Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика эволюции внешнеполитических стратегий КНР с 1949 года по настоящее время в рамках взаимодействия с Тайванем



Во-первых, правительство КНР не рассматривает Тайвань как часть внешней политики, так как изначально стремилось к единому с островом политическом строю. Включение Тайваня в систему внешних приоритетов КНР продиктовано временем и влиянием внешних игроков. Таким образом, внешнеполитические приоритеты КНР предполагают решение двух задач: предотвращение вовлечения КНР в вооруженные конфликты и развитие торгово-экономических контактов для привлечения в страну инвестиций, технологий и для открытия новых рынков, в том числе рынков постиндустриальной стадии, в число которых должен войти и Тайвань. С этой точки зрения, важнейшими объектами для китайской дипломатии являются, страны и регионы, граничащие с КНР или сопряженные с ним, поскольку именно с ними возможны локальные столкновения, а развитие экономических связей наиболее продуктивно. Мировые державы, именно они, могут стать инициаторами формирования антикитайской коалиции и изоляции КНР или при удачном стечении стать естественным источником капиталов, технологий и наиболее значительными торговыми партнерами для КНР. [1]

Однако у Пекина гораздо больше возможностей влиять на относительно малые государства, находящиеся на границе КНР, чем на крупные державы, которые, могут не брать в расчет мнение Китая. В силу этих сложившейся ситуации в ближайшем будущем можно ожидать, что Пекин для реализации своих стратегических целей все больше будет сосредоточиваться на периферийных странах и регионах, пытаясь сформировать региональное сообщество под своим руководством и сорвать предполагаемые планы Вашингтона по окружению Китая.[24]

Современная китайская внешняя политика отличается прагматизмом и постоянным подтверждением того факта, что приоритеты для КНР лежат исключительно в сфере развития добрососедства и в реализации экономических интересов на основе взаимной выгоды, в том числе и с Тай ванем.[23]В идейной основе внешнеполитического направления КНР политика по отношению к сопредельным государствам, а через них формирование отношений с мировыми державами. Ключевая идея китайской дипломатии по отношению к сопредельным странам имеет две основные формулировки, а именно «добрососедство и партнерство», включающие в себя термины «дружественность, безопасность, обогащение». [23] Понятие «Дружественность» затрагивает сферу политических связей с соседними государствами, смысл данного понятия заключается в развитии добрососедских связей со всеми сопредельными странами. Фактор «Безопасность» затрагивает отношения в сфере безопасности, смысл этой части концепции заключается в том, чтобы сопредельные страны испытывали по отношению к КНР, как к соседу, чувство безопасности и покоя. Стратегия «Обогащение» - понятие экономического направления международных отношений, данный термин провозглашает то, что Китай в процессе быстрого экономического развития должен оказывать больше помощи соседним государствам и делать так, чтобы и они могли извлечь пользу из быстрого экономического роста в Китае. Именно на основе данной стратегии, Китай выделяет льготные кредиты странам региона для осуществления крупных проектов в таких сферах как освоения природных ресурсов, сооружения транспортно-коммуникационной инфраструктуры, гидроэнергетика. Но необходимо отметить, что финансово-экономические ресурсы на льготных условиях предоставляется с условием использования китайской техники и оборудования, а также привлечением специалистов из КНР. Все эти явления внешнеполитических приоритетов Китай предлагает Тайваню, именно поэтому Китайскую Республику рассматривают как приоритет внешней политики КНР. Ключевой основой этой дипломатии все чаще называют использование так называемой стратегии «мягкой силы», поступательное наступление, основанное на выгодных экономических целях. Превращение этой концепции, заимствованной из американской политологии, в компонент официальной партийной политики произошло на XVII съезде КПК, когда в докладе Ху Цзиньтао прозвучал призыв «повышать культурную мягкую силу государства». Как известно, теория «мягкой силы» подразумевает использование «нематериальных властных ресурсов» культуры и политических идеалов в интересах влияния на поведение людей в других странах - в отличие от воздействия с помощью «жесткой силы» оружия или денег, что отражает стремление КНР отделить политические приоритеты от приоритетов экономических, где последние являются доминантой.Для Китая это особенно важно, так как в настоящий момент он не может, использовать свой военный и политический потенциал для влияния на соседей и, в том числе на Центральную и Юго-Восточную Азию. Экономическое давление с учетом мощи и перспектив КНР в этой области представляется более реальным, хотя в настоящее время оно преподносится в виде преимущественной привлекательности финансовых и инвестиционных возможностей Китая в рамках сотрудничества с государствами региона. [24]

Таким образом, с учетом того, что культурное влияние КНР распространить довольно непросто, Китай делает акцент на укреплении «стратегической репутации», которая лежит в основе доверия к нему со стороны других государств. Культурное же влияние КНР заключается в обмене опытом, особенно в сфере образования, где связь КНР с Тайванем наиболее высокая.

Помимо этих концепций, которые призваны создать вокруг КНР максимально мирное и дружественное окружение, следует упомянуть конкретные дипломатические механизмы, используемые Китаем. Они обуславливаются ключевыми интересами Китая в регионе. В первую очередь, основной стратегической целью Китая является обеспечение собственной безопасности. Сюда входят как поддержание региональной безопасности, так и стремление оградить КНР от возможных источников нестабильности, исходящих с других территорий государств региона и мира. Основным дипломатическим механизмом в данном случае является участие в работе ШОС(Шанхайская Организация Сотрудничества). Китай, являясь по сути, инициатором создания ШОС и последующего перерастания ее в новый формат, старается не потерять статус главной движущей силы данной организации. ШОС позволяет КНР достигать своих целей и распространять собственное влияние в регионе, не ущемляя интересов государств и не вызывая их протеста. Нельзя не упомянуть, что ШОС является тем самым инструментом, с помощью которого Китай может осуществлять выдавливание США из региона. Достигать максимально возможных соглашений с Тайванем, а так же производить обмен научным опытом и новыми открытиями в сфере цифровых технологий.

Довольно существенные дивиденды приносит КНР его официальный отказ от вмешательства во внутренние дела государства. Для многих государств это служит серьезным преимуществом для доверия при сравнении Кита. Другой группой интересов КНР является обеспечение собственных экономических интересов, создание собственных рынков сбыта. Это также является приоритетным направлением китайской дипломатии в регионе.
Отсюда можно сделать следующий вывод о том, что Китай старается наладить мирные отношения со многими странами и территориями. Порой КНР выступает инициатором создания и обмена информацией, который можно проследить на примере деятельность ШОС. В данной сфере Тайвань являясь для КНР приоритетом внутренней политики, заимствует аспекты внешней политики для достижения эффективных результатов и максимального взаимодействия . В дипломатической хватке китайской стороны, которая четко обозначила свою позицию по отношению к Тайваню требуется исключительная находчивость и гибкость для нахождения лазеек при переговорах с США и Японией, которые придерживаются позиции отделения Тайваня от основной части материка. В частности, для отстаивания своих позиций Тайвань был вынужден создать глобальную сеть представительств под самыми разнообразными названиями, которые действуют в качестве де-факто посольств. Его Министерство иностранных дел делает особый упор на развитии тесных дипломатических отношений с Соединенными Штатами, Японией и некоторыми странами-членами Европейского Союза. Поддержание крепких отношений с США имеет важнейшее значение, поскольку это единственное государство, которое продает современное оружие Тайваню и предлагает широкие гарантии безопасности. [13]

Тайваню приходится проявлять гибкость при вступлении в международные организации: для этого он использует неофициальные названия. К примеру, он участвует в работе Всемирной торговой организации и принимает участие в Олимпийских играх как Китайский Тайбэй, а не под своим официальным наименованием. С начала девяностых годов прошлого века он прилагает большие усилия для того, чтобы восстановить свое членство в ООН и ее органах. И хотя эти заявки в итоге не привели к искомой цели, благодаря им повышалась осведомленность о Тайване во всем мире и сочувствие к его ситуации, вследствие чего дополнительная поддержка. Поведение Китая, наоборот, резко контрастирует: он выглядит агрессором на международной арене.

Тайвань активно использует свою экономическую мощь для развития отношений со странами, с которыми у него нет официальных дипломатических отношений. Хотя большая часть стран официально уважают позицию Китая по Тайваню, они надеются получить прибыль из возможной выгоды торговли с Тайванем. Тайвань развивает подобные отношения с государствами Юго-Восточной Азии, предлагая гражданам стран региона широкие возможности для работы по контракту на Тайване, при этом поощряя представителей тайваньского бизнеса инвестировать в регион. Тайвань использует государственные проекты по развитию инфраструктур в качестве стимула для улучшения отношений с экономически продвинутыми странами Европейского Союза и Японией. Кроме того, тайваньские туристы более чем желанны за рубежом, и правительство с успехом ведет переговоры по достижению соглашений о безвизовом режиме с более чем 100 странами мира. Нужно добавить, что и продвинутые западные страны жестко конкурируют между собой за привлечение к себе тайваньских студентов, желающих получить высшее образование. На международной арене Тайвань преподносит себя как модель успешной демократии со свободными СМИ и отличной репутацией в сфере защиты прав человека.

Из чего можно сделать вывод, что Тайвань и Китай в некоторых социальных сферах контрастируют ничуть не меньше чем в политике. Порой Тайвань является не просто проблемой для Китая, но и примером, к которому надо подтягивать некоторые сферы общества, относящиеся к социальному сегменту.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.