Становление массового народного театра в СССР
С первых лет Советской власти перед органами культуры, перед деятелями искусства была поставлена задача слияния искусства с жизнью народа, и в частности создания системы социалистических по содержанию праздников и обрядов. О большом значении, придаваемом этому вопросу, свидетельствует специальный пункт о народных гуляниях в декрете «Об объединении театрального дела» от 26 августа 1919 г., подписанном В.И.Лениным15. 15 декабря 1919 г. при театральном отделе Наркомпроса РСФСР начала свою деятельность секция массовых представлений и зрелищ. «Положение» об этой секции было утверждено наркомом просвещения А.В.Луначарским 29 октября 1919 г.16 В своем воззвании «О создании массовых народных театров» секция массовых представлений и зрелищ призывала: «Граждане! До революции искусство театра было сковано капиталистической эксплуатацией. Теперь оно ступает на путь свободного развития. Всегда, когда народ сбрасывал с себя цепи рабства, он обращал свои взоры и на театр. Как самое могучее средство борьбы за освобождение масс, театр в такие моменты стремился выйти из душных зданий на улицу и принимал формы, которые мы теперь называем массовым представлением. Мы должны, — говорил еще Руссо, — отказаться от тех скучных зрелищ, которые соединяют в темном помещении маленькую кучку людей, смущенно и неподвижно проводящих время в молчании и бездействии. Нет, народ, твои празднества не таковы. Под открытом небом, на просторе, должен ты собираться». Форма массового театра — не придуманная форма, а органическая потребность, лежащая глубоко в сознании масс. Об этом свидетельствуют библейские празднества, западноевропейские карнавалы, народные хороводы и игры, празднества Великой французской революции, многочисленные шествия ликующей толпы... Пролетариат, идущий во главе современного освободительного движения, призван найти эти формы в соответствии с его исторической жизнью. Вопрос о создании массового театра может быть разрешен только самими массами в процессе коллективного творчества и при товарищеском сотрудничестве лиц и коллективов... Пусть нашим девизом будут слова одного из первых борцов за массовый театр — Ромена Роллана: «Счастливый свободный народ нуждается больше в празднествах, чем в театрах, он будет сам для себя прекраснейшим зрелищем, и мы должны подготовить для народа будущего народные празднества...»17. Следует подчеркнуть, что такое серьезное внимание к празднично-обрядовой деятельности масс в молодой Советской республике было обусловлено необходимостью вовлечения народа в общественно-политическую жизны страны. Являясь массовыми политическими акциями, праздники и обряды позволяли: во-первых, в зримой и доступной форме, по возможности ярко соединить информационно-пропагандистский материал с эмоционально-образной его подачей, опираясь на политический опыт революционных масс, атмосферу потребности в действии. Во-вторых, давали возможность проанализировать состав участников праздничного действия, четко реагировать на динамику развития и изменения их политического настроя. Так, например, в «Инструкции об агитационно-пропагандистских отделах РК РКП (б)» говорилось: «В соответствии с создавшимся в данном месте особым настроением отдел проводит массовую работу... а) митинг, концерт-митинг, спектакль, б) демонстрации... в) массовые празднества»18. Поиску художественной образности праздничного действия отдали много сил и таланта выдающиеся деятели культуры. Первые декреты Советской власти, выступления Н. К. Крупской, А. В. Луначарского по вопросам культуры свидетельствуют о том, что создание праздничного календаря страны считалось важным перспективным направлением развития советского искусства, его революционной ветвью. Именно из митингового демократизма трудящихся масс, невыдуманной театральности, которой была наполнена жизнь страны в послереволюционные годы, сформировались основные направления празднично-обрядового действия. Это было эмоционально-образное художественное оформление трудовой и общественной жизни. Примечательно в этом смысле письмо в Петроградский губком партии известного театрального деятеля Д. А. Щеглова, написанное в 1920 г., в котором он призывает «связать искусство с текущей жизнью, создать искусство из самой этой жизни... Вскрывать те или иные вопросы социальной жизни, освещать исторические события... в непосредственных образах, действующих не только на мысль, но и на чувства...»19. Победа революции дала всем праздникам и обрядам в СССР новую, революционную образность. Впервые героем новой советской пропаганды стал сам народ, широкие массы революционных рабочих и крестьян, совершивших социалистическую революцию. Новая образность опиралась на потребность этих революционных классов почувствовать и утвердить себя героем, творцом истории, показать всему миру силу революции. Отсюда тяга к ярким, художественно оформленным митингам, шествиям, манифестациям массового характера, создававшим образ победившего, торжествующего революционного народа. Одна из первых попыток осмысления становления и развития, а также систематизации праздников и обрядов в СССР была предпринята секцией массовых представлений и зрелищ театрального отдела Наркомпроса в 1919 г. Исходя из принципа тематической направленности, их разделили на три группы. При этом если первая группа оказалась весьма обширной, ибо к ней были отнесены практически все существующие праздники в силу их политического характера, то вторая и третья, носившие тематический и связанный с новым советским бытом характер, лишь начинали зарождаться, требовали скорейшей разработки20. Понимая несовершенство классификации лишь по тематическому принципу, один из виднейших теоретиков советского праздника А. И. Пиотровский в рамках Комитета социологического изучения искусств попытался классифицировать праздники 1919—1922 гг. по форме их наполнения. В результате им было выделено три основных направления: 1) обслуживание празднеств традиционным художественным производством, спектаклями, концертами и т. д.; 2) от масс идущее, обрядово-бытовое оформление празднеств; 3) новые формы зрелищ, вырастающие из праздничного быта. Важно при этом подчеркнуть, что вторая и третья линии, по мнению автора, тесно переплетены и теоретически и практически. Бытовой праздничный обряд и массовое зрелище находятся в постоянном взаимодействии и взаимно определяют друг друга. Именно за таким синтезом линий праздничного быта и искусства бесспорное будущее, считал А. И. Пиотровский21. Отмечая точное определение основных движущих сила питающих художественную образность празднично-обрядового действия, — профессиональное искусство и массовая самодеятельность, т. е. революционное действие масс и попытка его художественной интерпретации, хочется, однако, отметить, что данная классификация не является полной. С точки зрения жанрового разнообразия в ней выделены лишь массовые зрелища. Нельзя не согласиться с исследователем этой проблемы В. С. Аксеновым, что именно сформулированные А. И. Пиотровским взаимосвязанные движущие силы художественной образности празднично-обрядового действа являются ключом к уточнению классификации по жанрам, исходя из: 1) сценарно-режиссерской разработки форм реального поведения масс в празднике, связанной в первую очередь с театрализацией массовых действий; 2) создания сценарно-режиссерских разработок, в которых основное место занимает художественное творчество масс22. На наш взгляд, в данную классификацию для полноты следует внести рассмотрение в сценарно-режиссерской разработке процесса активизации массовой аудитории в органичном единстве с организацией материала, как документального, так и художественного. Такой подход позволит показать становление основных групп театрального действия, через которые реализуется празднично-обрядовая деятельность масс как целостная система. К таким группам театрализованного действия следует отнести: митинги и манифестации, шествия и парады, представления и инсценировки.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|