Здавалка
Главная | Обратная связь

Образец вузовского разбора



Образцы разборов

Классификация гласных звуков

Ряд Подъём Передний Средний Задний  
 
Нелабиализованные Лабиализованные  
Верхний и ы у  
Верхне-средний иэ, ь ыэ    
Средний э ъ о  
Нижний   а, Λ    

 


Классификация согласных звуков

Голос и шум Способ об-разования Место образования
Губные Язычные
губно-губ-ные губно-зуб-ные Переднеязыч-ные Сред-неязыч-ные Задне-язычные
зубные нёбные
Шум-ные Взрывные б б, п п,   д д, т т,     г г, к к,
Щелевые   в в, ф ф, з з, с с, ж ж, ш ш, j   х х,
Аффрикаты     ц ч,    
Соно-рные Смы-чно-про-ход-ные боковые     л л,      
носовые м м,   н н,      
  Дрожащие       р р,    
                   

Примечание: в каждом квадрате вверху – звонкие, внизу – глухие.

Порядок фонетического разбора

1. Выписать фонетическое слово, записать его в транскрипции, разделить на слоги.

2. Записать количество слогов, охарактеризовать характер каждого слова: ударный / безударный, прикрытый / неприкрытый, открытый / закрытый.

3. Привести другие формы разбираемого слова, поставить в них ударение, сделать вывод о характере ударения в этом слове: подвижное / неподвижное.

4. Выписать отдельно каждую букву (правильно называя ее) и звук (звуки), который она обозначает, охарактеризовать каждый звук:

1) гласный или согласный;

2) для гласных: ударный / безударный, ряд (передний / средний / задний), подъем (верхний, верхне-средний, средний, нижний), лабиал. / нелабиал.;

3) для согласных: место образования, способ образования, сонорный или шумный, для шумных – звонкий или глухой, твердый или мягкий (по последним 2 признакам указывается парность - непарность);

5. Количество звуков и букв в слове (если оно различается, объяснить почему).

Образец

с ёлкой – [с=j,ол / къй]

2 слога, 1 – ударн., прикрыт., закрыт., 2 – безударн., прикрыт., закрытый.

Ударение неподвижное: ёлкой – ёлка – ёлки.

эс – [с] – согл., переднеяз., зубн., щелев., шумн., глух. парн., тверд. парн.

- [j] – согл., среднеяз., щелев., сонорн., мягк. непарн.

ё - [о] - гласн., ударн., заднего ряда, среднего подъема, лабиал.

эль – [л] – согл., переднеяз., зубн., смычно-прох., боков., сонорн., тверд. парн.

ка – [к] – согл., заднеяз., смычн., шумн., глух. парн., тверд. парн.

о – [ъ] – гласн., безударн., средн. ряда, средн. подъема, нелабиал.

и краткое – [й,] = [j].

6 букв, 7 зв., т.к. "Ё" обозн. 2 звука.

Порядок вузовского морфемного разбора

1. Часть речи – изменяемая (как изменяется) / неизменяемая.

2. Характеристика окончания:

- по характеру формального выражения (материально выраженный или нулевой),

- по характеру грамматического значения.

3. Характеристика основы:

- членимая / нечленимая,

- простая / сложная,

- прерывистая / непрерывная.

4. Характеристика корня:

- по степени самостоятельности (свободный / связанный),

- по характеру значения (предметный / глагольный / признаковый: качественный и количественный признак),

- по наличию чередований.

5. Характеристика суффиксов:

- по функции (словоизменительный / словообразовательный),

- по значению.

6. Характеристика приставок:

- по структуре (производная / непроизводная),

- по функции (словоизменительная / словообразовательная),

- по значению.

7. Характеристика постфиксов:

- по функции (словоизменительный / словообразовательный).

8. Характеристика интерфикса: соединительная гласная, способствующая образованию слова / незначимая прокладка, обеспечивающая сочетаемость морфем.

Перечень значений суффиксов:

1. Грамматика СРЛЯ – 1970,

2. Русская грамматика – 1980, т. I,

3. З.А. Потиха "Современное русское словообразование".

 

Образец морфемного разбора

1) со-труд-ник- – сущ-ное, измен-ся по числам и падежам.

2) Окончание нулевое, выражает грамм. значение м. рода, ед. числа, им. пад.

3) Основа сотрудник членимая, простая, непрерывная.

4) Корень –труд- свободный, предметный, чередование д // ж // жд (труд – тружусь - утруждать).

5) Суффикс –ник- материально выраженный, словообразоват., имеет значение "название лиц по отношению к к-н предмету".

6) Приставка со- непроизводная, словообразовательная, имеет значение "совместности".

Словообразовательный разбор

Цель словообразовательного разбора – определение направления производности и установление мотивирующего слова, рассмотрение соотношения мотивирующего и мотивированного слова в формальном и семантическом плане.

В процессе анализа выделяется производящая основа и словообразовательный формант, выявляется словообразовательное значение производного, которое выражается способом словообразования.

Для словообразовательного анализа могут браться только слова производные, и только в начальной форме.

Словообразовательный анализ осуществляется с позиций синхронии, с учетом живых семантических и структурных связей слова.

Схема словообразовательного разбора

1. Мотивирующее слово.

2. Мотивация.

3. Производящая основа.

4. Словообразовательный формант.

5. Способ словообразования.

Образец вузовского словообразовательного разбора

Перезваниваться ← звонить

1. Мотивирующее слово – звонить.

2. Мотивация: перезваниваться – периодически звонить друг другу.

3. Производящая основа – звони.

4. Словообразоват. формант – комбинация приставки пере-, суффикса –ива-, постфикса. – (УСТНО)

5. Способ словообразования – морфологический, преф.-суфф.-постф.

Образец школьного словообразовательного разбора

Водопровод ← воду проводить (сложение)

Подснежник ← снег (приставочно-суффиксальный способ).


Схема вузовского морфологического разбора

имени существительного

I. Часть речи. Классное категориальное значение (указать, к какой лексико-семантической группе относится).

II. 1. Начальная форма.

2. Лексико-грамматические разряды, постоянные грамматические признаки сущ-го:

а) нарицательное / собственное;

б) неодушевленное / одушевленное;

в) отвлеченное / конкретное / собирательное / вещественное;

г) род (грамматическое значение и форма его выражения);

д) склонение.

3. Словоизменительные категории сущ-го:

а) в каком числе употреблено (коррелятивное / некоррелятивное по числу);

б) в каком падеже стоит, типовое и частное значение падежной формы.

III. Синтаксическая функция

Образец вузовского разбора

Платок (из) пуха – сущ-е, т.к.:

I. Имеет ККЗ предметности (обозн. материал).

II. 1. Н.ф. пух.

2. а) неодуш. (обозн. пр-т нежив. природы, В.п = И.п.),

б) нариц. (обозн. предмет как представителя класса однородных предметов, пиш-ся со строчной буквы),

в) веществ-е (обознач. вещество как неделимое целое, не изменяется по числам, не сочетается с числ-ми, образует единичное сущ-е пушинка, имеет варианты в Р.п. – а / -у),

г) м. р. (имеет ГЗ качеств. определенности, ср-во выражения – нулевая флексия),

д) 2 скл-я.

3. а) в ед. ч. (некоррелятивное, S. t),

б) в Р. п. (типовое значение – определительное, ЧЗ – род-й материала).

III. из пуха (несогл. определение).

Морфологический разбор имени прилагательного

I. Часть речи. Классное категориальное значение (призначности).

II. 1. Начальная форма.

2. Лексико-грамматический разряд, постоянные грамматические признаки прилагательного:

а) качественное, относительное или притяжательное (обосновать принадл-ть к тому или иному разряду);

б) вариант склонения (для качественных и относительных: твердый, мягкий и смешанный; для притяжательных – с основой на j или с суффиксами –ов, -ев, -ын, -ин).

3. Словоизменительные категории прилагательного:

а) род, б) число, в) падеж, г) в полной или краткой форме (для качественных),

д) степень сравнения (для качественных).

III. Синтаксическая функция прилагательного.

Образец вузовского разбора

Чистейшей прелести чистейший образец

Чистейшей (прелести) – прилагательное, т.к.:

I. Имеет ККЗ призначности.

II. 1. Н.Ф. чистый.

2. а) качественное (обозначает изначальный признак предмета: характеристику поверхности, имеет краткую форму чист, степени сравнения чище, образует отвлеченное сущ-е чистота, сочетается с наречием степени очень чистый, имеет антоним грязный),

б) твердый вариант склонения.

3. в форме ж. р., ед. числа, род. п., в превосх. степ. сравнения.

III. чистейшей (прелести) – согл. определение.

Морфологический разбор имени числительного

I. Часть речи. ККЗ (отвлеченного количества или порядка предметов при счете).

II. 1. Н.ф.

2. Лексико-грамматические разряды и постоянные признаки числительного:

а) разряд (количественное, порядковое или собирательное);

б) для количественных (определенно-количественное, неопределенно-количественное или дробное);

в) тип по составу (простое, сложное или составное).

3. Словоизменительные категории числительного:

а) в каком падеже употреблено, б) в каком роде, числе – если у числительного есть такие формы.

III. Синтаксическая функция.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.