Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникативные упражнения

Коммуникативные техники

Конкретные способы, умения выходить из сложных ситуаций межличностного общения, добиваться от собеседника нужного результата.

· Коммуникативная техника "Как мне это может помочь?" Простая техника, которая настраивает собеседника на рациональный, прагматический тон в общении.

· Коммуникативная техника "Конкретный комплимент" Не всякий комплимент достигает своей цели...

· Коммуникативная техника "Малый разговор" Довольно эффективный способ расположения к себе собеседника, вызова его интереса, предваряющий дальнейшее обсуждение серьезных проблем.

 

Коммуникативная техника "Как мне это может помочь?"

Название. Коммуникативная техника "Как мне это может помочь?"

Предназначение.
Простая техника, которая настраивает собеседника на рациональный, прагматический тон в общении.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание


Если собеседник ведет себя слишком настойчиво, ожидает от вас какого-то поведения (возможно, исходя из каких-то своих скрытых целей), морализаторствует и т.д., просто задайте ему встречный вопрос:
- Как мне это может помочь?
Возможны и другие варианты этого встречного вопроса:
- Я пока над этим не думал, но еще подумаю, у меня сейчас более важные дела. Эта мысль пока мне не поможет. Не так ли?
- Да, кажется вы правы. Но я еще не в полной мере могу осознать ценность вашего совета.
- У меня сейчас мало времени, мало денег. Может твоя идея добавить мне свободного времени или денег?

Коммуникативная техника "Конкретный комплимент"

Название. Коммуникативная техника "Конкретный комплимент"

Предназначение.
Не всякий комплимент достигает своей цели...

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание


Комплимент - одна из популярнейших коммуникативных техник. Высказывая оценочное позитивное мнение о внешности другого человека, его манерах и т.д., мы делаем ему приятное и при этом надеемся на то, что он сделает нам что-нибудь приятное в ответ.
Однако комплимент далеко не всегда срабатывает так, как хочется его автору. Дело в том, что комплимент - это всего лишь слова, и жизненный опыт большинства людей подсказывает им, что дешевле всего за слова отплатить словами. Поэтому часто в ответ на "Ты так замечательно выглядишь!" можно услышать что-то вроде "Спасибо. Ты тоже великолепен!"
Избежать такого рода "пинг-понга" можно с помощью конкретных комплиментов. Конкретный комплимент - похвала в адрес чего-то конкретного, относящегося к партнеру по общению: детали одежды или интерьера, профессионального или личного достижения, обстоятельств или даже манеры поведения:
- "У тебя очень красивые туфельки!"
- "Какая замечательная картина у вас на стене! Напоминает лучшие творения Айвазовского!"
- "Я слышал, ты избран лучшим продавцом месяца. Поздравляю!"
- "Я видела краем глаза твоего нового парня. Он просто великолепен!"
- "Это ты круто придумал: использовать пуговицу вместо подшипника!"
- "Всегда завидовала твоему произношению. Будь у меня такое - я бы уже на радио работала!"
Для хорошего конкретного комплимента самое важное - наблюдательность по отношению к другому человеку. Может пройти много дней, пока не родится очередной отличный конкретный комплимент.

Коммуникативная техника "Малый разговор"

Название. Коммуникативная техника "Малый разговор"

Предназначение.
Довольно эффективный способ расположения к себе собеседника, вызова его интереса, предваряющий дальнейшее обсуждение серьезных проблем.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание


Многие специалисты в области коммуникаций советуют обсуждение серьезных проблем ("большой разговор") предварять непродолжительным разговором на нейтральные темы, способные тем не менее заинтересовать собеседника. Задачи, которые решает "малый разговор":
1. Разговорить собеседника (он может быть просто не в настроении в данный момент с вами разговаривать).
2. Показать, что у вас есть общие интересы (хотя бы в жизненных мелочах), что в чем-то ваши образы мыслей совпадают.
3. Поднять настроение собеседнику, настроить на позитивный лад.
4. Показать, что вы - человек широких взглядов, наблюдательны, цените разную информацию.

Как происходит "малый разговор"?
Предположим, что вы направляетесь на встречу с деловым партнером. От него вы ждете важного для себя решения, но это решение может и не состояться. Войдя в кабинет, поздоровавшись и устроившись в кресле, немедленно начинаете свое небольшое занимательное информационное сообщение. Примеры:
- "Представляете, сейчас ехал сюда и увидел сидящих на дереве снегирей. Штук десять сидело. Красивые такие, красные как яблоки..."
- "Сегодня в новостях прочитал: налог на добавленную стоимость решили снизить..."
- "Вот подумалось: а ведь я у вас в этом кабинете в последний раз ровно сто дней назад был. Помню, у вас на столе еще ваза с красивыми цветами стояла..."
Темы такого рода "малых разговоров" желательно не "высасывать из пальца", а говорить предметно, интересно. Не стоит рассказывать свежих анекдотов, потому что скорее всего ваш собеседник лишь усмехнется в ответ и не подхватит нить разговора. Разговоров о политике, о больных общественных проблемах тоже желательно избегать. Если партнер по общению сильно занят или вы с ним мало знакомы, то лучше, скорее всего, сразу переходить к "большому разговору".

Коммуникативные упражнения

Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Повышение доверия. Развитие убедительной речи. Развитие интуиции в общении. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Развитие навыков первичного контакта. Собеседование с работодателем. Навыки эффективной самопрезентации.

· Беседа "21 способ получить свое" Тактики ведения переговоров.

· Вербальное упражнение "Попугай" Упражнение предназначено для развития связной, чёткой речи, способности размышлять последовательно и логично.

· Игра "Конкуренция" Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы.

· Имидж-техника "Я как акционерное общество" Техника позволит улучшить свой имидж как человека делового, человека, способного помнить добро и отвечать тем же.

· Имидж-упражнение "Внутренняя осанка" Упражнение направлено на развитие имиджа уверенно говорящего человека.

· Коммуникативная техника "Приглушение проекции" Техника поможет научиться более объективно понимать окружающих людей, относиться к их достоинствам и недостаткам.

· Коммуникативное упражнение "Большие паузы" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз).

· Коммуникативное упражнение "Валентность" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие имиджа, коммуникативной компетенции.

· Коммуникативное упражнение "Вертушка жалобщиков" Процедура группового психологического тренинга. Участники образуют два круга: внешний ("жалобщики") и внутренний ("консультанты").

· Коммуникативное упражнение "Верю - не верю" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие умения выявлять обман.

· Коммуникативное упражнение "Враг - Друг" Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают особенности "первого впечатления".

· Коммуникативное упражнение "Выслушивать до конца" Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают небольшие анекдотичные сценки про то, как важно уметь дослушивать до конца и не перебивать.

· Коммуникативное упражнение "Дать название ситуации" Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют дать название разным коммуникативным ситуациям. Упражнение направлено как на совершенствование способности дифференцировать коммуникативные ситуации в характерных признаках, так и на развитие языкового чутья.

· Коммуникативное упражнение "Завершение предложения" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной компетенции. Один участник рассказывает историю, при этом не заканчивая фразы; другие - делают это вместо него.

· Коммуникативное упражнение "Зомби" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности разговорить человека.

· Коммуникативное упражнение "Интеллигентная грубость" Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме.

· Коммуникативное упражнение "Как дела?" Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют ответить на вопрос "Как дела?" разными способами. Упражнение можно использовать как в целях разминки, так и в целях развития коммуникативной гибкости.

· Коммуникативное упражнение "Ключевые слова" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности резюмировать основное содержание речи другого человека, находить точки, в которых можно развить коммуникативную ситуацию.

· Коммуникативное упражнение "Контрабандисты" Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетенции.

· Коммуникативное упражнение "Короткие паузы" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности к четкой, членораздельной речи. Происходит обучение вставке микропауз.

· Коммуникативное упражнение "Краткость - сестра таланта" Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие красноречия.

· Коммуникативное упражнение "Навязывание состояний" Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся противодействовать манипулированию своим состоянием.

· Коммуникативное упражнение "Нейтрализация морализаторства" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности нейтрализовать морализаторство со стороны собеседника (так называемой "позиции родителя" по трансактному анализу).

· Коммуникативное упражнение "Обилие обратной связи" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие коммуникативной компетенции, способности рефлексировать коммуникативную ситуацию.

· Коммуникативное упражнение "Ослабление суждений" Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают способы смягчения слишком общих суждений, высказываемых собеседником ("Меня никто не любит", "Сейчас вообще не на кого положиться").

· Коммуникативное упражнение "Открытые вопросы" Процедура группового психологического тренинга, предназначена для развития коммуникативной компетенции.

· Коммуникативное упражнение "Поза сидящего собеседника" Прцедура группового психологического тренинга, отрабатывается идеальная поза сидящего собеседника.

· Коммуникативное упражнение "Придумай свой мем" Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают и изображают собственные мемы.

· Коммуникативное упражнение "Работа с чужой ленью" Процедура группового психологического тренинга, направлена на тренировку способности побуждать других людей к действию и - в целом - на развитие коммуникативной компетенции участников.

· Коммуникативное упражнение "Разговор с конца" Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение основных коммуникативных тактик.

· Коммуникативное упражнение "Ребенок - взрослый - родитель" Процедура группового психологического тренинга, основная задача которого - продемонстрировать участникам характерные отличия "позиции ребенка", "позиции взрослого" и "позиции родителя".

· Коммуникативное упражнение "Речевая машина" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие коммуникативной гибкости, языкового чутья.

· Коммуникативное упражнение "Речевая перестройка" Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развития красноречия.

· Коммуникативное упражнение "Семеро с ложкой" Процедура группового психологического тренинга, ролевая игра, направленная на развитие умения точно передавать информацию.

· Коммуникативное упражнение "Сложные ассоциации" Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются ассоциациями, выясняют родство этих ассоциаций с другими.

· Коммуникативное упражнение "Смешанные чувства" Процедура группового психологического тренинга. Участники рассказывают друг другу о своих чувствах. Направлено на развитие открытости в общении, способности выражать свои чувства, не стесняться их.

· Коммуникативное упражнение "Торговля эмоциями" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие актерского мастерства и в целом коммуникативной компетенции.

· Коммуникативное упражнение "Триалог" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной гибкости.

· Коммуникативное упражнение "Ты ушел, а..." Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие письменной речи.

· Коммуникативное упражнение "Улучшенный телефон" Процедура группового коммуникативного психологического тренинга. Упражнение направлено на развитие способности вникать в подтекст тех или иных фраз, анализировать невысказанное, а также на развитие умения облекать свои фразы в приемлемую форму.

· Коммуникативное упражнение "Уникальные слова" Процедура группового коммуникативного тренинга. Направлена на развитие активного словарного запаса, внимания, выразительности речи.

· Коммуникативное упражнение "Факты - эмоции - призыв" Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие красноречия.

· Коммуникативное упражнение "Четвертое лицо" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие речевой пластичности и коммуникативной компетенции в целом.

· Коммуникативное упражнение "Что было в начале тренинга?" Процедура группового психологического тренинга. В конце тренингового дня участники вспоминают в деталях, что было в самом начале дня.

· Коммуникативное упражнение "Чувства - понимание - стратегия" Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение тактик коммуникативного взаимодействия.

· Коммуникативное упражнение "Эхо" Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие рефлексивности в коммуникационном процессе, умения выделять существенное в чужой речи.

· Коммуникативное упражнение "Я выше тебя" Процедура группового психологического тренинга. Участники разбиваются на пары, в которых один становится на стул. Упражнение направлено на развитие уверенности.

· Коммуникативное упражнение "Я чувствую себя как ..." Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся выражать свои чувства через уподобление себя тем или иным литературным персонажам, попавшим в определенную ситуацию.

· Процедура "Агрессивный контакт" Процедура предлагается для отработки приемов неагрессивного ответа на давление и агрессию.

· Процедура "Визитка" Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео.

· Процедура "Визуальное чувствование" Совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга.

· Процедура "Воспроизведение жеста в этюдной ситуации педагогического действия" Проработка типичных педагогических жестов.

· Процедура "Всеобщее внимание" Развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения. Формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

· Процедура "Выбор тактики" Анализ трансакций.

· Процедура "Выход из контакта" Отработка техник выхода из контакта.

· Процедура "Дискуссия" Формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения. Совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

· Процедура "Диспут" Развитие умений и навыков активного слушания.

· Процедура "Доброжелательное выспрашивание" Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться.

· Процедура "За кругом" Помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.

· Процедура "Интервью" Развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков. Формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.

· Процедура "Комфортное расстояние" Демонстрация на практике участникам понятия комфортного расстояния.

· Процедура "Метафора" Формирование установки на взаимопонимание и распознавание невербальных компонентов общения. Овладение навыками высказывания и принятия обратных связей.

· Процедура "Мимика и пантомимика" Репетиция перед зеркалом.

· Процедура "Ответ на агрессию" Репетиция конструктивного реагирования на агрессию в давление.

· Процедура "Ответы на агрессивные вопросы" Отработка схем реагирования на агрессивные вопросы.

· Процедура "Преувеличение или полное изменение поведения" Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

· Процедура "Пристройка и контрпристройка" Задача обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные пристройки (сверху, снизу, равную).

· Процедура "Просьба" Задача – сделать так, чтобы партнер действительно захотел и выполнил просьбу.

· Процедура "Работа с ассоциациями" Развитие внимания в общении.

· Процедура "Рекламный ролик" Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации.

· Процедура "Сократический диалог" Формирование общего группового мнения.

· Процедура "Техники слушания" Развитие навыков активного слушания.

· Процедура "Точка зрения" Работа с возражениями.

· Процедура "Умение дурачиться" Выработка у участников группы умения вежливого отказа.

· Речевые упражнения Упражнения, развивающие устную и письменную речь.

· Тренинговая процедура "Спор" Тренинговая процедура "Спор" предназначена для развития умения и навыков аргументирования, упорства в отстаивании своей точки зрения. Ведущий предлагает участникам тренинга свои заготовки - пары противоположных по смыслу высказываний, имеющих мировоззренческий характер (например "Мир беспощаден и несправедлив" - "Мир уже совершенен и безупречен").

· Упражнение "Cлепой-поводырь" Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие.

· Упражнение "А вот и Я" Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение.

· Упражнение "Вексель-рейтинг" Рефлексия особенностей межличностных отношений.

· Упражнение "Вертушка первого впечатления" Помогает узнать участникам о том первом впечатлении, которое они производят на окружающих.

· Упражнение "Взаимные презентации" Сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.

· Упражнение "Витиевато" Во многих жизненных ситуациях важно уметь изложить свои мысли красиво, эффектно, доходчиво. Не секрет, что большинство людей более доверчиво относятся к суждениям, оформленным не без изящества. Данное упражнение позволит развить красноречие. Упражняющийся может попробовать себя в новом качестве, в роли оратора, который говорит не так уж много, но красиво и убедительно.

· Упражнение "Вопросы песней" Практика самовыражения.

· Упражнение "Говорю, что вижу" Проигрывание ситуации безоценочных высказываний.

· Упражнение "Да" Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

· Упражнение "Дай яблоко" Отработка принципов корректной формулировки просьб и распоряжений.

· Упражнение "Дар убеждения" Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

· Упражнение "Дигикон" Развитие социального мышления.

· Упражнение "Доверчивый столб" Разминка, повышение доверия друг к другу.

· Упражнение "Доверяющее падение" Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

· Упражнение "Его сильная сторона" Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

· Упражнение "Единство" Выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне. Формирование эмоционально-волевого единства группы.

· Упражнение "Желание" Отработка коммуникативных умений и навыков.

· Упражнение "За что мы любим" Рефлексия психологии межличностных отношений.

· Упражнение "Зеркало" Отработка гибкости невербального поведения.

· Упражнение "Знакомство" Отработка навыков самопрезентации.

· Упражнение "Интервью" Развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки. Сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

· Упражнение "Интонирование" Отработка интонирования.

· Упражнение "Комплименты" Отработка навыков эмпатии и новых способов поведения. Формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

· Упражнение "Марионетка" Дает участникам возможность на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя.

· Упражнение "Метафора" Получение обратной связи о своем имидже.

· Упражнение "Мы похожи?" Знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.

· Упражнение "Называем чувства" Обогащение словаря эмоций у участников.

· Упражнение "Найди пару" Развитие прогностических возможностей и интуиции. Формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

· Упражнение "Нахал" Отработка коммуникативных умений и навыков.

· Упражнение "Невербальный подарок" Развитие навыков невербальной коммуникации.

· Упражнение "Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы" Формирование адекватных реакций в различных ситуациях. Трансактный анализ ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек.

· Упражнение "Официант, в моем супе муха" Отработка коммуникативных умений и навыков.

· Упражнение "Первый контакт" Видеотренинг. Отработка знаний, умений и навыков первого контакта.

· Упражнение "Передача распоряжения" Отработка умения точно передавать суть высказывания.

· Упражнение "Побег из тюрьмы" Развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

· Упражнение "Подарок" Совершенствование навыков невербального общения.

· Упражнение "Поделись со мной" Эмпатийная диагностика личностных качеств. Расширение репертуара способов взаимопонимания.

· Упражнение "Позиция" Рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

· Упражнение "Портрет" Формирование умений распознавания личности по портретным описательным характеристикам. Приобретение навыков сравнительного анализа персонажей между собой.

· Упражнение "Последняя встреча" Совершенствование коммуникативной культуры.

· Упражнение "Представление" Формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств. Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

· Упражнение "Развитие простейших навыков общения" Отработка коммуникативных умений и навыков.

· Упражнение "Расследование" Отработка коммуникативных умений и навыков.

· Упражнение "Рассмешить партнера" Совершенствование чувства юмора, умений рассмешить.

· Упражнение "Самопрезентация" Включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

· Упражнение "Свой-Чужой" Определение факторов доверия и недоверия в ситуации первого контакта.

· Упражнение "Слалом" Умение вести себя в ситуации нагнетения напряжения.

· Упражнение "Слепая прогулка" Умение диссоциироваться в широком круге учебных и жизненных обстоятельств.

· Упражнение "Спор при свидетеле" Отработка коммуникативных умений и навыков.

· Упражнение "Таможня" Помочь участникам освоить язык невербальных знаков.

· Упражнение "Уверенные интонации" Выработка у участников навыков уверенных интонаций.

· Упражнение "Управление педагогическим общением" Отработка проблемных педагогических ситуаций.

· Упражнение "Через стекло" Формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

· Упражнение "Чувства" Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

· Упражнение "Шурум-бурум" Отработка интонирования.

· Упражнение "Я тебя понимаю" Формирование умения давать обратную связь. Выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

· Упражнение "Язык без слов" Отработка навыков чтения языка телодвижений.

· Упражнение группового тренинга "Тонкие нити" Упражнение предназначено для развития у участников группового психологического тренинга способности рефлексировать сложные структуры межличностных отношений.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.