Здавалка
Главная | Обратная связь

Морфемный состав основы. Разбор слова по составу



Фонетический разбор

Фонетический разбор принадлежит к комплексным умениям и демонстрирует знание учащимися всех фонетических тем.

Учебные комплексы предлагают следующие схемы фонетическою разбора.

Комплекс 1

1. Слоги, ударение.

2. Гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обозначены.

3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие, какими буквами обозначены.

4. Количество звуков и букв. Образец:

СО-ЮЗ

с — [с] — глухой,

о — [а] — гласный,

ю [й] — звонкий,

[у| — гласный,

з — | с | — глухой.

4 б., 5 зв.

Комплекс 2

1. Выделить слоги, указать возможность переноса.

2. Показать место ударения.

3. Охарактеризовать звуки: гласные — ударность / безударность, какими буквами обозначены; согласные -- звонкость / глухость, твердость / мягкость, какими буквами обозначены.

4. Указать количество букв и звуков. Образец:

Большая

Произносим слово по слогам: боль-ша-я. В слове 3 слога, но возможен один перенос — боль-шая, так как одну букву я переносить нельзя.

Ударный слог — второй — большая.

Охарактеризуем звуки:

[б] — согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой б, [а] — гласный, близок к (а|, в безударном слоге, обозначен буквой и,

звук не соответствует «своей» букве. [л'] — согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой л, мягкость звука обозначена мягким знаком, [ш] — согласный, глухой, твердый, обозначен буквой ш,

[а] _- гласный, под ударением, обозначен буквой а, звук соответствует «своей» букве,

[й] __ согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я,

[а] — гласный, близкий к [а], в безударном слоге, обозначен буквой я. В слове 7 звуков и 7 букв. Звук [л'] обозначен двумя буквами л и ь, буква я обозначает два звука — |йа].

Комплекс 3

1. Произнести слово. Выделить слоги, определить место ударения.

2. Произнести слово. Указать в нем последовательно гласные и согласные звуки, охарактеризовать их:

а) гласные звуки — ударные или безударные;

б) согласные звуки — звонкие или глухие, твердые или мягкие.

3. Произнести слово. Указать количество звуков.

4. Записать слово. Указать количество букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать почему.

Образец:

ёжик [j'о-жык] — 2 слога

[j'] — согл., звонк., мягк.

[о] — гласи., ударн.

[ж] — согл., звонк., тверд.

[ы] — гласи., безударн.

[к] — согл., глух., тверд.

5 звуков, 4 буквы. Буква ё обозначает 2 звука — [j'о].

Как мы видим, принципиальных различий в фонетическом разборе слова комплексы 1, 2 и 3 не представляют.

В разделе фонетики повторяются и отрабатываются следующие орфографические правила: обозначение мягкости согласных на письме, обозначение глухости / звонкости, твердости / мягкости согласных, обозначение гласных в безударных слогах. Эги правила составляют следующие орфограммы:

1) правописание безударных проверяемых гласных в корне слова (косить);

2) правописание непроверяемых гласных и согласных (октябрь, футбол, мостик);

3) правописание проверяемых согласных в корне слова (дуб. сторожка);

4) правописание непроизносимых согласных в корне слова (поздний, опасный);

5) правописание букв и, у, а после шипящих (жизнь, чудо, площадь);

6) правописание разделительных ъ и ь (объяснение, пью, семья, соловьи)',

7) правописание ь для обозначения мягкости согласных (кончик).

Лексический разбор

Лексический разбор представлен только в комплексе 2 и относится к синтетическим умениям: в лексическом разборе учащиеся должны продемонстрировать знания и умения, связанные с несколькими темами по лексикологии и лексикографии. Слова, предназначенные для лексического разбора, помечаются цифрой 5.

Учащимся предлагается следующий план лексического разбора слова.

1. Каково лексическое значение слова?

2. Однозначное это слово или многозначное?

3. Какие синонимы и антонимы имеет это слово?

4. Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?

5. Каковы особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании)?

Образецразбора:

Вся комната янтарным блеском озарена.

Слово многозначно: 1. Сделанный из янтаря - - окаменевшей смолы древних хвойных деревьев. 2. Золотисто-желтый, цвета янтаря. В данном предложении слово янтарный употреблено в переносном значении. Синонимы к этому значению — - золотой, золотистый. «В строке из стихотворения А. С. Пушкина ни один из этих синонимов не мог бы заменить слово янтарный, удивительно точно передающее то особенное освещение, которое бывает в доме в морозный солнечный день. В переносном значении слово янтарный обычно употребляется в произведениях художественной литературы».

Кроме того, комплекс 2 в одном из заданий предлагает провести лексический анализ текста по вопросам: есть ли в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова, слова, употребленные в переносных значениях.

 

Морфемный состав основы. Разбор слова по составу

Возможны два противоположных подхода к морфемному членению слова: формально-структурный и формально-семантический.

Суть формально-структурногоморфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идет до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе становится эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам. Как отмечает С. И. Львова, ученики всех классов допускают многочисленные ошибки в разборе слов по составу, причем количество этих ошибок увеличивается от класса к классу (от 15% в 5 классе до 55-74% в 8-9 классе) ('Львова С И Словообразование и 5 классе (2 полугодие) // Русский язык в школе 1992. № 1. С. 9.)

Причина ошибок — игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей. Отсутствие работы но определению семантики морфем приводит к ошибкам двух типов, имеющих разную природу.

Ошибки в определении корня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и этимологического разборов. В комплексе 1 этому уделено недостаточно внимания, комплекс же 2 неразличение современного и исторического морфемного состава слов берег за установку, помогающую иногда в определении правильности написания, что вполне соответствует общей концепции курса и учебника в целом. Так, в учебнике по теории в качестве иллюстративного материала приведены уже упомянутые нами пример морфемного разбора слова искусство (ис-ку-с-ств-о), высказывание Д. С. Лихачева о словах с корнем род) (см. с. 252). В методических рекомендациях к комплексу 2 в качестве одного из заданий, которое может помочь в освоении некоторых орфограмм, предлагается двойной морфемный разбор слов: синхронный и этимологический, поскольку к историческому корню, встречающемуся сейчас в других словах, можно подобрать проверочное слово: по-бед-и-л-и. за-щит-и-ть, рук-о-вод-и-тель, раз-лич-и-ть. Очевидно, что такой подход не может способствовать корректному выделению корня в современной структуре слова и приводит к выделению асемантизированных сегментов — субморфов.

Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с алгоритмом морфемного членения — с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть «опознаны» как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода — случаи типа клю-чик (ср.: лет-чик), я-щик (обой-щик). Но и при правильно определенном корне очень часто приходится сталкиваться с неправильным определением количества и состава аффиксальных морфем, если этих морфем в слове больше двух. Это связано, во-первых, с алгоритмом морфемного членения и, во-вторых, с тем, что в теории параграфов и в упражнениях к ним слова, имеющие более одной приставки и/или суффикса, практически не приводятся.

Формально-структурный подход к морфемному членению слова не является исключительно принадлежностью школьной практики. Аналогичный подход осуществлен в ряде научных изданий, например в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой, где утверждается, что «морфемный анализ мало зависит от словообразовательного, так как обычно при членении слова используется сопоставительный метод, при котором практически не учитывается, что от чего образуется».

Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-семантический.Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора выходят из трудов Г. О. Винокура и состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора. О том, что этот подход является целесообразным и даже единственно возможным, писали многие ученые и методисты на протяжении многих десятилетий. Так, например, Н. М. Шанский отмечает, что правильное членение слова на значимые части невозможно без последовательного выделения в нем значимых частей в соответствии с тем, как в его строении отражен словообразовательный процесс, результатом которого он осознается, то есть без учета связей и соотношений, существующих между производной и производящей основами.

Подход учебных комплексов к вопросу о принципах и алгоритме морфемного членения различен.

В учебниках учебного комплекса 1в изданиях 70-х и 80-х годов подход к морфемному разбору был исключительно формально-структурный. Так, в них предложен следующий алгоритм разбора по составу:

1) окончание;

2) основа;

3) корень;

4) суффикс;

5) приставка.

В последних изданиях учебников 5 и 6 классов учебного комплекса 1 сделана попытка перехода от формально-структурного к формально-семантическому разбору. Разбор по составу в них имеет следующий алгоритм:

1) окончание и основа, значение окончания;

2) приставка (приставки), суффикс (суффиксы), значение приставки и суффикса, «если оно ясно»;

3) корень, 2-3 однокоренных слова.

Далее приводятся два образцаразбора:

голубоватый:

1) голубоват-ый(ая, ые) — ж. р.. п. п., ед. число,

2) голубоватый <- голубой, голубоватый значит не совсем голубой, суффикс -оват-,

3) корень -голуб-.

Этот образец показывает, что разбор слова по составу соотнесен со словообразовательным разбором слова и содержит следующие операции: построение словообразовательной цепочки как средство определения приставок и суффиксов в слове, толкование значения исследуемого слова через значение его производящего (критерий Винокура), то есть даны все предпосылки для семантизированного определения состава слова по строгому алгоритму, но уже в следующем образце разбора при разборе слова перевозчик этот алгоритм нарушается: выделение в данном слове приставки и суффикса осуществляется не через последовательное построение словообразовательной цепочки, а таким образом:

перевоз-чик <— перевозить (лицо по профессии),

пере-возчик < - возчик (передвижение).

Во-первых, слово перевозчик никак не является производным от слова возчик, существование которого в современном русском языке вообще представляется сомнительным; во-вторых, определение значения приставки пере- как 'передвижение' некорректно; в-третьих, слово перевозчик объявлено тем самым словом с двойной производностью, что неверно.

Интересно, что в единственном специально посвященном этому упражнении разобрать основу по составу учащимся предлагается до изучения алгоритма данного разбора.

При всех недостатках данной версии морфемного разбора она могла бы быть продуктивной, если бы не то существенное обстоятельство, что разбор по составу через словообразовательную цепочку требует актуализированного знания словообразовательного разбора, а раздел словообразования изучается в следующем, 6 классе.

Алгоритм морфемного разбора при формально-семантическом подходе состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постоянно необходимо соотнесение значения производного и значения его производящего; производящая основа в современном русском языке — основа мотивирующая. Если между значением производного и значением производящего (в нашем представлении) слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно.

В пособиях, сопровождающих учебный комплекс 1, идеи семантизации морфемного разбора также нашли свое отражение. Так, в методических указаниях для учителя предлагается обратить внимание учеников на то, что «в слове различают современный и исторический (этимологический) состав. Так, в слове плотник современным корнем является вся основа, а историческим — плот. Очень важным является следующее положение: «Следует напомнить учащимся, что в слове могут быть элементы, внешне похожие на приставки и суффиксы. Например, в словах гвоздика и гвоздик есть элемент ик, но в слове гвоздик он является суффиксом: гвоздик — «маленький гвоздь», значит, -ик — суффикс. Подобной процедуры мы не можем провести со словом гвоздика, следовательно, в этом слове элемент ик — часть корня». Последняя цитата представляется чрезвычайно важной: в ней говорится о том, что морфемный разбор слова является результатом некоторой процедуры, которая предполагает определение производящей основы и толкование производной основы через производящую, то есть описывается алгоритм, о котором было сказано выше.

Комплекс2, как уже отмечалось, имеет принципиально иные теоретические установки: «Для практических целей важно уметь быстро (мгновенно!) выделять в слове морфемы, не стремясь к четкому разграничению синхронного и диахронного морфемного анализа. При морфемном разборе приучаем учащихся в любой производной основе слова прежде всего выделять корень, так как самое большое число ошибок (и правил) связано с написанием корня». Иными словами, комплекс 2 предлагает формально-структурный, несемантизированный морфемный разбор.

Порядок и образец морфемного разбора приведен в приложении к учебнику теории:

1. Определить слово как часть речи.

2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).

5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с теми же приставками и суффиксами.

Образец морфемного разбора: Подготовка

Слово подготовка — имя суш., поэтому для отделения окончания его надо склонять: подготовк-и, подготовк-е,..., выделяем изменяемую часть а. Это окончание. Оно выражает значение ж. р., им. п., ед. ч.

Основа слова — подготовк-.

Корень слова — готов-. В нем заключено основное лексическое значение слова. Однокоренные слова: готовить, готовый, приготовить.

-----суффикс. Он есть в словах: выборка, проверка. Этот суффикс

служит для образования существительных.

под- — приставка. Она есть в словах: поддержка, подбросить, подбежать.

Как мы видим, учащимся предлагается «узнать» приставку и суффикс в слове на основе того, что аналогичные сегменты встречаются в других словах. Значение приставки и суффикса не указывается (более того, в приведенных примерах значение приставки под- различно: в слове подготовка это 'наделить признаком', в слове подбросить это 'вверх', в слове подбежать это 'приблизить'). Обращения к производящей основе не предполагается.

Для морфемного разбора учащимся предлагается множество слов: сначала с одним суффиксом или приставкой, потом с приставкой и суффиксом, стоящие как в начальной форме, так и в форме разных времен (раскрошили, выучит), однако все эти слова легко распадаются на морфемы и не представляют трудности при разборе.

Повторное обращение к морфемному разбору на более сложном языковом материале осуществляется после изучения способов словообра зования. Так, в учебнике по практике представлено следующее задание:

* Разберите по образцам (даны слова землепроходец, кораблевождение) слова' каменотес, первопроходец, долгожитель, огнетушитель, землетрясение, станкостроение.

Это задание, помещенное после многочисленных заданий на построение словообразовательных пар и цепочек, явно предполагает опору на знания о словообразовательной производности слова. Однако приведенные образцы разбора вызывают недоумение: в словах не выделена основа, в слове землепроходец не обозначено нулевое окончание, а в слове кораблевождение —j, принадлежащий суффиксу (комплекс 2, как уже было сказано, предполагает учет j на стыке морфем). Слова, подлежащие разбору, содержат определенные сложности: в слове долгожитель не очевиден интерфиксальный статус о, поскольку первой производящей (далее — ПЩ) основой является наречие долго; слово станкостроение требует выделения двух j: в корне -строj и суффиксе -ениj-. Представляется, что для разбора слов такого уровня сложности нужна более тщательная подготовка.

Комплекс 3 предлагает максимально семантизированный и опирающийся на словообразовательный разбор подход к морфемному составу слова. Учащимся объясняется, что «значения морфем следует учитывать для того, чтобы

— разобраться в строении слова: «В существительном плащик выделяем суффикс -ик, который придает слову значение «маленький» (плащик — маленький плащ)»;

— выбрать правильное написание морфем: «Чтобы верно написать слово об... жать, надо знать его значение»;

— определить часть речи и морфологические признаки слова (род, число, падеж, время глагола, лицо).

В учебнике предложен следующий порядок разбора слова по составу.

1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.

2. Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем).

Образец разбора: Счастливчиком

Это слово является именем существительным: счастливчик-ом. Окончание -ом указывает, что слово употреблено в форме ед. ч., тв. пад.

Слово счастливчик имеет значение «счастливый человек». Значение «счастливый человек» передается при помощи таких морфем: сча-стлив-чик -чик указывает, что речь идет о человеке (счастливый —> счастливчик); счаст-лив-ый -лив- обозначает «обладающий счастьем» (счастье —> счастливый); счастье-----счаст- — корень, далее неразложимый.

Итак: счаст-лив-чик-ом.

Как мы видим, алгоритм морфемного разбора в комплексе 3 — это разбор через словообразовательную цепочку. В каждом шаге производное толкуется через свое производящее; значение указывается не только Для окончания, но и для словообразующих морфем.

Таким образом, три комплекса в вопросе о принципах морфемного членения занимают принципиально разную позицию: максимально семантизированную и опирающуюся на словообразовательный разбор в комплексе 3, промежуточную в комплексе 1 и формально-структурную, предлагающую практически субморфное членение слова в комплексе 2.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.