Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие «идеология» и его генезис



Могилёв 2008

 

 

УДК 321 (476)

 

Рассмотрен и рекомендован

к изданию на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

Протокол № от 2008г.

 

 

Составитель к.и.н., доц. Костеров А.П.

 

Рецензенты: кандидат философских наук, доцент УО МГУП Кармазинов Л.С. кандидат исторических наук, профессор ЧУО БИП – институт

правоведения Макаревич В.А.

 

Костеров, А.П.

Основы идеологии белорусского государства: Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения. – Могилев: УО МГУП, 2008. – с.

 

В конспекте лекций, в соответствии с типовой программой для вузов излагаются вопросы по учебной дисциплине «Основы идеологии белорусского государства». Краткое и доступное изложение теоретического материала характеризует сущность идеологии, ее структуру, функции, особенности проявления и роль в современном белорусском обществе .

 

УДК 321 (476)

ББК

 

©УО «Могилёвский государственный университет продовольствия», 2008

содержание

 

Введение

 

Лекция 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства

 

Лекция 2. Современные идеологические концепции и доктрины

 

Лекция 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства

 

Лекция 4. Политическая культура и идеологические процессы

 

Лекция 5. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

 

Лекция 6. Белорусская экономическая модель и белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства

 

Литература

 

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В конце ХХ века Республика Беларусь провозгласила полный суверенитет и оказалась перед выбором своего государственного и общественного развития. В этот период была разработана Конституция 1994 года, которая была принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года с изменениями и дополнениями, определены специфика белорусской модели социально-экономического развития, направления внутренней и внешней политики страны. На рубеже ХХ – ХХI веков формируется концепция идеологии белорусской государственности, которая опирается на многовековой опыт историко-культурного развития Беларуси. Идеологию государства можно соотнести с иммунной системой, наличие которой делает возможным существование самого феномена государства. Ее основными принципами являются:

- стабильность, устойчивость социально-политического развития;

- социальная справедливость;

- народовластие;

- трудовая и человеческая солидарность;

- историческая и политическая преемственность;

- дружба народов.

Особенности белорусской идеологии заключаются в следующем:

- сильная государственная власть, персонифицированная Президентом РБ;

- активная роль государства в реформировании экономики с целью ее постепенной интеграции в мировую хозяйственную систему;

- сильная социальная политика с ориентацией экономики на повышение ее эффективности, направленной на развитие человеческого потенциала.

Курс «Основы идеологии белорусского государства» был введен в 2003 году. Его цель – формирование у граждан важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Учебной программой предполагается изучение феномена идеологии, истории, теории и динамики идеологических процессов, механизма реализации идеологических функций государства.

Главными задачами преподавания курса являются:

- разъяснение приоритетов белорусской модели социально-экономического развития и политической системы;

- получение систематизированных знаний на основе теории, изучение методологии с целью обретения студентами устойчивых идеологических ориентиров;

- способствование формированию у студентов политической культуры и гражданско-патриотической позиции.

Конспект лекционного курса представляет анализ существующей научной и учебно-методической литературы и ее адаптацию к требованиям рабочей программы применительно к специфике вуза.

 

Лекция 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства

 

1. Понятие «идеология» и его генезис.

2. Структура и функции идеологии.

3. Истоки и становление идеологии белорусской государственности.

 

Понятие «идеология» и его генезис

При рассмотрении первой лекции необходимо сделать краткое вступление. Следует констатировать, что республика находиться на пути перехода к новому качественному состоянию, как в экономике, политической жизни, так и в сознании, мышлении людей. Государственное строительство происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями. Научной основой на пути создания сильного государства может стать формирование идеологии белорусской государственности. Ее предназначение состоит в том, чтобы обеспечить жизнестойкость социальной системы от опасностей и угроз как извне, так и собственной внутренней среды. Цель идеологии - формирование сознания людей путем ее воздействия на их поведение.

Все отношения людей, их взаимодействия в обществе складываются на различных уровнях политического сознания: государственном, теоретическом, эмпирическом.

Идеология в процессе возникновения, развития и функционирования связана с философией, культурой, религией, нравственностью, политикой и другими формами общественного сознания. Само ее понятие многозначное, отсюда и множество различных определений.

Дословный перевод с греческого: учение об идеях. В научный оборот этот термин ввел француз Дестат де Траси в докладе «Проект идеологии» в 1796 году. В начале ХIХ века он в исследовании «Элементы идеологии» стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать «общую теорию» идей, чтобы исследовать естественное происхождение идей и разоблачать «иллюзорные мысли». Для чего это нужно? Известно, что коренное отличие общества от любой другой материальной системы состоит в том, что способом его существования, является деятельность людей и творят они свою историю, исходя из своих потребностей и интересов. Не случайно французские просветители заявляли, что «мнения правят миром». Если это так, стоит разобраться: какие из них мнения (идеи) являются истинными, а какие ложными? Возникает вопрос: где тот критерий, который позволял бы отличить истинные идеи от ложных? Таким критерием была объявлена «природа человека»; те идеи, которые противоречат ей – ложные и наоборот. С этих позиций идеологи подвергали критике феодальное общество и круг его идей, одновременно рекомендовали, как организовать общественную жизнь в соответствии с искомой «природой человека». В реквизите идеологов в XVIII веке появились термины: «права человека», «общечеловеческие ценности», «демократические стандарты» и т.п.

В ХIХ веке преобладало негативное отношение к идеологиям, когда идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращались в символы веры и потрясали общества. К. Маркс квалифицировал идеологию как «ложное сознание» по той причине, что природа человека не есть нечто раз навсегда данное и неизменное, оно изменяется в ходе общественного развития. К.Маркс сделал вывод, что любая идеология носит классовый характер, выражает интересы тех или иных общественных классов, а эти интересы, в свою очередь, детерминируются положением этих классов в системе общественного производства. С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией и утверждали, что сумели найти научный метод познания социальных процессов. Немецкий социолог К.Маннгейм считал, что идеология консервативна и в этом ее главное отличие от утопии. Утопия ориентирует сознание на действие и стремиться взорвать существующий порядок вещей.

В.И. Ленин придавал идеологии научное значение и считал, что она способна просветить, сплотить и мобилизовать пролетариат на революционную борьбу за свержение капитализма и построение социалистического общества. В его понимании идеология – это система идей, теорий, взглядов, отражающих социально-политическое и экономическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса – буржуазии или пролетариата. Другие мыслители ХХ века (Э. Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс), давая идеологии свои оценки, подчеркивали ее систематизированность, способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действий. Американский политолог японского происхождения Ф.Фукуяма писал, что мировая история как продукт соперничающих идеологий подошла к своему завершению, поскольку после крушения коммунистической идеологии концепция либеральной демократии утвердилась в качестве единственного принципа политической организации человеческого общества. По его мнению человечество перестало нуждаться в идеологических конструкциях. Политологи Т.Адорно и Ф.Бенетон утверждали, что идеология ведет к духовному закабалению человека, к опутыванию его ложными коллективными идеалами, в результате индивид становиться объектом манипулирования. Несмотря на явные расхождения ученых, большинство из них определяют предназначение идеологии так: идеология – это система идей, теорий, идеалов, взглядов, ценностей, политических и нравственных ориентиров, отражающих в систематизированной форме отношение больших социальных слоев и групп людей, отдельных личностей к окружающей действительности, описывающих положение, роль и место человека в современном обществе и осмысленных ими как цель жизнедеятельности. Белорусские ученые считают: идеология белорусского государства - это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

В заключение вопроса следует пояснить соотношения понятий «идеология» и «мировоззрение». Мировоззрение представляет собой философско-теоретический синтез научных знаний (или религиозных верований), идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, исторического и повседневного опыта человека и человечества. Именно в этом качестве оно становиться философско-теоретической основой идеологии.

Значимость мировоззрения как основы идеологии заключается в том, что именно от мировоззрения, от того какое оно, зависит и идеология.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.