Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и основные трактовки идеологии: историческая ретроспектива



Идеология представляет собой высшую теоретическую форму политического сознания. Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях» (idea – идея, logos - учение). В научный оборот его ввел в 1796 году французский философ-просветитель Антуан Дестют де Траси (1754-1836) в докладе «Проект идеологии». Мыслитель рассматривал идеологию как науку об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе и обществе, а также как социально-полезную форму знания, которая должна быть такой же точной, как естественные науки. Позитивное отношение к идеологии отстаивали и другие представители школы идеологов, куда входила группа французских историков, экономистов и общественных деятелей XVIII – начала XIX веков: К.Ф. Вольней, П.Ж-Ж. Кабанис, Гар, Джерандо, Ланселин и др.

В XIX веке отношение к идеологии было скорее негативным. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) в своей работе «Немецкая идеология» (1845-1846) изложили собственный взгляд на это явление. Они представили идеологию как «наивное» или «ложное» сознание, призванное скрыть реальные властные отношения. Идеологические иллюзии - это такие типы мышления, которые соответствуют интересам правящего класса.

Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога Карла Манхейма (1893-1947), автора работ «Идеология и утопия» (1936) и «Диагноз нашего времени» (1943). Носителями идеологии выступают в учении Манхейма не классы, как у Маркса, а социальные группы, объединенные совместной коллективной деятельностью. Истоки кризисного состояния современного мира Манхейм видел в отсутствии единой системы ценностей, норм, оценок.

К. Манхейм делил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологии охватывают все мировоззрение, придают своеобразие всей структуре сознания соответствующей эпохи или группы. Частичные идеологии проявляются лишь на психологическом уровне.

Особое внимание в творчестве К. Манхейма уделено проблеме взаимосвязи идеологии и утопии. Однако если идеология представляет собой разновидность знания и стремится к сохранению существующего порядка, то утопия стремится его подорвать. В случае, когда утопичные идеи реализуются на практике, они превращаются в идеологии.

В XX в. В.И. Ленин (1870-1924) пересмотрел и дополнил марксистскую концепцию идеологии. Он впервые использовал понятие «научная идеология» применительно к идеологии, носителем которой является не любой класс, а самый передовой и сознательный – пролетариат. Идеология рабочего класса опирается на последние достижения науки, в ней строжайшая научность соединена с революционностью. Благодаря учению Ленина идеология как явление духовной жизни стала оцениваться как истинная или ложная.

Параллельно с тезисом о научности идеологии развивалась противоположная позиция, выразителем которой стал социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850-1932). Он утверждал, что классовая борьба – это борьба интересов, а не принципов познания. Социализм, будучи идеологической доктриной, не может иметь монополии на истину. Стремление партии осуществить на практике идею идеального общества будущего провоцирует действия, целесообразность которых не доказуема, и тем самым превращает социализм в неосуществимый проект.

В 50-60-х годы XX столетия ряд западных ученых (Д. Белл, Р. Арон, 3. Бжезинский, Дж. Гелбрейт, СМ. Липсет, К. Поппер и др.) провозгласили «конец века идеологии» и выдвинули концепцию «деидеологизации». В книге Д. Белла «Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах» (1960) делался вывод о том, что научно-техническая революция смогла предотвратить социальную революцию. На смену классовой борьбе пришел консенсус общенациональных интересов в рам­ках зрелого индустриального общества.

Хотя теория деидеологизации достаточно верно отражала тенденции развития стран Запада в 50-60-х годов XX столетия, она в скором времени была вытеснена теорией реидеологизации. Исследователи признали, что ориентация государства и общества на приоритеты материального благополучия не решает всех проблем западного общества. О несостоятельности теории деидеологизации свидетельствовали расовые конфликты в США, студенческие волнения в Европе, споры вокруг войны во Вьетнаме и других международных конфликтов. В силу этих причин во второй половине 70-х годов XX века деидеологизация на Западе сменилась реидеологизацией – политическим курсом, направленным на возвращение идеологии роли регулятора социальных отношений. Большая заслуга в разработке этого курса принадлежала неоконсерваторам, таким как Д. Белл, М. Новак, И. Кристолл, С. Хантингтон и др.

В связи с распадом мировой системы социализма, крахом коммунистической идеологии в 90-е годы XX столетия произошел временный возврат к концепции деидеологизации. Подобные события также породили в научном сообществе тезис конвергенции – социальных, культурных и политических черт в обществах с различными культурно-историческими традициями. На этот раз деидеологизация связывалась с глобальной победой западных либеральных ценностей. Процесс глобализации, которым ознаменовался рубеж XX-XXI веков, поставил перед человечеством новые проблемы (экологическую, проблему предотвращения ядерной войны, преодоления бедности и др.), для осмысления которых общество не придумало лучшего средства, чем политические идеологии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.