Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие рекомендации по изучению тем дисциплины



Микроэкономика изучает основы рационального рыночного поведения отдельного человека как потребителя и отдельной фирмы как производителя, открывает нам условия и правила, при которых наилучшим образом работает рынок отдельного товара или одной отрасли.

При изучении микроэкономики следует уделить особое внимание инструментам экономического анализа, без овладения которыми крайне трудно разобраться в разнообразных научных выводах и применить их с пользой для себя. Основным из таких инструментов является математическое моделирование экономических явлений и процессов.

Модель является упрощенным, хотя одновременно и достаточно многосторонним изображением экономической действительности. Между моделью и экономической действительностью такое же соотношение, как между картой и географической картиной: в зависимости от степени упрощения там всегда не хватает какой-нибудь детали, подробности, однако с ее помощью можно создать общее представление о действительности. Техника составления моделей представляет собой картографию экономики. С технической точки зрения математическая модель описывает функционирование той или иной экономической системы с помощью алгебраических уравнений, выражающих отношения, которые существуют между поддающимися измерению и считающимися важными для данной системы экономическими величинами.

В курсе микроэкономики рекомендуется использовать модели двух типов: оптимизационные, описывающие поведение отдельных экономических агентов (потребителей, фирм, домашних хозяйств и т.п.), и равновесные, характеризующие взаимоотношения между субъектами рыночных отношений. Экономический анализ в курсе необходимо осуществлять в соответствии с общепринятым разграничением экономической теории на микро- и макроэкономику.

При изучении тем 1 раздела необходимо изучить представителей экономических школ и направлений, обратить особое внимание на институционализм и кейнсианство как ведущие альтернативные школы. Совокупность методов научного исследования и изложения предполагается представить в виде схемы с приведением конкретных примеров. Эффективность использования экономических ресурсов в микроэкономике принято рассматривать с помощью графика, который называется «кривой производственных возможностей». Изучив ряд аспектов графического образа данной кривой необходимо научиться определять альтернативные издержки.

Характеризуя рыночную экономику, выделите ее принципиальные основы, в особенности преобладание в ней частной собственности.

При изучении тем 2 и 3 раздела студентам необходимо рассмотреть экономические явления (производство, предложение, спрос, потребление и др.) в свете законов хозяйственной деятельности первичных ячеек экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, земледельцев, отдельных предпринимателей). Следует уяснить, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как персонал фирмы решает, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

При изучении тем 4 и 5 раздела необходимо провести анализ поведения фирм, максимизирующих прибыль в конкурентной и неконкурентной рыночной среде, рассмотреть рынки факторов производства.

В освоении микроэкономической теории практикуются главным образом две формы: лекции и семинары с применением интерактивных форм обучения. На лекциях студенты получают от преподавателя первичную и основную информацию по определенным темам и проблемам. На семинарах происходит закрепление и развитие полученной научной и учебной информации, вне аудитории выполняется большой блок заданий самостоятельно, кроме того, студентам рекомендуется вести свой словарь терминов, в котором необходимо раскрывать различные методологические подходы и указывать новые формы их проявления и действия.

 

3.3. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с чтения конспекта лекции. Это освежит память, так как между лекцией и семинаром пролегает некоторое временное пространство. Надо подправить нечетко записанные формулировки, расшифровать аббревиатуры, сокращенное написание слов, выделить узловые вопросы, определения, т.е. довершить в конспекте то, что не успели сделать на лекции. Лекционная тетрадь должна иметь поля, на которых можно поместить свои пояснения, уточнения, дополнения из литературных источников, краткий статистический материал. В ходе перечитывания своих записей важно понять структуру, логику и последовательность лекционного содержания. При этом студент может оценить и собственную старательность, внимание, которые он проявлял во время лекции. На этом же этапе происходит ознакомление с вопросами плана семинарского занятия, списком рекомендованной литературы. При этом можно предварительно выбрать наиболее интересный для себя вопрос для выступления на семинаре.

Важным звеном в процессе подготовки к семинару должно быть глубокое изучение рекомендованной литературы: учебников, журналов, монографий, статистических материалов. Параллельно можно снова обратиться к своим конспектам и дополнить их самым важным из прочитанных книг. Небесполезно бывает при наличии свободного времени сделать краткий конспект ответов на отдельные вопросы для обсуждения. Причем нужно иметь ввиду, что авторы современных учебников по экономике имеют различные позиции и взгляды на одни и те же проблемы. Студенту следует внимательно вникнуть в разночтения и определить собственный подход к спорным вопросам.

Особое место в подготовке к семинарам занимает изучение авторских произведений классиков экономической мысли: А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса, А.Маршалла, ДЖ.Кейнса и др. Заслуги их трудно переоценить. Именно о таких выдающихся ученых (в том числе и о себе) написал в свое время Д.Кейнс следующие слова: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда они ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным взглядам, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого». При изучении книг крупных экономистов (первоисточников) лучше делать краткие выписки из текста, отражающие главные мысли произведения. При наличии глубокого интереса к данному автору полезно и подробное конспектирование. Выдержки из записей и конспектов можно приводить в выступлении на семинаре, при написании рефератов.

Важное значение для закрепления знаний имеют решение задач и поиск ответов на тесты. В приложении 1 данного УМК к каждой теме даются упражнения, задачи, тесты, которые не всегда удается рассмотреть во время семинара, поэтому студенты решают их самостоятельно. Вообще, тестирование самый быстрый способ оценить степень своей подготовленности к семинарскому занятию, поэтому большинство тестовых заданий выполняется дома, а на семинаре – тесты проверяются и исправляются ошибки.

В изучении социально-экономических наук важная роль отводится подготовке рефератов. Подробную консультацию по методике написания реферата, как правило, студентам дает ведущий преподаватель курса микроэкономики. В разделе 7 представлена тематика рефератов.

Заключительная часть подготовки к семинару состоит в том, чтобы обобщить и еще раз проанализировать весь подготовительный материал, составить краткий план будущего выступления. Особое внимание стоит обратить на цифровые, статистические данные, без которых любое выступление на экономическую тему не может быть полноценным. Необходимо еще раз просмотреть и обдумать имеющиеся таблицы, графики, выполнить рекомендованные задачи и тесты.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.