Здавалка
Главная | Обратная связь

Введение мотивов как приемов характеристики

Понятие мотива

Важно и для понимания ТЕМЫ произведения, и для понимания СЮЖЕТА.

При составлении тематической композиции мы дробим тему на части, разлагаем на мельчайшие повествовательные единицы. Путем такого разложения произведения на тематические части мы, наконец доходим до частей неразлагаемых, до самых мелких дроблений тематического материала.

Определение мотива

Тема неразложимой части произведения называется мотивом

Мотивы могут характеризовать предметы, вводимые в поле зрения читателя (аксессуары)

Классификация мотивов

0. аксессуары и эпизоды

Мотивы могут характеризовать предметы, вводимые в поле зрения читателя (аксессуары)

Или поступки персонажей – эпизоды.

1)Связные и свободные мотивы

Мотивы произведения бывают разнородны. При пересказе фабулы произведения мы сразу замечаем, что одни эпизоды можно опустить, не нарушая связности повествования, а другие опустить нельзя, не нарушив причинной связи между событиями.

Определение:

Мотивы неисключаемые называются связными,

Мотивы, которые можно устранять, не нарушая цельности причинно-временного хода событий называются свободными (боковыми)

Это своеобразные отступления автора, подробности, которые вводятся с целью художественного построения рассказа и несут различные функции.

Чем определяется выбор и ввод свободных мотивов?

В значительной мере – литературной традицией. Для каждого литературного направления характерен свой репертуар свободных мотивов

(Например, прогулки влюбленного за городом, на природе – сентиментализм . Начало – в Бедной Лизе Карамзина – Я )

Наоборот, связные мотивы – «живучи» , встречаются в одинаковой форме в разных лит. Направлениях и школах.

Для фабулы имеют значение только связные мотивы

 

Вводящие мотивы

(Мотивы поручения, преследования задерживающего рассказывания)

Вводящие мотивы- это особый класс мотивов, которые требуют конкретного пополнения другими мотивами.

Например мотив поручения в сказке (неисполнимые поручения, чтобы оттянуть нежелательное событие – в др. рус. Лит – в Повести о Петре и Февронии - Я)

служит вводом к рассказу о приключениях героя. Он требует конкретного наполнения повествованием о самих поручениях

 

Мотив задерживающего рассказывания

Рассказывание сказок в «1000 и 1 ночи» Шехерезадой оттягивает угрожающую ей казнь. Мотив рассказывания вводит сами сказки.

Мотив преследования – вводит рассказ о погоне и всех ее перипетиях.

Вводящий мотив – всегда связанный (неустраним из повествования)

Для наполнения вводящего мотива в повествование вводятся свободные мотивы

 

3)Классификация мотивов с т.зр. объективного действия, заключающегося в мотиве

Динамические мотивы

Статические мотивы

 

Динамические мотивы – мотивы, изменяющие ситуацию.

(пример – из Пушкина («Барышня- крестьянка») мотив узнания в Лизе Акулины. Ситуация изменяется – препятствия к браку Алексея устранены

Типичной формой динамических мотивов являются поступки героев, их действия

Это центральные движущие мотивы фабулы,

Они обычно являются связными мотивами

 

В сюжетном оформлении, наоборот, на первый план могут выдвигаться статические мотивы

Статические мотивы - мотивы, не изменяющие ситуацию.

Типичными статическими мотивами являются:

Описания (природы, местности, обстановки, персонажей)

Характеристики.

Они часто бывают свободными мотивами, но иногда становятся и связными

(Томашев: «Свободные мотивы обыкновенно бывают статическими, но не всякий статический мотив бывает свободным»)

 

 

Пример Томаш-го: мотив револьвера (ввод его в поле зрения читателя)- является мотивом статическим, но связанным, т.к. с его помощью в дальнейшем совершается убийство)

Я: такие мотивы часто встречаются вдетективах.

 

МОТИВИРОВКИ

 

Введение отдельного мотива или комплекса мотивов должно быть оправдано (мотивировано). Появление того или иного мотива должно казаться читателю необходимым в данном месте.

Определение

Система приемов, оправдывающих введение отдельных мотивов и их комплексов, называется мотивировкой.

Существуют различные виды мотивировок. Томашевский дает их классификацию:

- Композиционная

- Реалистическая

- Художественная.

 

Композиционная мотивировка.

1. когда введение какого-то аксессуара или эпизода сюжетно необходимо (например, мотивирует развязку).

Сначала это просто деталь обстановки или случайное событие, а потом эта деталь или событие включается в развитие действия и срабатывает в развязке.

(Чехов : если в начале рассказа говорится о том, что гвоздь вбит в стену, то в конце рассказа на этом гвозде должен повеситься герой)

Бесприданница Островского (пример Томашевского)- над диваном на ковре развешано оружие (деталь, характеризующая быт Карандышева). Но затем этот мотив-аксессуар (оружие) начинает развиваться (герои обсуждают вопрос о том, может ли это оружие стрелять). Наконец, в конце 4-го действия их пистолета, который уносит Карандышев, он убивает Ларису.

введение мотивов как приемов характеристики

Мотивы должны гармонировать с динамикой фабулы.

Эти характерные детали могут гармонировать с действием:

1) по принципу психологической аналогии

(психологическая мотивировка – я)

(романтический пейзаж, например, лунная ночь мотивирует любовную сцену, а гроза , буря – сцену смерти или злодейства)

2) по контрасту

(мотив равнодушной природы, страдание или смерть героя –веселье в окружающем мире)

 

Ложная мотивировка

Когда аксессуары и эпизоды вводятся с целью отвлечь внимание читателя от истинной ситуации.

Автор заставляет читателя предполагать развязку не в том, в чем она состоит на самом деле.

 

(часто в детективах – такие детали уводят героев типа Ватсонга по ложному пути)

Приемы ложной мотивировки встречаются главным образом в произведениях, создаваемых на фоне большой литературной традиции – читателю свойственно по привычке растолковывать каждую деталь произведения.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.