Здавалка
Главная | Обратная связь

Воля как особенное регуляторное образование

Воля — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Волевую сферу личности составляют процессы, обеспечивающие сложную систему связей между намерениями и действиями человека. Особенность волевых процессов в том, что они недоступны непосредственному наблюдению, с этим связана и трудность психологических исследований данного образования. Как отмечает В. А. Иванников, «проблема воли в том и состоит, что никто не сомневается в ее наличии, но никто не знает, что это такое».

К изучению воли в психологии есть 2 подхода: философский и естественнонаучный.

В рамках философского подхода как самостоятельная научная проблема, проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению миро­воззрения экзистенциализма — «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальны­ми обстоятельствами. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственны­ми обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не мо­жет отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж. П. Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтан­ный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т. д.

В гуманистической философии свобода воли и ответственность не противопоставлены. По Э. Фромму, ответственность является обратной стороной свободы.

 

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активно­сти живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению Павлова, воля как «инстинкт свободы» высту­пает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал он, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало живот­ное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» [Павлов, 1952]. Для человеческого же поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержа­ние его собственного сознания, его интересы и т. д. Таким образом, воля в трак­товке Павлова рефлекторна по своей природе, то есть проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул.

 

В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторон­ников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований кон­цепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего пове­дения, как личностный уровень произвольной регуляции.

 

Воля выполняет следующие психологические функции:

· Инициирование действия путем формирования намерения.

· Поддерживание первоначального намерения в активном стоянии вплоть до достижения цели. Лица, у которых выражен этот аспект регуляции действия, в большей степени фиксированы на процессе деятельности и значительно меньше озабочены ее результатом. Крайним выражением этого является феномен «трудоголизма», когда смыслом работы человека становится сама работа.

· Преодоление препятствий, возникающих на пути реализации намерения.

· Усиление мотивации признается отечественными психологами в качестве одной из главных функций воли. При объяснении этого максимальное распространение получила гипотеза о волевом усилии, исходящем от личности. Наряду со сферой мотивации личность становится вторым источников побуждения к активности, причем в отличие от мотивов личность не только побуждает, но может и тормозить активность (когда, например, усилием воли мы отказываемся от съедания еще одного кусочка торта).

 

Воля проявляется в следующих феноменах:

1) в волевых действиях;

2) в выборе мотивов и целей;

3) в регуляции внутренних состояний человека, его действий и различных психических процессов;

4) в волевых качествах личности.

 

Волевое действие - сознательное целенаправленное действие человека (воля в широком смысле) по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий (воля в узком смысле).

Волевое действие — это действие, совершающееся в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций. Выделяют три этапа волевого действия: осознание его целей и задач, выбор мотивов и способов действий, и исполнение решения.

1. Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При формировании цели особую роль играют ее содержание, характеризначение.Чем значительнее цель, тем бо­лее мощное стремление ею вызывается.

2. Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказыва­ется в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Пси­хическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борь­бой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направ­лении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, которое заключается в выборе цели и способа действия.

3. Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, то есть с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое реше­ние. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, исполняются, как правило, сразу. Однако, чтобы достигнуть желаемого, одного намерения недостаточно, необходимо планирование путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реа­лизуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или ак­тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необ­ходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выра­жение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (та­кое проявление принято называть внутренним волевым действием).

 

Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений, их не следует отождествлять. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом уси­лии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение. Например, рассматривая или вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы лба, глаз и т. п

В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Интенсивность волевых уси­лий зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Внешний фактор – масштаб препятствия, которое мешает нам достигнуть цели. Внутренние факторы: мировоззрение личности, выраженное в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намечен­ному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др.

 

В западной психологии проблему воли рассматривают как проблему контроля за действием по реализации намерения. В качестве примера подобных теорий можно привести теорию немецкого психолога Ю. Куля.

Ю. Куль выделяет ряд механизмов, с помощью которых осуществляется контроль за действием по реализации намерения. Эти механизмы могут принимать форму осознанных стратегий, но чаще реализуются на неосознаваемом уровне:

1) мотивационный контроль. Это стратегия, которая усиливает мотивацию, лежащую в основе намерения. Это происходит благодаря тому, что человек способен удерживать в поле внимания позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности;

2) контроль внимания. Этот механизм обеспечивает направленность внимания на информацию, которая относится к реализации намерения;

3) перцептивный контроль. Уже на ранних стадиях восприятия действует своеобразный фильтр: восприятие человека более чувствительно к той поступающей информации, которые связаны с намерением, и наоборот, блокирует информацию, не значимую для реализации намерения;

4) эмоциональный контроль. Человек знает, какие эмоциональные состояния способствуют и, наоборот, препятствуют реализации намерения. Если эмоциональный фон затрудняет достижение цели, система контроля за действием стремится изменить его;

5) контроль активизации усилий. Неудача в ходе реализации намерения и ее эмоциональные последствия (разочарование или досада) приводят к мобилизации дополнительных усилий, либо, наоборот, к снижению усилий вплоть до временного отказа от достижения цели ввиду неблагоприятных обстоятельств;

6) контроль кодирования и оперативная память. Показано, что связанная с намерением информация обрабатывается по более экономной (с точки зрения затрат сил и времени) стратегии. Если действие по реализации намерения по каким-либо причинам невозможно в данный момент, информация о намерении хранится в оперативной памяти в особом, «активированном» виде. Даже не осознаваясь, эта информация будет легко доступна, как только возникнет благоприятная для реализации намерения ситуация;

7) поведенческий контроль. Этот механизм заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности и окружающей среды предметов, провоцирующих нежелательные действия.

 

Для успешной реализации намерения необходима однозначная связь между тремя компонентами: мотивом, целью и способами достижения цели. Если какой-то из этих компонентов недостаточно развит или вовсе отсутствует, он привлекает к себе повышенное внимание (это может происходить как осознанно, так и неосознанно), а в результате формируется то, что Куль называет «неполноценным намерением» — намерение, которое зацикливается, но не воплощается в действие. Исследования Куля показали, что не все люди в равной степени склонны к образованию неполноценных намерений: Куль разделил всех людей на 2 группы: субъекты, ориентированные на состояние, и субъекты, ориентированных на деятельность. Именно первая группа людей чаще сталкивается с трудностями в реализации своих намерений.

Люди, ориентированные на состояние, испытывают трудности, принимая даже довольно простые и не очень важные решения, например, при покупке подарка. Они склонны к сомнениям и бесконечному взвешиванию вариантов; чрезмерно зацикливаются на прошлых неудачах, вновь и вновь мысленно возвращаясь к ним. Часто их отвлекают от действия мысли: «Кому все это нужно?», «Зачем я это делаю?», «Имеет ли это смысл?» Причем вопросы такого рода приходят в голову не только на стадии подготовки к деятельности, но и в ее процессе, что, конечно, не дает возможности сконцентрироваться на содержании работы, окунуться в нее с головой и увлечься. Ориентированные на действие, напротив, быстро принимают решения, легко отвлекаются от раздумий о былых провалах и просчетах. Принимаясь за что-то, они не тратят времени на размышления, а полностью сосредотачиваются на содержании.

Ориентированные на деятельность субъекты осуществляют регуляцию собственного действия непроизвольно: действие, основанное на полноценном намерении, управляется как бы само по себе, оно не требует постоянной внутренней борьбы и неусыпного контроля со стороны сознания.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.