Здавалка
Главная | Обратная связь

IV. Задание на практику

СИСТЕМА КАЧЕСТВА

 
 
Одобрено НМС ПГИИК Протокол № __ «__»________________ 20___г. Председатель_______________

 

 


Ширинкин Павел Сергеевич

МЕНЕДЖЕРСКАЯ ПРАКТИКА

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

специальности: 080507.65 «Менеджмент организации»

 

 
 
Рекомендовано кафедрой: Протокол №____ «___»_______________20_г. Зав. кафедрой_____________  

 

 


Пермь 2012
Автор - составитель:

Ширинкин Павел Сергеевич,кандидат географических наук, доцент,

зам.зав.кафедрой Управления и экономики СКС

 

Учебно-методический комплекс «Менеджерская практика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

 

 

Согласования с и библиотекой ПГИИК:

 

Зав. библиотекой ПГИИК………………………………………… И.М. Журавлева


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

I. Организационно-методический раздел 7

II. Содержание практики 9

III. Распределение дней практики по формам и видам работ 14

IV. Задание на практику 15

V. Методические рекомендации по подготовке отчета, дневника и защите практики 17

VI. Формы текущего и итогового контроля 18

VII. Учебно-методическое обеспечение курса 19

Приложение 1. Образец титульного листа Дневника практики 20

Приложение 2. Образец титульного листа Отчета по практике 21


Введение

 

Наука об управлении сегодня находится на пике популярности. Хотя самостоятельной отраслью знания менеджмент стал только в ХХ веке и это очень удивительно и примечательно. На самом деле, это древнейшая отрасль знания: там, где два человека ведут совместную осознанную деятельность, - уже можно говорить об управлении. Менеджменту столько же лет, сколько человечеству.

Однако, по-прежнему, ведутся споры: менеджмент – это наука или искусство? Принято считать, что управление в ХХ веке было прагматичным и основывалось на логике и аналитике, а менеджеры были людьми «с левым полушарием мозга», сегодня можно говорить, что менеджмент требует от специалиста задействовать «оба полушария». Американцы говорят: «менеджмент уклончив, сложен, хаотичен, интуитивен и честолюбив». Управление требует знания многих наук: экономики, политологии, социологии, психологии, этики и многих других, поэтому сегодня, вполне логично говорить о творческом и креативном начале в менеджменте.

Приступая к изучению этой науки, студент должен помнить о том, что в этой молодой науке есть как бесспорные (общепринятые) положения, так и множество концептуальных (спорных) основ. Менеджмент очень динамичен, изменчив и быстро развивается, этого требуют законы рынка и современной экономики. У сегодняшнего студента есть реальная возможность внести новые аспекты в развитие этой науки, предложить новые методы и перспективные методологии. Многие современные управленческие течения ожидают свежей творческой мысли. В спорах, полемике и новых работах рождается управленческая истина. Осваивая раздел за разделом, тему за темой студент, как принято говорить, должен «все подвергать сомнению» и при любой возможности проверять теоретические положения на практике. Только так может сформироваться настоящий специалист сферы управления, экономики, индустрии гостеприимства и сервиса.

Менеджерская практика представляет собой важнейший элемент в обучении специалиста. Каждому студенту, прослушавшему годовой курс менеджмента, предоставляется реальная возможность опробовать применение своих теоретических знаний на практике.

Практика организована на III курсе обучения (6 семестр) и рассчитана на 3 недели, согласно утвержденному учебному плану.

Настоящая практика позволяет в полной мере попробовать себя в роли молодого специалиста-менеджера. Практика может проходить на любом предприятии индустрии гостеприимства, сферы услуг, транспортной или логистической компании и, в принципе, любом предприятии, где присутствует управленческая деятельность. Такое «послабление» связано с тем, что настоящая Практика тесно связана с дисциплинами «Основы менеджмента» и «Теория организации, которая относится к дисциплинам федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин.

В основе практики – работа студента в роли управленца с тем, чтобы в процессе своей деятельности он оценил предприятие по принципу «взгляд изнутри», поэтому детально вид выполняемой деятельности не регламентируется.

Важно отметить, что реальная управленческая действительность и региональный бизнес могут серьезно отличаться от изученной теории. Поэтому от студента требуется выдержка, корректность, скромность. Следует учесть, что программа настоящей менеджерской практики исключительно предназначена для внимания студента и, по возможности, не предоставляется организации, в которой студент проходит практику, как разъяснение целей и задач его деятельности.

Во время менеджерской практики проверяются и отрабатываются индивидуальные управленческие качества, знания и умения студента, поэтому рекомендуется устраивать на практику в каждую организацию не более одного студента.

Успешное прохождение менеджерской практики создает необходимые основы и единую теоретико-методологическую базу для всего дальнейшего обучения и формирования специалиста – менеджера.

 


I. Организационно – методический раздел

 

1.1.Цель – успешное прохождение менеджерской практики, работа студента как молодого специалиста в качестве управленца (менеджера), научиться применять на практике основные методы и концепции менеджмента и теории организации и постоянный (3-х недельный) анализ структурно-функциональных особенностей предприятия (организации, фирмы) и его управленческо-организационной специфики.

 

1.2. Задачи менеджерской практики:

1.2.1. Самостоятельный поиск организации для прохождения производственной практики.

1.2.2. Предварительное ознакомление с предприятием, его руководством, структурой, общими особенностями.

1.2.3. Создание представления об отрасли и роде деятельности организации.

1.2.4. Прикрепление к наставнику и ознакомление со своими функциональными обязанностями, а также техникой безопасности.

1.2.5. Изучить миссию, цели и стратегии организации.

1.2.6. Рассмотреть основные аспекты функционального менеджмента в организации.

1.2.7. Изучить основные управленческие аспекты, связанные с работой персонала.

1.2.8. Проанализировать концепции мотивации в управленческой деятельности.

1.2.9. Изучить основы лидерства в организации, стиль управления организационную культуру.

1.2.10. Изучить аспекты управленческой деятельности, связанные с нахождением и работой человека в данной организации.

1.2.11. На практике применить методы сбора информации и анализа внутренних возможностей предприятия;

 

1.3. Требования к уровню освоения практики:

В процессе практики студенты закрепляют знания, полученные в процессе изучения следующих дисциплин: «Основы менеджмента», «Теория организации», «Деловой этикет» и т.д.

В ходе практики студенты должны показать следующие профессиональные знания, навыки, умения:

1. организационная и управленческая деятельность;

2. аналитическое мышление, системный анализ, ситуационный подход;

3. знание и умение использования офисной техники и информационных потоков предприятия;

4. текущая управленческая деятельность, делопроизводство и документооборот;

5. использование управленческих, социальных и мотивационных методик;

6. планирование и прогнозирование деятельности предприятия;

7. сбор, обработка и анализ информации.

 

1.4.Объект практики: организация и управленческая деятельность в ней.

 

1.5.Предмет практики: стороны, явления, процессы, характерные особенности управленческой и организационной структуры предприятия и прохождения практики в нем молодого специалиста.

 

 

II. Содержание практики

 

2.1. Общие положения

2.1.1. Начальный этап:

Спецификой и, собственно, базисом практики, является ее начало за 2-3 недели до ее официального объявления. Студент должен самостоятельно найти предприятие, представиться, рассказать «временному работодателю» о предстоящей менеджерской практике, ее целях и задачах. Не имеет принципиального значения должность и функции, которые будут предложены, важно получить работу, связанную с управленческими целями и в процессе ее провести анализ управленческой деятельности и структурно-функциональной организации предприятия. Успешное прохождение этого этапа – залог успеха всей практики.

В случае необходимости, студент может получить официальное сопроводительное письмо от факультета (кафедры) для того, чтобы быть принятым на практику в организацию.

 

2.1.2. Организационное собрание и подготовка к нему:

На организационное собрание студент должен явиться со следующими сведениями: название организации, ее юридический и фактический адрес, Ф.И.О. руководителя, Ф.И.О. наставника (прикрепленного специалиста-консультанта), контактные телефоны фирмы.

Студенту следует знать, что в период практики Руководитель от учебного заведения обязательно посещает его без предварительного уведомления на рабочем месте и сверяет представленные студентом данные. Проводит беседу с руководителем практики от организации.

Далее студент прослушивает инструктаж по технике безопасности и расписывается в специальном журнале за предоставленные им сведения об организации и прослушанный инструктаж.

Явка на организационное собрание обязательна. Не своевременность предоставления сведений и (или) не прослушанный инструктаж по технике безопасности равносильны не допуску к практике.

 

2.1.3. Руководители практикой:

От учебного заведения назначается два руководителя: общий, - от кафедры и учебного заведения; индивидуальный, - для непосредственной работы с каждым студентом (чаще всего это руководитель по курсовой работе); и руководитель (наставник, координатор) от предприятия.

 

2.1.4. Техника безопасности:

Во время прохождения практики студент должен помнить о соблюдении установленных норм техники безопасности. Перед началом практики, на организационном собрании он прослушивает лекцию о технике безопасности при работе в организации и ставит соответствующую подпись в журнале.

Непосредственно в организации студент также должен осведомиться об основных аспектах техники безопасности, прослушать инструктаж и расписаться в его прохождении.

 

2.1.5. Режим работы и правовые аспекты:

Разнообразие выполняемых функций и ведение дневника практики, делает рабочий день студента ненормированным, но следует помнить, что за 3 недели почасовая нагрузка, согласно действующего КЗОТа, не может превышать 120 часов, т.е. не более 8 часов в день и 40 часов в неделю.

В случае если организация, в которой студент проходит практику, направляет его в командировку, или предлагает совершать действия, противоречащие правилам техники безопасности или законам РФ, необходимо немедленно уведомить руководителя от учебного заведения.

Во время прохождения практики, организация может предлагать студенту заключение трудового договора на более длительный срок, оформление трудовой книжки, получения заработной платы и т.д. В этом случае, данный аспект находится за пределами обязанностей студента по отношению к учебному заведению и его руководителю. Если предлагаемые дополнительные условия не противоречат практике, основному учебному процессу, правам студента, как гражданина РФ и законам РФ, студент имеет право самостоятельно решить для себя этот вопрос.

 

2.1.6. Ход практики:

С первого дня практики студент должен приступить к работе и исполнению вверенных ему функциональных обязанностей. Рекомендуется первый день, по согласованию с руководителем практики от предприятия начать с ознакомления с организацией, режимом ее работы, сотрудниками, особенностями и спецификой.

С первого дня студент должен начать вести дневник практики, занося в него малейшие детали и особенности своей управленческой деятельности. В противном случае, дневник получится декларативным и поверхностным и не будет подспорьем к составлению отчета. В дневнике отмечаются все особенности управленческого труда в организации, основные проблемы, как студента, так и организации в общении с клиентами, государственными органами, с конкурентами и т.д.

 

2.1.7. Сбор информации:

На первый взгляд, работа, которая вероятнее всего будет предложена студенту, не позволит, из-за недостатка времени и большой занятости, провести анализ предприятия и управленческой деятельности в нем. В действительности, огромное количество информации можно почерпнуть в любом из аспектов работы организации. Такими элементами могут быть:

1. организация делопроизводства;

2. распоряжения и приказы руководства;

3. режим рабочего дня;

4. стиль делового общения между сотрудниками;

5. стиль общения между сотрудниками и клиентами;

6. скорость, точность и четкость передачи информации: вербальной, на бумажных, магнитных и прочих носителях;

7. количество персонала и его качественный состав (пол, возраст, образование, стаж работы и т.д.);

8. преобладающий тип организационной культуры;

9. оснащение фирмы средствами связи, транспорта, офисной техники и т.д.;

10. длительность нахождения фирмы на рынке, ее профессиональный имидж, миссия и т.п.

Эта и другая информация обычно находится «на виду» и студенту, дабы не вызывать лишних вопросов, можно анализировать ее постоянно и самостоятельно. Важно помнить, что вся информация и документы являются собственностью организации и могут носить конфиденциальный характер. Во избежание конфликта, нельзя просматривать и приобщать к своему отчету, чтобы то ни было, без соответствующего разрешения.

 

2.1.8. Завершение практики, подготовка к защите и защита:

По окончании практики, студенты сдают индивидуальные отчеты о пройденной практике и дневники практики, а затем производится публичная защита, в итоге которой каждый студент получает оценку.

Основными критериями оценки являются:

1. объем и содержание информации в отчете;

2. объем и содержание дневника практики;

3. умение применять методы оценки организации управленческой деятельности на предприятии;

4. анализ структурно-функциональной организации предприятия;

5. умение систематизировать и анализировать информацию в отчете;

6. профессионализм, продемонстрированный студентом на практике и отмеченный в характеристике (отзыве);

7. умение давать управленческие рекомендации по решению основных функциональных проблем в организации;

8. качество оформления отчета и дневника практики.

 

По окончании практики студент должен получить от своего руководителя практики от предприятия в письменном виде характеристику (отзыв), которая должна включать оценку деятельности и профессиональных качеств, в конце характеристики студент должен получить оценку (по 5-ти бальной системе). Названный отзыв подшивается в отчет.

Отзыв может иметь произвольную форму, но должен быть оформлен с учетом некоторых правил: фирменный бланк организации, подпись непосредственного руководителя от предприятия и печать организации или ее подразделения, а также исходящий номер и дату. Копии и факсы не принимаются. Также следует иметь в виду, что оценка, поставленная на предприятии, не является определяющей для выставления итоговой оценки за практику.

 

 


III. Распределение дней практики по формам и видам работ

План-график практики (3 недели)

 

№ п/п Задания, основные направления работы Сроки
1. Самостоятельный поиск организации (предприятия) для прохождения практики За 2-3 недели до официального начала практики
2. Организационное собрание, инструктаж по технике безопасности, сбор реквизитов организаций   1 день
3. Определение целей исследования, источников сбора информации, методов сбора и систематизации, определение сроков сбора и анализа, вступление в предложенную должность и определение функциональных обязанностей   1 день
4. Непосредственная работа в организации, ведение дневника практики и сбор необходимой для отчета информации   3 недели (15 рабочих дней)
5. Обработка информации, ее систематизация и классификация (если необходимо), подготовка выводов и рекомендаций по своей организации   2 дня
6. Оформление отчета и дневника, подготовка к защите   3 дня
7. Защита работы   1 день

 


IV. Задание на практику

Настоящее задание является своеобразной структурой для прохождения практики и может рассматриваться как поэтапный план работ для составления отчета.

 

4.1. Общая характеристика предприятия:

1. Отрасль и рынок деятельности организации.

2. Название организации и история его происхождения.

3. Юридический статус и форма организации.

4. Место расположения организации: юридический и фактический адрес, филиалы (если есть).

5. Если деятельность предприятия лицензируется (сертифицируется и т.п.), необходимо указать номер лицензии, сертификата, кем, когда и где выданы (копии можно приложить к отчету).

6. Дать описание структурно-функциональной схемы организации (отделы, подразделения, связь между ними). Рекомендуется графически изобразить структурно-функциональную схему организации.

7. Дать письменный анализ основных функций организации и направлений деятельности (рекомендуется использовать графическое сопровождение в виде таблиц, схем, рисунков и т.д., фактические и графические данные объемом более одной страницы, рекомендуется помещать в Приложение к Отчету).

8. Назвать и проанализировать миссию организации. Если миссия отсутствует, пояснить предполагаемые причины и дать рекомендации по ее разработке.

9. Перечислить и проанализировать цели предприятия, их соответствие действительности и выполняемым функциям. Дать рекомендации (если необходимо) по введению дополнительных целей или исключению существующих. Рекомендовать корректировку некоторых целей (если необходимо).

10. Перечислить и проанализировать задачи предприятия, их соответствие действительности и выполняемым функциям. Дать рекомендации (если необходимо) по введению дополнительных задач или исключению существующих. Рекомендовать корректировку некоторых задач (если необходимо). Дать анализ, насколько цели сочетаются с задачами.

11. Определить и перечислить круг «заинтересованных» лиц в существовании предприятия, как организация осуществляет взаимодействие с ними и удовлетворяет их потребности.

12. Какие стратегии (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные (вид стратегии)) и тактику в организации удалось выявить в процессе практики. Дайте подробное описание каждой из них. Как Вы оцениваете эти стратегии, если смысл в их корректировке или применении новых стратегий и тактик. Если в организации не применяются стратегии, то студенту необходимо их рекомендовать в отчете и пояснить почему.

13. Анализ внутренней и внешней среды предприятия (покомпонентно), с применением метода SWOT –анализа для каждого типа среды.

14. Рассмотрение организации по схеме «7-S», с покомпонентным описанием каждого из семи элементов.

15. Выявление комплекса проблем и факторов влияния внешней и внутренней среды (перечислить) и пояснить.

16. Дайте полную демографическую характеристику персонала, его численность, состав, половозрастную характеристику, специфику. Критически оцените деятельность персонала. Насколько персонал ценит общение с клиентом, какие методы при этом применяет.

17. Есть ли в организации лидеры, что из себя представляют Руководители организации, дайте их официальный портрет. Какие основные проблемы в управлении персоналом Вы заметили.

18. Какие еще рекомендации, по мнению студента, необходимы предприятию, если нет, то почему.

19. Студент в праве дополнить отчет по практике новыми пунктами и собственным содержанием.

4.2. Методы исследований:

4.2.1. Наблюдение и эмпирика (практика, опыт).

4.2.2. Собеседование с сотрудниками, клиентами и т.д.

4.2.3. Анализ и сбор документальной информации (по возможности).

4.2.4. SWOT – анализ, MOST – подход и т.д.

Студент имеет право применять любые другие научные методы с их пояснением.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.