Здавалка
Главная | Обратная связь

Духовные ценности и традиции белорусского народа



В наиболее общем виде культуру можно определить как свойство, объединяющее все предметы и явления искусственного (т.е. антропогенного) происхождения в противоположность природному (естественному). Главной функцией культуры является обеспечение безопасности и благоприятных условий существования человечества. Кроме того, имея символическое значение, предметы и явления культуры служат основой для реализации неисчерпаемых творческих возможностей человека, для совершенствования способов познания, освоения и преобразования человеком окружающего его мира.

Политическая культура представляет собой систему исторически сложившихся относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политики и определяющих специфику политических институтов.

Для политической культуры Беларуси характерны следующие черты:

1) отсутствие четко выраженных национально-культурных форм;

2) доминирование местных интересов над общенациональными;

3) различия в политических ориентациях западных и восточных областей;

4) различия в политической культуре между центром и периферией.

Национальные черты культуры выражаются в национальном характере как совокупности относительно постоянных психических свойств, являющихся общими для большинства представителей данной нации и отличающих ее от других наций. Черты национального характера отражаются в литературе, легендах, фольклоре и традициях народа.

Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отражены в духовных ценностях и традициях белорусского народа. Духовные ценности и традиции выступают в роли квинтэссенции «судьбы» народа, его культурного наследия, они воплощают в себе опыт прошлых поколений, особенности принадлежности к определенному цивилизационному типу.

В структуру духовных ценностей белорусского народа входят:

I) общечеловеческие ценности;

2) общеславянские ценности;

3) ценности восточного славянства (русских, украинцев и т.д.);

4) духовные ценности белорусов.

Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял внимание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к святости, добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на протестантскую этику, в основе которой лежит стремление к личному обогащению, а, следовательно, – напористость, прагматизм, расчетливость.

Наряду с общеславянскими ценностями значительное влияние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного славянства, в частности, русского народа. Особенностям русского характера посвящено немало исследований. Н. Бердяев в очерке «О власти пространства над русской душой» отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, отчего происходят духовные метания в поисках формы, следствием которых является смирение перед необъятной ширью, недостаток инициативы. Особенность ментальности русских исходит из географического расположения России на стыке двух ци­вилизаций: западной и восточной. С этим связана амбивален­тность, двойственность русской души.

Духовные ценности белорусского народа формировались на базе восточнославянского менталитета и, вместе с тем, претерпели влияние западной культуры. Они впитали в себя русскую соборность и протестантское трудолюбие, героику католицизма и униатскую склонность к компромиссам.

В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют:

1. Толерантность, выражающаяся в отсутствии вражды, склонности к компромиссам, поиске справедливости без насилия.

2. Терпимость – умение прислушаться к чужому мнению, уважение к людям с другими взглядами, религией (веротерпимость).

3. Любовь к Родине, которая проявляется в уважительном отношении к родному краю, заботе о сохранении и приумножении его богатства.

4. Христианские принципы находят свое отражение в воздержании, терпении, соблюдении заповедей, любви к ближнему.

5. Справедливость проявляется в стремлении к социальному равенству, помощи нуждающимся, непримиримостью с унижением слабых.

6. Неприятие угнетения и стремление к свободе обусловлено историческим прошлым белорусского народа, связанного с его борьбой за независимость и право на самоопределение.

7. Трудолюбие основано на крестьянском происхождении белорусов, их заботе о собственном «клочке земли», работоспособности, выносливости, хозяйственности.

8. Толока (крестьянская взаимопомощь) предполагает коллективное решение всех вопросов.

9. Громада (община, объединяющая крестьян соседних деревень) выражается в семейственности, клановости, «кумовстве», стремлении поддержать «своих», «тутэйшых», т.е. людей из одной местности, наладить родственные связи.

10. Миролюбие – отсутствие чувства национального превосходства, мирное сосуществование с другими народами.

11. Осторожность, связанная с привычкой не выпячиваться и не втягиваться в конфликты.

Различия в характере белорусов обнаруживаются в зависимости от их местонахождения. В западных областях, находящихся долгое время под влиянием Польши, более заметна индивидуализация жизни, в Полесье доминируют ценности сельской общины, а в восточных областях – сочетание православной соборности и советского коллективизма.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.