Здавалка
Главная | Обратная связь

Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного фольклорного действия, основанного на сложившихся народных традициях.



1. Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей сложившейся ритуалистики. Костюмироваиие как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причем порой весьма ценным. Костюм, история которого как отдельная отрасль знаний складывалась на протяжении многих веков, широко используется сегодня в исторических, этнографических и календарных праздниках и обрядах. Притягательная сила костюмирования на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, становящиеся центрами, вокруг которых развертывается действие, втягивающее и некостюмированных участников.

В театрализованных праздниках и обрядах постоянно используются традиционные народные аллегорические персонажи. Так, в празднике урожая, проводившемся в Целинограде, в основу сценарного замысла была положена народная легенда, позволившая выстроить театрализованное действие как разрешение спора между Розой и Пшеницей, олицетворяющими красоту и жизнь. Подобные персонажи очень часто встречаются в праздниках и обрядах всех регионов нашей страны. На Урале это — Труженица-Сталь в праздниках на металлургическом заводе г. Челябинска, Мансийская Земля в профессиональных праздниках нефтяников Тюменской области, Королева-Нефть на праздновании 25-летия Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода.

Интерес представляет также использование в построении костюмированного театрализованного действия мифологических персонажей, таких, как Дионис, Нептун. В центре образного решения сложившейся системы театрализованных праздников в городах Сысерть и Верхняя Пышма Свердловской области, основанных на народных традициях и фольклоре, — сказочные персонажи Данила-мастер и Хозяйка богатств уральских.

Использование в театрализованных праздниках и обрядах традиционных народных аллегорических, мифологических и сказочных персонажей, создающих персонифицированную фольклорную образность, вызывает сегодня много споров, частые методические просчеты в сценарно-режиссерских замыслах. В связи с этим подчеркнем еще раз, что для замысла и воплощения театрализованного праздника как явления художественно-публицистического большое значение имеет точное соотнесение документального материала и выразительных средств искусства, реального и игрового действия, органичность их синтеза. Анализ накопленного опыта и многолетняя сценарная практика показывают, что здесь нужна особая методика, категорически не допускающая, когда реальное действие необоснованно подменяется фольклорно-игровым, что создает ощущение неорганичности, надуманности, фальши.

Сочетание информационно-пропагандистской и эмоционально-образной линий театрализации при поиске персонажей фольклорного действа бесспорно должно опираться на отношение человека традиционной культуры к окружающей его природе. Исстари оно строилось на основе своеобразного «договора», реального потому, что человек видел в природе партнера, с которым возможен диалог. В роли партнера могли предстать различные при родные силы и явления, очеловеченные фольклорно-символической образностью. При этом как бы объединялись в мифологии, этнографии мир человека и природы, поддерживалось равновесие.

Исследователь русского народного традиционного календаря А. К. Байбурин подчеркивал, что «языческие обряды основывались на договорных, двусторонних, обменных связях человека и природных сил, а религиозные обряды — на одностороннем, покровительственном к человеку отношении», в силу чего «договорная модель» возникает на определенном этапе развития у всех народов»107; Отталкиваясь от магической сути такой «договорной модели», отметим, что именно она позволяет активно включить в театрализованное действо, основанное на народных традициях и фольклоре, костюмирование участников. Суть его в единении природы, дающей человеку живительную силу, и человека, отдающего природе часть получаемых от нее благ (урожай, плоды охоты, рыболовства и т. д.) в форме обрядового действия, в частности различного рода реальных либо театрализованных жертвоприношений.

Естественным сегодня представляется действие, в котором Весна-Красна, являющаяся фольклорно-символическим персонажем сельского праздника, дает шутливые напутствия его участникам, обещая помочь с погодой, а царь морской Нептун на празднике День рыбака «выкуривает» с рыбаками трубку мира и заключает в игровой форме договор честно ловить рыбу, с одной стороны, и не баламутить море — с другой. В этих примерах мы видим, что художественные персонажи ведут линию фольклорно-игровую, подчеркивают ассоциативную образность всего действия.

Именно таким персонажем на празднике виноградной лозы в Молдавии является покровитель виноградарства Дионис, который выезжает в нарядной колеснице под барабанную дробь и фанфары, сопровождаемый свитой. Этот персонаж в ярком плаще, украшенном виноградными листьями, с венком из спелых гроздьев на голове и с рогом вина в руках является символом праздника. Поэтому его выступление с поздравлениями, «урожайные» награждения могут происходить только от имени самого персонажа, в основе их должны лежать фольклорные зрелищно-игровые традиции.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда в театрализованных праздниках и обрядах традиционные народные персонажи ведут линию реального действия: читают официальные документы, проводят награждения передовиков производства, принимают рапорты, посвящают в профессию. В уже упоминавшемся нами празднике, посвященном 25-летиго Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода, в кульминационный момент появилась Королева-Нефть. На голове изображавшей ее девушки был укреплен обруч с ниспадающими широкими шурфами — «потоками нефти». Королева-Нефть зачитывала Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении предприятия. Аналогичный прием использовался в театрализованном празднике на Салаватском ордена Ленина нефтехимическом комбинате, где Волшебница-Химия со своей свитой появлялась не только в игровой части, но и там, где действие приобрело реальный характер. Никак нельзя согласиться с выводом, что «такой прием позволил в наглядно-зрелищной форме вводить новые факты, документы, материалы и в то же время не перегружать праздник излишней документальностью»108.

На одном из празднований Дня рыбака в Клайпеде реальное действие — церемония посвящения учащихся ПТУ в полноправные моряки — было полностью превращено организаторами в игровое действие. Главный боцман праздника оглашал поименно выпускников рыболовецкого училища. Нептун окроплял их морской водой. Старшая Русалка надевала через плечо каждому символическую ленту из рыболовных траловых сетей, а затем все вместе они принимали торжественную клятву и после того, как каждый выпускник расписывался под ней, вручали ему почетный диплом, скрепленный автографами.

Такое действие, главными персонажами которого стали Нептун, Русалка, Главный боцман. Черти, нарушило соотношение в нем реального и игрового начал. Церемония, являющаяся кульминацией праздника, была превращена в беспочвенную игру. В то время, когда аллегорические мифологические персонажи активно действовали на торжестве, реальные герои — руководители училища и рыболовецкого колхоза, наставники и родители — оказались как бы непричастными к нему. Все это вызвало у тех, кого посвящали в профессию, а также у всех присутствующих на празднике, чувство нереальности происходящего, что снизило педагогический и эмоциональный эффект театрализованного действия.

Мы видим, что костюмирование определяет характер общения в театрализованном фольклорно-игровом действии, позволяя ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет превалирования в сценарном смысле не личностного, а ролевого общения. Костюм, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становятся определенной знаковой системой, языковым кодом, под воздействием которых происходит слияние практически-реального и условно-идеального поведения.

2. Коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие и выражающаяся в хоровом пении массовых танцах. Этот вид не организованной предварительно художественной самодеятельности, потребность которой всегда живет в народе, отражается прежде всего в фольклорных формах. Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Она буквально пронизывает все разновидности массового фольклорного действа, стимулирует создание огромного пласта песенного и хореографического народного репертуара. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного шествия.

В традиционном народном празднике «Тбилисоба» на большой площади, где происходит гулянье, собирают специально привезенные со всей республики дома, характерные для отдельных локальных культур различных народностей и этнографических групп, проживающих на территории Грузии. Здесь оживает быт старого города Тбилиси, разыгрываются театрализованные сцены из истории грузинского народа. Это фольклорно-игровое действие, насыщенное музыкой, песнями и танцами, втягивает в коллективную импровизацию участников праздника независимо от того, осетины они или аджарцы, абхазцы или менгрелы, сваны или русские.

Организаторам театрализованного действия необходимо очень четко понимать, что речь должна идти не о принуждении исполнить массовую песню хором, не о насильственном выталкивании в круг танцующих, а именно о резонировании живущих в каждом человеке потребностей приобщиться к народному традиционному творчеству, основой которого является фольклор. Эти потребности должны быть преднамеренно запрограммированы в сценарно-режиссерском замысле, предоставляющем каждому присутствующему на празднике каналы проявления активности — «островки импровизации», позволяющие реализовать желание включиться лично в фольклорно-танцевальное или песенное действие. Тем самым коллективная импровизация становится результатом овладения традицией, ибо происходит самостоятельное наследование культурных ценностей в результате общения.

Многократный опрос участников театрализованных праздников показал, что именно возможность действовать привлекает аудиторию, отражается на оценке мероприятия. Так, согласно исследованию 3. Д. Яшвили, более половины анкетируемых участников «Тбилисобы» отметили, что их привлекает в фольклорных моментах праздника возможность принять участие самим в пении, хороводах, играх и прочем активном действии109. Этот вывод совпадает с точкой зрения М. С. Кагана, отмечающего, что сбытовые формы музыки и танца ориентированы непосредственно на эмоциональную организацию группового поведения людей в тех иных жизненных ситуациях, благодаря возбуждению в них общего настроения, самочувствия, душевного состояния, соответствующих данному случаю»110.

3. Трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки характерно для структуры любого фольклорного действия, носит соревновательный, порой шуточный характер.

Народный праздник цветов «Цуквер сувар», проводимый в конце мая в селах Дагестана, когда склоны гор покрываются ковром альпийских цветов, пронизан такой состязательностью. Здесь и спор женщин за право признать их блюда лезгинской кухни лучшими, и состязание юношей в музыкальности, ловкости, силе, в частности традиционном спуске с гор на деревянных конька. Кульминация же праздника — художественно-творческое состязание в составлении букета для королевы цветов - девушки, появляющейся в сопровождении эскорта джигитов.

Проходящий ежегодно в конце августа в Казбеги День чабана, посвященный подведению трудовых итогов овцеводами района, органично включает в себя как фольклорные песни и танцы, так и различные состязания. Так женщины соревнуются в сохраненных горцами традициях художественного вязания, приготовления вкусных блюд, по старинным рецептам. А команды горских сел, помимо традиционных национальных спортивных состязаний проводят конкурс на лучшее исполнение народны грузинских мелодий. Победители получают приз — древний пастушеский музыкальный инструмент свирель.

4. Ритуальное действие, являющееся обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирающегося на народные традиции и фольклор.

Использование ритуального действия связано как, календарными праздниками, такими, как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспаши первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота на полонину и пр.

Именно в силу сказанного следует акцентировать внимание на закономерности использования выразительных возможностей ритуалистики в идейно-тематическом замысле традиционных народных праздников, в которые «на ряду с элементами, специфичными для определенного праздника, входили и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой»111. Рассматривая значение таких общих ритуальных элементов, В. Я. Пропп| подчеркивал: «При сравнении праздников между собой обнаруживается, что частично они состоят из одинаковый слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда просто тождественных»112. К таким общим ритуальным элементам организации театрализованного действия в народных праздниках и обрядах следует отнести культ огня, воды, растительного мира, ритуальную трапезу, ряженье и пр.

Все земледельческие народы мира отмечают традиционно праздник плуга. Бытовал он и у многих народов нашей страны, сопровождаемый ритуальными действиями. Так, первую борозду должен был запахать человек, собравший в предыдущем году самый большой урожай. Он облачался в шубу, вывернутую наизнанку, рассчитывая, что это окажет магическое воздействие на поля («хлеба поднимутся густые, как мех»). А для вызова поильных дождей лучшего пахаря обливали водой, посыпали землей, произнося при этом заклинание: «Да будет урожай!» Освободившись в наши дни от мистического налета, праздник первой борозды в основе ритуального действия несет прославление героев-земледельцев, демонстрацию достижений труда.

Старинный чувашский праздник «Акатуй» («Свадьба плуга») предполагает театрализованную перекличку старой жизни с достижениями нового. Под импровизированное песенно-танцевальное действие на поле медленно выходят запряженные плугом буйволы. А затем, обгоняя их, первую борозду прокладывает старейший тракторист коллоза. Такой контраст в сложившемся ритуале позволил и дальнейшем ярко показать в празднике готовность к полевым работам техники, мастерство лучших механизаторов, состязавшихся не только в труде, но и в спорте, наигрышах на народных инструментах.

Очень интересно проследить в театрализованном празднично-обрядовом действии использование в современном контексте ритуальной трапезы. Символический характер обрядового хлеба, несшего охранительные функции у многих народов, получил развитие в праздниках урожая. Ритуал «дележа» хлеба-соли происходит на виду у всех при подведении итогов полевых работ. Руководители совхоза оглашают результаты, а девушка в костюме Урожая солит каравай хлеба нового урожая и раздает согласно укладу в общее дело. Лучшие получают большой кусок, средние - меньше, а кое-кто и ничего. Тем самым в ритуале хлеб стал олицетворением не только традиционного радушия и благополучия, но и благодарности.

Анализ театрализованного фольклорного действия основанного на сложившихся народных традициях, требует осмысления организации пространственной среды. Специфика этого вопроса заключена в том, что именно удачный выбор места действия, его органичная связь с фольклорным содержанием создают праздничную атмосферу и усиливают эмоционально-образное воздействие театрализации. При этом привычная реалистическая сценография обычно отсутствует, а эпицентр праздничной действия оформляется за счет дополняющих местность деталей, усиливающих воображение аудитории.

В Тбилиси городской праздник «Тбилисоба» предполагает сложившуюся вместе с праздником традицию реставрации каждый раз нескольких участков старого города архитектурные памятники которого используются в сценарно-режиссерском замысле не только как фон, но и как площадки игрового фольклорного действия. Такое театрализованное оживление народной старины было образно названо «премьерой улиц».

Думается, что, реставрируя старинные здания и целые кварталы, мы должны не забывать и активно использовать в традиционном фольклорном действии имеющиеся во всех регионах страны архитектурно-этнографические заповедники, парки-музеи народного зодчества и быта Такие, как Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Карелы», Музей быта и архитектуры народа Нижнего Поволжья, Музей народной архитектуры и быта Украинской ССР, Парк-музей грузинского зодчества народного быта, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и др.

Для создания исторического фона, среды сценическое действия театрализованных фольклорных праздников богатейшие возможности представляет подмосковный музей заповедник «Коломенское», где издавна проводились на родные гуляния во время различных церковных праздников. В фольклорном празднике «Над Москвой-рекой», проходившем в рамках Дня Москвы, организаторам удалось включить в действие весь архитектурный комплекс: шатровую церковь Вознесения XVI в., круглую двухъярусную колокольню XVI в., их галереи, крыльца, балконы, а так­же прилегающую акваторию. Вокруг расположился ярмарочный городок, в центре которого на фоне панорамы окрестностей и церкви в Дьякове были установлены три ярко украшенные сценические площадки-помосты, увитые цветными гирляндами, лентами, изделиями самодеятельных художников и мастеров народных промыслов.

Какими бы различными приемами создания пространственной среды в фольклорном праздничном действии ни пользовались организаторы, главным методическим принципом остается органичное сочетание природно-архитектурной среды, резонирующей праздничную атмосферу, способствующей вовлечению аудитории в действие, с вписанными в нее как стационарными установками, так и спонтанно возникающими сценическими площадками.

Надо отметить, что на сценографию влияет и время проведения праздника, которое дает возможность найти дополнительные выразительные средства в оформлении фольклорного действа под открытым небом. Это могут быть снежные городки, сказочные избушки, катальные горки, мифологические чудища, вылепленные из снега, разукрашенные анилиновыми красками и облитые водой — зимой; гирлянды цветов, заплетенные венки, украшенные снопы, наряженные березы — летом и осенью.

Если сюда же добавить творческие возможности использования кукол, чучел, прочих бутафорских действующих лиц, а также ряженья в художественном оформлении пространства праздничной жизни на основе народных традиций и фольклора, то становится ясно, сколь важно их знание для точного и целесообразного использования и сценографии.

Обобщая сказанное, следует выделить следующие методические особенности использования народных традиций и фольклора в театрализованном праздничном действии.

1. Они могут служить глубокой, серьезной основой «оживления» исторических событий, быта, обычаев, опираясь при этом на психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы празднующей общности.

2. Народные традиции и фольклор могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием.

3. Использование народных традиций и фольклора в органичном единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие, создает необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявления активности, раздвигая границы праздника.

 

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.