Здавалка
Главная | Обратная связь

Санация предприятий



 

Санация- это оздоровление, «лечение» должника, который очутился в тяжелом финансово-экономическом положении. Существует понятие как досудебной, так и судебной санации должника. Особенностью судебной санации можно назвать контроль кредиторов должника за проведением комплекса мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению последнего, возобновлению его платежеспособности и предотвращению банкротства. При проведении досудебной санации должника роль кредиторов также значительная, но инициатором мероприятий по финансовому оздоровлению должника выступает или он сам, или (для государственных предприятий или предприятий со значительной долей участия государства в уставном фонде, - а такой признается доля, которая превышает 25%) государственный орган по вопросам банкротства.

Решение о проведении санации предприятия или его ликвидации принимается на основании результатов санационного аудита (причинно следственного анализа финансово хозяйственной деятельности). Санационный аудит имеет много похожего с общим финансовым анализом предприятия. Однако он имеет и свои особенности относительно методов и целей проведения. Для санационного аудита характерно то, что он осуществляется на предприятиях, которые находятся в финансовом кризисе. Основная его цель заключается в оценке санационной возможности предприятия, то есть в определении глубины финансового кризиса и выявлении возможностей его проведения.

Санационная способность - это совокупность финансовых, организационно технических и правовых возможностей предприятия, находящегося в финансовом кризисе, которые определяют его способность для успешного проведения финансовой санации. К общим условиям санационной способности относят наличие у предприятия потенциала для будущей успешной деятельности, а именно:

· реальных возможностей увеличения выручки от реализации, уменьшения себестоимости продукции, и на этой основе, достижение будущей рентабельности финансово хозяйственной деятельности;

· реальной возможности достижения удовлетворительной структуры баланса;

· реальных возможностей обеспечения стабильной ликвидности.

 

Санационно способное предприятие будет в том случае, если продисконтированная ожидаемая будущая стоимость активов, (при условии успешной санации), будет больше стоимости его ликвидационной массы перед проведением санации. При определении санационной возможности предприятия, исходят, прежде всего, из его объективных экономико - правовых характеристик и показателей. Готовность же владельцев предприятия и его персонала отстаивать жизнедеятельность предприятия, как правило, имеет второстепенное значение.

Этапы и порядок проведения санационного аудита характеризуются соответствующей схемой.

1. Сбор информации о предприятии.

На данном этапе санационного аудита используются как внутренние, так и внешние источники получения информации, предназначенные для обеспечения полноты анализа оперативного и стратегического положения предприятия.

Полноту анализа оперативной деятельности предприятия обеспечивает наличие:

· годовой финансовой отчетности за 2-3 предыдущих годы;

· документов о результатах инвентаризации;

· расчетов норматива собственных оборотных средств;

· расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности;

· отчета о наличии и движении основных производственных фондов и амортизации;

· данных о наличии и движении средств на банковских счетах;

· выводов предыдущих аудиторских проверок и актов проверок предприятия государственными органами;

· данных о кадровом составе предприятия и уровнях заработной платы;

· данных о наличии на балансе предприятия объектов социальной сферы.

К информации стратегического значения относят:

· бизнес - планы;

· финансовые планы и другие прогнозные расчеты;

· анализ рынков сбыта и конкурентоспособности продукции;

· отраслевой анализ;

· отчетные и данные прогноза о развитии народного хозяйства в целом;

· оценку влияния производственной деятельности предприятия на экологическую ситуацию и занятость в регионе;

· материалы маркетинговых исследований;

· законопроекты Верховной Рады и проекты нормативных актов правительства Украины;

· другую информацию.

2. Оценка глубины финансового кризиса предприятия (расчет и анализ фактических показателей и тенденции развития).

Оценка глубины финансового кризиса предприятия проводится на основании анализа финансового положения предприятия и оценки эффективности его производственно-хозяйственной деятельности.

Анализ финансового положения предприятия предполагает:

· оценку динамики и структуры валюты баланса;

· изучение и выводы по источникам собственных средств;

· анализ структуры дебиторской (кредиторской) задолженности;

· анализ структуры активов;

· анализ формирования и использование прибыли.

В основе анализа производственно-хозяйственной деятельности выделяют:

· исследование и анализ сферы производства;

· анализ состояния и эффективности использования основных производственных фондов;

· оценку эффективности использования трудовых ресурсов;

· обзор конкурентной среды;

· анализ эффективного содержания объектов соцкульбыта и незавершенного строительства;

· оценку экологической среды.

 

3. Выявление причин и симптомов финансового кризиса предприятия и «слабых» мест его деятельности.

При исследовании симптомов финансового кризиса предприятия используют такие основные показатели его деятельности, как:

· уровень ликвидности и рентабельности;

· качество менеджмента;

· отношения с потребителями, производственными партнерами и государственными органами;

· отношения с учредителями;

· отношения с банками.

Для идентификации «узких мест» деятельности предприятия ориентируются на такие данные:

· дефицит ликвидности;

· высокий уровень задолженности;

· высокий уровень себестоимости продукции по сравнению с конкурентами;

· просчеты в инвестиционной деятельности;

· отсутствие эффективной системы контролинга;

· низкое качество маркетинга и т.д.

4. Принятие решения о санации или ликвидации предприятия (подведение результатов о санационной возможности предприятия).

Решение о санационной (не) способности предприятия принимается на основе результатов сравнительного анализа слабых и сильных сторон предприятия. В проведении данного анализа и складывается содержание санационного аудита.

В процессе углубленного анализа финансово хозяйственного состояния предприятия, которое находится в финансовом кризисе, последовательно решаются такие задачи:

а) дается оценка результатов хозяйственной деятельности за предыдущий и текущие годы;

б) определяется в какой фазе кризиса находится предприятие;

в) раскрываются факторы, что положительно или негативно повлияли на конечные показатели деятельности предприятия;

г) идентифицируются причины кризиса;

д) оказываются и систематизируют «узкие места» в деятельности предприятия;

е) делается вывод об удовлетворительной (или неудовлетворительной) структуре баланса и о платежеспособности (или неплатежеспособность) данного субъекта хозяйствования;

ж) выявляются резервы и факторы потенциальной деятельности безубыточности.

Заканчивается аудит общей оценкой санационной способности и последующим принятием решения о целесообразности санации или ликвидации предприятия.

Определяющим элементом процесса санации предприятия является разработка проекта финансового оздоровления. Санационный проект разрабатывается, как правило, финансовыми и контролинговыми службами предприятия, которое находится в финансовом кризисе; представителями потенциального санатора; независимыми аудиторскими и консалтинговыми фирмами. Проект санации, как правило, состоит из вступления и двух разделов.

Во введении отображаются:

· фактическое финансовое положение предприятия (фактический объем реализации, размер прибыли (убытков), уровень задолженности, коэффициенты платежеспособности, ликвидности, финансового ливериджа и т.д.);

· анализ причин, в результате которых предприятие оказалось в кризисной ситуации;

· характеристика рынков сбыта продукции;

· кадровый потенциал и другие выходные параметры.

Кроме того, во введении формулируются стратегические цели санации, и дается сжатый прогноз результатов проведения финансового оздоровления предприятия.

Первый раздел содержит план финансового оздоровления по таким позициям:

1. План маркетинга и оценка рынков сбыта продукции.

2. План производства и капиталовложений.

3. Организационный план.

4. Финансовый план.

Во втором разделе проекта санации отражаются прогнозируемые результаты выполнения проекта, дается оценка эффективности предложенной формы оздоровления, а также делается прогноз возможного риска, сумм возможных убытков. Основой для выбора той или другой формы санации есть расчет ее эффективности, которая может определяться как отношение прогнозируемого объема дополнительной прибыли к размеру вложений на проведение санации.

Результаты санации (хотя она в значительной степени направлена на преодоление неплатежеспособности и возобновление финансовой стабильности) могут оцениваться размером дополнительной прибыли предприятия (разницей между суммой прибыли после санации и размером прибыли (или убытков) до ее проведения).

Вложения в проведение санации рассматриваются как инвестиции санатора предприятию, которое находится в финансовом кризисе, с целью получения прибыли (в абсолютной или относительной форме). Цель санации считается достигнутой, если за счет внешних и внутренних финансовых источников (или с помощью реорганизации), проведение организационных и производственно-технических усовершенствований удалось вывести предприятие из кризиса (нормализовать производственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом со следующей его ликвидацией) и достигнуть его рентабельности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде.

 

Процедура санации следующая:

· реструктуризация предприятия (то есть в соответствии с Указаниями по реструктуризации «осуществление организационно экономических, правовых, технических мероприятий, направленных на смену структуры предприятия, его управления, форм собственности, организационно - правовых форм, способных привести предприятие к финансовому оздоровлению, увеличению объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышение эффективности производства»), а не только реструктуризация уставного фонда;

· перепрофилирование производств;

· закрытие нерентабельных производств;

· отсрочка и (или) рассрочка платежей или прощение (списание) части долгов, о чем заключается мировое соглашение;

· ликвидация дебиторской задолженности;

· продажа части имущества должника;

· погашение санатором долга (части долга) должника, в частности путем перевода на него долга (части долга);

· выполнение обязательств должника владельцем имущества должника;

· продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса (для не государственных предприятий) и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.