля». Объединение северных и южных славянских княжений в одно целое историки связывают с захватом в 882 г. новгородским князем Олегом города Киева[65]. В это время в Полоцке княжил Рогволод. В 980 г. новгородский князь Владимир разбил его и утвердил свою власть в Полоцке, Турове, а затем и Киев[66]. При Владимире I политическое могущество Древней Руси достигло своей вершины. В этот период завершилось объединение восточных славян под властью Киева. Безопасность государства была достигнута укреплением политических отношений с мировой державой того времени – Византийской империей, принятием в 988 г. христианства, вокняжением в региональных столицах сыновей киевского князя. Сын Владимира от Рогнеды Изяслав получил полоцкий трон[67].

После Владимира I на Руси наступило время политических конфликтов, военного противостояния и, как результат, вражеских нашествий на государство. Второе возвышение Киева связано с правлением Ярослава Мудрого (1015–1045 гг.), а третье кратковременное единство Киевской Руси приходится на правление Владимира II Мономаха (1113–1125 гг.). Процесс распада единого государства был обусловлен политическим договором, подписанным князьями в 1097 г. в г. Любиче, из которого вели свой род все русские князья. «Да ноне отселе имемся в едино сердце, и блюдем Русскые земли; каждо да держить отчину свою. И целовавшееся пойдоша в свояси (да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей. И попрощавшись, пошли восвояси)» – такая линия политических лидеров привела к тому, что эпоха славянской общности осталась в прошлом[68]. Правда, на съезде в г. Любече полоцкого суверена Вячеслава Брячеславича по прозвищу Чародей не было, он уже давно (с 1044 г.) «владел и княжил Полоцкую землю» независимо от Киева[69].

Полоцкое княжество

Первые исторические сведения о Полоцке летописи относят к 862 г. Определение, которое дали летописцы первому полоцкому князю Рогволоду, – «Держал, владел и княжил Полоцкую землю» – свидетельствует о завершении первого этапа становления государства[70]. Были определены границы, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс создания государственности времен Рогволода совпал с аналогичными процессами и у других европейских народов: чехов, моравов, хорватов, славенцев, поляков, а также с созданием первых централизованных государств в Скандинавии – Дании, Швеции и Норвегии. Города Полоцкой земли были не только центрами размещения княжеской администрации (региональными столицами), они выполняли также сакральные, оборонительные, торговые и ремесленные функции. В XII–XIII вв. монахам-летописцам было известно о существовании на территории современной Беларуси 36 городов. Часть из них до сих пор не локализована, а некоторые, принадлежавшие местным феодальным княжествам, находятся за пределами нашей страны.

В «Повести временных лет» встречается термин «полочане» одновременно с эндоэтнонимом жителей Полоччины – «кривичи». Таким образом летопись констатирует фактическое самоопределение части кривичей (в отличие от псковско-изборских и смоленских) на основе создания отдельного восточнославянского государства со столицей в Полоцке[71].

Экономической основой Полоцкой земли кроме традиционного земледелия, было ремесло и торговля, а также выгодное геополитическое положение княжества. Центральное место в межгосударственных и международных торговых отношениях Полоцка с другими европейскими регионами, Византийской империей, странами арабского Востока, Персией отводилось знаменитому пути «из варяг в греки». Одно из крупнейших ответвлений этого пути проходило по Двине через Полоцк и дальше через систему сухопутных волоков между городами Витебск и Орша в реку Днепр. Два последних города также принадлежали Полоцкому княжеству.

Идеологическим фундаментом государства на начальном этапе было язычество, близкое как славянам, так и балтам, а с 988 г. – христианство, но с терпимым отношением к прежним традициям. Основным вопросом внешней политики Полоцкой земли была борьба за геополитическое лидерство и использование выгод от трансевропейских торговых путей. Это приводило к многочисленным военно-политическим конфликтам между Полоцком с одной стороны и Новгородом с Киевом – с другой.

В XII в., несмотря на фактическую раздробленность Полоцкой земли, ее по-прежнему нередко рассматривали как целостное государство. В 1127 г. киевский князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, объединив военные силы, напал на полочан. В результате полоцкая династия князей в лице Давыда, Ростислава и Святослава вместе с женами и детьми была взята в плен и выслана в Византию.

Первые письменные памятники социально-политического характера древней Беларуси были посвящены утверждению христианской религии и укреплению государственной власти. Значительную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Евфросинья Полоцкая (около 1120–1173 гг.)[72]. Ее общественно-политические взгляды созвучны идеям героической поэмы «Слово о полку Игореве» (конец ХII в.) – это протест против братоубийственных усобиц, необходимость единства восточно-славянских княжеств перед лицом внешней угрозы[73]. Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры был и Кирилл Туровский (1130–1182 гг.). Он прославился как проповедник и блестящий оратор. Современники называли его Туровским Златословом. Ему принадлежит сборник духовных наставлений «8 слов и поучений», три притчи («Повесть о беспечном царе и его мудром советнике» и др.), множество посланий, канонов и т.д. Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма, сильной централизованной власти, которая покончила бы с междоусобными войнами удельных княжеств[74].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.