Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое занятие № 3 Проектирование сценария лекции (4 часа)

Практическое занятие № 1 Конструирование урока (4 часа)

Установка к практическому занятию [23].

Как готовиться к уроку (предписание).

1. Вчитайся в раздел программы, который надлежит изучить на данном уроке;

2. Изучи материал этого раздела, вопроса, темы;

3. Представь коллектив данного класса, мысленно «нарисуй» конкретных учеников;

4. Сформулируй замысел урока, ответь на вопрос, что бы ты хотел достигнуть в результате урока;

5. Проанализируй учебный материал;

6. Представь психологию данных учеников, постарайся наметить их путь к поставленной цели;

7. Выбери из всего арсенала методических приемов самые результативные для данного материала и данных учащихся;

8. Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, определи свои действия на данном уроке;

9. Продумай структуру урока, его ход.

10. Зафиксируй все найденное в плане и конспекте;

11. Повтори про себя или вслух узловые элементы плана;

План и конспект урока. Их общие составные части.

1. Наименование темы урока (точно по программе);

2. Формулировка цели урока: какого приращивания в знаниях, умениях, навыках учеников надо добиться на данном уроке. Может быть указана и воспитательная цель, также определяемая конкретным материалом;

3. Содержание урока, то есть перечень всех его этапов с дозировкой времени. Примеры этапов урока: контролирующая беседа по изученной теме, рассказ учителя, демонстрация опытов, закрепление, оценка работы, домашнее задание и др.

4. Описание хода урока, то есть раскрытие, как будет реализован каждый этап урока.

План – это письменная формулировка основных этапов урока. Конспект урока – подробное описание всего хода урока с формулировкой не только вопросов к учащимся, но и предполагаемых ответов, это описание наглядных пособий и методики использования их, это полное изложение учительской лекции. Конспект урока – это его сценарий.

Пример развернутого плана урока см.: [23, С.38-40].

Примеры уроков различных по структуре, приемам, интеллектуальному уровню см.: [21, С.63-72].

Ход занятия.

Защита планов-конспектов урока.

 

Практическое занятие № 3 Проектирование сценария лекции (4 часа)

Установка к практическому занятию.

Вероятностное проектирование модели учебной ситуации – очень важный момент в становлении конструктивно-проектировочной деятельности. У студентов начинают актуализироваться, а затем и осознанно оформляться метакогнитивные и метарефлексивные процессы при конструировании целостных ситуаций.

Процесс конструктивно-проектировочной деятельности преподавателя затрагивает глубинные неосознаваемые основания позиций личности педагога, он предполагает изменение уровней рефлексии отношений к другим людям, самоотношений, рефлексии профессиональных позиций.

Методическая разработка учебной лекции.

I. Выбор темы и ее обоснование.

1. Определение места темы и ее значение в системе целого курса.

2. Поиск материала по теме. Критический анализ отобранной литературы.

Основной принцип отбора материала – целеполагание.

Необходимо учесть уровень подготовки аудитории, ориентироваться на последующие практические занятия и самостоятельную работу слушателей с литературой, учесть реальные возможности слушателей использовать литературу.

Определить минимум обязательной информации, которая должна быть освоена слушателями. Определить полноту раскрытия отдельных вопросов.

3. Выявление основных понятий по теме. Разъяснение дефиниций.

II. Форма организации лекции.

Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

Вид лекции.

Цель лекции.

Конкретизация целевой установки в задачах. Задачи лекции для преподавателей и студентов.

Для формулировки цели и задач можно использовать педагогические таксономии.

III. Содержание лекции.

1. План лекции.

2. Разработка композиции лекции.

Отбор и расположение частей лекции (вступительная, основная часть, заключение), аргументов, иллюстраций, проблемных вопросов, интересных фактов. Лекция должна быть тематически завершенной, целостной и логически стройной.

В композиции лекции необходимо указать:

2.1. используемые дидактические приемы:

приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции;

приемы введения новых психологических понятий

2.1. формы сотрудничества преподавателей со студентами (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

3. Конспект лекции.

Ход занятия.

1. Анализ методических разработок студентов из подраздела 4.5. учебного пособия В.Я. Ляудис [25]).

2. Анализ и сопоставление разработанных студентами проектов учебных ситуаций





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.