Здавалка
Главная | Обратная связь

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.



Справочно.

По сообщению, опубликованному на сайте Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, окончательные итоги выборов Президента Республики Беларусь-2015 свидетельствуют о том, что на высший государственный пост избран Александр Григорьевич Лукашенко, за кандидатуру которого отдано 5 102 478 голосов избирателей, что составило 83,5%. По информации ЦИК, за Гайдукевича Сергея Васильевича отдано 201 945 голосов (3,3%), за Короткевич Татьяну Николаевну - 271 426 голосов (4,4%), за Улаховича Николая Дмитриевича - 102 131 (1,7%). Не поддержали ни одного из кандидатов 386 225 избирателей (6,3%). Кроме того, недействительными признано 48 808 бюллетеней (0,8%).

Явка избирателей в Гомельской области составила 90,44% (995 989 избирателей). В досрочном голосовании приняло участие 37,89% избирателей. За кандидата в Президенты Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отдали голоса 87,79% (874413 человек).

Как правило, во всех развитых странах предусмотрено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом существует объективная необходимость обеспечения их взаимодействия. В этой связи обычно учреждается пост главы государства (монарха, президента), который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

Анализ конституций многих зарубежных стран показывает, что глава государства либо выводится над всеми ветвями власти, либо включается в законодательную и исполнительную ветви власти, либо только в исполнительную власть.

При этом следует отметить, что во многих конституциях термин «глава государства» прямо не упоминается. Обычно под ним понимается монарх либо президент страны. Именно глава государства обеспечивает высшее представительство страны. При этом он зачастую является символом государства, единства нации.

Шарль де Голль так излагал свою доктрину конституционного строительства: «По моему мнению, необходимо, чтобы государство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта ее судеб». Именно эта доктрина была реализована в Конституции Французской Республики, принятой на референдуме 1958 года.

Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция) в нынешней редакции весьма схожа с Конституцией Франции.

Впервые в мире пост президента был создан в США. При этом на стадии введения президентства в Соединенных Штатах высказывалось много критических замечаний в адрес этого института («зародыш монархии», «матрица диктатуры» и др.), традиционно больше доверия было к парламенту.

К настоящему времени институт американского президентства значительно эволюционировал. Благодаря своей успешности, разумному применению Конституции США он неоднократно в разной мере копировался другими странами. В этом нет ничего зазорного. Одновременно и сами американцы много чего восприняли из европейского опыта.

Суть, значение и пределы классической президентской власти определяются следующими основными факторами:

конституционными основами президентской власти в их современной интерпретации;

внутриполитическими и социально-экономическими условиями, в рамках которых функционирует президент;

международной обстановкой и степенью угрозы, которую она представляет для национальной безопасности страны;

личными качествами и способностями президента, включая меру доверия к нему со стороны общества.

Изложенная выше позиция точно отражает влияние совокупности факторов на реальный статус Главы белорусского государства.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.

Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Данные конституционные положения являются универсальными и охватывают весь спектр функций (представительские, управленческие, гарантийные и иные), реализуемых Главой государства в процессе государственного управления.

Основополагающие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции, а также в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь»и иных законодательных актах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.