Здавалка
Главная | Обратная связь

Наркомания – социальное бедствие.



 

Наркомания (от греч. «narke» – оцепенение и мания) - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших – оглушение, наркотический сон.

Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. «narkotikos» - усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, т.к. среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами и т.д. В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.[4]

Образно говоря, наркотик – это отрава для мозга. Яды, отравляющие мозг не вызывают у человека болевых ощущений и отрицательных эмоций, т.к. в мозге человека отсутствуют болевые рецепторы. В этом эффекте и таится основная притягательная (и разрушительная) для физиологии человека сила, стремление к «безнаказанному» состоянию эйфории, галлюцинации.

Почему для людей, не реализовавших свои мечты, не устроившихся в жизни, привлекательны наркотики? Да потому что наркотическое опьянение помогает им поддерживать иллюзию своего высокого потенциала. Человек убежден: он многого сумел бы достичь, если бы не зелье... Но расстаться с пагубной привычкой не спешит: тогда все неудачи и неприятности придется объяснять собственным несовершенством. Наркотик выступает в роли эффективного психологического щита.

Современные ученые достаточно подробно разрабатывают объяснения возникновения наркотической зависимости и выделяют 3 основных направления, 3 группы факторов наркотизации; социологические, биологические, психологические.[3]

 

 

 
 

 


1. Социальные факторы

Общественные неурядицы, распространенность наркомании в регионе, профессии, связанные с легким доступом к наркотикам, — все это социальные факторы. В первую очередь остановимся на проблемах, связанных с семьей, с особенностями психики подростков. Большое значение имеет место жительства человека. Сейчас мы сталкиваемся с таким фактом, что наркомании наиболее широко распространены в относительно крупных городах, а в сельскую местность, где распространена алкогольная зависимость, они только начинают проникать, причем в основном в тех местах, по которым проходят пути транспортировки наркотиков.

· Семья

Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви. Существуют понятия «семейный дефицит» и «социальный голод», когда ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления.[12]

Отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. Не стоит строго оценивать непослушание, плохую успеваемость, отчуждение ребенка в семье, где у родителей постоянные «секреты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями. У таких детей возникает чувство одиночества, скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, беспокойство, депрессии, страхи или же агрессивность, лживость, связанные с переживанием одиночества, пустоты, ненужности. У избиваемых детей отмечают склонность к разрушению и протесту, низкий самоконтроль, слабость познавательных интересов, нежелание трудиться. Все это, в случае встречи с наркотиком, делает их неспособными противостоять втягиванию, в то время как дети, не переносившие стресс, получившие в семье позитивный заряд, уверенность в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего употребления, удовлетворив свое любопытство.

Гиперопека - другая крайность воспитания, заставляет ребенка «спасаться» от родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый «асоциальный» облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья.

Еще один из плодов гиперопеки — инфантилизм растущего человека, его затянувшаяся «детскость», неготовность к жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой ребенок легко попадает под влияние более опытных приятелей, его легко уговорить попробовать наркотик или подбить на любую хулиганскую выходку. Нередко — это любимые детки богатых столичных родителей, и их «карманные» деньги дразнят аппетит искушенных приятелей.

Существует и такой вариант опекаемого чада, как «кумир семьи», объект всеобщего восхищения и поклонения, единственный ребенок многочисленной родни. Для него привычны вседозволенность, неограниченная власть над родственниками, которые не накажут, и в конечном итоге — презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Кумиры, привыкшие быть объектом всеобщего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажутся им в их юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки могут действительно стать жертвой наркотизации.[3]

Но даже если семья самая гармоничная, ребенок окружен заботой и вниманием, хорошо учится, занимается спортом, это вовсе не значит, что он не будет пробовать наркотики. Все вышесказанное не означает, что употребление наркотиков — результат депрессивных состояний, свойственных подросткам со сложностями развития и творческим натурам. Мотивы употребления наркотиков часто не зависят от личности и ее психической предрасположенности. Встреча с наркотиками может быть случайной, в определенной ситуации, вызванной временными потребностями, например, «опробование» в компании сверстников с познавательными целями.

Одна из ведущих исследователей наркомании И. Н. Пятницкая делает вывод о том, что шаг подростка к наркотикам — это проявление исследовательской реакции, свойственной их возрасту. Подростков интересуют возможности их сознания, получение нового, неизведанного чувственного опыта, небывалых впечатлений, сексуального опыта, они стремятся познать мир, «все в жизни попробовать», ощутить свою полноценность в компании ровесников, самостоятельность в принятии решений, солидарность со сверстниками.

· Общество

Для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет пример сверстников. В литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они собираются в группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуют наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру[12].

Необходимо затронуть проблему женщин-наркоманок, так как женщина неотделима от ее ребенка, если он у нее есть сейчас или родится в будущем. В отличие от мужчин, у них очень быстро происходит привыкание к наркотикам, что приводит к деградации женщины. Она становится агрессивной, безразличной к детям, совершает преступления. Приобщение девушек к наркотикам способствует физическая и психическая незрелость (инфантилизм) и различные психопатические черты характера. Будущие наркоманки, не имеют собственного мнения, их интересы и привязанности непостоянны. Они внушаемы и легко поддаются отрицательному влиянию. Примитивные сиюминутные интересы преобладают над духовными.

Ради постоянного вынужденного приема наркотиков женщины идут на аморальные поступки и преступления. Последствиями наркомании являются истощение нервной системы, интеллектуальное вырождение, слабоумие, психозы, судорожные припадки, нравственная и социальная деградация. Женщины-наркоманки забывают своих детей. Если ребенок остается жить с матерью-наркоманкой, то постепенно перенимает ее поведение, становясь в подростковом возрасте наркоманом.

Способствует наркотизации несовершеннолетних и реакция группирования. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников; в основе такого поведения - подражание правилам группы, к которой подросток принадлежит.

Реакция формирования сексуального влечения также обуславливает наркоманию в подростковой среде. Некоторые подростки реализуют сексуальные впечатления путем галлюцинаций сексуального плана. Курение гашиша, по мнению несовершеннолетних, повышает сексуальную потенцию.

Кроме того, к мотивам употребления наркотиков подростками необходимо отнести также такие, как желание расслабиться, повеселиться, стремление выглядеть «крутым». Иногда наркотики принимают «для смелости» либо чтобы подтвердить статус «гадкого утенка» в среде сверстников. Встречаются случаи насильственного приема наркотиков, когда специально подростков «садят на иглу» в среде сверстников, чтобы потом заставить совершать преступления.

Психологические факторы

Благоприятным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение. Способность седативных (успокоительных) наркотиков снимать тревогу, подавленность, напряжение, раздражительность побуждает их использовать как средство от депрессии. Если сначала наркотик «работает» средством от депрессии, то спустя очень короткий срок сам становится ее источникам. Частота депрессий резко увеличивается, особенно в подростковом возрасте.

Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью — наиболее удобное время приобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общество как враждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.

Существует психическая предрасположенность одних детей и большая устойчивость других к наркологическим заболеваниям. Высокая восприимчивость к наркотикам кроется в индивидуальных особенностях психики ребенка. Наркомании подвержены подростки с врожденной или приобретенной в результате тяжелых болезней особой чувствительностью к наркотику, а также подростки, у которых отдельные черты характера чрезвычайно усилены. Это — так называемые акцентуации характера. Их около полутора десятков и для каждого из них есть свой критический возраст, в котором заостряются черты характера. Наиболее угрожающими в отношении наркомании считаются неустойчивый, эпилептоидный, гипо- и гипертимный, конформный типы.[5]

Психологи и врачи могут в общих чертах нарисовать психологический портрет наиболее распространенного типа личности наркомана, это люди чувствительные, эмоционально трудно приспосабливаются и чувствуют себя неуютно в обществе, трудно справляются с трудностями в жизни. Они не имеют устойчивых и определенных социальных интересов, планов на будущее и уверенности в завтрашнем дне. Это могут быть «тонкие натуры», остро чувствующие дисгармоничность и враждебность окружающего мира, критически относящиеся к всеобщим авторитетам, противопоставляющие себя обществу, оцениваемому ими как «толпа», склонные к уединению и уходу в собственный мир. У них может быть выражено чувство застенчивости, сознания своей недостаточности, несостоятельности в обществе. Такие люди ищут в наркотике более полноценное существование. Поиск особых чувственных впечатлений особенно характерен для людей искусства. Они хотят расширения своих чувственных возможностей, открытия новых значений, изменения мира, в котором существуют, создания мира «для себя», для удовлетворения потребностей созерцания. Люди из артистической и художественной среды особенно остро чувствуют свою незащищенность в обществе, нестабильность своего социального положения. Нередко употребление наркотиков становится причиной ранней смертности артистов, художников и музыкантов. Помимо такого образа наркомана существует и другой тип: люди с низким уровнем культуры, обитатели социальных низов. Однако у всех больных наркоманией психиатры отмечают черты «социальной незрелости»: слабый самоконтроль, неумение прогнозировать ситуацию, отсутствие критической оценки своего поведения, ощущение вседозволенности, презрение к традиционным нравственным нормам, враждебность к «благополучной» части общества, стремление получать удовольствия «по полной программе»[6].

Биологические факторы

Различные люди по-разному реагируют на токсические и биологические воздействия. Наркотическая зависимость развивается далеко не у всех. Пробуют наркотики гораздо больше людей, чем заболевают наркоманией. Однако особо предрасположенные к тому или иному веществу заболевают наркоманией с первого раза.

Как показали наблюдения, наркоман выбирает то вещество, которое сходно с его типом личности. На этот вывод натолкнули наблюдаемые закономерности выбора наркотика той или иной группой душевнобольных. Эпилептоидные психопаты с подавленной, угнетенной психикой выбирают не стимуляторы, оживляющие психические функции, а снотворные и транквилизаторы, вызывающие успокаивающее действие, подавление психической активности. Шизофреники выбирают не успокаивающие и подавляющие, а психоделики. Больные инстинктивно стараются принять вещество, действие которого соответствует его расстройству. Таким образом, существует особая, биологическая предрасположенность к наркомании.

Наркомания - это тотальное (т.е. затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования) поражение личности, к тому же в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества; становится психически не вполне нормальным; теряет друзей, потом семью; не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел; остается без работы; вовлекается в преступную среду; приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает свое тело[2].

Все случаи употребления наркотиков можно объединить одной общей целью — стремлением к удовольствию. Качество этого удовольствия варьируется в зависимости от уровня развития и степени «подсадки». Именно поиск удовольствия заставляет увеличивать дозу по мере привыкания организма для достижения все более сомнительной эйфории, приводя к необратимой зависимости от употребляемого яда. Эйфория гаснет с каждым разом, заставляя применять «ударные дозы», приводящие к невозможности существования без вещества, ставшего необходимым компонентом жизнедеятельности по-новому устроенного организма. Самоконтроль выступает единственным средством избежать гибели, если человек уже употребляет наркотик, но еще не впал в физическую зависимость.

В ряде социологических работ, затрагивающих «карьеру» наркомана, в качестве одной из основных причин, способствующих к злоупотреблению наркотиками, называется «отсутствие досуга». Ф. Шереги и А. Арефьев также считают, что этому наиболее подвержены социально-отчужденные подростки и молодые люди. В то же время исследователи отмечают, что в условиях коммерционализации данной сферы общественной жизни, отдельные виды досуговой деятельности современной молодежи располагают к наркопотреблению. Авторы выделяют дисфункциональность теле- и кинопередач, компьютерных игр и Интернета. «Благодаря» этим источникам, дети, подростки и молодежь получают «необходимую» всеобъемлющую информацию.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.