Здавалка
Главная | Обратная связь

Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа,



Бахтин Михаил Михайлович

(5(17).11.1895 – 6.03.1975)

Русский философ и мыслитель,

Литературовед,

Теоретик европейской культуры и искусства,

исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа,

автор литературных понятий «полифонизм», «смеховая культура», «хронотоп», «карнавализация», «мениппея»

Родился в Орле в семье банковского служащего. В семье было шестеро детей.

1905—1911 - вместе с семьей жил в Вильно (ныне Вильнюс).

1911—? - в Одессе. По его словам, учился в Петроградском и Новороссийском университетах (документальных подтверждений нет); университет не окончил.

С 1918 - живёт в городе Невеле, преподаёт в единой трудовой школе. Там складывается тесный круг единомышленников-интеллектуалов: М. И. Каган, Л. В. Пумпянский, В. Н. Волошинов, М. В. Юдина, Б. М. Зубакин.

1919 - первая опубликованная статья «Искусство и ответственность».

С 1920 - живёт в Витебске, преподает в пединституте и консерватории, выступает с публичными лекциями о философии, эстетике, литературе. В круг его знакомых входят П. Н. Медведев, В. Н. Волошинов и И. И. Соллертинский.

1920—1924 - работа над незаконченными философскими трактатами и ранней редакции книги о Достоевском.

1921 - женится на Елене Александровне Околович.

1924 - по приглашению ранее вернувшегося туда Медведева возвращается в Ленинград. В Круге Бахтина (который теперь, вместе с перебравшимися из Витебска и Невеля М. В. Юдиной, П. Н. Медведевым, В. Н. Волошиновым, Л. В. Пумпянским и И. И. Соллертинским, включает Канаева, поэта Константина Константиновича Вагинова, и востоковеда Михаила Израилевича Тубянского) продолжаются домашние диспуты и семинары, посвященные философии религии, этике, литературе. Обсуждаются также Фрейд и психоанализ.

28 июня - в Институте истории искусств доклад «Проблема героя и автора в художественном творчестве».

Декабрь 1928- Бахтин вместе с рядом других ленинградских интеллигентов арестован в связи с деятельностью группы А. А. Мейера «Воскресение».

5 января 1929 - Бахтин по болезни (множественный остеомиелит) освобожден из заключения под домашний арест.

22 июля - в то время, когда он находился в больнице, был заочно приговорен к пяти годам Соловецкого лагеря.

Июнь 1929 - издание первой книги Бахтина «Проблемы творчества Достоевского», изданной в ГИЗе, которая помогает хлопотам жены и друзей — приговор заменен на 5 лет ссылки в Кустанай.

1936 - после окончания ссылки из-за запрета проживать в крупных городах устроился на работу в Мордовском государственном педагогическом институте в Саранске.

1937 - был вынужден уехать оттуда и до 1945 жил на станции Савёлово на границе между Московской и Калининской областями и в г. Кимры, где работал учителем в школе.

1938 - ему ампутировали ногу.

1945 - Бахтин, живший тогда в Саранске, приезжал в Москву и предоставил в ВАК свою диссертацию о Франсуа Рабле на соискание степени доктора наук; диссертация вызвала идеологическую критику, её вернули автору на доработку, а затем присвоили лишь кандидатскую степень. В том же году он вернулся в Саранск, где снова работал на кафедре всеобщей литературы Мордовского государственного педагогического института (с 1957 — Мордовского государственного университета) по 1961 г.

1960-е гг. - практически забытый современниками (между 1930 и 1963, кроме трёх незначительных газетных заметок, не печатался), Бахтин был возвращён в научное пространство СССР в группу единомышленников, признавшей его своим учителем: в 1960 году получил коллективное письмо от литературоведов В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, В. Н. Турбина.

1969 - переехал из Саранска в Москву. Ему удалось издать свою книгу о Рабле, переиздать книгу о Достоевском (фактически новую редакцию), подготовить сборник статей о литературе (вышедший вскоре после смерти автора).

Основные работы Бахтина вскоре были переведены и получили очень широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр, ведущий научную и учебную работу. Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нём.

С 1992 - в Витебске (с 2000 года фактически в Москве) издается «журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина»(«ежеквартальный журнал исследователей, последователей и оппонентов М. М. Бахтина», затем — «Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина») — «Диалог. Карнавал. Хронотоп».

С 2009- после перерыва в 2004—2008 журнал издаётся два раза в год. В творчестве М. Бахтина большое место занимают проблемы театра и драматургии, философия сценического искусства в целом. Братья Бахтины в детстве под руководством своей гувернантки разыгрывали сцены из «Илиады» и после её ухода продолжали устраивать театральные представления. В проблеме «М. Бахтин и театр» выделены следующие аспекты: роль театра в жизни и творчестве Бахтина, в формировании его личности и творчестве интересов; «театральные» факты биографии учёного в контексте культуры; проблемы драматургии, театральной эстетики и философии театра в работах учёного, их связи с общекультурными процессами эпохи, бахтинская интерпретация идей «театральности», общекультурной универсалии — метафоры «мир — театр», отчётливо актуализировавшейся в ХХ веке.

2003 - в Орле открылся музей им. М. М. Бахтина.

Основные работы:

· К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985. — М., 1986. (Бахтин начинает писать эту работу в 24 года (1919—1921 гг.). Многие страницы рукописи были утеряны или написаны неразборчиво. В работе автор создает собственную философскую концепцию, основываясь на философии Канта. В первой части исследования он рассматривает принципы архитектоники действительного мира, «не мыслимого, а переживаемого».)

· Проблемы творчества Достоевского 1929; Киев, 1994.

· Проблемы поэтики Достоевского. — М.,1963; 1974; 1979 (4-е изд.); Киев, 1994 (5-е изд.).

· Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1965; 1990.

· Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

· Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

· Литературно-критические статьи. — М., 1986.

· Эпос и роман, "Вопросы литературы", 1970, № 1.

· Тетралогия. — М., 1998.

· Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. — М., 1996—:

Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. — М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2003. — 957 с.

Т. 2. Проблемы творчества Достоевского. Статьи о Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы. — М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2000. — 799 с.

Т. 3. Теория романа (1930—1961 гг.). — М.: Языки славянских культур, 2012. — 880 с. — ISBN 978-5-9551-0500-0.

Т. 4 (1). Франсуа Рабле в истории реализма (1940). Материалы к книге о Рабле (1930—1950-е гг.). Комментарии и приложения. — М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2008. — 1120 с. — ISBN 978-5-9551-0266-5.

Т. 4 (2). Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура). — М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2010. — 752 с.

Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х годов. — М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1997. — 732 с. — ISBN 5-89216-011-4.

Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960—1970 гг. — М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2002. — 800 с.

· Беседы с В. Д. Дувакиным. М., Согласие, 2002. — 398 с. — ISBN 5-86884-099-2.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.