Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткий обзор истории социологии знания



Мы уже указали на основные структурные причины возникновения социологии знания. Поскольку возникновение социологии знания как отдельной дисциплины было необхо­димым следствием всего развития науки, совершенно очевид­но, что мыслительные акты и типы установок, служившие ей предпосылками, постепенно возникали в самые различные периоды времени и в самых различных ситуациях. Здесь мы ограничимся упоминанием важнейших имен и этапов. Начало социологии знания положил своими гениальными указаниями в этой областиМаркс. Однако у Маркса элементы социологии знания еще тесно связаны с разоблачением идеологии, и но­сителями идеологии являются социальные слои и классы. И хотя учение об идеологии появляется в рамках определенной интерпретации истории, которая служит ему основой, оно на первой стадии еще систематически не продумано до своего логического конца. Другой источник современной теории иде­ологии и социологии знания следует искать в молниеносных провиденияхНицше, который сочетал свои конкретные на­блюдения в этой области с учением о структурах инстинкта и близкой к прагматизму теорией познания. Мы находим у него и социологическое причисление явлений; правда, он исполь­зует преимущественно категории «аристократической» и «демократической» культуры, к которым и относит определенные типы мышления.

От Ницше развитие идет к теории влечений уФрейда и Парето и к разработанным ими методам рассмотрения че­ловеческого мышления как маскировки или результата механизма инстинкта. В качестве родственного упомянутым теори­ям направления в русле дальнейшей разработки учения об идеологии следует назвать позитивистов- Раценгофера, Гумпловича и Оппенгеймера. К позитивистскому течению следует отнести иИерузалема. Заслуга его заключается в том, что он стимулировал дискуссию наших дней, не оценив, прав­да, трудностей той проблематики, которая возникла издильтеевского направления в науках о духе и изисторизма[200].

Большую тонкость метод социологии знания обрел в двух других направлениях: представитель одного из них, Лукач, обращаясь к Марксу, выявляет в его учении плодотвор­ные гегелевские идеи и приходит на этом пути к хорошо аргу­ментированному решению проблемы, правда, отягченному определенной концепцией философии истории, односторон­нему,схематичному и догматизированному. Лукач еще пол­ностью находится в рамках Марксова учения, поскольку проблема разоблачения идеологии у него еще не отделяется от социологии знания. ЗаслугаШелера состоит в том, что наряду с очень важными отдельными наблюдениями в области социологии знания он сделал попытку вставить социологию знания в рамки общего философского представления о мире. Однако основное значение трудов Шелера относится к области метафизики. Этим объясняется и его равнодушие к трудностям, связанным с этой новой ориентацией мышления, с возникаю­щей в ее рамках динамикой и своеобразной новой проблематикой. Он готов был отдать должное этому новому течению при условии, что оно не уничтожит ту онтологию, гносеологию и метафизику, представителем которых он являлся. Результа­том этого был набросок грандиозной системы, полный глубо­ких интуитивных прозрений, а не однозначный исследова­тельский метод, пригодный для социологически ориентиро­ванной науки о духе.

Если мы обрисовали социологию знания не во всех ее разновидностях, а так, как ее понимает автор данной книги, то причина этого заключается в том, что мы стреми­лись показать внутреннюю динамику, присущую проблематике социологии знания, в таком единстве, которое облегчило бы последующие дискуссии.


[1] Weber M. Wirtechaft und Gesellschaft. Bd 1. Tubingen, 1925, S. 267-296.

[2] Так, например, прагматизм, как мы увидим в дальнейшем, являет собой в социологическом аспекте легитимизацию техники мышления и теории познания, возвысившей критерии повседневного опыта до уров­ня «академической» дискуссии.

[3] О природе монополистического мышления см. Mannheim К. Die Bedeutung der Konkurrenz im Gebiete des Geistigen. - In: Verhandlungen des 6. Deutschen Soziologentages in Zurich. TObingen, 1929, S.35-83

[4] См.: Mannheim К. Die Strukturanalyse der Erkenntnistheorie. В., 1922 (Kant-Studien Erg.-Bd. 57).

[5] Я мыслю, следовательно, я существую (лат.).

[6] В этом, по-видимому, заключается подлинное объяснение того, что в парламентарных государствах главы министерств избираются не из сотруд­ников административного аппарата, а из политических лидеров. Член бюрок­ратического аппарата управления склонен, подобно любому специалисту и эксперту, терять из виду связь между своими действиями и конечной целью. В данном случае предполагается, что тот, кто олицетворяет в себе свободно сложившуюся интеграцию коллективной воли в общественной жизни, т.е. политический лидер, сможет с большей органичностью интегрировать дос­тупные средства, которые необходимы в данных обстоятельствах, чем экс­перт-администратор, сознательно занимающий нейтральную позицию при решении политических вопросов. (См. гл. Ill, с. 97 и след.)

[7] После совершившегося факта (лат.).

[8] Следует обратить внимание на то, что генетический подход подчер­кивает взаимозависимость явлений в отличие от механистического под­хода, который атомизирует элементы жизненного опыта.

[9] Нет большего заблуждения, чем попытка отождествить противопо­ложность между индивидуалистической и социологической точкой зре­ния с противоположностью между концепцией «великих людей» и концепцией «масс». Социологический подход совсем не исключает по сво­ей сущности признания роли великих людей в социальном процессе. Подлинное различие между названными концепциями заключается в том, что индивидуалистическая точка зрения в большинстве случаев не замечает значения различных форм социальной жизни в развитии инди­видуальных способностей, тогда как социологическая точка зрения с самого начала стремится интерпретировать индивидуальную деятель­ность во всех сферах жизни в связи с групповым опытом.

[10] Я пользуюсь выражением Дильтея, не касаясь того, насколько оно отличается от моего понимания этого слова.

[11] Политический порыв (франц.).

[12] Порыв (франц.).

[13] Автор пытался разработать этот метод социологического анализа смыслового значения в статье «Консервативное мышление. Социологи­ческие очерки по вопросу о становлении политико-исторического мыш­ления в Германии» (Mannheim К. Das konservative Denken. Soziologische Beitrage zum Werden des politisch-historischen Denkens in Deutschland. -«Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», TObingen, 1927, Bd 57, H.1., S.68-142; H.2, S.470-495). Здесь была сделана попытка подвергнуть самому тщательному анализу стиль мышления всех значительных представителей одного политического направления, показать, насколько иначе они использовали определенные понятия, чем представители других групп, и как с изменением социального базиса менялся стиль мышления. Если в названной работе мы действовали как бы «микроскопически» в том смысле, что предприняли тщательный анализ ограниченного отрезка духовной и социальной истории, то здесь мы пользуемся подходом, который может быть назван «макроскопическим». Мы стремимся опре­делить наиболее важные стадии в комплексе идеологии - утопии или, иными словами, осветить те поворотные пункты, которые кажутся на определенной дистанции решающими. Макроскопический подход явля­ется наиболее плодотворным в тех случаях, когда, как в данной книге, делается попытка заложить основы для целого комплекса проблем; микроскопический же - в тех случаях, когда надо верифицировать детали в ограниченном объеме. По существу эти методы связаны и должны применяться попеременно, дополняя друг друга. Читатель, который хочет получить полное представление о методах применения социологии знания в истори­ческом исследовании, должен обратиться к названной работе.

[14] В этой связи следует указать, что во второй главе данной книги де­лается акцент на так называемых релятивистских возможностях одних и тех же понятий, в четвертой - на активистско-утопических элементах, в последней - на тенденции к гармоническому синтезирующему решению одних и тех же фундаментальных вопросов. По мере того как экспери­ментирующий метод мышления обращается к исследованию различных содержащихся в понятиях возможностей, становится очевидной истина высказанного здесь утверждения, а именно что под воздействием воли и меняющихся точек зрения одни и те же «факты» могут привести к созданию совершенно различных концепций одной и той же общей си­туации. Однако пока взаимосвязь идей находится еще в процессе роста и становления, следует не скрывать заключающиеся в них латентные возможности, а передавать их со всеми их вариантами на суд читателя.

[15] Автор отсылает по этому вопросу к своей работе: Mannheim К. Das konservative Denken. - «Arch. for Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1927, Bd 57, H.1., S.68-142; H.2, S.470-495.

[16] Подробнее об этом см.: Mannheim К. Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. - In: Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2. Karlsruhe, 1926, S.424-440.

[17] В качестве примера понятия тотальной идеологии, функционализи-рующего ноологическую сферу, может служить следующая цитата из Маркса: «Экономические категории представляют собой лишь теорети­ческие выражения, абстракции общественных отношений производства». «Те же самые люди, которые устанавливают общественные от­ношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям» (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., изд. 2-е, т.4, с.133).

[18] По библиографии вопроса я в дополнение к сказанному отсылаю к следующим моим работам: Mannheim К. Das Problem einer Soziologie des Wissens. - «Arch. ftir Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1925, Bd 53, H.3. S.577-652; Mannheim K. Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. - In: Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2. Karlsruhe, 1926, S.424-440.

Наиболее важные выводы вышеприведенного структурного анализа со­держались в главе о различных значениях понятия идеологии, которая была передана редакции упомянутого «Ежегодника», но не вышла в свет. (Ср. там же, примечание на S.424.)

Для ознакомления с литературой вопроса см.: Allgemeines Handworterbuch der philosophischen Wissenschaften nebst ihrer Literatur und Geschichte. Leipzig, 1833. Lalande A. Vocabulaire de la philosophic. P., 1926. Salomon G. Historischer Materialismus und Ideologienlehre. - In: Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2. Karlsruhe, 1926, S.386-423. Ziegler H.O. Ideologienlehre. - «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», TObingen, 1927, Bd 57, H.3, S. 657-700.

Большинство исследователей идеологии не достигают в своих работах уровняструктурного анализа и удовлетворяются либо изложением истории идей, либо самыми общими рассуждениями. В качестве примера можно привести известные исследования Макса Вебера, Г. Лукача, К. Шмитта, а в последние годы следующую работу: Kelsen Н. Die philosophischen Grundlagen der Naturrechtelehre und des Rechtspositiyismus. Chariottenburg, 1928. (Vonrage der Kant-Gesellschaft, N 31).

Классические работы Зомбарта, Шелера, Оппенгеймера и т.п. не вошли в библиографию, поскольку они всем известны.

При более широком понимании нашей темы особенно интересны и поучительны две следующие работы: Riezler К. Idee und interesse der politischen Geschichte. - In: Die Dioskuren. Bd 3. Munchen, )924, S.1-13; Szende P. Verhulung und Enthullung. Leipzig, 1922.

А также: Adier G. Die Bedeutung der Illusionen fur Pofitik und soziales Leben. Jena, 1904. Jankeleviteh S. Du r6le des idees dans revolution des societes. -«Revphilos.», P., 1908, vol. 66, N 8, p.256-280; Millioud M. La formation de fideal. - «Rev. philos.», P., 1908, vol. 66, N 8, p.138-159. Dietrich Л Kritik der polifechen Ideologien. - «Arch. fur Geschichte u. Polffik», В., 1923, Н. 1, S.25-63.

[19] Идолов рода (лат.).

[20] Идолов пещеры (пат.).

[21] Идолов рынка (пат.).

[22] Идолов театра (лат.).

[23] Характерно следующее место из первой книги «Нового органона» Бэкона (§ 38): «Идолы и ложные понятия, проникшие в человеческое сознание и укоренившиеся в нем, не только в такой степени заполнили сознание людей, что истина с трудом находит к нему доступ, но и в тех случаях, когда этот доступ осуществляется, они вновь возвращаются и препятствуют научному исследованию; это будет продолжаться до той поры, пока человечество, будучи предупрежденным об этой опасности, не примет всех возможных мер против них» (Bacon F. The physical and metaphysical works. Ed: by J. Devey. L., 1891, p.389).

[24] Кн.1 § 43: «Существуют также идолы, возникающие вследствие взаимоотношений и сообщества людей, - их мы называем идолами рынка, поскольку они проистекают из общения людей и их ассоциаций; ибо люди общаются с помощью языка, но слова создаются по воле толпы и из дурного и непригодного словообразования проистекает пора­зительное по своему воздействию препятствие для сознания» (Бэкон, Op.cit, р. 390, § 43. См. также § 59). «Об идоле традиции» Бэкон говорит следующее: «Если человек когда-либо усвоил какое-либо положение в качестве истинного (то ли из-за связанного с ним удовольствия), он заставляет все остальное служить опорой и подтверждением этого по­ложения; и пусть даже большинство фактов служит неопровержимым доказательством обратного, он либо не замечает и игнорирует их, либо сбрасывает их со счетов и отстраняет, пользуясь любым предлогом, на основании самых очевидных и нелепых предрассудков, - только бы ни по­жертвовать своим первоначальным мнением» (Бэкон. Op.cit, § 46, р.382).

[25] Во дворце (ит.).

[26] На площади (ит.).

[27] Machiavelli N. Discorse. Vol.1. Цит. по Meinecke F. Die Idee der Staatsrason. Munchen-Berlin, 1925, S.40.

[28] Ibid.

[29] Meusel F. Edmund Burke und die franzosische Revolution. В., 1913, S.102.

[30] Притворяться (англ.).

[31] К. Шмитт очень хорошо анализирует это характерное для нашей эпохи мышление, которое, глубоко ощущая себя обманутым, повсюду ищет нарочитую попытку маскировки, искажения и сублимации. Однако вместе с тем Шмитт обращает внимание на распространенное в поли­тической литературе XYII в. слово «simulacre», которое можно рассмат­ривать как предвосхищение нашей современной точки зрения (Schmitt С. Politische Romantik. 2. Aufl. Mulnchen-Berlin, 1925, S.19)

[32] Здесь и далее следует иметь в виду следующее: анализ в области социологии знания в отличие от анализа в области истории идей не ставит своей целью выявить все формы, предшествовавшие в веках мотивам исследуемого мышления, ибо можно заранее предположить, что предшественники всегда найдутся: «Nullum est iam dictum, quod non sit dictum prius». («Нет ничего сказанного, что не было уже однажды ска­зано». - лат.) Задача этого анализа - проследить, как и каким образом духовные и душевные элементы связаны в определенный исторический период с социальными и политическими коллективными силами. (Ср. мою работу: Mannheim К. Das konservative Denken. - «Arch. for Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1927, Bd 57, H.1, S.103.)

[33] «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они...» Ин. Первое послание. 4.1

[34] См. Picavet F. Les ideologues. Essai sur I'histoire des idees et des theories scientifiques, philosophiques etc. en France depuis 1789. P., 1891.

Дестю де Трэси, основатель упомянутой школы, определяет эту науку об идеях следующим образом: «Cette science peut s'appeler Ideologic si I'on ne fait attention qu'au sujet; Grammaire generale si I'on n'a egard qu'au moyen, et Loglque, si I'on ne considere que Ie but. Quelque nom qu'on lui donne, elle renferme necessairement ces trois parties; car on ne peut en traiter une raisonnablement sans traiter les deux autres. Ideologle me paraft Ie terme generique, parce que la science des idees renferme celle de leur expression et celle de leur deduction». (Destutt de Tracy A.L. Les elements d'ideologie. 3-me ed. P., 1817, p. 4.)

[35] На основании выводов следующего раздела можно было бы оха­рактеризовать особый поддающийся более точному стандартному оп­ределению тип политика, чье мировоззрение и онтологическая позиция здесь имеются в виду. Ибо не все политики разделяют иррациональные онтологические взгляды.

[36] О структуре и своеобразии «схоластического мышления» и вообще любого мышления, возникающего в «монопольной ситуации» его носителей, см. мой доклад: Mannheim К. Die Bedeutung der Konkurrenz im Geistlgen. - In: Verhandlungen des B.Deutschen Soziologentages in Zurich, Tubingen, 1929.

[37] Само выражение «ложное сознание» создано марксизмом. См. Mehring F. Geschichte der deutschen Sozialdemokrafe. Bd1. В., 1960. Salomon G. Historischer Materialismus und Ideologienlehre. - In: Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2. t^arlsruhe, 1926, S.417.

[38] Weber M. Politik als Beruf. - In: Weber M. Gesammelte politische Schriften. Munchen, 1921, S.446.

[39] Подробнее об этом см. также в упомянутом Цюрихском докладе.

[40] Это не означает, что в повседневной борьбе не применяется больше понятие частичной идеологии.

[41] Таким образом, наряду с рассмотренным выше противопоставле­нием частичное - тотальное мы имеем теперь и противопоставле­ние особое - всеобщее. Если в первом случае речь шла о том, назы­ваются ли идеологичными отдельные идеи или сознание в целом и про­изводится ли функционализация на психологическом или на ноологическом уровне, то в противопоставлении особое - всеобщее principium divisionis (принцип разделения) сводится к тому, считается ли социально обусловленным мышление всех партий или только мышление противников.

[42] Достаточно вспомнить выражение: «Выковывать духовное оружие пролетариата!».

[43] Посредством термина «обусловленность мышления бытием» я пытаюсь освободить чисто научное социологическое содержание понятия идеологии от специфической политической и агитаторской оболочки.

[44] У М. Вебера (Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen. 1925, S.794) уже содержатся существенные указания на социальные условия, в которых только и может конституироваться «мораль».

[45] Под знаком (лат.).

[46] Lask E. Die Logik der Philosophic und die Kategorienlehre. Tubingen. 1911.

[47] Именно поэтому в последующем изложении социологический ана­лиз значения понятий будет играть серьезную роль. Мы стремимся показать, что такой социологический анализ постепенно может превратиться в учение о симптомах, основанное на принципе (он становится очевидным при вни­мательном наблюдении), что в сфере социального в каждом элементе содержится целое.

[48] Под социальной устойчивостью мы понимаем не бедность событи­ями и не прочность индивидуального существования, а стабильность социальной структуры, являющейся главной гарантией стабильности «ценностей» и «идей».

[49] Фактически (лат.).

[50] Впрочем, это оценочное суждение и эта онтология, которые дей­ствуют как бы за нашей спиной и сами возникают лишь в процессе на­шего исследования, являются таковыми на совсем ином уровне и резко отличаются от тех, о которых шла речь, когда мы выступали против абсолютизаций, направленных на возрождение (в духе романтического понимания) того, что уже уничтожено в ходе исторического развития. Неизбежная Ex-post онтология, которая независимо от нашего желания присутствует в нашей деятельности, не есть результат романтических грез, стремлений возродить прошлое, чтобы тем самым закрыть для себя горизонт реальной действительности, напротив, это иесть наш подлинный горизонт, который не может быть устранен каким бы то ни было отказом от идеологии.

Именно здесь мы видим некий просвет на нашем пути, указывающий на возможное решение проблемы (хотя мы в данной книге и не пытаем­ся дать какое-либо решение); дело заключается в том, что выявление идеологии и утопии разрушает действенно лишь те содержания идей, с которыми мы не идентифицируем себя полностью. Возникает вопрос, не заключен ли при определенных обстоятельствах момент конструктивно­сти уже в самой деструкции, не складывается ли новая направленность, новый тип человека уже тогда, когда возникает сомнение в незыблемос­ти существующих идей и концепций. Так, некогда мудрец сказал: «Я часто становлюсь свидетелем того, как люди, которые приходят ко мне за советом, сами отвечают на свои вопросы».

[51] Несколько более критический позитивизм ставил более скромные требования, допуская «минимум необходимых предпосылок». Возникает вопрос, не сводится ли этот минимум к «определяемому нашим бытием нерасторжимому остатку онтологии».

[52] В противном случае эмпирическое исследование вообще не могло бы проводиться, ибо в себе и для себя налично сущее, объективированная смысловая структура, может открыться лишь задающему опре­деленные смысловые вопросы субъекту.

[53] Впоследствии обнаруживаемую (лат.).

[54] Ср. мою работу: Mannheim К. Die Strukturanalyse der Erkennt-nistheorie. В., 1922. (Kant-Studien. Erg.-Bd. 57).

[55] Исторический материал для этого примера см. в книге: Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. TObingen, 1922, S.801-802.

[56] Сознание может быть ложным, «неадекватным бытию» и в том случае, если оно опережает это «бытие». Это - тема четвертой главы, где будет дан анализ «утопического» сознания. Здесь нам важ­но отметить характерную черту утопического сознания - то, что оно опережает бытие.

[57] В исследовании, посвященном утопическому сознанию, мы пока­жем, что утопию, опережающую в каждом данном случае «настоящее», не следует рассматривать как простую негативную параллель к идеоло­гии, маскирующей действительность с помощью идей и норм прошлого. Ср. гл. IV, с. 164-168.

[58] О дифференциации онтологии в зависимости от социальных усло­вий см. мою работу: Mannheim К. Das konservative Denken. - «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1927, Bd 57, H. 2, S.470-495; cm также Eppstein P. Die Fragestellung nach der Wirklichkeit im historischen Materialismus. - «Arch. fUr Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tabingen, Bd 60, S.449-507.

[59] Ряд данных по социологии «системы» можно найти в моем «Консервативном мышлении» (Mannheim К. Op.cit, S.86 f.).

[60] Подробнее об этом см. мое заключительное слово на дискуссии, посвященной моему Цюрихскому докладу, и мое выступление на обсуждении методологического доклада В. Зомбарта на том же социо­логическом конгрессе.

[61] Подробнее о социологической причине этого расщепления см. мой Цюрихский доклад.

[62] Король царствует, но не правит (франц.).

[63] Ranke L. Das politische Gesprach. Hrsg. von E.Rothacker. Halle (Saale), 1925.S.13.

[64] К дальнейшему см. Schaffle A. Ober den wissenschaftlichen Begriff der Politik. - «Z. for gesamte Steatswiss.» Tubingen, 1897, Bd 53, H.4, S.579-600.

[65] В данном случае также необходимо заметить, что применяемое здесь понятие «политического» (вместе с коррелятивными понятиями «рационализированная структура», «иррациональная среда») представ­ляет собой лишь одно из возможных понятий «политического»; оно служит чрезвычайно удобным орудием для постижения определенных свя­зей, но никоим образом не должно быть гипостазировано в единственно возможное. Для ознакомления с противоположным пониманием этого понятия см. Schmitt С. Der Begriff des Politischen - «Arch. for Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tabingen, 1928, Bd 53, H.1, S.1-33.

[66] Некролог Беккера, посвященный Белау в: «Z. der Savigny-Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germ. Abt», Weimar, 1887, Bd 8, S.VI-VIII.

[67] Заранее, априорно (пат.).

[68] Burke E. Reflections on the revolution in France. L., 1890, p.67.

[69] Нечто неуловимое (франц.).

[70] См. мое исследование: Mannheim К. Das konservative Denken. «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», TObingen, 1927, Bd 57, H.1, S.68-142; H.2, S.470-495.

[71] Ibid., S.472.

[72] См. Ranke L. Das polititsche Gesprach (1836). - In: Ranke L. Das politische Gesprach und andere Schriften zur Wissenscnaftslehre. Hrsg. von E.Rothacker. Halle (Saale), 1925, S.21 ff., а также Reflexionen. Vom Einfluss der Theorie. (Ibid., S.6-19); Ober die Verwandtschaft und den Unterschied der Historie und der Politik. (Ibid., S.38-51).

[73] Для простоты понимания мы не разделяем здесь либерализм и демократию, хотя они и различны по своему историческому и социаль­ному характеру.

[74] Rickert H. Ober Idealistische Politik als Wissenschaft. - «Akademie», ErLangen, 1925, H.4, S.147-168.

[75] Schmitt C. Die geistesgeschichtliche Lage des heutigen Parlamentarismus. Leipzig, 1926.

[76] К дальнейшему см., сказанное в главе II. Здесь повторяется лишь то, что совершенно необходимо для данного хода мыслей. Очевидно, что используемое нами в данном разделе понятие идеологии соответствует тому понятию, которое по терминологии главы II определено как тотальное, общее и свободное от оценки (см. гл. II, с. 64-66). В следующей главе выступает оценивающее понятие идеологии (и утопии). Понятие приме­няется в каждом данном случае в зависимости от цели познания.

[77] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 13, с. 7.

[78] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 3, с.34.

[79] «Когда пролетариат в ходе классовой борьбы изменяет свое поло­жение в обществе, а тем самым и всю общественную структуру, он, познавая измененную общественную ситуацию, т.е. самого себя, проти­востоит не только другому объекту познания, но и изменяет в этом акте познания свое положение в качестве познающего субъекта. В теории пролетариат обретает сознание своего общественного положения, т.е. познает себя одновременно как субъект и объект общественного про­цесса» (Lukacs D. Geschichte und Klassenbewusstsein. В., 1923). Созна­ние в свою очередь становится двигателем деятельности, «... но и тео­рия становится материальной силой, как только она овладевает масса­ми». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 1, с.422).

[80] Сначала действуешь, потом оцениваешь ситуацию (франц.).

[81] Действительно, Ленин и Лукач, представители диалектической теории, ссыпаются на эти слова Наполеона.

[82] «Теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его общем виде. Конечно, теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, точно так же, как и практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией. Но теория может превратиться в величайшую силу рабочего движения, если она складывается в неразрывной связи с революцион­ной практикой, ибо она, и только она, может дать движению уверен­ность, силу ориентировки и понимание внутренней связи окружающих событий, ибо она, и только она, может помочь практике понять не только то, как и куда двигаются классы в настоящем, но и то, как и куда должны двинуться они в ближайшем будущем» (Сталин И.В. Об основах лени­низма. М., 1958, с.9-20).

[83] Ленин В.И, Полн.собр.соч. Изд. 5-е, т.41, с. 80-81.

[84] Ленин В.И. Полн.собр.соч. Изд. 5-е, т.17, с. 419.

[85] «Способ производства материальной жизни обусловливает соци­альный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Изд. 2-е, т.13, с.7).

[86] Длительное (франц.).

[87] «Без революционной теории не может быть и революционного движения» (Ленин В.И. Полн.собр.соч., Изд. 5-е, т.6, с.24).

[88] «...Вооруженное восстание есть особый вид политической борьбы, подчиненный особым законам, в которые надо внимательно вдуматься. Замечательно рельефно выразил эту истину Карл Маркс, писавший, что вооруженное восстание, как и война, есть искусство» (Ленин В.И. Полн.собр.соч., Изд. 5-е, т.34, с.382).

[89] Здесь и теперь (лат.)

[90] Муссолини: «Наша программа очень проста: мы хотим править Италией. Нас постоянно спрашивают о наших программах. У нас их уже слишком много. Для спасения Италии нужны не программы, а люди и сила воли» (Mussolini В. Reden. Hrsg. H.Meyer. Leipzig, 1925, S.105).

[91] «Вы ведь знаете, я не поклонник этого нового божества, массы... Так или иначе, мы располагаем достаточными историческими примерами, свидетельствующими о том, что импульс к глубоким изменениям в человеческом обществе всегда исходил из меньшинства, от небольшой группы людей» (Ibid. S.103).

[92] Выступление Бродреро на IV Международном съезде объединения по культурному сотрудничеству (Гейдельберг, октябрь 1927 г.) Довольно трудно представить фашистские идеи в виде единой теории. Оставляя в стороне тот факт, что фашизм все еще находится в процессе становления, фашизм и сам не придает особого значения единой теории. Программа фашизма меняется поэтапно в зависимости от того, к каким слоям он обращается. Для того чтобы понять внутреннюю сущность фашизма, нужно еще более чем в других случаях отделять характерную для него позицию и глубинную основу его мировоззрения от того, что является по своему содержанию простой агитацией. Существенная черта фашизма заключается, как нам представляется, в абсолютном интуитивизме и активизме; исходя из этого, становится понятной и неопределенность, и роль настроения в этой теории. Мы сознательно оставляем здесь в стороне все институциональные идеи, все то, что свя­зано с сословным государством, корпоративным членением и т.п. Наша задача состоит в том, чтобы дать анализ отношения фашизма к про­блеме теории и практики и к складывающемуся на этой основе пред­ставлению об историческом прогрессе. Всюду, где это нужно, мы обращаемся и к научным предшественникам этой точки зрения: Бергсону, Сорелю, Парето. В становлении фашизма можно отчетливо различить два этапа; их можно проследить и в области фашистской идеологии. Первый этап, продолжавшийся около двух лет, когда фашизм был толь­ко движением, характеризуется тем, что именно в этот период элементы активности и интуиции утвердились в душевной и духовной установке фашизма. В этот период в фашизм проникли и синдикалистские теории. Ведь первые «fasci» были синдикалистскими по своему характеру, а сам Муссолини был учеником Сореля. В течение второго этапа, начало которого следует датировать ноябрем 1921 г., фашизм стабилизируется и совершает затем решительный поворот вправо. В этот период на пер­вый план выступают националистические идеи. Преобразование теории в тесной связи с изменениями, претерпеваемыми ведущими слоями, и особенно изменения, наметившиеся после того, как этот процесс захватил круги «haute finance» (финансовой верхушки) и крупной промышленности, могут быть в деталях прослежены по книге: Beckerath E. Wesen und Werden des fascistischen Staates. В., 1927.

[93] В отличие от этого Муссолини: «Что касается меня, то я не слиш­ком доверяю этим идеалам (речь идет о пацифистских идеях), но я не исключаю их, ибо я вообще никогда ничего не исключаю; возможно все, даже невозможное и в наибольшей степени противоречащее разуму» (Mussolini В. Op.cit, S.74).

[94] Об отношении Муссолини к Сорелю: Сорель знал Муссолини еще до 1914 г. и уже в 1912 г. якобы сказал о Муссолини следующее: «Notre Mussolini n'est pas un socialiste ordinaire. Croyez-moi: vous Ie verrez peutetre un jour a la tete d'un bataillon sacre saluer de I'epee la banniere italienne. C'est un italien du XV siecle, un condottiere! On ne Ie salt pas encore, mais c'est Ie seui homme energique capable de redresser les faiblesses du gouvemement». («Наш Муссолини не обычный социалист. Уверяю вас, вы еще увидите его когда-нибудь во главе священного батальона салютующим шпагой итальянскому знамени. Это - итальянец XV века, кондо­тьер. Его еще не знают, но это - единственный человек, полный энер­гии, способный противостоять слабости правительства»). Цит. по книге: Pirou G. Georges Sorel (1847-1922). P., 1927, p.53.

[95] См. статью Ziegler H.O. Ideologienlehre. - «Arch. fur Soziatwiss. u. Sozialpolitik», TObingen, 1927, Bd 57, H.3, S.657-700, где делается попыт­ка с позиций Парето, Сореля и др. уничтожить «миф истории». Если здесь отрицается идея истории как некая познаваемая совокупность связей и указываются различные современные течения, ратующие за этот антиисторизм, то у Муссолини эта же идея принимает следующее политико-историческое выражение: «Мы ведь не истеричные женщины, постоянно опасающиеся того, что принесет будущее; мы не ждем от истории ужасов и откровений». И далее: «Мы не верим в то, что история повторяется, что она следует по заранее намеченному пути» (Mussolini. Op.cit.S.129).

[96] Sorel G. Reflexions sur la violence. P., 1927, p.167.

[97] См. Bousquet G.H. Precis de sociologie. P., 1925.

[98] Из речи Муссолини: «Мы создали миф; миф - это вера, благород­ный энтузиазм, он не должен быть реальностью (!), он - импульс и на­дежда, вера и мужество. Наш миф - нация, великая нация, которую мы хотим превратить в конкретную реальность. (Цит. по книге: Schmitt С. Pariamentarismus, Leipzig, 1926, S.89.)

[99] «Темпераменты больше разделяют людей, чем идеи». (Mussolini В. Op.cit, S.55).

[100] Ср. Beckerath E. Op.cit, S.142, а также Mussolini В. Op.cit, S.96.

[101] Доблести (ит.).

[102] Конкретно {лат.).

[103] См. Stahl F.J. Die Philosophie des Rechts. Bd 1. Buch 4. Abschnitt 1. Die neuere Politik. Heidelberg, 1830.

[104] Schmitt С. Pariamentarismus... Kap.4.

[105] Здесь: как длительного процесса (франц.).

[106] Муссолини очень образно описывает, как изменяется достигнув­ший успеха путчист. «Трудно себе представить, как меняется участник путча после того, как он становится членом суда или бургомистром. У него другое лицо. Он понимает, что баланс, произведенный коммуналь­ным учреждением, надо не брать приступом, а изучать» (Schmitt С. Op.cit, S.166).

[107] Савиньи первым создал для эволюционного консерватизма фик­цию, согласно которой юристы в качестве особого сословия являются выразителями народного духа. (Savigny F.K. void Beruf unserer Zeit zur Gesetzgebung und Rechtswissenschaft. Freiburg, 1892, S.7).

[108] Внося соответствующие изменения (лат.).

[109] «Мы не знаем, что эти социальные мифы отнюдь не препятствуют тому, чтобы люди извлекали выгоду из всех наблюдений их повседнев­ной жизни и выполняли свои обычные дела» (франц.).

[110] «Часто замечали, что английские и американские сектанты, рели­гиозная экзальтация которых возбуждалась апокалипсическими мифа­ми, были весьма практичными людьми» (франц.).

[111] Sorel G. Reflexions sur la violence. P., 1921, p.177.

[112] Об отношении Муссолини к капитализму: «... подлинная история капитализма начинается только теперь; ибо капитализм не есть система угнетения, напротив, в нем воплощено сочетание самого ценного, он создает равные возможности для наиболее способных, самое развитое чувство индивидуальной ответственности» (Mussolini В. Reden. Hrsg. von Н.Меуег. Leipzig, 1925, S.96).

[113] По преимуществу, в подлинном смысле слова (франц.).

[114] Золотой середины (франц.).

[115] Ср. работу: Bruggemann F. Der Kampf urn die burgerliche Welt-und Lebensanschauung in der deutschen Literatur des 18. Jahrhunderts. «Deutsche Vierteljahrsschr. fur Literaturwiss., u. Geistesgeschichte». Halle (Saale), 1925, Jg. 3, H. 1, S.94-127. В этой книге хорошо показано, как в буржуазных либеральных кругах постоянно возрождался «надбуржуазный» элемент.

[116] Примерно в этом смысле (хотя исходя из совсем иных предпосы­лок) сформулировал задачи политической социологии Макс Вебер. Его желание создать форму посредничества в области политического исследования проистекает из старых демократических традиций. Если на его решение чрезмерно повлияла предпосылка о принципиальном разделении теории и решения, то его требование создать общую платформу для исследования политической сферы является той целью, к кото­рой следует постоянно стремиться.

[117] Математическим и геометрическим способом (лат.)

[118] Экономического человека, политического человека (пат.).

[119] Stahl F.J. Die gegenwartigen Parteien in Staat und Kirche. В., 1863.

[120] Для данного случая (лат.).

[121] В противовес современному интеллектуализму феноменологи­ческая школа, в частности, пыталась показать, что существует ряд форм знания. Ср. по этому вопросу в особенности работы Шелера: Scheler M. Die Formen des Wissens und die Bildung. Bonn, 1925. Scheler M. Wissensformen und die Gesellschaft. Leipzig, 1926. См. также Heidegger M. Sein und Zeit. Halle (Saale), 1927. В этой работе содержится, хотя и кос­венно, многое достойное внимания по интересующему нас вопросу. Однако специфике политического знания здесь еще не отдано должное.

[122] Weber A. Prinzipielles zur Kultursoziologie. - «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen. 1920, Bd 47, H.1, S.1-49.

[123] Мы хотим обратить внимание читателя на то, что здесь перед на­ми тот случай, когда принцип «правильности» может быть установлен с помощью конкретного анализа ситуации. Если бы нам удалось совер­шить это в логике, цель была бы достигнута. Правильный ситуационный анализ стиля мышления мог бы определить меру его значимости.

[124] Особого рода, специфическое (лат.).

[125] Последующего согласия (лат.).

[126] Подробнее об этом см. мой Цюрихский доклад, где речь идет о знании на основе Consensus ex-post и делается попытка показать его генезис.

[127] Landauer G. Die Revolution. Frankfurt a.M.,1923.

[128] Тем самым очевидно, что идеологии также могут служить мотивами какой-либо деятельности; однако идеологичность (ложность) их состоит в том, что они служат таковыми не в направлении их предполагаемого содержания.

[129] Лицемерное (англ.). Здесь и далее перевод иностранных текстов и выражений дан переводчиком.

[130] Подробнее об этом см. в главе II «Идеология и утопия».

[131] Landauer G. Op.cit, S.7 ff.

[132] См. сноску 170.

[133] Droysen P.G. Grundriss der Historik. Hrsg. von E.Rothacker. Halle a,«i (Saale),1925,S.33f.

[134] О причинах этого см. мою работу: Mannheim К. Das konservative Denken. - «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1927, Bd 57,H.1, S.83 ff.

[135] Основанные на действительности (лат.).

[136] О практических опасностях в образовании исторических понятий см. критику Шмитгом Мейнеке (Schmitt С. Zu Friedrich Meineckes Idee der Staatsrason- «Archiv fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Tubingen, 1926, Bd 56, S.226 ff.) Жаль, что проблематика, содержащаяся в полемике столь выда-ющихся авторов, не нашла дальнейшего отражения в литературе вопроса. По проблеме «история и система» см.: Sombart W. Economic theory and economic history.-«Econ. history rev.», L., 1929, Jan., vol.2, №1,р.1-19

[137] «Утопии — часто не что иное, как преждевременные истины» (Ламартин), (франц.).

[138] Doren A. Wunschraume und Wunschzeiten. Leipzig-Berlin, 1927, s.158 ff. К этой работе мы отсылаем и для понимания дальнейшей про­блематики как на лучшее исследование проблемы в аспекте истории культуры и истории идей. Мы отсылаем к этой работе и для знакомства с библиографией. В сносках дано большей частью лишь то, что не содержится в библиографии названной работы. Работа Дорена является как бы историей одной темы (нечто вроде иконографии в истории искусства). Для этой цели его терминология (Wunschraume und Wunschzeiten) чрезвычайно удобна, однако для нашей попытки - фиксировать опорные пункты социологической истории структуры современного сознания - она может иметь лишь косвенное значение.

[139] Заслуга Альфреда Вебера в том, что анализ констелляции стал методом социологии культуры; мы делаем здесь попытку применить его постановку вопроса, хотя и в специфическом смысле, при исследовании поставленной нами выше проблемы.

[140] То обстоятельство, что в этой связи восприятие исторического времени сформулировано трансцендентно и субъективно, не должно означать, что для него нет соответствия в объективно-онтологической сфере. Дело заключается в том, что мы не располагаем здесь возможностью поставить вопрос в объективно-онтологическом аспекте.

[141] Из литературы о Мюнцере мы назовем следующие работы: Holl К. Luther und die Schwarmer Tubingen, 1927, где поставлены различные относящиеся к определенной проблеме свидетельства. Во всех необхо­димых нам случаях мы будем просто ссылаться, не повторяя их здесь, на соответствующие страницы данной работы.

Для характеристики хилиазма см. особенно: Bloch E. Thomas Munzer als Theologe der Revolution. Munchen, 1921. Благодаря внутренней близости автора к изображаемому им явлению ему удалось наиболее адек­ватно показать сущность этого феномена; на это отчасти уже правильно указал Дорен.

[142] Политику можно, безусловно, определять самым различным об­разом. Здесь также следует помнить сказанное нами выше: определе­ние будет всегда зависеть от цели нашего познания и, следовательно, от позиции наблюдателя. Наша познавательная цель состоит в том, чтобы проследить связь между формированием коллективного сознания и историей политического мышления, поэтому наша основанная на определенном отборе фактов дефиниция должна соотноситься с этой постановкой вопроса.

[143] Уже Мюнцер совершенно сознательно говорит о «мужестве и силе для осуществления невозможного». См. Holl К. Op.cit, S. 429.

[144] Мюнцер говорит о «бездне духа», видимой только тогда, когда об­нажены душевные силы (Ibid., S. 428).

[145] В борьбе Мюнцера с Лютером уже наметилось указанное нами выше различие между учением, которое постулирует, что субстанция веры может быть постигнута только в переживании, и тем, которое ос­новано на выражающих ее «идеях». Для Мюнцера Лютер относится к тем, кто верит только в букву Священного писания. Мюнцеру подобная вера представляется «краденой, не основанной на собственном пере­живании, обезьяньей верой» (Holl К. Op.cit., S.427).

[146] Мейстер Экхарт: «Ничто так не мешает душе познать Бога, как время и пространство» (Eckhart. Meister Eckharts. Schriften und Predigten. Hrsg.von Buttner. Jena,1921,S.137). «Для того чтобы душа ощутила при­сутствие Бога, она должна находиться вне времени и пространства!» (Ibid., S.138). «Если душа намерена возвыситься над собой и вступить в сферу, где нет ни ее самой, ни ее деятельности, то она посредством благодати...» (Ibid., S.201).

По вопросу об отличии средневековой мистики от религиозности Мюнцера см. удачное замечание Холла: «Если средневековые мистики искусственно, аскезой, подготавливают свое единение с Богом, следо­вательно, пытаются заставить свершиться это единение, то, по Мюнце­ру, «Бог сам возьмет косу и удалит сорную траву в человеке» (Holl К. Op.cit, S.483).

[147] Подобно этому и в следующей фразе: «Ибо он должен и обязан знать, что Бог в нем, и он не должен думать, что он в тысячах миль от Бога» (Holl К. Op.cit, S.430).

В другом месте Мюнцер проявляет свою душевную и религиозную радикальность, когда, различая сладчайшего и грозного Христа, упрека­ют Лютера в том, что тот знает лишь второго (Holl К. Op.cit, s.426-427). Интерпретацию этого см. у Блоха (Bloch E. Op.cit, S.251 ff).

[148] В искусстве этой эпохи можно найти доведенную до грандиознос­ти параллель непосредственному слиянию откровеннейшей чувствен­ности и высшей духовности в живописи Грюневальда. Был ли он сам связан с перекрещенцами, неизвестно, поскольку о его жизни мы, соб­ственно говоря, ничего не знаем. Упоминание о Грюневальде должно служить лишь иллюстрацией сказанному выше (см. Heidrich E. Die altdeutsche Malerei. Jena, 1909, s.39-41, 269). См. также очень поучи­тельную работу того же автора: Heidrich E. DUrer und die Reformation. Leipzig, 1909, где на основе имеющихся данных убедительно изобража­ется наличие связи между хилиастами и их сторонниками среди худож­ников Нюрнберга - Гансом Зебальдом и Бартелем Бехамами и Георгом Пенцем, а также отрицательное отношение к ним Дюрера. В искусстве Дюрера Хейдрих видит выражение лютеровского учения, в искусстве Грюневальда - параллель к хилиастической духовности.

[149] Мюнцер: «...чтобы мы, земные дети плоти, стали детьми Божиими через принятие Христом образа человека и были бы вместе с ним уче­никами Божиими, чтобы Он и Дух его учил нас и мы восприняли бы Дух Божий, полностью преобразовались бы в нем, и земная жизнь превра­тилась бы в жизнь небесную (Holl К. Op.cit, S.431).

Для социологического понимания глубокого внутреннего переживания опыта и вообще учения о взаимоотношении между формами опыта и формами политической общественной активности важно обратить вни­мание на то, что по мере того как Карлштадт и южногерманские баптис­ты отходили от Мюнцера, хипиастическое непосредственное переживание все более вытеснялось у них другой формой переживания - оптимистичес­кой надеждой на будущее и верой в пророчество (Holl К. Op.cit, S.458).

[150] Одним из свойств революции Нового времени, на которое указал уже Шталь, является то, что эта революция - не восстание, направ­ленное против какого-либо определенного угнетателя, но стремление к полному и систематическому преобразованию всего существующего общественного порядка. Если мы будем отправляться в нашем анализе от этого стремления систематически преобразовывать мир и обратимся к поискам его исторических и идейных корней, то мы обязательно при­дем к хилиазму. Сколь ни мало систематично это учение в других отно­шениях, в одном оно проявляет тенденцию к абстрактно-систематической точке зрения. Так, например, уже Радвани указал (в неопубликованной диссертации, защищенной в Гейдельберге в 1923 г.) на то, что хилиазм нападает не на отдельных людей, преследует не их, а принцип зла, действующий в институтах и в индивидах. По этому вопросу см. также Holl К. Op.cit., S.454.

[151] Литературу о Бакунине см. ниже. Как будет показано дальше, в анархизме бакунинского толка продолжают, по нашему мнению, жить хилиастические идеи.

[152] См. Freyer H. Das Problem der Utopia. - «Deutsche Rundschau», В., 1920, Bd 183, S.321-345, а также книгу Гирсбергера, о которой речь бу­дет идти и ниже.

[153] О французском понятии идеи у Гримма («Deutsches Worterbuch») написано следующее: «...раньше во французском словоупотреблении XVII в. это слово означало мысленное представление, мысль, понятие чего-либо; в этом же смысле мы находим это слово у немецких писателей первой по­ловины XVIII в., без сомнения под французским влиянием; иногда оно пишется даже с французским «accent» (idee).

[154] Случайности (грвч.).

[155] Ср. Freyer H. Op.cit, S.323.

[156] Ср. Finder W. Das Problem der Generation in der Kunstgeschichte Europas. В., 1926,3.67-69.

[157] Cunow H. Die Marxsche Gescnichts-Gesellschafts-und Staatstheorie. Bd.1. В., 1920,3.158.

[158] Goltz С. von der. Die theologische Bedeutung J.A. Bengels und seiner SchOler. - «Jahrbuch ftir deutsche Theologie», Gotha, 1861, Bd 6, S.460-506; Gerlich F. Der Kommunismus ate Lehre vom tausendjahrigen Reich. Munchen, 1920. Эта работа, написанная в пропагандистских це­лях, содержит ряд упрощений и поверхностных оценок; однако ряд ос­новных связей, как, например, те, которые были указаны выше, пред­ставляются нам намеченными верно (ср. Заключение). Дорен в цитиро­ванном выше сочинении уже дал правильную характеристику этой книги.

[159] Здесь и теперь (пат.).

[160] Landauer G. Op.cit, S.91.

[161] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд.2-е. т.7, с.364-365.

[162] Holl К. Op.cit, S.435.

[163] Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Bd 1. TObingen, 1925, S.267-269.

[164] Ibid., S.10.

[165] Holl К. Op.cit, S.435 ff„ 459,460.

[166] Ibid., S.459-460.

[167] Реально (лат.).

[168] В этой связи необходимо вспомнить и об идеологии абсолю­тизма, подробно останавливаться на которой мы здесь не можем. И здесь представители идеологии, направленной на господство в данной жизненной ситуации, склонны совершенно трезво размышлять о технике господства в манере так называемого макиавеллизма. Лишь позже (обычно под давлением своих противников) появляется потребность к идейному оправданию этого господства. Для иллюстрации этого утверждения общего характера мы приведем фразу Мейнеке, в которой речь идет об этом процессе: «Тем самым возник идеал современного госу­дарства, которое должно быть основано не только на власти, но и на культурных ценностях, и люди перестали видеть назначение государ­ства только в том, чтобы непосредственно гарантировать власть, что в значительной степени еще было свойственно теоретикам XVII в.» (Meinecke F. Die Idee der Staatsrason, MQnchen-Berlin, 1925, S.353).

[169] Известные заключительные слова Гегеля в предисловии к «Философии права» (Гегель Г.В.Ф. Соч.т.7.М-Л.,1934,с.17-18).

[170] «Государственное устройство не может быть изобретено. Самый умный расчет столь же бесплоден, как и полное неведение: душа наро­да, сипа и порядок, возникающие из нее, ничем не могут быть заменены, ни самыми умными людьми, ни самыми великими виртуозами» (MOIIerA. Ober Konig Friedrich II und die Natur. Worde und Bestimmung der preussischen Monarchie. В., 1810, S.49).

Эта идея, возникшая в романтизме, становится здесь ведущим моти­вом всей консервативной традиции.

[171] Stahl F.J. Die Philosophie des Rechts. Bd 1. Heidelberg, 1830, S.272.

[172] Мюнцер говорит: «Книжники не знают, почему следует принимать Священное Писание или отвергать его...то, что оно издавна существует — подобное обоснование своей веры известно евреям, туркам и всем другим народам» (Но)! К. Op.cit, S.432).

[173] Гегель Г.В.Ф. Соч. т.8. М-Л., 1935, с.75. Дополнительные примеры см. в моем «Консервативном мышлении», с.98, где я впервые сделал попытку понять формы «ощущения исторического времени», исходя из соответствующей структуры политического сознания. Шталь следую­щим образом характеризует ощущение времени и жизнеощущение Шеллинга, Гёте и Савиньи: «На каждой ступени и при каждом нюансе нам, так же, как и в жизни, представляется, что они существовали все­гда; однако, оглядываясь назад, мы обнаруживаем процесс их становления. Однако где и когда совершился переход? В ходе такого же неза­метного роста (!) формируются, изменяются вокруг нас условия и об­стоятельства. То же чувство вечного и необходимого, прочного суще­ствования и вместе с тем возникновения и преобразования во времени мы ощущаем здесь, как и в нашей собственной жизни и судьбе. Эта идея непрекращающегося роста, становления жизни господствует и в концепции Шеллинга, и вся его система - не что иное, как неудержимое стремление выразить это» (Stahl F.J. Die Philosophie des Rechts. Bd 1. Heidelberg, 1830, S.394f.).

[174] Ряд важных в этом смысле связей ясно показан в неопубликован­ной еще работе моего слушателя Реквадта об историке Иоганне Мюллере.

[175] Ср., напр., последний абзац работы: Martin A. Weltanschauliche Motive im altkonservativen Denken. - In: Deutscher Staat und deutsche Parteien. Festschrift F. Meinecke zum 60. Geburtstag dargebracht. Mtlnchen-Berlin, 1922, S.342-384.

[176] Это относится только к социализму Х!Х в. и более позднего времени. Утопический социализм XVIII в., эпохи Просвещения, в период, когда физиократы интерпретировали историю в свете идеи прогресса, еще помещал свою утопию в прошлое, соответственно мелкобуржуаз­ному реакционному мышлению слоев, служивших ему опорой.

Социологически это бегство в прошлое отчасти основано на том, что в то время существовали еще остатки прежней альменды, которые в известной степени способствовали воспоминанию о «коммунистических» институ­тах прошлого. Эти связи подробно рассматриваются в книге: Girsberger H. Der utopische Sozialismus des 18. Jahrhunderts in Frankreich und seine philosophischen und materiellen Grundlagen. Zurich, 1924, S.94 ff. (Zurcher wirtschaftliche Forschungen. H.1

[177] О Бакунине см. работы М. Нетлау, Рихарды Хух и Ф. Брурбауэра. В работе последнего (Brupbacher F. Marx und Bakunin. В., 19z2) дано концентрированное изложение многих важных проблем. См.также обна­руженную в секретном архиве III отделения исповедь Бакунина Нико­лаю I. (Бакунин М.А. Исповедь. М., 1921).

[178] Brupbacher F. Op.cit, S.204 ff.

[179] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т.19, с.201.

[180] Мы приведем следующий отрывок из работы коммуниста Реваи, который может служить точным математическим обоснованием нашей теории социально и политически дифференцированного ощущения ис­торического времени и подтверждением всего данного выше анализа:

«По существу настоящее существует лишь в той мере, в какой суще­ствуют прошлое и будущее; настоящее есть форма не необходимого прошлого и нереального будущего. Тактика - это будущее, выступаю­щее в качестве настоящего». (Проблема тактики см. «Kommunismus», Wien,1920,Bd 2, S.1676). Здесь отчетливо показано присутствие будуще­го в настоящем, что полностью противоречит точке зрения Гегеля в приведенной в гл. IV, с. 194 след. цитате. Следует также сравнить с этим другие данные о социальной дифференциации в историческом восприятии времени -с.187,188,194, 212 данной работы.

[181] В рамках этого общего процесса происходит то изменение значения в понятии идеологии, которое мы пытались обрисовать в гл. II, с. 52 и след.

[182] Из письма Ландауэра Маргарите Зусман от 25.1.1926 г. - В кн.: Landauer G. Sein Lebensgang in Briefen. Hrsg. von M.Buber. Bd 2. Frankfurt a.M., 1929, 8.122.

[183] Гегель Г.В.Ф. Соч. т.7. М.-Л., 1934, с.182.

[184] Подробнее см. мой доклад: Mannheim К. Die Bedeutung der Konkurrenz im Gebiete des Geistigen. - In: Verhandlungen des 6. Soziologentages in Zurich. TObingen, 1929, S.35-83.

[185] Подробнее об этом см. в моей работе: Mannheim К. Das Problem der Generationen. - «Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie», Leipzig, 1928, Jg.7, H.2, S.157-185; H.3, S.309-330

[186] См. Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. TQbingen, 1925. Особен­но раздел социологии права.

[187] См. в первую очередь: Scheler М. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Leipzig, 1926. затем Scheler М. Die Formen des Wissens und die Bildung. Bonn, 1925.

[188] Внося соответствующие изменения (пат.).

[189] См. Mannheim К. Das konservative Denken. - «Arch. fur Sozialwiss. u. Sozialpolitik», Ttlbingen. 1927, Bd 57. H.1, S.90 ff.

[190] История учения о государстве, как мы увидим по характеризуемой нами ниже работе Оппенгеймера (Oppenheimer F. Systeme der Soziologie. Bd 2. Jena, 1922), может дать неисчерпаемое число приме­ров, иллюстрирующих нашу мысль.

[191] Mannheim К. Das konservative Denken... S.489 ff., а также с.70, 71, 80, 81,165 настоящей работы.

[192] См. Renner K. Die Reichsinstitute des Privatrechts. TUbingen, 1929.

[193] См. по этому вопросу раздел «Теории и практики», а также анализ в главе «Идеология и утопия», с.70 и след., где делается попытка при­менить только что намеченный метод социологического анализа аспекта познания.

[194] Тем самым (лат.).

[195] См. Mannheim К. Ideologische und soziologische Interpretation geistiger Gebilde. - In: Jahrbuch ftir Soziologie. Bd 2. Karlsruhe, 1926, S.424-440.

[196] Созерцательной жизни (лат.).

[197] Направленностью духа (лат.).

[198] Акт (лат.).

[199] Качественной стороны (лат.).

[200] Ввиду недостатка места мы не ссылаемся в данной работе на представителей этого направления (кроме Иерузалема), так же как и на исследования французских ученых о примитивном мышлении.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.