Здавалка
Главная | Обратная связь

Частым приемом являлось использование движущихся сценических площадок как эпицентров импровизационного творческого игрового действия участников шествия.



 

Во время майской демонстрации 1927 г. в Ленинграде два клоуна появляются на подвижной площадке и, балагуря, условливаются, что один изображает капиталиста, другой — рабочего. Затем они начинают играть в войну. Капиталист начинает атаку и швыряет в рабочего огромные шары с надписями: «интервенция», «гражданская война», «блокада», «отказ в займах». Рабочий их ловит и начинает ответный обстрел шарами, на которых написано: «повышение производительности труда», «борьба с прогулами», «уменьшение брака» и пр. Капиталист сначала их безразлично ловит, затем пугается и, не выдержав «атаки», в страхе убегает, подгоняемый участниками шествия.

На верхней площадке автомобиля едут японцы, китайцы, Другие представители народов Азии. За автомобилем бегут империалисты: англичанин, француз и американец. Они, угрожая револьверами, пытаются остановить машину, прося участников шествия оказать им в этом содействие. Империалистам удается взобраться на верх автомобиля где они встречают яростное сопротивление. Китаец зовет всех на помощь, совместно с участниками шествии сбрасывает и преследует империал истов.

 

Мы видим, что, несмотря на наивность приемов подобной политической сатиры с позиций современного восприятия, карнавальные задумки обладали бесспорно важным качеством — предусматривали возможность активного включения всех присутствующих в действие. При этом обоюдоострый его характер со стороны как участников инсценировки, так и участников шествия требовал от первых умения импровизировать, ежеминутно встречая ответные реплики, а порой даже встречную игру, импульсы творчества, рождающегося в социальной динамике.

Использование подобного рода карнавальных задумок является актуальным и сегодня. Тревожным явлением стал формально-бюрократический тип праздника с казенным ритуалом, из которого начисто исчезли острое слово критики, сатира, живая импровизация, составлявшие прежде самую суть театрализованного действа.

Смех — действенное выразительное средство массового праздника. В годы культа личности, времена застоя стало считаться неудобным смеяться в праздник, нарушая этим церемонию торжества. Мы словно забыли, что очистительный смех просто необходим людям, помогает движению вперед. Нужно шире открывать двери юмору, разящей сатире в наших праздниках. Ведь это одно из орудий борьбы за социальное переустройство общества.

Подчеркнем, что традиции карнавального действия в театрализованных шествиях, заложенные в 20-х годах, имеют продолжение сегодня. В частности, очень интересно были придуманы карнавальные шествия: в 1977 г. в Геленджике — посвященное 60-летию Октября; в 1978 г. в Сочи - Всесоюзному дню медработника и 60-летию советского здравоохранения (режиссер А. Д. Силин, художник И. Стрельников)43.

Возможность гармоничного сочетания в театрализованном шествии широкомасштабной пропаганды с развлеченим, героического и серьезного со смешным и гротесковым неоднократно дискутировалась организаторами массовых праздников. Впервые этот вопрос встал остро в середине 20-х годов, когда целый ряд теоретиков пытались противопоставить карнавальные задумки театрализованного шествия его торжественности и серьезности. Боязнь того, что форма яркого карнавала может заглушить революционный пафос содержания шествия, внести в него дезорганизацию, привела к противопоставлению информационно-пропагандистской и эмоционально-образной линий. К сожалению, тезис о том, что «если в агитпроцессии мы строги и серьезны, то в игрищной процессии мы шутим»44, постепенно расслоил структуру шествий в праздниках. Преобладать стали тематические демонстрации, военно-спортивные парады. Маскарадные выходы и карнавальные шествия стали уделом парковых народных гуляний.

Во время подготовки демонстрации в Октябрьские дни 1927 г. все районы Ленинграда получили задания на определенные политические темы. Колонны в исторической последовательности отражали строительство социализма за десять лет: «Преддверие Октября и Октябрь», «Восстановительный период», «Нэп», «Признание СССР», «Индустриализация», «Без Ленина по ленинскому пути», «Режим экономии», «Рационализация производства», «Плановое хозяйство», «Международное положение», «Оборона СССР». Кроме общих тем, в задания предприятиям входили также такие, как «Красная гвардия», «Разруха», «Продотряды», «Мешочники», «Стачка горняков», «Китайская революция» и т. п. Таким образом, во время шествия на улицах наглядно развертывались отдельные эпизоды из истории Октября.

В г. Карачеве Брянской обл. шествие было развернуто в хронологическом порядке, согласно прожитым этапам десятилетия. 1917 год — кучка оборванных, грязных людей, на плече — винтовка, грудь обмотана пулеметной лентой, за поясом — граната, на ремне — привязан куском старой веревки наган. 1919 год — лозунг «Пролетарий — на коня». На худых лошаденках изможденные черные от пыли и грязи люди. На груди — пулемет лента, ржавая винтовка. 1921 год — «Поволжье охвачено голодом». Плетутся мужчины с котомками за плечами в армяках, покрытых грязью. Женщина ведет за руку мальчишку, у которого за плечами мешок. Лозунг — «Помоги Поволжью!». 1923 год — рабочий с молотом, крестьянка с косой, красноармеец с винтовкой. За ними телега, груженная плугами, серпами и косами. Это — «смычка»: город отправляет в деревню промышленные товары. 1924 год, январь — смерть Ильича. Массовые вступления партию. 1926—1927 годы — «Крепить оборону СССР». Молодежь шагает в воинских рядах, на плечах новые винтовки, противогазы. Шествие замыкает парадное прохождение Красной Армии45.

Такое несколько прямолинейное построение действия надставляет для нас интерес как первая попытка тематичекого театрализованного оформления лозунгов с помощью костюмирования, маленьких сцен-пантомим.

Другим важным тематическим направлением шествий этих лет явилась театрализация действия, связанного с производственной пропагандой в так называемых индустриальных празднествах. Такие шествия носили характер рапорта, отчета предприятия о своей деятельности. Интересным приемом, получившим широкое распространение, стали «живые диаграммы», которые в наглядной и понятной форме раскрывали цифровые данные, подчеркивающие нарастание или убывание производства продукции данного предприятия. Предметные «живые диаграммы» строились на соединении текста с демонстрацией различных предметов: от зажигалки до мощной турбины (Ленинградский металлический завод), от коптилки до деревенской электростанции (завод «Светлана»).

Интересный замысел оформления, лаконичного и образного, продемонстрировали работники железнодорожных мастерских. Огромная модель вагона была разделена вертикальными линиями на несколько частей так, что каждая из них наглядно рассказывала о состоянии подвижного состава страны после революции. Вот окно, заколоченное досками вместо стекол, окраска вагона стерлась, загрязнилась. В следующем отсеке окно уже прикрыто кусками стекол, а краска подновлена. Наконец, последнее окно с надписью «1925» — в нормальном виде, окраска блестит своей новизной и чистотой. Так один «вагон» позволил проследить в динамике улучшение советского железнодорожного транспорта.

Производственная пропаганда решалась также с помощью организации малого театрализованного шествия внутри основного. Так, в Октябрьскую годовщину 1927 г. в Ленинграде по улицам города прошел городской транспорт, показывая его развитие по годам. Открыл этот проезд «рикша» годов гражданской войны с надписью «1918». За ним готовая пасть в любую минуту кляча тянула разбитый шарабан с надписью «1919». Под плакатом «1920/1921» шла лошадь получше, а под «1922/1923» — хорошо упитанный битюг. «1924/1925» был отмечен небольшим автомобилем, «1926» — грузовиком и «1927» новеньким, блестящим свежей краской автобусом.

А. И. Пиотровский, рассматривая методику этого возникшего на рубеже 30-х годов направления шествий пришел к выводу, что в лучших из них обязательно присутствовало:

символическое декорирование транспортных средств, изображающих деятельность отдельных фабрик и заводов, с максимальным использованием в образном решении новейших технических возможностей (материалов, света, звука);

оформление кавалькады производственными эмблемами, световыми диаграммами, бутафорскими фигурами, и прочим силами самих предприятий на местах, что открывало возможности творческой фантазии, самодеятельности;

подчинение декоративного оформления грузовиков «заводов» целостному идейно-тематическому замыслу, рассчитанному по выразительным средствам на преодоление огромных масштабов окружающего пространства;

серьезное внимание, несмотря на монументальный характер действия, человеческой массе — реальным героям производственных успехов. Предоставление им возможности проявить активное отношение к происходящему46.

Один из самых интересных парадов, демонстрирующих достижения производственных коллективов, прошел в 1934 г. в Ленинградском центральном парке культуры и отдыха в честь героев-челюскинцев.

 

По естественной логике шествие открывалось огромным макетом корабля — прославленного ледокола «Красин». Его сопровождают «гребцы» — весело поющие под оркестры, шагающие, точнее, «плывущие» на лодках ленинградские водники — организаторы головной группы шествия,

Работники пищевой промышленности показывают образцы своей лакомой продукции. Лихо покачиваясъ, проезжает огромная бутыль пенистого лимонада. Ее окружают сотни танцующих конфет, пачек печенья, плиток шоколада. Движутся гигантские коробки папирос «Арктика», «Алжир», «Блюминг», а по обеим сторонам, словно почетный эскорт, шелестят идущие в полонезе золотистые табачные листья.

За пищевиками следуют коммунальщики. В центре их карнавальной колонны движется громадный совсем настоящий трамвай с обозначением маршрута: «Ленинград — Северный полюс». Из окон трамвая льется веселая песня, звучат приветственные лозунги.

Трамвайщиков сменяют работники городского хозяйства, мастера чистоты и порядка. На скрытых ходулях шагают дворники двухэтажного роста. В окружении их огромных метел медленно движется шестиметровое чучело, олицетворяющее грязь, неряшливость, бескультурье. Оно упирается, не желает идти вперед и упрямо останавливается.

Тогда под бодрую музыку его настигает колонна парикмахеров с метровыми бритвами и такими же большими щипцами для завивки волос. Начинается «обработка» позорного чучела. Одновременно изгоняются громадные фигуры «болтуна», «бюрократа», «вельможи». Как только изгнание нечисти закончено, хоровод всепобеждающих метел рассыпается и открывает великолепную корзину цветов. Под аплодисменты зрителей молодые коммунальщики подносят цветы героям-челюскинцам и присутствующему на параде С. М. Кирову...

Одна картина сменяет другую. Работники авиапромышленности идут моделями новейших самолетов. Рабочие Монетного двора катят огромные, с человеческий рост, гривенники и двугривенные... Сотни разноцветных шаров качаются над головами работников резиновой промышленности. Высоко поднимая «конвейер» с гирляндами ботинок и туфель, шагают кожевенники.

Словно знамена, реют яркие, пестрые ткани над колонной текстильщиков, а за ними, развернув штук двадцать гармоней-трехрядок, с песней следуют швейники, держа в руках, словно копья, длинные сверкающие иглы. «И иглой и острым, как игла, искусством мы строим социализм!» — провозглашает плакат. Объединенный хор швейников поет «Песню о встречном», дирижирует молодая работница, восседающая на огромной катушке ниток, которую несут певцы-мужчины.

Заканчивает шествие-парад колонна химиков. Они как бы заглядывают в будущее. Оформление колонн выполнено из новых по тем временам синтетических материалов: метровые цветы и листья из разноцветного целлофана, лозунги и плакаты с буквами из блестящих пластических масс, эмблемы из целлулоида. Рабочие Невского и Охтинского комбинатов с гордостью рапортуют о первых победах в борьбе за новое, за прогресс промышленности...

На примере этого шествия-парада можно проследить углубляющуюся тенденцию к соединению наглядной информации о достижениях тех или иных отраслей с художественно-образной ее подачей, требующей фантазии, изобретательности, вдохновенного народного творчества, Рассказывая об этом театрализованном действии, один из его организаторов Н. Синцов отмечал, что оно явило собой новый тип советского массового шествия, «подлинно народного, освященного высокой и благородной идеей, связанного с трудовыми делами наших людей, пронизанного жизнерадостными эмоциями», использующего «включение всех видов и жанров художественной самодеятельности, жизненное содержание интермедий, оформление костюмированных групп, их аллегоричность, сочный народный юмор».47

Это шествие-парад с методической точки зрения обобщило и развило некоторые приемы сценарно-режиссерского и оформительского мастерства, накопленные опытом праздничных шествий первых лет революции. В рамках единого идейно-тематического замысла произошло естественное слияние организации материала и аудитории: плакатность карнавальных фигур и масок, укрупнение их, нарочитое смещение масштабов (гигантские самодвижущиеся бутыли, монеты, метлы и пр.) в рапорте отраслей органично сочетались с ритмичностью и разнообразием движения (пешего, конного, моторизованного) и остановками для розыгрыша интермедий и пантомимы, включавшими зрителей в действие.

Соединение в праздниках торжественного движения колонн со смотром достижений как кульминационным моментом действия привело в 30-е годы к использованию в качестве обязательного элемента заключительной части шествия — парада воинских частей и спортивных обществ Прохождение войск, различные спортивные построения (звезда, серп и молот, пирамида) применялись в шествиях для организации точности и размеренности движения, художественного усиления действия.

Плодотворной для организации театрализованного действия этих лет представляется мысль о том, что «физкультурно-художественное оформление массовых шествий является одним из видов массовой работы, посредством которого через физкультурное зрелище, пляску, лозунги, песню, инсценировку заостряется политическое значение данной кампании или празднества, пробуждается энтузиазм».48

Об использовании спорта в качестве синтетического выразительного средства театрализации следует говорить в связи с проведением ежегодных традиционных физкультурных парадов на Красной площади. По мнению крупнейшего режиссера художественно-спортивных праздников в СССР народного артиста РСФСР Б. Н. Петрова своего апогея по массовости, богатству тематики, режиссерским находкам, энтузиазму участников физкультурные парады достигли в 30-е годы49.

Это было связано, с одной стороны, с бурным развитием физической культуры и спорта, огромным интересом советской молодежи к ним как к новой форме общения, возможности проявить себя, с другой — со сложившейся политической ситуацией в стране. Мы не ставили задачу ее анализа в этой книге. Однако заметим, что огромный интерес на государственном уровне к соединению пропагандистской направленности различного рода парадов с яркой художественной образностью формы, поиск которой вели лучшие режиссеры, балетмейстеры, композиторы, художники и конструкторы, был связан с запрограммированным в вышестоящих инстанциях обязательным проявлением массового ликования по всей стране: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Таким образом, можно говорить, что физкультурные парады явились в большей степени средством наступления на личность, в меньшей — средством реализации ее социальных потребностей.

В 1937 г. парад на Красной площади был посвящен двадцатилетию Октября и принятию Конституции. Газета «Правда» в передовой 13 июля писала, что этот «физкультурный парад был не только показом успехов и достижений советских спортсменов, но и крупнейшей политической демонстрацией единства и сплоченности народов Советского Союза». Зная сегодня трагический разворот событий в стране в годы культа личности, следует подчеркнуть, что «показ успехов и достижений», «политическая демонстрация единства и сплоченности» тщательно корректировались и приукрашивались с учетом психологических и физиологических аспектов процесса восприятия. Это позволило манипулировать сознанием масс в художественно-массовой работе.

Несмотря на вышесказанное, бесспорная новизна зародившегося особого жанра театрализованного праздничного действа — художественно-спортивного представления, опыт участия во всесоюзных парадах лучших профессиональных и самодеятельных коллективов требуют серьезного анализа. Именно поэтому необходимо рассмотреть позитивный опыт особенностей сценарно-режиссерского решения массового действия в 30-е годы, делая акцент на том новом в нем, что обогатило арсенал выразительных средств театрализованных праздников в СССР.

Большое впечатление во время физкультурного парада произвел эпизод «Полюс» (колонна общества «Спартак», режиссер Б. Юдин, художник В. Андриевич), явившийся пожалуй, первым образцом драматургически законченного действия в непрерывном движении, отразившего актуальные события в максимальном соединении информации с художественными выразительными средствами и техническим решением оформления.

 

От Исторического музея по направлению к Мавзолею сплошным потоком двигались «сверкающие ледяные поля и торосы Арктики» В момент, когда голова колонны (начало льдов) поравнялась с Мавзолеем, от нее отделился ранее невидимый большой краснокрылый самолет, как бы двигающийся во все ускоряющемся полете над обтекающими его по бокам льдинами. Навстречу самолету приближается конструкция — огромный макет северного полушария, покрытый «белыми пятнами» Арктики, па полюс которого аэроплан успешно «приземляется». Тотчас «белые пятна» Арктики уступают место ярко алому пятну, заливающему весь полюс. Одновременно на нем вырастает тонкая высокая мачта, на вершину которой взвивается флаг СССР. Плывущие льдины все одновременно неожиданно поворачиваются тыльной, красной стороной, на которой золотом сверкает текст приветственной телеграммы покорителям полюса.

 

Мы видим, как художественное и конструкторское решение последовательно, в течение нескольких минут шествия раскрыло сюжет в драматургическом развитии, с кульминацией и финальной точкой.

Яркой образностью отличалась задумка колонны строителей канала Волга — Москва. Их «шлюз» оказался одним из наиболее эффектных и интересных эпизодов соединившим в себе реальное действие трудового коллектива с сюжетным.

Вот как описывает его очевидец. «Из глубины площади подходит новая колонна. Что это? Перед нами гигантский шлюз — точно такой мы видели на канале Волга - Москва. Через него перекинут даже железнодорожный мост. Ворота шлюза раскрываются. Из него лавиной вырывается голубой поток: люди, одетые в голубые костюмы и голубые шапочки, идут тесной колонной и чудится, будто это вытекает из шлюза вода. На волнах качаются яхты и катера. Голубой поток движется очень быстро, — сзади подходят все новые и новые колонны»50.

Образцом драматургического построения театрализованного действия, занимавшего всего 11 минут, стало выступление белорусской делегации «Граница на замке» «Постановщики А. А. Губанов, И. А. Моисеев), которое можно по праву считать и сегодня эталоном сочетания в сюжете шествия выразительных средств спорта, искусства, динамики трансформации предметов и движения участников колонн.

 

350 девушек и юношей врываются на площадь. Внезапно вырастает большая березовая роща, в центре которой появляется пограничник в зеленой фуражке, зорко всматривающийся вдаль.

Зеленая роща шумит и раскачивается от ветра. И вдруг разом березы расступаются — из рощи «вылетают» на площадь голубые самолеты, их легкие крылья несут в руках физкультурницы в зеленых костюмах. Серебряные пропеллеры сверкают на солнце. Самолеты мчатся по площади, а из-под сени берез выползают «танки». Гимнасты держат в руках, металлические палки и, ловко покачивая и вращая их, создают полное впечатление движения гусениц трех стремительно мчащихся танков. На середине площади «танки» исчезают. Гимнасты рассыпаются по ней серебряными точками. «Самолеты» и «танки» сделали свое дело фронт наступающего «противника» прорван. Физкультурники все теми же универсальными металлическими палками демонстрируют рукопашную схватку. Победа! К гимнастам выбегают девушки. В бешеном темпе начинается танец. Вихрем кружатся девушки. Парни, окружив их, проделывают ритмичные вращательные движения металлическими палками и чудится, будто за хороводом плещутся волны моря.

Тем временем в «роще», которую несут на руках парни и девушки, одетые в яркие национальные костюмы Белоруссии, начинается шуточный футбольный матч... без мяча. Игроки яростно нападают на ворота, где суетливый вратарь пропускает гол за голом. Футболистов сменяет народный танец «лявониха». Но вот звучит сигнал. Привал закончен. Роща меняет свои очертания. Образуется густая зеленая аллея, через которую уходит с боевой красноармейской песней отряд гимнастов-бойцов. И... «лес» уходит вместе с ними.

 

Приведенные эпизоды позволяют отметить, что впервые на параде физкультурников были преодолены две встречающиеся до этого в подобного рода действиях крайности: подмена физкультурных парадов суррогатами искусства и непреодолимое превалирование спорта над искусством. В прессе тех лет отмечалось, что целеустремленность и яркая политическая направленность, сюжетность и образность, органическое сочетание силы и движения, богатство ритмического и графического рисунка, мысленное физкультурно-спортивное мизансценирование, свобода исполнения — все это становилось основой действия, в котором «блестящая техника не затемняет замысла, но, напротив, является лишь средством его полноценного выражения». И что особенно важно, «подобные приемы обогащения марша ритмическими и графическими «пассажами» были не случайным явлением; это сознательная плодотворная тенденция сдвига в сторону театрализации, в лучшем смысле этого слова»51.

Завершая разговор о физкультурных парадах, необходимо отметить появление еще двух важных методических моментов.

Во-первых, органическое включение в шествия-парады реальных героев, участников событий, которые отражены в художественно-образном действии. В этом плане интерес представляет анализ отдельных эпизодов парада 24 июля 1938 г., посвященного выборам в Верховные Советы союзных республик52.

Колонна общества «Локомотив» имела тему оформления «СССР — великая железнодорожная держава». Неожиданно по ходу шествия на площади возникали легкие стальные конструкции. Дети на плечах у юношей соединяли конструкции кольцами, образуя красивый цепной мост перекинутый через площадь. По нему двигался мощный серебристый паровоз с вращающимися красными колесами. К нему прицеплены платформы, на которых едут ударники-железнодорожники, депутаты Верховных Советов республик. На перилах вокруг них спортсмены легко и непринужденно демонстрируют акробатические упражнения.

В центре колонны общества «Темп» — знатный каменщик, депутат Верховного Совета РСФСР вместе со своей бригадой укладывает громадные «кирпичи», строя на глазах у всех современный дом.

Во-вторых, использование в построении театрализованного действия возможностей фольклора, сочетающегося со спортом и искусством. Изобретательность в шествиях колонн республик была в большой степени основана на исторических традициях, насыщена характерными народными темами, разнообразным по тембру и ритму музыкальным сопровождением, сюжетными танцами и играми, уходящими корнями в производственные и сельскохозяйственные празднества, в героический период борьбы за национальную независимость.

Так, например, азербайджанская делегация по ходу движения колонны исполнила под звуки зурны и барабана чрезвычайно оригинальный народный танец в сопровождении старинной народной песни «алма», органично вписанный в ритмичные упражнения с национальными спортивными снарядами: тяжелыми конусообразными «мили», напоминающими булавы, сверкающими лукообразными «зенджиркемана», сделанными из никелированного металла и издающими во время действия нежный, мелодичный звон.

Грузинская делегация прошла под «перхули» — замечательную по высокой технике, требующую исключительной силы, ловкости, изящества, ритма народную пляску в пирамидах, доходящих до трех этажей, сочетающуюся непрерывно нарастающими по темпу игровыми действиями «берики» — героев импровизированного народного театра масок.

 

В годы Великой Отечественной войны развитие советских массовых праздников прервалось.

Окончание войны ознаменовалось всенародным Праздником Победы советского народа. Кульминацией праздничных торжеств стал Парад Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве. В нем организаторами было найдено сочетание глубоко символичного церемониального действия, демонстрирующего мощь и силу Советской Армии, низвергнувшей фашизм, с яркой эмоциональностью приобщения к происходящему каждого гражданина нашей страны.

Обратимся к воспоминаниям Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, принимавшего непосредственное участие в подготовке парада и командовавшего им. В праздничном параде и демонстрации он выделил в первую очередь приподнятое настроение и атмосферу всеобщего ликования, объединившие всех москвичей с демонстрантами и участниками парада на основе психологической потребности действовать по поводу близкого сердцу события. Кульминацией же, по мнению маршала, явилась церемония, в которой к подножию Мавзолея В. И. Ленина были повержены боевые знамена разгромленного врага. Эта церемония послужила символом уничтожения фашизма. Такое объединение реального пропагандистского смысли действия с его эмоционально-образным резонированием, дающим каналы для проявления активности всем участникам парада и демонстрации, несло в себе ярко выраженные элементы театрализации53.

Парад Победы явился театрализованным действием, реализовавшим потребность советских людей в праздновании ярчайших событий, близких сердцу каждого гражданина. Однако до середины 50-х годов наряду с такими праздниками, которые действительно нельзя было вычеркнуть из летописи страны, продолжали осуществляться задуманные руководством страны грандиозные, дорогостоящие мероприятия. И это несмотря на трудности восстановления народного хозяйства.

В конце 50-х годов страна встала на путь демократических преобразований, происходило осмысление негативных явлений, которые принес с собой длительный период культа личности. Это бесспорно сказалось на идеологической деятельности партии и правительства, качественно отразилось на развитии театрализованных праздников в СССР.

Летом 1957 г. столица СССР Москва принимала посланцев всего земного шара, съехавшихся на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. По замыслу организаторов, праздник начинался грандиозным шествием делегатов и гостей к стадиону им. В. И. Ленина, где проходил торжественный парад, ритуал открытия и массовое художественно-спортивное выступление «За мир и дружбу». Главной задачей шествия было дать возможность жителям; Москвы увидеть всех участников фестиваля, а делегатам познакомиться с гостеприимством жителей столицы; задать ритм начинающемуся многодневному празднику молодежи, предоставить возможность жителям города ощутить масштаб фестиваля и активно включиться в массовые действия.

При этом важно было, с одной стороны, сохранить силы делегатов фестиваля для действия на стадионе, избежав ошибок при их доставке туда, с другой стороны — по ходу движения колонн активно включить в массовое действие жителей Москвы, не приводя их к стадиону, который, естественно, не смог бы вместить всех желающих. В результате творческой группой, возглавляемой И. М. Тумановым, было разработано шествие автопоезда, которое в дальнейшем неоднократно использовалось как элемент массового праздника. Колонна состояла из трех частей, каждая из которых имела определенную конфигурацию построения, находясь на определенной дистанции от следующей.

Во главе шествия, перед первой колонной, на высоте 40—50 м парили белоснежные вертолеты. Они оповещали о начале фестиваля. В этой колонне был смонтирован шар-пилот с эмблемой фестиваля; над колонной развевались знамена ВФДМ, МСС, стран-участниц. На грузовиках-платформах гремели духовые оркестры.

Шествие второй колонны открывали фанфаристы, за которыми на машинах, декорированных в национальном стиле, следовали группы делегатов. Практически каждая делегация имела свое музыкальное оформление: оркестры, ансамбли народных инструментов, хоровые коллективы.

Замыкающая колонна с флагами расцвечивания и эмблемами фестиваля, машинами, стилизованными под клумбы и вазы с цветами, должна была стать резонатором праздничного веселья на улицах Москвы после проезда участников на стадион. В этой колонне находились известные эстрадные актеры, музыканты, певцы, большие самодеятельные и профессиональные коллективы. По пути шествия были установлены десять огромных эстрад, которые и становились эпицентрами художественно-массового действия.

Хочется подчеркнуть, что именно это шествие во многом стало эталонным с позиций как организационно-методических, так и творческих.

Праздники в различных регионах нашей страны дают возможность увидеть, как по-разному сочетается в них реальное и художественное действие, как, в зависимости от сценарно-режиссерского замысла, в шествии на первое место выходят то музыкально-песенное (Крупнейшие республики Прибалтики), то фольклорное (Тбилиси, Ташкент), то карнавальное (Геленджик, Сочи) резонирование информационно-пропагандитской линии воздействия на массовую аудиторию.

Анализ методики проведения театрализованных шествий в различных регионах страны показывает, что разрыв реального и художественного действия снижает эмоциональную реакцию, уменьшает активность участников, превращает их в сторонних наблюдателей красивого зрелища. Тем самым изменяется сущность запрограммированного в сценарно-режиссерском замысле действия и остаются не реализованными предусмотренные воспитательные цели.

Сравним два театрализованных уличных шествия: в Ленинграде, посвященное юбилею комсомола, и в Клайпеде, посвященное празднику моря. Основой замысла того и другого шествия была демонстрация достижений за годы Советской власти. Этой теме было посвящено оформление машин, а также аллегорические построения, красочные мизансцены, интермедии, отражавшие героические революционные, боевые и трудовые традиции рабочего класса и советской молодежи. В Ленинграде оформление заключительных эпизодов шествия было посвящено ударным стройкам, шефству над объектами пятилетки, комсомольским трудовым починам. А в Клайпеде — трудовым достижениям корабелов и рыбаков, ветеранам труда и их молодой смене, ударным бригадам.

Однако при идентичности содержания, сходстве используемых идейно-художественных выразительных средств эффект был различным.

В Ленинграде художественно оформленные машины, на которых разворачивались эпизоды действия, служили эпицентром, притягивавшим к себе участников театрализованного шествия, собиравших вокруг себя массу людей, стихийно дифференцируя ее по этапам исторического пути Ленинского комсомола. В итоге к месту кульминации — заключительного митинга пришла огромная многотысячная колонна людей, вовлеченных в шествие и организованных с помощью средств театрализации.

В Клайпеде этого не произошло, так как линии реального и художественного действия разошлись. Сценарно-режиссерский замысел не предусматривал реального шествия основной акцент был сделан на карнавальное зрелище с участием сказочных персонажей: Нептуна, Русалок, Чертей, Водяных. Праздничного массового действия не получилось, ибо не были продуманы эффективные каналы проявления активности людей, собравшихся на улицах и площадях города.

Мы видим, что в массовом шествии, где коллективно прохождение участников по улицам и площадям составляет основу театрализованного действия, необходимо создавать своеобразные художественные эпицентры, вокруг которых концентрируется реальное действие, втягивающее в свою орбиту все новых и новых людей. Такими эпицентрами могут быть: художественно оформленные театральные группы, декорированные машины, движущиеся сценические площадки, интермедии, разыгрываемые среди публики. Все они широко использовались как отдельно так и в органичном единстве во время театрализованных шествий на протяжении всей истории советских массовых праздников.

По такому принципу было построено театрализованное шествие участников открытия Всесоюзного слета молодежи, посвященного 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в Ленинграде 29 октября 1987 г.

Участники слета собирались в местах историко-революционных событий 25 октября 1917 г. Здесь при свете факелов проходили короткие митинги, а затем начиналось движение колонн по направлению к Дворцовой площади — месту кульминационного действия праздника.

При этом были разработаны пять маршрутов из разных районов города, которые повторяли путь участников взятия Зимнего дворца. Каждый из маршрутов театрализованного шествия имел свой сценарно-режиссерский замысел. На каждом из них между костюмированными группами «революционного патруля» и нашими современниками через усилительную технику проходила перекличка-рассказ о событиях революционных дней и о сегодняшних достижениях комсомольцев и молодежи страны. По ходу движения колонн разворачивались действия-импровизации у костров и баррикад. Размахивая газетами тех дней, сновали, выкрикивая «экстренные» новости, мальчишки-газетчики, горели старинные уличные фонари, высвечивая из темноты тумбы с революционными декретами, лозунгами и плакатами. Участникам шествия прикреплялись алые банты, вручались косынки с символикой слета, буклеты «25 октября 1917».

На подходе к местам дислокации, непосредственно прилегающим к Дворцовой площади, с помощью прожекторов, фонограммы, кинопроекций, звучащих команд «революционных патрулей», а также при участии встречающих колонны театрализованного шествия отрядов моряков-балтийцев воссоздавалась атмосфера сбора революционных отрядов готовящихся в ту памятную ночь к штурму Зимнего дворца. Именно эта атмосфера способствовала проявлению необходимого для действенного участия в празднике психологического настроя.

Выстроив театрализованное шествие подобным образом, организаторы сумели втянуть в него не только группы участников слета, но и вышедших на улицы и площади города представителей ленинградской молодежи, которые по мере прохождения колонн активно занимали в них места, включаясь в сценарно-режиссерски запрограммированное действие как во время всего движения, так и непосредственно на Дворцовой площади.

Особо следует рассмотреть шествия у исторических ансамблей и мемориалов. Их специфика заключена в том, что они требуют минимума дополняющих их художественных резонаторов, любых внешних проявлений театральности. Глубокое эмоциональное воздействие на массу участников шествия у мемориала оказывает сам факт соприкосновения с документальной атмосферой места действия.

Проводя в год 65-летия Октября шествие «Революционный держим шаг» на Марсовом поле в Ленинграде, сценарно-режиссерская группа, возглавляемая автором, стремилась найти в замысле сочетание неброских, но верно найденных художественных образов с исторической достоверностью Пантеона. С огромной эмоциональной силой воздействовал на патриотические чувства участников слета точный монтаж «Реквиема» Д. Кабалевского с голосом «оживших» гранитных плит Пантеона, обрамленных устремленными ввысь алыми фонарями-факелами.

...Не жертвы — герои

Лежат под этой могилой...

Не горе, а зависть

Рождает судьба наша

В сердцах благородных потомков.

В Красные страшные дни

Славно вы жили

И умирали прекрасно...

Финальный митинг при свете факелов и прожекторе на месте, где звучал голос Ленина, где он с делегатами II конгресса Коминтерна возлагал венки на могилы героев, а теперь выступали реальные герои: жители и защитники блокированного фашистами Ленинграда, представители молодежи города, — вылился в яркую манифестацию, имевшую громадное психолого-педагогическое воздействие.

Интересным и перспективным методическим приемом в массовом празднике является сочетание театрализованного действия в закрытом помещении с массовым уличным шествием участников. В этом случае сценическое представление, в котором сочетаются линии реального художественного, выступает как резонатор коллективного действия всех участников, выплескивая его на улицу и тем самым расширяя возможности театрализации.

Этот прием показал себя наиболее эффективно в сценарных замыслах и режиссерском воплощении слетов студенческих строительных отрядов Ленинграда. Как правило, их финалом являлось факельное шествие участников к Смольному либо к месту стоянки крейсера «Аврора» и принятие обращения к продолжателям студенческого движения. Массовость и эмоциональность этих шествий находилась в прямой зависимости от образного решения представления.

Особенно четко эта зависимость проявилась при проведении слета в Таврическом дворце, с которым связаны многие революционные традиции Петрограда. В финале массового театрализованного рапорта в зале Таврического дворца раздались сигналы на построение и команды, ассоциировавшиеся с аналогичными сигналами и командами на построение солдат и матросов, уходящих на фронт. Эта ассоциация вызвала эмоциональную реакцию, прилив энтузиазма, потребность в активном приобщении к действию. Не было участника, который бы не счел своим долгом встать с факелом в сводную колонну студенческого отряда. Результатом точно продуманного театрализованного действия стало массовое факельное шествие к месту митинга.

Анализ опыта использования театрализованных шествий и парадов в массовом празднике позволяет сделать некоторые методические обобщения и выводы.

1.Шествия и парады дают возможность создать развивающиеся сюжетно эпизоды театрализованного действия в движении, продемонстрировать тематический замысел в динамических картинах.

2.В своем тематическом построении шествия и парады опираются в первую очередь на достижения людей - реальных героев конкретной коллективной общности в сочетании с их оптимистическим праздничным настроением и потребностью в действенной активности.

3.Большое значение при организации шествий и парадов имеет точность художественного оформления, являющегося не самоцелью, а компонентом действия. В зависимости от сценарно-режиссерского замысла по-разному сочетаются реальная и художественная образность, темпоритмический рисунок как всего шествия, так и отдельных его частей.

4.Шествия и парады должны органично перерастать в кульминационное действие, позволяющее реализовать активность через конкретные поступки, несущие глубоко символический смысл (факельное действо, общая клятва, хоровое пение и пр.).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.