Морфологический разбор частицы
Частицы разбираются по следующей схеме: 1. Частица. 2. Грамматические признаки: — неизменяемая, — разряд по значению. Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи. Образецморфологического разбора частицы. Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадай; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский). Не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная. Лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная. Только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная. По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом. Бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола. Разбор междометий ни в одном из учебных комплексов не производится. Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи. Образецморфологического разбора частицы. Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадай; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский). Не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная. Лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная. Только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная. По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом. Бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола. Разбор междометий ни в одном из учебных комплексов не производится.
Основной метод изучения синтаксиса в школе — синтаксический разбор. Учащиеся должны уметь разбирать: 1) словосочетание; 2) простое предложение; 3) сложносочиненное предложение; 4) сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными; 5) бессоюзное сложное предложение; 6) сложное предложение с разными видами связи. Синтаксический разбор сопровождается составлением схем. В словосочетанииуказывается главное слово (над ним ставится значок х) и стрелкой показывается зависящая от него словоформа:
весенний дехнь, укрыхться от дождя, быстро укрыхться. Для двусоставных и односоставных предложенийтакже даются схемы, показывающие грамматическую (предикативную) основу предложения: Неожиданно ударил сильный мороз. | _______|. Резко похолодало │|. Схема простого предложения с однородными членами и обобщающим словом выглядит так: Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки. |0:ОиО—_____|. Предложение с прямой речью схематически изображается следующим образом: «Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. — Иван Кузьмич может это засвидетельствовать». « П, — а. — П ». Относительно составления схем сложных предложений необходимо оговорить следующее обстоятельство, которое носит не столько технический, сколько методический характер, — линейный или вертикальный (иерархический) вид схем. Так, в учебнике 9 класса комплекса 1 (С. Г. Бархударов и др.) представлены линейные схемы для всех видов сложных предложений, то есть сложносочиненное предложение Ветер усилился, и пошел дождь будет иметь схему [ ], и [ ]; бессоюзное сложное предложение Сомнений не было: кто-то осторожно приближался к нам через заросли — []:[]; сложноподчиненное предложение с подчинительным союзом в качестве средства связи Геологам сообщили, что в горах сошла лавина — [ ], что (); а сложноподчиненное предложение с союзным словом Кто много читает, тот много знает — (кто ), [ ]. Очевидно, что если мы имеем дело с отдельным ССП или БСП, а также со СПП с одной придаточной частью, то такая подача — линейная — «работает» и наглядно представляет структуру указанных предложений. Однако в случае с СПП с несколькими придаточными, а тем более тогда, когда анализу подвергается сложное предложение с разными видами связи (сложная синтаксическая конструкция), горизонтальные схемы не дают представления о разветвленной, иерархически устроенной структуре предложения. Поэтому целесообразным представляется переход на вертикальные (иерархические) схемы, которые отражают равноправный или подчиненный характер частей сложного предложения: 1 Я возвращался домой пустыми переулками станицы; 2 месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов: звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, 3и мне стало смешно, 4когда я вспомнил, 5что были некогда люди премудрые, думавшие, 6что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права — [1];[2];[3],и [4] когда [ 5] времени что [6] изъяснительное что │7] изъяснительное Важнейшим синтетическим умением по синтаксису является синтаксический разборпредложения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|