Здавалка
Главная | Обратная связь

Частная индивидуальная собственность

Собственность как экономическая категория в современном понимании

Собственность в реальной жизни представляет собой сложное явление. Наиболее важными проявлениями понятия собственность выступают его экономическая и правовая стороны.

Собственность - это отношение между людьми по поводу средств производства и производимых ими материальных благ.Это экономическая категория – где средства производства или их продукты не сами по себе, это также не отношение отдельного человека или группы людей к средствам производства и их продуктам, а это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ.

Формы собственности:

Государственная и муниципальная собственность

При данной форме собственности собственником имущества является государство в лице органов государственной власти (комитеты и отделы по управлению государственным имуществом) либо органы местного самоуправления. В государственной и муниципальной собственности могут находится земельные участки сельскохозяйственного и промышленного назначения, недра, водные и лесные ресурсы, промышленные объекты и объекты социально-культурного назначения.

Частная собственность:

Частная индивидуальная собственность

Предприятие, основанное на частной индивидуальной форме собственности которым владеет и управляет одно физическое лицо.

Достоинством таких предприятий является то, что их сравнительно легко создать, а при необходимости - ликвидировать; собственник обладает свободой в принятии экономических решений, в распоряжении ресурсами и доходами.

Недостатки индивидуальных компаний обусловлены тем, что собственник отвечает за дела компании всем своим имуществом, в том числе и не вложенным в дело (принцип неограниченной ответственности); затруднено получение крупных кредитов, так как гарантией служит имущество собственника; персонал испытывает опасения в связи с ненадежностью фирмы, отсутствуют возможности продвижения по службе.

Закономерно, что среди работников преобладают члены семьи собственника. Частные индивидуальные предприятия распространены в мелкой розничной торговле, сфере услуг и сельском хозяйстве.

Частная коллективная собственность- в этой форме собственности имуществом владеют несколько собственников в соответствии с вкладом (долей) каждого собственника в общее имущество. При этом владение имуществом может быть совместное (без выделения долей каждому владельцу) и долевое (с определением доли каждого собственника в общем имуществе).

Наиболее распространенными являются два вида предприятий, основанных на частной коллективной форме собственности - товарищества и акционерные общества.

Акционерные общества- предприятия, находящиеся в коллективной собственности своих пайщиков (акционеров), доля собственности каждого из которых определяется размером пакета акций. Уставный капитал состоит из определенного количества ценных бумаг - акций и облигаций. Все акционеры, число которых обычно не ограничивается, являются совладельцами общества, а держатели облигаций - его кредиторами.

Каждый из пайщиков несет ответственность, ограниченную размером своей доли капитала. Владение акциями дает их владельцам доход, который называется дивидендом. Он выплачивается из чистой прибыли предприятия.

Акции и облигации свободно покупаются и продаются на фондовой бирже, при этом можно быть владельцем акций нескольких предприятий. Контрольный пакет - это доля капитала, которая обеспечивает его владельцу большинство голосов на собрании акционеров и дает возможность контролировать деятельность предприятия.

Товарищества (партнерства) - это предприятия, имеющие двух и более владельцев, объединивших свои капиталы для совместного ведения дел. Права и ответственность каждого из них определяются соглашением.

В товариществах с неограниченной ответственностью (полных товариществах) партнеры отвечают за дела компании всем своим имуществом, а в товариществах с ограниченной ответственностью - в объеме их вклада в уставный капитал. Если один из партнеров не в состоянии выполнять свои обязательства, другие должны сделать это за него (принцип солидарной ответственности).

Когда один из партнеров выбывает из товарищества, оставшимся совладельцам необходимо выкупать его долю, чтобы сохранить дело.

Закон конкуренции - это экономические отношения соперничества между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. На рынке каждый хозяйствующий субъект, собственник своими действиями стремится ограничить соперника односторонне влиять на изменения условий обращения товаров и услуг в свою пользу с целью извлечения максимальной прибыли.

Совершенная конкуренция это соблюдение не писаных правил добросовестной конкуренции, а в идеале это состояние на рынке, когда большое количество покупателей и продавцов, занимают малую долю и не в состоянии диктовать цены на покупку и продажу товаров. Признаки:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

· однородность и делимость продаваемой продукции

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

· высокая мобильность факторов производства

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

Несовершенная конкуренцияпредполагает удаление, исчезновение признаков добросовестной конкуренции, когда производители товаров и услуг вытесняют с рынка своих конкурентов, захватывая большие объемы рынка

 

Монополия

На определённом этапе развития конкуренции идёт на вытеснение проигравших с рынка. Идёт процесс концентрации и централизации капитала. Победившие крупные пред-ия расширяют свои границы (2 способа расширения:

1) предприятие за счёт прибыли увеличивает свои масштабы;

2)центр. капитала; небольшие капиталообъединения искусств). Монополия создана за счёт эффекта масштаба. Эм заключается в том. Что на предприятиях создаётся крупное поточное производство, внедряются новые машины и механизмы, растёт производительность труда, уменьшаются издержки производства. На крупном предприятии легче внедрить новые механизмы, пригласить новых специалистов. В конце 19 в. – в начале 20 в. монополии стали играть решающую роль в экономике, так как выпускают большую часть продукции. ТНК – международные монополии, таким образом монополия уничтожает конкуренцию. Монополия – результат конкурентной борьбы. На опр. этапе останавливается технический прогресс, монополия идёт по пути повышения цены. М – паразит, опасный элемент производства. Общество принимает антимонопольные законы, которые не уничтожают монополию, а ограничивают аппетиты монополий. М присутствует, и будет присутствовать всегда пока существует рыночное хозяйство. Ограничение М позволяет существовать мелкому и среднему бизнесу. Мелкий и средний бизнес – элементы эк-ки, т.к. наш работает большая часть занятых в производстве людей (менее автоматиз.). М и малый бизнес сосуществуют, так как М не может выпускать все виды продукции (автомобиль). Малый бизнес более гибок, учитывает раньше изменения потребностей покупателей.

Монополия- фирма, предприятие действующее в условиях отсутствия значимых конкурентов, выпускает товар и оказывает услуги, не имеющие близких заменителей.

Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

В нашей стране и в мире в период завершения промышленного переворота, на рубеже

XIX -XX веков происходит процесс концентрации производства и капиталов, возникают монополистические объединения, которые начинают контролировать различные виды рынков вытесняя более слабых конкурентов.

В условиях, когда конкуренты монополиста искусственно не допускаются на рынок, монополист может без потери доходов и доли рынка искусственно сдерживать развитие производства, получая доход только за счёт увеличения цен при относительно стабильном количестве продаж.

Этот период развития капитализма порождал кризисы перепроизводства, со всеми присущими кризисам социальными катаклизмами, не желая социальных бурь, революций, учитывая революционные процессы в мире в первой четверти XX века, государство начинает активно вмешиваться в экономику, устраняя недобросовестную конкуренцию, эти проявления наблюдаются в реализации « Нового курса» Ф.Д. Рузвельта в США, в попытках «фашистскими методами» регулировать развитие экономики в Германии и Италии

Сегодня на рынке классическим примером монопольного объединения является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов.

Россия, в числе стран добытчиков алмазов вынуждена сотрудничать с этим синдикатом, который располагает возможностями давления, на страны пытающиеся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка.

 

ОлигополияОлигополия – в отрасле остаётся несколько крупных производителей. Они, как правило, делят рынок, согласуясь. Используется метод неценовой конкуренции: сговор, блат, связь с властью. Ол. пред-ия часто составляют соглашение по объёму производства, по секторам рынка, по уровню цен. Олигополия – мощно использует рекламу. В России модное слово «олигарх»

 

То есть

Рынок, на котором относительно небольшое числопродавцов обслуживает много покупателей. Каждый продавец осознает, что он может контролировать своицены до определенного уровня и что на его доходы будет влиять поведение его конкурентов. Этопредставляет собой отход от допущения условий совершенной конкуренции (perfect competition), согласнокоторому на каждом отдельном рынке действует большое число фирм. Когда на рынке имеется всегонесколько фирм, каждая из них может воздействовать на рыночную цену, контролируя объемы своегопроизводства и получая за счет этого более высокие прибыли. Олигополия является характерной чертойреального мира; исследования показали, что в развитых странах рынки обнаруживают тенденциюстановиться все более олигополистическими.

Вопросы взаимодействия хозяйствующих субъектов, в России регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

В статье 14, №135-ФЗ "О защите конкуренции" указаны основания недобросовестной конкуренции

· распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов

· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.