Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности развития Тайваня до середины 20 века (до 1949 года)



В сравнении с многотысячелетней историей Китая, официальная письменная история Тайваня насчитывает лишь около четырех веков. На западе научное исследование истории Тайваня, ведется около 300 лет, с момента публикации в начале 18 века сочинений европейских миссионеров. При этом первые подробные, достоверные описания Тайваня или Формозы, как она упоминается в хрониках и дневниках, принадлежат голландским и испанским колонистам, и являются главными источниками сведений по ранней истории острова. Самым ранним подлинным сочинением о Тайване являются «Заметки С. де Майя о визите на Тайвань в 1715 г.» автором которого является французский миссионер-иезуит, был послан императором Канси для составления карты острова. Заметки де Майя содержат собранные им сведения о природе острова, об аборигенах (равнинных и горных) и отношениях между ними. Заметки повествуют об образе жизни, самоуправлении, обычаях и верованиях равнинных и горных аборигенов, о встречах с уцелевшими со времен голландцев туземными христианами, а также некоторые другие собранные факты и наблюдения автора. Привлекая переводы китайских и голландских источников, де Майя пишет об иммиграционной политике и системе местной администрации Цин, о временах открытия острова китайцами, голландского правления, войны с Чжэн Чэн-гуном и правления клана Чжэн, вплоть до насильственного перехода острова в 1683 г. обратно под власть династии Цин (1644–1912).

Недостаток, возникший в результате изгнания голландских мореплавателей с острова войсками Чжэн Чэн-гуна был восполнен лишь после «опиумных войн» 1840–1842 и 1856–1860 гг., которые открыли остров для западных стран и сделали возможным новый качественный рывок в его изучении европейцами. Рост внимания публики привел к появлению в мировой прессе десятков статей об ознакомительных «экскурсиях» на Тайвань, которые предпринимались с середины XIX в. различными экспертами и простыми обывателями.[11]

Последующие события, такие как Японская карательная экспедиция 1874 г., франко-китайская война 1884–1885 гг. и японо-китайская война 1894–1895 гг. регулярно подогревали интерес мировых держав к жизни острова и его обитателей, так как в тот период Тайвань уже начал играть ощутимую роль в жизни материкового Китая как важное геостратегическое и геополитическое место в военных действиях перечисленных событий.

В целом, период второй половины XIX в. можно считать этапом наиболее активного, но все же стихийного сбора информации, расширения круга источников и обобщения сведений по Тайваню. Исследования этого периода подготовили почву для появления уже вначале XX в. ряда фундаментальных работ с материалами по общей истории данного острова. Но передача острова под власть Японии в 1895 г. вновь резко затруднила свободный доступ ведущих держав и заметно ограничила число научных публикаций на европейских языках. Выходившие в 1895–1945 гг. на западных языках материалы с данными представляли собой в основном переводы работ японских ученых и колониальных чинов, труды миссионеров и дипломатов. Однако, резка милитаризация Японии и последующая Вторая мировая война надолго остановили изучение Тайваня, оставив его для дальнейшего анализа японским ученым. Однако, переводы японских работ были осуществлены лишь во второй половине XX века, которые в основном касались колониальной политики Японии и социально-экономического становления японской власти на острове. Все прочие материалы, касающиеся исторических находок, оставались закрытыми.

Таким образом, теоретическое и прикладное изучение и систематизация информации об острове была подвержена влиянию времени. Практически все важные политические события, происходившие на Тайване приводили к сокрытию информации и ограничению доступа на остров в целом. Из чего можно сделать вывод о том, что, вплоть до сегодняшнего дня, сведения о Тайване являются неполными и требуют дополнения.

 

Особенности социально-экономического развития:

Географическая удаленность, и даже некая изолированность острова от культурных центров китайской, японской империй и, тем более, от Испании и Португалии, а так же политическая оторванность от континентального Китая, к тому же достаточная специфичность исторического развития породили у коренного и ассимилировавшегося населения острова вполне понятное ощущение некоторой обособленности от материка. В древних китайских хрониках «Хоу Хань шу» (период Восточная Хань — 25-220гг.) и «Сань го чжи» (период Сань го — 220—265) содержатся первые упоминания об острове, который появляется в них под названием Ичжоу (остров варваров). С периода Суй (581—618) Тайвань чаще всего именовался Люцю (по названию небольшого царства в юго-западной части острова, что указывает на варварское, некитайское происхождение населения Тайваня). Под современным названием остров встречается в письменных источниках лишь с конца XVII века.

Голландское колониальное правление привело к подъёму экономики Тайваня, главным образом к созданию плантаций риса и сахара, на которых трудились вывезенные из Фуцзяня работники, на правах наемных рабочих. Правительство также приложило усилия к тому, чтобы обратить тайванских аборигенов в христианство и «цивилизовать» их, в частности, запретив им ходить обнажёнными.

Голландская Ост-Индская компания построила несколько фортов на острове, ставшими впоследствии городами, главным назначением которых была поддержка торговли с Японией и Китаем и защита от соперников по колонизации Азии — Испании и Португалии. Столица колонии располагалась в форте Зеландия.

Примерно с 1683, на Тайване было провозглашено прокитайское мировоззрение. Однако не весь остров был заселен и исследован. Восточные берега острова оставались в течение всего 18 века довольно безлюдными, однако в 19 веке выходцы из Сямэня (провинция Фуцзянь) засеяли всю территорию острова рисом и чаем, которые шли на экспорт, в первую очередь, в Японию. С конца 19 века, а именно с 1895 по 1945 годы остров входил в состав Японской империи и был разделён на несколько префектур: Тайхоку, Синтику, Тайтю, Тайнан, Такао, Тарэнко, Тайто и Хоко. Именно Японское правление на острове дало толчок к развитию социальных институтов Тайваня. На острове были созданы местные органы власти, учреждена школьная система, активно стимулировалось использование японского языка во всех сферах жизни. Это резко контрастировало с отношением прежней, китайской, администрации к местным нуждам, при которой все заботы сводились к развитию инфраструктуры для связи с материком.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все завоеватели, при попытках закрепиться на Тайване, оставили свой след в социальном и экономическом развитии острова. Положительная деятельность европейских миссионеров в основном привела к созданию городской системы и укреплению приграничных территорий острова. Китайские представители, старались развивать аграрный сектор Тайваня. Японское же правительство принесло на Тайвань систему социального обеспечения и дало возможность для системы образования. Касательно, культурной составляющей Тайваня то здесь можно проследить смешение резко контрастирующих культур. Практически все завоеватели оставили неизгладимое влияние на конфессиональную часть культуры Тайваня, а чисто азиатское влияние сформировало условия быта. Более того, сохранились, хоть и не в первоначальном виде древние верования и этнические группы – по сей день аборигены Тайваня считаются важным доказательством самобытной составляющей островной культуры.

Особенности политического развития:

Торговля и навигация через Тайваньский пролив между материковым Китаем и островом начались с незапамятных времен, задолго до появления ханьской цивилизации и ее оккупации острова и близлежащих территорий. Первая военная экспедиция материковых китайцев на Тайвань отмечена в 230 году. В 610 году 10-тысячная китайская армия совершила новый поход на Тайвань и острова Пэнху, после чего связи между Китаем и этими островами стали более регулярными. В 12 веке Тайвань был официально включен в состав Китая в качестве части провинции Фуцзянь. В 1360 году в связи с ростом военного значения острова на нем было основано Управление по надзору, которое явилось первым китайским органом местной власти на Тайване. В этот период усилился поток иммиграции на остров из провинций Фуцзянь и Гуандун. Более быстрыми темпами пошел процесс освоения острова, развивались земледелие и ремесла. Коренные жители равнин (впоследствии смешавшиеся с племенами гаошань) были вытеснены в горные районы, а китайские переселенцы начали осваивать прибрежные плодородные земли.

С конца XVI — начала XVII веков стало временем вторжения иностранных завоевателей на Тайвань. Вначале это были японские феодалы и пираты, пытавшиеся закрепиться в прибрежных зонах Тайвани, не принимая попыток проникнуть вглубь материка. Однако с помощью подкреплений, присланных из провинции Фуцзянь, все они были отброшены.

В 1590 году на Тайвань из Макао проникли португальцы, давшие острову название Формоза (Прекрасный). В 1624 году он попал под контроль голландцев из Ост-Индской компании, одной из крупнейших морских торговых компаний того периода. В 1626 году на Тайвань послала свои военные корабли Испания, с целью закрепления своего влияния на острове, однако ей удалось закрепиться лишь в северной части острова. Борьба за обладание Тайванем между Голландией и Испанией к 1641 году завершилась в пользу первой.В сентябре 1652 года против голландских колонизаторов вспыхнуло крупное восстание китайского населения и аборигенов под началом Го Хуая. Несмотря на разгром основных сил повстанцев, под контролем Ост-Индской компании остались лишь северный и юго-западный районы острова.В целом население острова было недовольно колониальной властью. Восстания против неё, как аборигенов, так и прибывших на остров этнических китайцев, жестоко подавлялись голландской армией. Колониальный период продолжался всего 37 лет и закончился вторжением на Тайвань китайской армии Чжэн Чэн-гуна. На смену голландской колонии пришло государство Дуннин.

Испанская Формоза — колониальное правление Испанской империи на острове Тайвань, продолжавшееся с 1626 по 1642 годы.[36] В 1580 году в результате Иберийской унии Испания и Португалия объединились в единое государство, и португальские исследователи и первопроходцы стали работать на испанского монарха. Бунтовавшие против испанского короля голландцы остро нуждались в притоке средств от торговли пряностями, поэтому они взяли курс на вытеснение испано-португальской торговли и захват испанских и португальских колоний. Для борьбы за Юго-Восточную Азию в 1624 году на южной оконечности острова Тайвань голландцы построили форт Зеландия. Опираясь на этот укреплённый пункт, они могли угрожать Маниле, поэтому испанцы решили основать на Тайване свою колонию в северной части острова.

В 1626 году испанская экспедиция прибыла к мысу Сантьяго (современный Саньдяо в районе Гунляо в Синьбэе), однако нашла его неподходящим с точки зрения возможностей обороны. Экспедиция поплыла вдоль побережья на запад и прибыла в бухту Цзилун. Глубокая и защищённая гавань с маленьким островом у входа оказалась идеальным местом для основания первого испанского поселения — Сантиссима-Тринидад. Испанцы построили два форта: на острове и на берегу бухты. В 1629 году испанцы основали второе поселение — форт Санто-Доминго (на территории современного района Даньшуй в Синьбэе). К 1641 году испанское присутствие стало настолько беспокоить голландцев, что они решили захватить испанскую колонию, однако первое голландское нападение было отбито испанцами благодаря хорошим укреплениям фортов. В августе 1642 года голландцы вернулись с достаточно большим войском и отбили земли у испанцев, последним пришлось отступить на Манилу.

В период распри между испанским и голландским блоком в одной из бухт высадилось 26 тысячное войско под предводительством Чжэн Чэн-гуна, натиску которого не смогли противостоять ни испанские оккупанты, ни голландские, после 9дневной осады китайские войска захватили все стратегические важные объекты и выгнали европейских миссионеров с острова. 30 апреля 1661 года Чжэн Чэнгун с 25 тыс. солдат осадил главную голландскую крепость Зеландия на острове, 1 февраля 1662 года крепость пала и остров попал под власть Чжэн Чэнгуна. Во главе нового государственного образования стояла династия Чжэн, основателем которой считается генерал Чжэн Чэн-гун, его наследники сын Чжэн Цзин и внук Чжэн Кэшуан. В государстве была организована схожая с китайской политической системой Цинской империи XVII века. Однако, главной целью клана Чжэн было свержение Цинской империи и восстановление Минской династии, другими словами политическая стратегия Тайвани в 20 годы XVII века являла собой революционную силу в борьбе с Цинским двором. Однако подобное образование просуществовало сравнительно недавно и спустя 20 с лишним лет рухнуло под натиском Цинской империи и из-за экономической блокады, созданной искусственным путем для возвращения непокорного острова в лоно материкового Китая. В 1683 году на Тайване высадилась маньчжурская армия и остров был включён в состав китайской провинции Фуцзянь. Восточные берега острова оставались в течение всего 18 века довольно безлюдными, однако в XIX веке выходцы из Сямэня (провинция Фуцзянь) засеяли всю территорию острова рисом и чаем, которые шли на экспорт, в первую очередь, в Японию.

В 1875 году столицей северного Тайваня стал Тайбэй. В 1886 году Тайвань был выделен в отдельную провинцию Китая. Однако, буквально через 11 лет после поражения Китая в войне с Японией 1894-1895 годах, основной целью которой являлось установление протектората на территории Кореи и подписания Симоносекского договора, по которому цинское правительство было вынуждено передать все управление островом под влияние Японии. Первые 10 лет Японскому правительству пришлось усмирять партизанские движения и вспышки бунтов на острове. В этот период пост генерал-губернатора Тайваня обычно занимал представитель военных кругов. С 1898 года рассматривалось два варианта управления Тайванем. Первый подход, которого придерживался Гото Симпей, утверждал: «С точки зрения биологии адаптация аборигенов невозможна, поэтому Японии нужно использовать британские принципы управления колониями; то есть для Тайваня нужно разработать абсолютно новый свод законов, им нельзя управлять так же, как собственно Японией». В основном данный подход схож с современным китайским подходом к автономным районам. Противоположный подход, сторонником которого был будущий премьер-министр Хара Такаси, рассматривал тайваньцев и корейцев как «почти японцев», способных интегрироваться в японское общество и, следовательно, полагал возможным применение к ним тех же законов и правил, что и к прочим японцам.

Следующий период с 1919 года ознаменовался политикой интеграции, при которой Тайвань рассматривался как продолжение собственно японских островов, и его обитатели должны были осознать своё место и обязанности в качестве подданных Японской империи.[38] Основными направлениями такой политики стали, проводившейся следующие 20 лет, создание местных органов власти, учреждение школьной системы, стимулирование использования японского языка во всех сферах жизни острова. Окончательным закреплением Тайвани как японской территории должно было послужить начало войны с Китаем(1937-1945), в ходе которой тайваньцы стали призываться в Японскую императорскую армию и Японский императорский флот; к 1945 году же был введён полноценный призыв тайваньцев в японскую армию.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.