Здавалка
Главная | Обратная связь

Мировоззренческие основы и приоритеты идеологической политики белорусского государства



 

Современная Беларусь представляет собой трансформирующееся общество, в котором возникают новые демократические модели мировосприятия и сохраняются прежние стереотипы коммунистических идеологий. Поиск обновленных ценностей, складывание их целостную систему происходит на фоне глубокого духовного кризиса, охватывающего все современные общества. Идеалы человечества ХХ века, на которые возлагали надежды (христианское братство, любовь к ближнему, служение добру, отказ от соблазнов власти, богатства, мирской славы, оптимизм по отношению к человеческому разуму и прогрессу), потерпели крах. Наиболее привлекательными идеями стали идеи демократического государства с гарантированными нормами прав и свобод, разделением властей, установлением рыночных отношений в экономике, повышением роли политической активности граждан, формированием подлинного гражданского патриотизма. Созидается образ молодой суверенной Беларуси с древними традициями, способной выполнить уникальную историческую миссию инициатора интегративных процессов на постсоветском пространстве. В иерархии духовных традиций и ценностей белорусского народа выделяют в первую очередь ценности восточного славянства. Студентам следует напомнить исторические вехи, опыт и наследие эволюции духовных ценностей, используя материал, изложенный в процессе преподавания истории Беларуси. Духовное наследие сформулировало черты ментальности, присущие белорусам:

- стойкость к жизненным испытаниям;

- твердость душевной организации;

- готовность нести свой крест перед лицом судьбы;

- особая преданность в сохранении христианских заветов.

Белорусы формировались в контексте восточнославянского менталитета, традиционно испытывая трудности существования между Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. Говоря о толерантности белорусов, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость и уважение к людям с иным мировоззрением и стилем мышления. Этому способствует и неоднородность белорусской ментальности в зависимости местонахождения: в западных регионах было от католицизма и протестантской этики, в Полесье преобладал культ сельской общины, в восточной Беларуси проявилась православная соборность. Таким образом, историческое развитие русского, белорусского и других славянских народов свидетельствует, что идеологические конструкции функционируют в обществе не только в виде систематизированных теоретических концептов – идей, учений, теорий, но и в форме различного рода чувств, верований, предрассудков, традиций, обычаев, ритуалов. Приоритетами консолидирующей идеи для Беларуси являются:

- национальные интересы, предполагающие обеспечение национальной безопасности Беларуси;

- экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающийся, социально-ориентированный рыночной экономики;

- основные приоритеты в социальной сфере, предусматривающие реализацию принципов социальной справедливости, обеспечение условий для реализации творческой способности людей социальной защиты, интеллектуальной элиты нации.

В заключение изложения второго вопроса важно осветить идеологический компонент политики белорусского государства связанный с объединением русского и белорусского народов в союзном государстве. Существует ряд факторов, которые благоприятно влияют на процесс строительства единого союзного государства.

Первое. В силу близости социокультурных, нравственных, идеологических установок и ориентаций большинство населения Беларуси и России заинтересовано в практической реализации идеи союза двух стран.

Второе. Население Беларуси в этой проблеме занимает более определенную и благожелательную позицию, проявляет большую заинтересованность в объединении двух стран в единое государство.

Третье. Люди более пожилых возрастов в обеих странах, которые хорошо помнят и в своем большинстве положительно оценивают то состояние общества и положение человека в нем, которое было в Советском Союзе, более активно поддерживают идею создания единого государства, чем молодежь, значительная часть которой имеет представление о Советском Союзе в основном из средств массовой информации, многие из которых, преимущественно российские, дают искаженную картину того, что существовало во времена СССР.

Четвертое. Степень заинтересованности в создании единого союзного государства в различных социальных группах имеет одну и ту же тенденцию в обеих странах и характеризуется самым высоким уровнем у пенсионеров и интеллигенции, затем постепенно понижается у представителей других социальных групп – крестьян, рабочих, военнослужащих и студентов - и получает наименьшую степень выраженности у предпринимателей и безработных.

Пятое. Вызывает озабоченность тот факт, что как в России, так и в Беларуси наименее заинтересованы в Союзе двух государств молодые люди в возрасте до 30 лет, причем чаще всего безработные.

Шестое. Население Беларуси и России по-разному представляет себе будущее государственное устройство единого союзного государства: в Беларуси более предпочтительным является конфедеративное его устройство, а в России – федеративное.

Седьмое. Население обеих братских стран в своем большинстве активно поддерживает идею создания единого государства, но гораздо скептичнее и критичнее относится к масштабам и уровню практической реализации этой идеи. Поэтому всем нам, кровно заинтересованным в единении не только духовном, но и политическом, экономическом, военно-стратегическом двух наших стран необходимо усилить практические действия, направленные на то, чтобы велеречивые декларации о братстве, дружбе, единстве народов России и Беларуси более активно, целенаправленно и продуктивно претворялись в реальный процесс создания единого союзного государства.

Восьмое. В реальной ситуации, сложившейся в течение двух последних лет в деле интеграции России и Беларуси, особенно актуальным и важным становиться создание конституционно-правовых основ интеграционных процессов. Поэтому в качестве первоочередных мер следует реализовать идею создания единого союзного парламента, а также совершенствовать и унифицировать законодательство обеих стран, без чего интеграция натыкается на серьезные барьеры и препятствия.

Девятое. При наличии общих и близких по смыслу идеологических доктрин, позиций, предпочтений движение наших народов к единому государству не предполагает абсолютной идентификации, допускает правомерность существования не одного суверенитета и идеологии, а возможность существования разных суверенитетов и идеологического многообразия.

Таким образом, основные приоритеты государственной политики в области идеологии основаны на национальном самосознании, общности национальных интересов и особенностей менталитета белорусов, духовном потенциале христианских традиций и ценностей, духовной близости белорусского и русского народов.

 

Контрольные вопросы для дискуссий:

1. Определите основные идеи либерализма и консерватизма?

2. Что представляет собой идеология марксизма?

3. В чем суть основных различий в сегодняшних позицях коммунистов и социал-демократов?

4. Что выступает сегодня питательной средой для неофашизма, глобализма, политического экстремизма и государственного терроризма?

5. Какую роль в формировании мировоззренческих приоритетов играет чувство патриотизма?

6. В чем суть концепции государственной идеологической политики?

7. На каких идеологических принципах формируется союз Беларуси и России?

 

Лекция 3.Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства

 

1. Сущность Конституции Республики Беларусь.

2. Правовые основы конституционного строя Республики Беларусь.

3. Человек, его права и свободы как высшая ценность государства.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.