Здавалка
Главная | Обратная связь

Участие внешних игроков в развитии Тайваня с конца XIX века по 1949 год.



А) Япония

История отношений Китая и Тайваня в период с конца XIX в. по 1945 г. — это история войн и противостояний между Китаем и Японией, в ходе которых Китай терял территории, терпел поражения и испытывал национальный позор. Одна из ключевых проблем материкового Китая сегодня - это территориальные претензии, в том числе и на Тайвань, история претензий восходит к событиям китайско-японской войны 1894—1895 гг., в результате которой остров Тайвань стал японской территорией. Народное антиимпериалистическое восстание ихэтуаней 1899—1901 гг. было подавлено коалицией иностранных держав, куда входила и Япония. На стыке XIX и XX вв. Китай подписал с империалистическими государствами (такими как Британия, Франция, Германия, Российская империя и Япония) протокол 1901 г. (известный как «Пекинский протокол»), которым закреплялись все территориальные отторжения от Китая, произошедшие в 1890-х гг. Гарантировалось дальнейшая беспритязательность Китая на территориальные отчуждения, отошедшие имперским державам. Но Япония, почувствовав силу после победоносной русско-японской войны, усилила политическое и экономическое давление на Китай с целью отторгнуть новые территории. В 1914 г. Япония захватила Шаньдунский полуостров (в то время — германская колония в Китае) под предлогом вступления в Первую мировую войну. В 1915 г. Япония выдвинула так называемое «21 требование», ставшее для Китая национальным унижением, так как де-факто Япония требовала от Китая подчиниться своему влиянию, где основными японскими сферами влияния были Тайвань и полуостров Шаньдун. Более того, в 1932 г. Япония создала марионеточное государство на территории китайской Маньчжурии, а в 1937 г. развязала агрессию против Китая. [2]

В то время как на Тайване Япония проводила достаточно форсированную политику отчуждения от китайских традиций в пользу японского влияния. Первый аспект японской агрессии 1937—1945 гг. и столь негативного отношения материковой части Китая на данное поведение заключается в расхождениях в интерпретации исторических событий китайско-японских отношений и роли Тайваня в данном процессе как основного объекта борьбы за влияние. Такая тенденция существует как минимум с начала ХХ в. Так, Япония стала основным противником процесса реализации идеи большого и суверенного Китая с полноценной национальной самоидентификацией. Уже в первых учебниках по истории, напечатанных в Китайской Народной Республике (образца 1912 г.), Япония определяется как враждебная страна. В 1915 г., а затем в 1919 г. Япония заявляет протесты китайским властям в связи с откровенной антияпонской направленностью образования в Китае. Бойкот японских товаров часто использовался в столице и крупных городах как форма антияпонского движения. В 1932—1933 гг. в Лиге Наций даже была создана комиссия для анализа ситуации, сложившейся в Маньчжурии, и обострившихся отношений между Китаем и Японией. Краеугольным камнем в середине XX века стала позиция Тайваня, после обоснования правительства Гоминьдана на острове, которая в политическом мировоззрении разделила взгляды Японии, нежели материкового Китая. Однако ни одна из позиций лидеров Китайской республики не показывает четкого желания на полное отделение Тайваня от Китая.

Таким образом, отношения между Тайванем и Японией изначально были настроены на позитивные рельсы, что вступает в резкий контраст с отношениями между материковым Китаем и Японией, где изначальный политический разлад привел к непреодолимому диссонансу двух стран. В лице Тайваня Япония видит своего союзника и данная позиция лишь усиливается со временем. В то время как Китай не может гарантировать двум другим сторонам столь же доверительных отношений в силу исторического негативного опыта между КНР и Японией.

Б) США

Тайваньский вопрос остается значимым деструктивным фактором двустороннего взаимодействия с момента установления официальных дипломатических отношений между США и КНР c 1979 г. и по сей день.[29] После разрыва дипломатических отношений и невозобновления договора с тайваньскими властями о взаимной обороне как первостепенных условий нормализации отношений с Китаем США не прекращает поддерживать разноплановые неофициальные контакты с тайваньской администрацией, де-факто выступая гарантом независимости острова.

Факторами формирования и эволюции американской политики вокруг тайваньского вопроса на протяжении более трех десятилетий XX века служили многие факторы, но особо значимым среди них был конфликтный характер китайско-тайваньских отношений. Готовность КНР применить насильственные меры с целью возвратить остров в единый политический строй предопределили роль Америки в этом узле противоречий. Поддержка Тайваня была продиктована необходимостью защищать своего политического союзника, а после начала демократизации Тайваня – не допустить поглощения молодой азиатской демократии авторитарным Китаем.

Постоянная угроза того, что Китай выберет силовой сценарий для решения тайваньского вопроса, обуславливала развитие военного сотрудничества Вашингтона и Тайбэя.[10] Масштабы военного сотрудничества и темпы менялись в зависимости от позиции той или иной американской администрации, внутриполитической приоритетов Америки. При этом китайские власти всегда ставили в упрек Соединенным Штатам военное сотрудничество с Тайванем.[10] За каждым фактом продажи американских вооружений следовал микрокризис в американо-китайских отношениях. Попытки Пекина сдержать массовую и открытую продажу оружия США Тайваню не увенчались каким-либо особым успехом

Наивысшего развития американо-тайваньское военное сотрудничество достигло в последние годы президентства Билла Клинтона и первый срок полномочий Джорджа Буша-младшего.[42] Столь стремительное налаживание военных отношений была продиктована совокупной мощью Поднебесной, которая стремительно росла, военная модернизация проводилась ускоренными темпами, а в китайском обществе наблюдался подъем националистических настроений. В целом возвышение Китая, увеличение его комплексной силы объективно способствовало сохранению и даже росту американской поддержки Тайваня. Возвращение острова, обладающего значимыми финансовыми ресурсами, технологическим потенциалом и наработками, а так же с выходом к Мировому океану под юрисдикцию КНР заметно увеличит возможности Китая. Это обстоятельство не могут не учитывать сторонники политики «вовлечения» Пекина в существующие структуры международного сотрудничества.

 

Традиционно американские политики и эксперты стремились найти такой подход к тайваньскому вопросу, который бы позволил реализовывать интересы в Китае и на Тайване и одновременно гарантировать стабильность в зоне Тайваньского пролива, а так же использовать эту гарантию как способ влияния сначала на приграничные районы Китая, а потом и на его центральные части. Однако, эта задача оказалось заведомо провальной с приходом к власти Ма Инцзю. После инаугурации которого, началось стремительное сближения материкового Китая с Тайванем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основой Тайване-американских отношений служит нарастание военного потенциала. Тайвань для Америки является рынком сбыта оружия и дальнейшей сферой влияния сначала на КНР, а после на весь Юго-Восточный регион Азии. Однако, ни КНР, ни Тайвань не согласны с такой позицией со стороны Американского правительства и совместными усилиями стараются сдерживать столь мощный натиск.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.