Здавалка
Главная | Обратная связь

Саморазвитие личности психолога



Первое звено в процессе саморазвития личности психолога - это познание тех специфических требований, которые предъявляет к психологу его деятельность, оценка своих знаний, умений и качеств, определение степени соответствия требованиям профессии.

Второе звено - осознание тех изменений, которые необходимо произвести в своей личности и разработка программы действий для этого.

Третье звено - реальная саморазвивающая деятельность,сознательные и преднамеренные действия психолога, рассчитанные на самоизменения. При этом главное - освоение способов самовоздействия.

Конструктивные умения включают умение предвосхищать результаты деятельности как своей, так и других.

Коммуникативные умения складываются из умений понимать другого человека, устанавливать правильные взаимоотношения с теми, на кого направлено воздействие, с партнерами по деятельности и с теми, кто выступает в роли руководителей данной системы (т.е. взаимоотношения по "горизонтали" и по "вертикали").

Информативные умения включают в основном речевую деятельность психолога.

Организаторские умения включают в себя организацию информации в процессе ее сообщения, организацию собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с людьми, а также учет, контроль, проверка исполнения, установление индивидуальной ответственности клиента.

О степени овладения психологом самовоспитанием как специфической деятельностью можно судить по тому, как он осуществляет следующие действия:

Целеполагание: выбор личностью значимых целей и задач самоизменения.

Планирование: выбор действий, которые позволяют достигнуть поставленных целей и задач.

Овладение средствами и способами самовоспитания.

Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.

Овладение указанными действиями процесс длительный и постепенный, поэтому можно говорить о различных уровнях становления психолога в качестве субъекта самовоспитания.

За основание данной классификации взято оперирование знанием.Причем каждый новый уровень деятельности включает в себя предыдущий и вместе с тем характеризуется качественным изменением в структуре знаний и умений психолога.

Поведенческие проявления психолога связаны с особенностями его профессионального самосознания, а точнее - с уровнями его развития Динамика развития профессионального самосознания личности психолога отражается в прохождении следующих его уровней: регулятивно-прогматического, эгоцентрического, стереотипно-зависимого и субъективно-универсального.

Регулятивно-прогматический характеризуется ситуационными аспектами самосознания, т.е. психолог привязан к ситуации, выполняя только служебную роль. Это дает возможность человеку лишь в минимальной степени адаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение.

18.Профессиональная подготовка специалистов предполагает профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков.В результате профессионального образования развивается мировоззрение.Обучение происходит во взаимодействии педагога и студента, также важна самостоятельная работа студента,его активная позиция в обучении.Главная цель:профессиональное самоопределение,теснейшим образом связанное со смысложизненным самоопределением.Для профессионального занятия психологией важны личностные качества, так как инструментом работы для психолога, во многом, является его личность.С целью формирования личности профессионала используются разнообразные психолого-педагогические стратегии, такие как, стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств; стратегия жесткого формирования,обучения четкому составу трудовых действий; стратегия мягкого формирования как обучения широкому спектру трудовых действий; стратегия коррекции;стратегия развития личности профессионала.

Одним из важных аспектов профессиональной подготовки является формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете,средствах,составе профессиональной деятельности.Это является проблемой, так как сложные виды профессиональной деятельности не поддаются строгому анализу,всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска.

Важное место в подготовке занимает активность самого студента.Многим студентам только предстоит стать субъектами учебной деятельности,овладеть теми навыками самостоятельно учиться, которыми они не успели овладеть в средней школе.Студентам рекомендуется вырабатывать свой стиль учебно-профессиональной деятельности,овладевать самостоятельной работой с учебниками,развивать склонности к исследовательской и практической работе. Это приводит к значительной перестройке мышления студента в сторону формирования профессионального.

 

Список использованной литературы:
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию пособие / Г.С. Абрамова. – Брест: Брестский ГПИ им.А.С. Пушкина, 1993. – 144 с.
Ануфриев А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные, диссертационные работы. – М.: Ось- 89, 2004. – 112 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.