Здавалка
Главная | Обратная связь

Морфологический разбор частицы



Частицы разбираются по следующей схеме:

1. Частица.

2. Грамматические признаки:

— неизменяемая,

— разряд по значению.

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом гла­гольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образецморфологического разбора частицы.

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадай; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский). Не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная. Лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

Только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом.

Бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образова­ния формы условного наклонения глагола.

Разбор междометий ни в одном из учебных комплексов не производится. Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом гла­гольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образецморфологического разбора частицы.

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадай; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский). Не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная. Лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

Только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом.

Бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.

Разбор междометий ни в одном из учебных комплексов не производится.

 

Основной метод изучения синтаксиса в школе — синтаксический разбор.

Учащиеся должны уметь разбирать:

1) словосочетание;

2) простое предложение;

3) сложносочиненное предложение;

4) сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными;

5) бессоюзное сложное предложение;

6) сложное предложение с разными видами связи. Синтаксический разбор сопровождается составлением схем.

В словосочетанииуказывается главное слово (над ним ставится значок х) и стрелкой показывается зависящая от него словоформа:

весенний дехнь, укрыхться от дождя, быстро укрыхться.

Для двусоставных и односоставных предложенийтакже даются схемы, показывающие грамматическую (предикативную) основу предложения:

Неожиданно ударил сильный мороз.

| _______|.

Резко похолодало │|.

Схема простого предложения с однородными членами и обобщающим словом выглядит так:

Всюду: вверху и внизу пели жаворонки. |0:ОиО—_____|.

Предложение с прямой речью схематически изображается следующим образом:

«Василиса Егоровна прехрабрая дама, заметил важно Швабрин. Иван Кузьмич может это засвидетельствовать». « П, — а. — П ».

Относительно составления схем сложных предложений необходимо оговорить следующее обстоятельство, которое носит не столько технический, сколько методический характер, — линейный или вертикальный (иерархический) вид схем.

Так, в учебнике 9 класса комплекса 1 (С. Г. Бархударов и др.) представлены линейные схемы для всех видов сложных предложе­ний, то есть сложносочиненное предложение Ветер усилился, и пошел дождь будет иметь схему [ ], и [ ]; бессоюзное сложное предложение Сомнений не было: кто-то осторожно приближался к нам через заросли — []:[]; сложноподчиненное предложение с подчинительным союзом в качестве средства связи Геологам сообщили, что в горах сошла лавина — [ ], что (); а сложноподчиненное предложение с союзным словом Кто много читает, тот много знает (кто ), [ ].

Очевидно, что если мы имеем дело с отдельным ССП или БСП, а также со СПП с одной придаточной частью, то такая подача — линейная — «работает» и наглядно представляет структуру указанных предложений. Однако в случае с СПП с несколькими придаточными, а тем более тогда, когда анализу подвергается сложное предложение с разными видами связи (сложная синтаксическая конструкция), горизонтальные схемы не дают представления о разветвленной, иерархически устроенной структуре предложения. Поэтому целесообразным представляется переход на вертикальные (иерархические) схемы, которые отражают равноправный или подчиненный характер частей сложного предложения:

1 Я возвращался домой пустыми переулками станицы; 2 месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов: звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, 3и мне стало смешно, 4когда я вспомнил, 5что были некогда люди премудрые, думавшие, 6что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права — [1];[2];[3],и [4]

когда

[ 5] времени

что

[6] изъяснительное

что

│7] изъяснительное

Важнейшим синтетическим умением по синтаксису является синтаксический разборпредложения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.