Здавалка
Главная | Обратная связь

Доктор искусствоведения,



Профессор ГИТИСа

 

 

Родился в пос. инженеров Новониколаевский (ныне г.Новосибирск): в строительстве Транссибирской магистрали принимал участие отец Алперса, экономист, приехавший из Петербурга.

1912- в жизнь Алперса вошел театр – через Вс.Э. Мейерхольда, с которым он познакомился и сблизился гимназистом выпускного класса, хотя тот был старше на двадцать лет.

1913-1918- студент юридического факультета Петербургского университета.

1913 - Мейерхольд пригласил Алперса в свою Студию на Бородинской улице. Два года Алперс был секретарем Студии, затем журнала «Любовь к трем апельсинам», издаваемого Мейерхольдом. С Мейерхольдом связана значительная пора жизни Алперса, сначала в Петербурге, а потом, в годы Гражданской войны, в Новороссийске.

В Октябрьскую революцию 1917 - Алперс осознает театр как один из самых действенных путей «выработки нового миросозерцания».

1921 - работал в Петроградском театральном обществе и в Политпросвете, тогда же директор Лиговского народного театра.

1921–1924 - художественный руководитель театра Новой драмы.

Весной 1924 - по приглашению Мейерхольда едет в Москву в Театр Революции, где заведует литературной частью (1924–1927), которая становится своего рода лабораторией новаторских опытов молодых драматургов (А.М.Файко, Б.С.Ромашов, В.Н.Билль-Белоцерковский, В.В.Вишневский, Н.А.Зархи и др.).

1920–1930-е гг. - Алперс – постоянно действующий критик по драматургии, театру и кино, занимается научной работой.

В конце 1920-х- публикует несколько монографий, в т.ч. о Театре Революции.

1931- выходит получившая мировую известность книга Алперса о Мейерхольде «Театр социальной маски».

К большим теоретическим обобщениям Алперс всегда шел от конкретного, частного. Так, из вступительной статьи к хрестоматии по мастерству актера (1935) родился его капитальный труд Актерское искусство в России (1945). Рецензия 1957 на спектакль Малого театра в 1970-е переросла в крупное исследование творчества А.Н.Островского «Сердце не камень» и поздний Островский», а из предисловия к раннему изданию пьес Билль-Белоцерковского (1934) возникла работа Билль-Белоцерковский и театр 20-х годов (1969).

В 1940-е гг.- в статьях, публичных выступлениях, лекциях (Алперс вел педагогическую работу с 1925, с 1939 в ГИТИСе) о драматургии Чехова, о новой системе театра, складывающейся на рубеже 19–20 вв., театровед разрабатывал темы, которые составят содержание таких поздних его работ, как «Годы артистических странствий К.С.Станиславского», «В.Ф.Комиссаржевская» и др. Мысль о том, что исследователь актерского творчества должен быть, прежде всего, историком общественной психологии, составляет один из ведущих мотивов его статей «Бабанова и ее театральное время», «Творческий путь МХАТ Второго» и др.

В работе конца 1960-х «Судьба театральных течений», как много раньше в статье «Пятнадцать лет советского театра», Алперс предсказал, что создание «оригинального стиля» лежит на пути органического сближения мхатовской и мейерхольдовской систем.

Подготовленный автором двухтомник «Театральные очерки» (1977) включал работы 1920–1970-х годов, представившие духовную эволюцию людей его поколения.

Умер Алперс в Москве 7 сентября 1974.

 

Книги о театре:

· «Театр Революции» (1928),

· «Театр социальной маски» (1931),

· «М. С. Щепкин» (1943),

· «Актёрское искусство в России» (1945),

· «Путь советского театра» (1947),

· «„Сердце не камень“ и поздний Островский» (в книге «Искания новой сцены» (М., 1985)).

 

Статьи:

· «Творческий путь МХАТ» (1931),

· «Беспокойная жизнь» (1935),

· «Б. В. Щукин» (1936),

· «Островский в постановках Мейерхольда» (1937),

· «Чехов и театр: О Чехове» (в книге «Искания новой сцены» (М., 1985)).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.