Театрализованные праздники детей и подростков⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Комплексный подход к воспитанию заставляет нас внимательно анализировать и корректировать тактику воспитательной работы с детьми и подростками, искать действенные ее формы. При этом нужно учитывать, что в воспитательной работе с детьми и подростками необходим дифференцированный подход, отражающий психолого-педагогические особенности того или иного возраста, отвечающий его запросам, выявляющий и реализующий творческие возможности. Не случайно уже в первые послереволюционные годы встала проблема участия детей в народных празднествах. 30 мая 1919 г. педагогическая секция театрального отдела Наркомпроса на специальном заседании, строго разграничив празднества в зависимости от возрастных групп детей и подростков, оговорила специфику их участия в организационной работе по устройству театрализованных действ. При этом было подчеркнуто: «Празднества при участии исключительно детей или подростков желательны под руководством людей со специальной подготовкой»133. К серьезной подготовке таких руководителей педагогическая секция ТЕО приступила немедленно, включив в нее такие предметы, как «Основы драматургии», «Выразительное слово», «Песневедение», «Пластическая гимнастика и пантомима», «Организация детских и школьных празднеств» и т. д. Всего около двадцати предметов134. Мы видим, что к числу наиболее эффективных форм внешкольной воспитательной работы с первых лет Советской власти были отнесены театрализованные детские праздники, в которых, по словам А. В. Луначарского, «для ребят на первое место должно выступать основное: праздничность праздника, все должно быть приспособлено к тому, чтобы поднять жизнерадостность, надо, прежде всего, уметь создать веселый детский день, день коллективной детской радости»135. Особенно важными представляются два момента. Во-первых, эмоционально-образное воздействие на личность, дополняющее средствами театрализации преимущественно информационно-логическое, характерное для учебной деятельности. Этот момент чрезвычайно актуален в связи с последствиями научно-технической революции, вызвавшей одновременно информационный взрыв и эмоциональный голод в обществе. Такая ситуация особенно остро отражается на детях, снижая эффективность воспитания. Именно театрализованный праздник позволяет юным гражданам услышать горячее биение сердца нашей Родины, оживляет страницы ее истории, в реальных героях показывает сегодняшний день. Словом, воспитывает на положительном примере своих реальных героев. Во-вторых, уникальная воспитательная возможность праздника состоит в том, что он обеспечивает широкую разнообразную самодеятельность, способствует активному самовыражению личности ребенка, подростка, вызванному эмоциональной реакцией на конкретное событие. При этом каждый из типов реального действия имеет большое количество разновидностей, связанных с местом проведения и границами общности участников театрализованного праздника, их возрастными особенностями. Интересным примером использования коллективного шествия как одного из типов реального действия ребят является проводимый ежегодно 12 апреля — в День космонавтики — праздник школьников города Саратова, посвященный Ю. А. Гагарину. Кульминационным моментом этого праздника является торжественное шествие ребят на гагаринское поле — место приземления первого в мире космонавта. К этому шествию во всех школах города готовятся целый год. Помимо строевой подготовки каждый отряд занимается сбором материалов о жизни Ю. А. Гагарина. В результате соревнования только лучшие отряды каждого района получают почетное право в торжественном марше пройти по полю, ставшему святыней для советского народа. Обычно направляемые сценарно-режиссерским замыслом коллективные выходы и шествия рассчитаны на самодеятельное творчество ребят, на возникающий дух соревнования между ними. Обратимся к опыту проведения музыкальных праздников областного детского фестиваля в городе Чайковском, на родине великого композитора. Уже в процессе подготовки каждой приглашенной делегации и детским коллективам города дается задание придумать свое оригинальное оформление праздничной колонны, свою форму театрализованного действия и приветствий на улицах и площадях во время шествия. Таким образом, вся детская кавалькада приобретает характер творческого соревнования коллективов. Маршрут шествия участников фестиваля охватывает центральные улицы и площади города. Театрализованная колонна начинает движение от музыкального училища имени П. И. Чайковского, затем направляется к памятнику великому композитору, где участники фестиваля возлагают цветы. Участников шествия сопровождают ярко декорированные передвижные эстрады, на которых «оживают» музыкальные герои детских книг и мультфильмов, а также действуют скоморохи-зазывалы. В результате такого умелого сочетания художественного и реального действия, когда средства театрализации (оформленные музыкальные группы, музыкальные интермедии в публике и т. д.) являются своеобразными художественными эпицентрами, вокруг которых концентрируется реальное действие массы участников, праздничное шествие охватывает практически весь город и приводит десятки тысяч его жителей к месту кульминации праздника — новому стадиону, где и проходит музыкальный фестиваль. Говоря о методике организации массовых театрализованных шествий, необходимо остановиться на построении в них музыкально-ритмического действия, особенно характерного для детских и юношеских праздников. Ребятам, как никому другому, присуща потребность выражения своего эмоционального отношения к происходящему событию. Характерны в этом отношении возможности речевок, охотно, ими принимаемых. Речевой марш (12—16 стихов-четверостиший, соединенных с шумовым ритмом — барабаном, горном, тарелками и т. д., выбивающими четверти, восьмушки, синкопы) использовался уже в первых ребячьих праздниках Советской страны, в частности на пионерском празднике закрытия Международного слета пионеров на стадионе «Динамо» в 1929 г. Чтобы речевка была по-настоящему выразительной, помимо краткости, доступности произношения и идеологической выдержанности она должна эмоционально насыщенно отражать суть происходящего события, обладать богатством звуковых красок, хорошо вписываться в маршевый ритм. Иногда в стихотворный ритм включаются несколько пауз либо в речевке предусматривают перекличку, хоровое пение. Реальное действие в виде коллективных прохождений отдельных групп и категорий участников или их массового шествия является важной частью почти всех театрализованных праздников. Социально-педагогическая ценность таких выходов и шествий состоит в том, что они выражают общественную активность и самодеятельность ребят, их эмоциональный настрой и отношение к празднуемому событию. Программируя детские коллективные выступления, рапорты, переклички, ни в коей мере нельзя их формализовать. Задача организаторов заключается в том, чтобы дать ребятам возможность принять участие в написании текстов, разучивании песен, речевок, подготовке художественных выступлений, создании интересных лозунгов, плакатов, транспарантов, сопровождающих коллективное театрализованное действие. Направляя ребят, очень важно, чтобы в этом процессе их не покидало ощущение самостоятельности. Тогда во время праздника свой, близкий и органичный материал будет звучать эмоционально, ярко, образно, не вызывая при произношении чувства заученности текста, написанного по торжественному случаю взрослыми. Все сказанное, конечно, не означает, что при подготовке не нужны профессиональные поэты, музыканты, художники, наконец, режиссеры. Они, бесспорно, необходимы, но важно, чтобы они не отрывались от конкретного коллектива детей и подростков, а лишь профессионально оформляли их мысли и чувства, как можно полнее использовали ребячьи таланты. Примером такого профессионального сценарно-режиссерского оформления, эмоционального подъема может служить театрализованное действо, посвященное 50-летию со Дня рождения пионерской организации имени В. И. Ленина «Салют, пионерия!», проходившее в Кремлевском Дворце съездов (автор сценария и главный режиссер И. Г. Шароев). Все его эпизоды строились на взаимодействии-перекличке двух хоров пионеров. Хоровое скандирование, пение, выкрикивание речевок, возникая в одном месте зрительного зала, резецировались художественным действием на сцене, а затем, возвращаясь в зал, подхватывались в другом. По принципу игрового рапорта-переклички был задуман и проведен театрализованный слет старшеклассников Ленинграда, посвященный 70-летию ВЛКСМ. Кульминацией его стала поверка героев, чьи имена носят дружины школ, в ответ на которую каждая из дружин рапортовала о достигнутых успехах. Все рапорты строились как коллективные выступления, каждому из которых ребята, используя художественное оформление, музыку, песни, скандирование и другие выразительные средства массового действия, придали с помощью сценарной группы игровую форму. Эмоциональная сила такого рапорта-переклички была велика. В течение почти четверти часа звучали овации, скандирования, выбрасывались лозунги и плакаты. Каждый из присутствующих ребят частицей своей деятельности был причастен к развернувшейся перекличке, что во много раз усилило активность происходящего действия. Наиболее эффективным по своей эмоциональной силе в праздниках детей и подростков является игровое действие. Недаром А. С. Макаренко рассматривал праздники в первую очередь как организованную детскую игру, доставляющую радость ребенку. Это либо радость творчества, либо радость победы, либо радость эстетическая — радость качества136. Игровое действие строится на использовании эмоционального заряда, дающего детям возможность создать ситуацию художественной самодеятельности. Отсюда карнавальные шествия, импровизированные танцы, скандирование, самодеятельное оформление пестрой праздничной толпы. Поэтому так важна роль сценариста и режиссера в организации игрового театрализованного действия, которое они могут превратить в выступление огромного хора, коллективный танец-хоровод, спортивно-массовое выступление и т. д. Во время театрализованного праздника в честь VII Всесоюзного слета пионеров (режиссер-постановщик А. Д. Силин), проходившего на центральном стадионе Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» имени В. И. Ленина, все участники праздника выбегали на поле прямо с трибун и туда же возвращались сразу после окончания своих эпизодов, становясь зрителями. По такому принципу было выстроено даже массовое спортивно-гимнастическое выступление, в котором участвовало четыре дружины — 800 человек. В этот день все ребята были активны, они становились то юными моряками, уходящими в плаванье, то мальчиками-газетчиками с алыми бантами на косоворотках, разбрасывающими листовки — копии первых Декретов Советской власти, то «коками», раздающими прямо на трибунах «сухой паек», то почтальонами в шапочках и с сумками через плечо. А в эпизоде «Урок труда» все сидящие на трибунах участвовали в символической стройке, передавая по всем секторам сверху вниз легкие картонные кубики, из которых на поле «строители» создавали красочные панно. Проводя на том же стадионе театрализованный праздник торжественного открытия финала Всесоюзных детских спортивных игр «Старты надежд», мы задумали серию массовых спортивно-игровых приветственных выступлений, адресованных участникам соревнований и гостям. Этот праздник, проходивший в канун XXII Олимпийских игр в Москве, сразу же начинался с приглашения к игре. Являющаяся естественным «живым задником» арены артековского стадиона гора Аю-Даг (Медведь-гора) с рычанием «просыпалась» (фонограмма с записью голоса народного артиста СССР Е. Леонова) от ребячьего шума и «посылала» к ним на праздник своего внука — «Мишку» — талисман Московской Олимпиады. Из-за горы прямо в центр опускался на парашюте олимпийских цветов «Мишка» (спортсмен-десантник в специально сшитом костюме), который, приветствовал ребят и первой же своей репликой: «На а зарядку становись!» — включал всех присутствующих в игру. В дальнейшем олимпийский медвежонок активно руководил всем игровым действием — эпизодами, среди которых были приветствия-выступления сводного коллектива художественной самодеятельности, воинов Советской Армии, курсантов-моряков, детей, спортсменов и др., построенными на активном участии всех присутствующих на празднике, сценарно выстроенными и заранее отрепетированными. Кроме ролевого, ассоциативно-образного игрового действия, необходимо также иметь в виду и спортивно-игровое функциональное действие, дающее эмоциональную разрядку с помощью физической активизации. Так, во время одного из детских праздников спортивный эпизод начинался с физзарядки, которую под руководством юной гимнастки выполняли все собравшиеся на площади, после чего лучшие спортсмены-школьники проводили шутливую эстафету. В практике театрализованных праздников для детей и подростков используется весь комплекс показанных выше основных типов активизации реального действия ребят. Выбор же типа театрализованного действия ситуативен и зависит, во-первых, от содержания празднуемого события, а во-вторых, от преобладающего возрастного состава его участников. Дифференциация проводится в соответствии с жизненным опытом, интересами, ведущим видом деятельности основного контингента участников праздника. Таким образом, мы подошли к важнейшему методическому требованию при разработке и проведении праздников детей и подростков — дифференцированному возрастному подходу. Условно можно разделить все проводимые театрализованные мероприятия па три группы, соответствующие общепринятой в педагогике градации: а) для детей младшего школьного возраста (1 — 5-е классы), б) для школьников средних классов (6—9-е классы), в) для старшеклассников (10—11-е классы) и учащихся ПТУ. Особо следует выделить различные формы массовой работы с учащимися ПТУ. Эта категория очень близка к старшеклассникам, так как возраст учащихся профтехучилищ соответствует возрасту школьников 10—11-х классов. Но учащийся ПТУ — это профессионально ориентированный старшеклассник, уже избравший себе рабочую профессию. В массовой работе с таким контингентом упор делается на освоение традиций трудового коллектива, профессиональную адаптацию будущего рабочего. В театрализованных праздниках сутью художественно-педагогического замысла всегда является эмоционально-образное решение темы, идеи, содержания, которое органично соединяется с информационно-логической основой. Синтез этих двух начал присутствует всегда, однако их соотношение зависит впрямую от возрастных особенностей участников. Если в праздниках детей младшего школьного возраста преобладает эмоциональное, игровое начало, то у старших школьников важную роль играет информационный материал, поданный, однако, в образной форме. В замысле театрализованных праздников для детей младшего школьного возраста важную роль играет художественно-ролевая игра, удовлетворяющая потребность в подражании, ибо, по определению Д. Б. Эльконина, детская: игра заключается в воспроизведении действий и взаимоотношений взрослых, направленных на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, что делает игру важным средством физического, умственного и нравственного воспитания детей137. В яркой, образной сюжетно-ролевой, т. е. театрализованной, игре у ребят возникает потребность в подражании взрослым, интерес к их трудовой и общественной деятельности, стремление познать традиции. Именно на такой игре построены популярные детские праздники: «Путешествие октябрят по стране Октября», «Мальчши-Кибальчиши», «Книжкины именины» и т. д. В праздниках младших школьников особенно важно эмоционально-образное воздействие на личность ребенка, которое превалирует над информационно-логическим, в то же время органично соединяясь с ним. С. Т. Шацкий объясняет это тем, что именно игровая деятельность — «это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»138. Остановимся теперь на театрализованных праздниках ребят среднего школьного возраста. В эти годы делаются первые шаги в самопознании и становлении личности подростка, что вызывает в нем огромный заряд энергии, познавательной активности, общественной инициативы. Отсюда необходимость шире использовать в праздниках самодеятельность ребят, придавать им характер конкурсов и соревнований, умело внося в них осмысленное содержание и образность. Глубоко патриотическими, вызывающими активную самодеятельность ребят в процессе подготовки, сбора материала, организации действия, являются праздники мужества — чествования героев революции и войны, проводимые в школах, а также Всесоюзные праздники — слеты победителей походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, финалы военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок». В них широко используется церемониальное действие — передача символических реликвий, атрибутика, эстафета огня, почетный караул у Вечного огня и памятников-мемориалов в форме и с боевым оружием и т. д., а также обращение к ребятам реальных героев тех или иных событий — ветеранов революции, первых пятилеток, войны, знатных людей сегодняшнего дня. И наконец, праздники старшеклассников. Это возраст самоутверждения личности, четкого определения ее жизненных интересов, формирования мировоззрения и профессиональной ориентации. Отсюда — необходимость усиления ценностно-ориентационной деятельности, информационно-логического начала в построении юношеских праздников, что дает возможность выражения общественных, политических чувств, реализует потребность в социальном общении. Такие праздники позволяют юношам и девушкам почувствовать свою сопричастность к общественно-политической жизни страны, приобщиться к тем или иным традициям, которые отражает праздник, получить необходимую информацию, что превращает его для ребят старшего школьного возраста из формы проведения свободного времени в социально-культурное явление, имеющее большой жизненный смысл. Молодежь старшего школьного возраста с большим энтузиазмом относится к своим праздникам, как школьным, так и районным, городским, будь это слеты ученических бригад, торжественные митинги-собрания учащихся школ и ПТУ, отправляющихся на предприятия, праздники выпускников школ «Алые паруса», традиционный день молодого рабочего и др. Все они отражают те или иные этапы жизни старшеклассников, помогают посмотреть на себя со стороны, дают общественную оценку их труду, учебе, быту, формируют нравственный идеал. Такая оценка молодому человеку очень нужна, ибо способствует адаптации его в том или ином коллективе, созданию атмосферы социального оптимизма. И здесь важнейшую роль играет образность праздника. Какой бы важной теме он ни был посвящен, удачно найденная символическая образность облекает в яркую романтическую форму важнейшие общественно-политические идеи, создает необходимый настрой массы участников, интегрирует реакцию. Так, успех театрализованного праздника «Алые паруса» в Ленинграде связан с точно найденной образностью этого яркого массового действия, выливающегося на улицы, площади и набережные в июньские дни. «Алые паруса» для старшеклассников и их родных — это символ мечты, надежд на будущее, вхождения в большую жизнь. Особенно сильное эмоциональное воздействие на ребят оказывают театрализованные праздники, в которых удается найти сочетание яркой ассоциативной образности и активного реального коллективного действия. Этот вывод подтверждается и результатами бесед со школьниками, проведенных в пионерских лагерях после театрализованных митингов памяти героев, павших в дни Великой Отечественной войны, одним из фрагментов которых был акт сожжения фашистской свастики. В ряде пионерских лагерей во время проведения митинга фашистская свастика была сожжена без объяснения символичности этого акта. Предварительно лишь было сказано: «Фашизм был разбит, но он живуч и снова поднимает голову. Предлагаем сжечь фашистский знак». В результате бесед выяснилось, что хотя акт сожжения ребята запомнили, но эмоциональное воздействие было произведено чисто внешним эффектом, не оказав при этом никакого воспитательного воздействия, не возбудив в пассивно присутствующих на необычном и красочном зрелище нравственной направленности чувств. Особенно сильное впечатление сожжение фашистской свастики произвело на младших пионеров и октябрят. Но объяснить, почему сжигался фашистский знак, они не могли. Старшие отвечали после некоторого раздумья, свидетельствовавшего о затруднении, а иногда необходимы были даже наводящие вопросы, что позволило сделать вывод о том, что процесс осмысления происходящего совершался уже в ходе беседы. В других пионерлагерях перед тем, как поджечь свастику, дали объяснение символичности происходящего: «...Фашизм страшен для человечества. С фашизмом нужно бороться. Сегодня мы сжигаем фашистскую свастику в знак нашей непримиримой борьбы и ненависти к злу». Интересно, что дети в процессе беседы основное внимание обращали, так же как и в первом случае, на сам факт сожжения. Старшие пионеры и наиболее развитые ребята иногда сами давали объяснение символичности сжигания свастики, но это происходило довольно редко. Обычно разъяснение значимости и символичности происходило лишь после вопроса: «А почему сжигали фашистский знак?» Лишь в одном пионерском лагере сожжение фашистской свастики сопровождалось клятвой пионеров всегда и везде бороться с проявлениями фашизма, со злом и несправедливостью. Сочетание яркой символической образности с возможностью проявить активность каждому сказалось на восприятии. Большинство опрошенных прежде всего вспоминали клятву, а потом уже акт сожжения: «Мы дали клятву бороться с фашизмом и сожгли фашистскую свастику». Только в этом случае, когда организаторами было найдено сочетание образности (сожжение фашистской свастики) и реального действия массы участников митинга (клятва), активное эмоциональное восприятие привело к укреплению нравственной направленности чувств, превращению ребят из пассивных зрителей в участников действия, что и является критерием психолого-педагогической эффективности реализации сценарно-режиссерского замысла в театрализованном празднике. Анализ театрализованной игры позволяет выделить следующие условия ее эффективного воспитательного воздействия на детей и подростков: социально значимая направленность, а также осознанность смысла и конечного результата; педагогическая целенаправленность средств театрализации; включенность в комплекс педагогических влияний, систему воспитательного воздействия; целенаправленность процесса организации игры (от коллективного замысла, расстановки сил, распределения ролей до ее результатов) с учетом влияния ее на развитие и коррекцию личностных свойств участников театрализованного действа. Все вышесказанное позволяет нам говорить о том, что театрализованные праздники детей и подростков занимают важное место в системе внешкольного воспитания учащихся в силу своих глубоких социально-педагогических корней, позволяющих за отдельными мероприятиями, проводимыми школой, общественностью и внешкольными учреждениями, увидеть перспективную систему массового воспитательного воздействия на ребят, дополняющую индивидуальное, групповое и коллективное воздействие школы.
Заключение
В этой книге автор попытался дать возможность специалистам, а также широкому кругу читателей поразмышлять над проблемами становления и развития театрализованного празднично-обрядового действия у нас в стране, определить его место в эпоху перестройки нашего общества. Многие годы, выстраивая театрализованное действие, организаторы оставляли вне поля зрения целые срезы общественной жизни с естественно возникающими потребностями людей в реализации праздничной ситуации. Столкнувшись же с нетабуированной действительностью, мы далеко не сразу смогли уйти от ставшей весьма популярной парадной эстетики театрализованных форм художественно-массовой работы, в частности праздников-здравиц и помпезных зрелищ. Пути назад нет и быть не может. Настало время навсегда проститься с безвкусной изощренностью оформления, с громом фанфар при полной пассивности людей. Следует подчеркнуть, что только осмысление позитивного опыта организации театрализованных праздников и обрядов, накопленного за годы Советской власти, наряду с серьезным анализом психолого-педагогических особенностей функционирования современного демократического общества, перестройки мышления, нового типа социальных характеров реальных героев ратного и трудового подвига позволит сделать театрализацию важнейшим творческим методом организации праздников и обрядов сегодня. Первые попытки в этом направлении сделаны. Так, во многих городах страны первомайскую демонстрацию, превратившуюся в последние годы в привычное торжественное шествие со стереотипными лозунгами и портретами, сменила возродившаяся традиция праздников-маевок с большой сценой театрализованного действия, на которой хозяйничают сами участники под особо актуальным сегодня лозунгом: «Вся власть Советам!» Однако перестройка в нашем деле состоит не только в том, чтобы вместе, сообща придумать, но и в том, чтобы вместе, сообща создать. Настоящий театрализованный праздник рождается только тогда, когда за него возьмутся сами люди, когда они не будут ждать красивого зрелища, развлечения. Привлечение культурной самодеятельности масс к организации досуга, к деятельности культурно-спортивных комплексов, неформальных объединений даст богатейшие возможности для развития праздничной активности всех групп населения, особенно молодежи. Настало время оценивать любой театрализованный праздник не только по художественному уровню, массовости охвата, но и по массовости подготовки. Впрочем, все это взаимосвязано, ибо праздник должен быть демократичен, и нарушение демократии при его подготовке больно сказывается и на идейно-художественном уровне, и на престижности. Создание инициативных групп и объединений по интересу к празднично-обрядовой деятельности необходимо сегодня в каждом регионе. Пусть их представления расходятся иногда с устоявшимися, стандартными нормами создания замысла. Для рождения свежих идей надо и спорить, и доказывать. Очень часто встречается на практике разрыв между научными дискуссиями о том, каким должен быть праздник, и прежними методами подготовки, культивирующими штамп, ритуальное мышление, не замечающее действительности, убаюкивающее мысли и чувства округлыми словами. Вопрос о качестве советских праздников и обрядов, их художественно-творческой ценности, организационной перестройке стоит очень остро. Долгие годы преобладающие в идеологической работе негативные тенденции способствовали утверждению формально-бюрократического типа праздника, повторяемого без изменений из даты в дату, несмотря на меняющиеся потребности празднующей общности людей, конкретную событийность. Однако не нужно впадать и в другую крайность, отсекая весь накопленный в СССР опыт проведения театрализованных праздников и обрядов. В сатирической повести А. Злобина «Демонтаж» верный времени перестройки автор создает метафорический образ с глубоким политическим содержанием. Речь идет о присущей целому периоду биографии нашей страны тяге к гигантомании, в частности неоправданной монументальности скульптурных работ. Это во многом следует отнести ко всему искусству, в том числе и к массовым праздникам. Но ведь существуют гигантская скульптура «Давид» Микеланджело, шестнадцатиметровый «Марс» Бенвенуто Челлини, наконец, созданный как раз в годы культа личности для Парижской выставки 1937 г. двадцатичетырехметровый шедевр Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Мы видим, что дело не в масштабах, а в том, как в творческом замысле, процессе поиска образного решения соединяются форма и содержание. Именно в силу этого следует воздержаться от однозначной оценки всех массовых праздников периодов культа личности и застоя лишь как помпезных, не нужных народу. Известный советский режиссер и художник Н. П. Акимов произнес в свое время очень актуальную для сегодняшних дней фразу: «Нельзя сделать из ухи аквариум». Нашему обществу сегодня очень нужна свежесть идей. Попытка найти живую содержательную основу традиционной форме превращается в конфликт старого и нового мышления. Праздник — это живой организм, плоть от плоти социально-культурной жизни общества. К нему нельзя относиться волюнтаристски: сегодня запретить, завтра разрешить. Такие мерки к празднику не подходят именно потому, что его невозможно отделить от жизни людей. Он является их естественной потребностью. Ярким примером неравного поединка с театрализованным праздником стала печальная история «Алых парусов» — праздника выпускников школ, родившегося в 60-х годах в Ленинграде, подхваченного всей страной и ставшего всесоюзным. Этот праздник проходил на набережных Невы, что было совершенно естественно, ибо сюда собирались десятки тысяч ленинградцев, провожая в будущее, напутствуя вчерашних школьников. И как символ возникала на волнах шхуна «Алые паруса». Импровизированный бал в эту белую ночь на невских набережных хранят в своей благодарной памяти несколько поколений ленинградцев. Но вот в середине 70-х годов городские власти приняли решение о переносе праздника с невских берегов сначала на стадион, затем в парк и, наконец, в районные Дома культуры. Однако куда бы ни «убирали» праздник «Алые паруса», куда бы его ни прятали — он каждый год завершался на невских набережных, от Медного всадника до Летнего сада. Каждый год можно наблюдать, как после всех официальных местных праздничных мероприятий собирается сюда основная масса выпускников. Всякий раз здесь проходят импровизированные шествия, игровые действия, танцевальные балы. Без этой финальной точки праздник остается незавершенным, потребность в общении — нереализованной. А устроители с завидным упорством «изобретают» новые адреса этому празднику, который со дня рождения точно и постоянно прописан ленинградцами на набережных Невы. Именно так, душой народа, его коллективной эмоциональной памятью рождаются праздники. Всем организаторам театрализованной празднично-обрядовой деятельности нужно научиться слушать и понимать душу людей, не занимаясь ложным праздникотворчеством и не становясь поперек пути народной инициативе. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что нам удастся сформировать подлинно демократичный праздничный календарь во всех регионах пашей страны. Литература
Аксенов В. С. Организация массовых праздников трудящихся (1918—1920). Л, 1974. Алексеев-Яковлев Л. Я. Русские народные гуляния. М.; Л., 1943. Аль Д. Н. Основы драматургии. Л., 1988. Белоусов Я. П. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974. Бенифапд А. В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 1986. Велихова И. А. Охлопков и театр улиц. М., 1970. Вершковский Э. В. Режиссура массовых представлений. Л., 1977. Виноградов-Мамонт И. Г. Красноармейское чудо. Л., 1972. Генкин Д. М. Массовые праздники. М., 1975. Гершуни Е. П. Массовые зрелища и народные представления. Л., 1962. Гугушвили Э. И. Котз Марджанишвили. М., 1779. Жарков А. Д. Революционные праздники и их воспитательное значение. М., 1986. Жигульский К. Праздник и культура/Пер, с польск. М, 1985. Закович И. М. Советская обрядность и духовная культура. Киев, 1980. Земенков Б.С. Оформление советских карнавалов и демонстраций. М., 1930. Керженцев П. М. Творческий театр. М., 1923. Протока И. В. Праздники труда. М., 1982. Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде и цирке/ Сост., редакция, вступ. статья и коммент. Сим. Дрейдена, М., 1981. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. Марков О. И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М, 1988. Массовое действо. Сценические игры. М., 1929. Массовые празднества: Сб. Комитета социологического изучения искусств. Л., 1926. Массовые праздники и зрелища/Сост. Б. Н. Глан. М,, 1961. Массовые театрализованные представления и праздники. М., 1961. Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества: Сб. научных трудов. Л., 1981. Наши праздники: Советские общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные, семейно-бытовые праздники, обряды, ритуалы. М., 1977. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984. Немиро О. В. Праздничный город. Л., 1987. Опыт организации массовых празднеств: Сборник. М.; Л., 1931. Организация и методика художественно-массовой работы/Под ред. Д. М. Генкина. М., 1987. Организация массовых народных праздников: Сборник. М., 1921. Петров Б. Н. Режиссура массового спортивно-художественного театра. Л., 1986. Петров Н. В. 50 и 500. М., 1960. Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969. Праздник юности: Сб. сценариев молодежных праздников, обрядов и программ дискоклубов. Киев, 1982. Радлов С. Э. Десять лет в театре. Л., 1929. Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1979. Режиссура массовых зрелищ: Сборник. М., 1964. Руднев В. А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. М., 1984. Рюмин Е. Н. Массовые празднества. М.; Л., 1927. Сегал М. Д. Физкультурные праздники и зрелища. М, 1977. Силин А. Д. Площади — наши палитры: Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под Открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках. М., 1982. Советские традиции, праздники и обряды: Опыт, проблемы, рекомендации. М., 1986. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы: Сб. научных трудов. Л., 1483. Театрализованные праздники и зрелища. 1964—1972/ Ред. сост. Б. Н. Глан. М., 1976. Тихомиров Д. В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М., 1977. Триадский В. Л. Основы режиссуры театрализованных представлений. М„ 1985. Тульцова Л. А. Современные праздники и обряды народов СССР. М 1985. Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981. Цехновицер О.В. Празднества революции. Л,, 1931. Чечетин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений. М, 1981. Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986. Щукин Ю., Магидеон А. Оформление массового празднества и демонстраций. М., 1932. Юдин Б. В. Массовые празднества. М., 1935. Юфит А. 3. Революция и театр. Л., 1977. ..Ш"
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава первая. Театрализация как творческий метод организации празднично-обрядового действия Современное понимание театрализации Реальное театрализованное действие в празднике и обряде Глава вторая. Генезис театрализованного празднично-обрядового действия в СССР Становление массового народного театра в СССР Митинги и манифестации Шествия и парады Представления и инсценировки Место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии Глава третья. Театрализованные праздники и обряды как средство развития личности Социально-психологические механизмы театрализованного праздника и обряда Активизация участников театрализованного действия как педагогический процесс Художественно-эстетическая основа театрализации Глава четвертая. Современная празднично-обрядовая культура в СССР Общественно-политические театрализованные праздники Театрализованные трудовые праздники Мемориальные театрализованные праздники Театрализованные гражданско-личностные праздники и обряды Театрализованные праздники детей и подростков Заключение Литература
Сноски 1. Луначарский А. В. Искусство и молодежь. М., 1929. С. 10. 2. См.: В. И. Ленин и А. В. Луначарский: Переписка, доклады, документы// Литературное наследство. М., 1971. Т. 80. С. 662. 3. См.: Керженцев П. М. Ренолюция и театр. М., 1918; Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969; Авлов Г. А. Клубный самодеятельный театр. Л.; М., 1930. 4. Цит. по: Казанский В. В. Метод театра. Анализ системы Н. Н. Евреинова. Л., 1925. С. 46. 5. См.: Конович А. А. Учиться языку театрализации// Культурно-просветительная работа. 1979. № 12. С. 47—50. 6. См.: Генкин Д. М. Социально-педагогические основы массового праздника: Автореф. докт. дис. Л., 1981; Аксенов В. С. Место пролетарских массовых праздников в идейно-политическом воспитании трудящихся (1918—1920). Л., 1975; Конович А. А. Театрализация как метод активизации участников массовой культурно-просветительной работы. Л., 1980; Руденский Е. В. Воспитательные функции общения в массовом празднике. Л., 1980; Шабалин В. Г. Театрализация как социально-педагогический метод в политико-просветительной работе начала 1920-х годов. Л., 1978. 7. Young K., Freeman L. Social Psychology and Sociology. «Modern Sociological Theory in Continuity and Change». N. Y., 1957. P. 559. 8. Rossak T. The Making of a Counter Culture Reflections on the Technockcratic Society and its Youthful Opposition. N. Y., 1969. R. 131. 9. Кукаркин А. Б. Буржуазная массовая культура. М., 1978. С. 133. 10. Керженцев П. М. Творческий театр. Пути социалистического театра. Пг., 1919. С. 75—76. 11. Брехт Б. Театр. Жизнерадостное воспитание// Собр. соч.: В 6 т. М. 1965. Т. 5/2. С. 431. 12. См.: Крупская Н. К. Общественное воспитание// Пед. соч.: В 10 т. М., 1958. Т 2. С. 138. 13. См.: Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М., 1972. С. 6. 14. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 201—202. 15. См.: Декреты Советской власти. М., 1973. Т. 6. С. 72. 16. См.: Секция массовых представлений и Зрелищ// Вестник театра. 1919. № 47. С. 6. Публикации материалов работы секции был целиком посвящен № 62 и частично № 67 «Вестника театра» за 1920 г. 17. Вестник театра. 1920. № 50, С. 2. 18. ЛПА, ф. б, оп. 2, ед. хр. 4660, л. 47—47 об. 19. ЛПА, ф. 16, оп. 9, ед. хр. 8956, л. 13. 20. См.: Вестник театра. 1920. N8 62. С. 7—8. 21. См.: Массовые празднества: Сб. Комитета социологического изучения искусств. Л., 1926. С. 55—56. 22. См.: Аксенов В. С. Организация массовых праздников трудящихся (1918—1920). Л., 1974. С. 19—20. 23. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 165—166. 24. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 202. 25. Пиотровский А. И. За советский театр! Л., 1925. С. 51. 26. Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М., 1978. С. 36—37. 27. Искусство кино. 1572. № 4. С. 106. 28. См.: Маяковский В. В. Как делать стихи?// Поли. собр. соч.: В 12 т. М, 1978. Т. 11. С. 239. 29. Луначарский А. В. Избранные атеистические произведения. М., 1965. С. 393. 30. Аксенов В. С. Организация массовых праздников трудящихся (1918—1920). С. 71. 31. См.: Известия Петроградского Совета Рабочих и Крестьянских депутатов. 1919. 8 сентября; ЛПА, ф. 1, оп. I, ед. хр. 871, л. 28. 32. См.: Вестник театра. 1919. № 22. С. 8. 33. Массовые праздники и зрелища: Сборник/ Сост. Б. Н. Г лан. М., 1961. С. 17. 34. См.: Массовые праздники и зрелища. С. 119—121; Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976 С. 25—26, 83—85. 35. Митинг-реквием разработан сценарно-режиссерской группой ЦК ВЛКСМ. 36. См.: Искусство, рожденное Октябрем: Сб. сценариев театрализованных праздников и представлений. М., 1980. С. 92—121. 37. Луначарский А. В. О народных празднествах// Вестник театра, 1920. N5 62. С. 4. 38. Садофьев И. Динамо-стихи. Пг„ 1918. С. 13, 28. 39. Цехновицер О. В. Демонстрация и карнавал. М., 1927. С. 7. 40. См.: Цехновицер О. В. Демонстрация и карнавал. С. 54. 41. ЛПА, ф. 1817, оп. 1, ед. хр. 204, д. 4. 42. См.: Массовые празднества. С. 80. 43. Подробное описание этих шествий см.: Силин Л. Д. Площади — наши политры. М., 1982. С. 152—165. 44. Массовое действо: Руководство к организации и проведению празднования 10-летия Октября и других революционных праздников. М., 1927. С. 159. 45. См. Цехновицер О. В. Празднества Революции. Л., 1931. С. 59—61. 46. См.: Пиотровский Л. Индустриальные празднества и задачи театральной реконструкции//Жизнь искусства. 1929. № 46. С. 2. 47. Массовые праздники и зрелища: Сборник/ Сост. Б. Н. Глан. С. 6 48. Савельев А. Физкультурно-художественное оформление массовых шествий//Физкультура в школе. 1931. № 6. С. 13. 49. См.: Петров Б. Н. Режиссура массового спортивно-художественного театра. Л., 1986. С. 6. Приведены следующие данные: в 1931 г. в физкультурных парадах приняло участие 40 тыс. чел., в 1932—70 тыс., в 1933 —30 тыс., в 1934 и 1935 гг. — по 120 тыс., в 1936 — 110 тыс., с 1937 по 1940 по 40 тыс. человек в каждом. 50. Городинский В. Красота и юность//Комсомольская правда. 1937 г. 13 июля. С. 2. 51. Юдин Б. Всесоюзный парад физкультурников// Народное творчество. 1937. № 7. С. 43—48. 52. См.: Степанов М. Народный праздник//Народное творчество. 1938. № 8. С. 43—49. 53. См.: Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1971. С. 662-661. 54. Виноградов-Мамонт Н. Г. Красноармейское чудо. Л., 1972. С. 13—14. 55. Вестник театра. 1919. № 26. С. 9. 56. Львов Н. (Замков Н. Л.) Опыт импровизации и рабоче-крестьянском театре//Вестник театра. 1919. № 13. С. 5. 57. Роллан Ромен. Собр. соч.: В 14 т. М., 1958. Т. 14. С. 154. 58. Массовые празднества. С. 56. 59. См.: Богуславский Л. О, Диев В. А. Русская советская драматургия 1917—1935. М., 1963. С. 63. 60. Вестник театра. 1919. № 29. С. 7. 61. Тамашин Л. Г. Советская драматургия в годы гражданской войны. М .1961. С. 27. 62. См.: Керженцев П. М. Творческий театр. М.; Пг., 1923. С. 141 — 142. 63. План первого народного действа-празднества//Вестник театра. 1919 № 46. С. 5. 64. План празднества 1-го Мая / Вестник театра. 1920. № .11. С.6. 65. Шмерал Б. Правда о Советской России. Дневник. Путевые заметки. Прага, 1920. С. 190. 66. Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1964. Т. 2. С. 235. 67. Жизнь искусства. 1920. № 50. С. 1. 68. Пиотровский А. Петербургские празднества//Зеленая птичка. 1922 № 1. С. 157. 69. Либретто инсценировки «Взятие Зимнего дворца» // Архив ЛГТМ, № кп, 7831/12. Типограф, экз. 70. Инсценировка «Взятие Зимнего дворца»//Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. 1920. 6 ноября. 71. Державин К. Н. Взятие Зимнего дворца в 1920 г. (К пятилетию инсценировки)//Жизнь искусства. 1925. № 45. С. 12. 72. Кузнецов Е. М. Под открытым небом (Петербургские массовые постановки) // Вестник театра. 1920. № 71. С. 7—8. 73. См.: Рюмин Евг. Массовые празднества. Л., 1934. С. 37—38. 74. См.: Авлов Гр. Организация массовых зрелищ; Зон Борис. Массовая инсценировка Выборгского района (8 ноября 1927 года)//Клубная сцена. 1928. № 1(7). С. 76—82. 75. Цехновицер О. Искусство на площади и улицы!//Жизнь искусства. 1929. № 31. С. 4—5. 76. Пиотровский Адр. Индустриальные празднества и задачи театральной реконструкции//Жизнь искусства. 1929. № 46. С. 2. 77. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. М.,1978. С. 329—330. 78. Цимбал С. Последнее слово за телеграфом//Жизнь искусства 1929. № 31. С. 5. 79. Радлов С. Э. Десять лет в театре. Л., 1929. С. 241—242. 80. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 6 т. М., 1950. Т. 5. С. 608. 81. Юфит А. 3 Революция и театр. Л., 1977. С. 227. 82. Пиотровский А. Петербургские празднества//Зеленая птичка. 1922. № 1. С. 161. 83. Юфит А. 3. Революция и театр. С. 233. 84. Подробнее см.: Театрализованные праздники и зрелища. 1964—1972/ Ред.-сост. Б. Н. Глан. М., 1976. С. 55—64. 85. Подробнее см.: Галеев Б. М. Навечно в памяти нар одной//Театрализованные праздники и зрелища. 1964—1972. С. 122—127; Галеев Б. М Театрализованные представления (Звук и Свет) под открытым небом. Взаимодействие и синтез искусств. Л,, 1978. С. 221—227. 86. Наиболее полное отражение это нашло в кн.: Массовые гимнастическо-спортивные инсценировки/Под ред. М. Г. Собецкого. Л., 1924; Физкультурное оздоровление и воспитание. Л., 1923; Азбука физической культуры. Л., 1924. 87. Массовые гимнастическо-спортивные инсценировки. С. 4. 88. Массовые гимнастическо-спортивные инсценировки. С. б—7. 89. Там же. С. 8. 90. Массовые гимнастическо-спортивные инсценировки. С. 8—9. 91. Там же. С. П. 92 См.: Петров Б. II. Основы режиссуры спортивно-массовых представлений. Л., 1982; его же. Режиссура массового спортивно-художественного театра. Л., 1986; Сегал М. Д. Физкультурные праздники и зрелища. М., 1977; Петров Б. И. Спортивно-художественное представление на стадионе. Л., 1988. 93. См.- Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII — начала XX века- Л., 1980. С. 79—81. 94. Шароев И.Г. Театр народных масс. М., 1978. С. 120—121. 95. Подробный анализ становления этих празднеств дает замечательный знаток фольклора академик И. Г. Гришашвили и кн.: Литературная богема старого Тбилиси. Тбилиси, 1977. 96. См.: Гугушацли Э. Н. Котэ Марджанишвили. М.,1979. С. 235. 97. Марджанишвили К. А. Вопросы грузинского театра//кавкасиони. 1524. № 1—2. С. 198—199. 98. Ирась И. Народные зрелища Узбекистана//Народное творчество. 1937. № 2—3. С. 67—68. 99. Кодиров М. X. Традиционный узбекский театр и его место в формировании узбекского советского театра. Ереван, 1976. С. 133—134. 100. См.: Караваев У. X. Национальное и интернациональное в массовой культурно-просветительной работе. Ташкент, 1984. С. 57—62. 101. Каюмов Л. П. Хамза. Ташкент, 1973. С. 117. 102. Рахманов М. Хамза и узбекский театр. Ташкент, 1960. С. 111. 103. Цит. по: Семенюк М., Традиционный народный праздник Ивана Купала//Народное творчество и этнография. 19 63. № 2. С. 19. 104. Украинка Л. Купала на Волыни//Избр. произв. Киев, 1974. С. 374-389. 105. См.: Яшвили 3. Д. Реализация воспитательных возможностей фольклора и массовой культурно -просветительной работе. Л., 1981 Лазарева Л. П. Фольклорные зрелищно-игровые традиции как средства организации советского массового праздника. Л., 1985; Некрылова А. Ф Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. Л., 1984. 106. Вересаев В. В. К художественному оформлению быта (об обрядах и новых)//Красная новь. 1926. № 1. С. 159—160. 107. Кайбурин А. К. Календарь и трудовая деятельность человека. 1989. С. 8. 108. Лазарева Л. II. Фольклорные зрелищно-игровые традиции... С. 53-54. 109. См.: Яишили 3. Д. Реализация воспитательных возможностей фольклора. С. 91. 110. Каган М. С. Социальные функции искусства. Л., 1978. С. 19. 111. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. С. 8. 112. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1963. С. 12. 113. См.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 147—154. 114. См.: Аполлонов В. А. Социально-психологическое заражение как способ о6щения //Социальная психология и философия. Л., 1973. Вып. II. С. 128—129. 115. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексологии. Пг., 1921. С. 126 116. См.: Генкин Д. М. Социально-педагогические основы массового праздника: Авгореф. докт. дис. Л., 1981. 117. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 423—424. 118. Горький А. М. Беседа с молодыми//Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 27. С. 215. 119. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. М., 1981. С. 15 120. См.: Известия. 1989. 25 июли. С. 2. 121. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985. С. 279. 122. Жигульский К. Праздник и культура. С. 286. 123. Луначарский А. В. О народных празднествах//Вестник театра.1 1920. № 62. С. 4. 124. См.: Место массового праздника а духовной жизни социалистического общества. Л., 1981. С. 22—25; Жарков А. Д. Революционные праздники и их воспитательное значение. М., 1986. С. 4—5. 125. Ленин и изобразительное искусство. М., 1977. С. 318—320. 126. См.: Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976. С. 27—31. 127. См.: Московские новости. 1988. 10 июля. С. 12 — 13. 128. См.: Лиогонькая В. Н. Массовые праздники как средство формирования коллектива комсомольско-молодежной новостройки. Л., 1983. 129. Гришашвили И. Г. Литературная богема старого Тбилиси. С. 27-29. 130. См.: Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 20—21. 131. См.: Праздник юности: Сб. сценариев молодежных праздников, обрядов и программ дискоклубов. Киев, 1982. С. 224. 132. Подробнее ой истории создания инсценировки «Гдонская старина» 133. Русский советский театр. 1917—1921: Документы и материалы. Отв. ред. А. 3. Юфит. Л., 1968. С. 46—47. 134. См.: Курсы по школьному театру и детским празднествам//Вестник театра. 1919. № 22. С. 5—6. 135. Луначарский А. В. Беседы о революционном празднике//Искусство 136. См.: Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического Опыта//Избр. пед. соч. М„ 1977. Т. 1. С. 60—61. 137. См.: Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. С. 137—143. 138. Шацкий С. Т. На пути к трудовой школе//Пед. соч.: В 4 т. М., . Т. 2. С. 22.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|